Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
В современном мире культура является важнейшим фактором, который обеспечивает духовное развитие общества и активно влияет на экономический рост, социальную стабильность, национальную безопасность и развитие институтов гражданского общества.
Нестеровский муниципальный округ имеет богатое историко-культурное наследие и традиции. Эти факторы становятся определяющими для духовно-нравственного и культурного развития жителей нашего округа, формирования имиджа Нестеровского муниципального округа.
В округе сложилась и действует сеть муниципальных бюджетных учреждений культуры, состоящая из 15 общедоступных библиотек, объединенных в МБУК "Нестеровское библиотечное объединение", 11 Домов культуры и 4 сельских клубов, объединенных в МАУ "Нестеровский районный Центр культуры", а также МАУ ДО "Нестеровская детская школа искусств".
Большинство учреждений культуры успешно адаптировались к изменившимся социально-экономическим условиям, внедрили новые формы обслуживания, расширили диапазон предоставляемых населению услуг.
С 1 января 2014 года муниципальные учреждения культуры поменяли организационно-правовую форму и стали муниципальными бюджетными и автономными учреждениями.
Продолжается работа по модернизации материально-технической базы учреждений культуры, повышению качества и количества услуг в рамках муниципального задания, повышению квалификации работников учреждений.
Сохраняя традиции, Нестеровский муниципальный округ проводит окружные культурно-массовые мероприятия: районный фестиваль детской песни "Светлый праздник", районный конкурс чтецов художественного слова "Ключи к сердцу", районные смотры результатов деятельности учреждений (художественной самодеятельности для КДУ и творческих достижений для библиотек), патриотический автопробег, посвященный 9 Мая, Дни поселков, мемориальные акции к датам начала и окончания 1 мировой войны (воинское захоронение "Маттишкемен" пос. Совхозное), отчетные мероприятия по итогам творческого сезона и другие.
Ведется работа по сохранению исторического наследия (памятников культуры местного (муниципального) значения), вовлечению его в экономическую жизнь округа.
Результатами проведенной работы в отрасли стали:
- увеличение доходов учреждений культуры от платной и иной, приносящей доход деятельности;
- стабильный рост посещаемости культурно-досуговых мероприятий, концертов, выставок, увеличение участников клубных формирований, сохранение численности посещений библиотек Нестеровского муниципального округа.
Важным направлением в сохранении и приумножении культурного потенциала округа являются мероприятия по совершенствованию муниципальных библиотек. Они являются основным социальным институтом, гарантирующим сохранение и развитие культурного и информационного пространства. В библиотечной сфере активно используются как традиционные, так и инновационные формы работы, развиваются компьютерные и интернет-технологии.
На сегодняшний день первостепенными задачами в библиотечной сфере стали:
а) развитие и укрепление материально-технической базы филиалов НБО;
б) обновление библиотечных фондов;
в) обеспечение безопасности библиотек и сохранности библиотечных фондов как части культурного наследия;
г) обеспечение библиотек квалифицированным персоналом;
д) создание модельных библиотек.
В случае успешного выполнения программы:
1. Увеличится количество модернизированных библиотек, предоставляющих современные информационные услуги населению, от общего числа филиалов НБО.
2. Повысится активность читателей и количество посещений, улучшится качество обслуживания.
3. Укрепится безопасность библиотек, сохранность и обновление библиотечных фондов.
4. Будет развиваться система непрерывного библиотечно-информационного образования, что обеспечит комплексное повышение уровня профессионализма библиотечных кадров посредством регулярного повышения их квалификации и переподготовки по актуальным направлениям модернизации библиотечного дела.
5. Совершенствуется имидж муниципальных библиотек как современных социально-культурных институтов.
Ведущее место в обеспечении многообразия культурной жизни муниципального округа занимают учреждения культурно-досугового типа. Основным показателем стабильности и востребованности услуг этих учреждений является работа клубных формирований.
В муниципальном округе на базе муниципального автономного учреждения "Нестеровский районный Центр Культуры" осуществляют свою деятельность 148 клубных формирования с общим числом участников более 1500 человек.
Задача сохранения и развития культурных традиций в Нестеровском муниципальном округе решается муниципальными культурно-досуговыми учреждениями путем организации и проведения культурно-массовых мероприятий, сохранения и развития традиционных форм народного искусства, самодеятельного, художественного творчества. Ежегодно на территории округа муниципальными учреждениями культуры проводится более 2800 культурно-массовых мероприятий.
Необходимо продолжать плановое обновление и модернизацию материально-технической базы учреждений культуры, постоянно проводить комплекс противопожарных мероприятий. Для решения этих задач планируется:
а) проведение ремонтных работ в учреждениях культуры Нестеровского муниципального округа;
б) проведение всего комплекса противопожарных и антитеррористических мероприятий;
в) совершенствование МТБ, приобретение звукового и светового оборудования.
В случае успешного выполнения программы:
1. Увеличится количество отремонтированных культурно-досуговых учреждений, предоставляющих современные услуги населению.
2. Повысится активность населения и количество посещений мероприятий, клубных формирований.
3. Укрепится антитеррористическая, противопожарная безопасность Домов культуры и клубов, доступность маломобильным категориям граждан.
4. Повысится уровень профессионализма занятых кадров посредством регулярного повышения их квалификации.
Культурно-историческое наследие Нестеровского округа представлено объектами исторического и архитектурного плана - всего 44 объекта, из них воинских захоронений (первой и второй мировой войн) - 25, памятников - 4, памятников архитектуры - 11, все они являются ОКН местного (муниципального) значения. Объектов культурного наследия регионального значения на территории муниципалитета - 4.
На территории муниципалитета функционируют музеи:
- мемориальный комплекс, связанный с жизнью и деятельностью классика литовской литературы К. Донелайтиса в пос. Чистые Пруды (филиал КОИХМ)
- комплекс сооружений Тракененского конезавода в пос. Ясная Поляна (с музеем истории коневодческого завода Тракенен);
- общественный Виштынецкий эколого-исторический музей в пос. Краснолесье;
- общественный Музей истории, воинской Славы Нестеровского района в г. Нестерове.
На сегодняшний день первостепенными задачами в сфере развития туризма являются:
1. Создание условий для использования объектов культурного наследия в качестве ресурса для повышения конкурентоспособности и социокультурной привлекательности Нестеровского муниципального округа.
2. Содержание, обслуживание, проведение ремонтно-реставрационных работ (в т.ч. противоаварийные мероприятия) памятников, расположенных на территории Нестеровского муниципального округа (реконструкция и ремонт памятников).
3. Изготовление экскурсионных брошюр, журналов, маршрутных карт.
В случае успешного выполнения программы:
1. Увеличится доля туристов, посетивших Нестеровский муниципальный округ, что поспособствует укреплению инвестиционной привлекательности муниципалитета.
2. Увеличится количество памятников, объектов культурно-исторического наследия, на которых проведены ремонтно-реставрационные работы.
3. Будут созданы, изготовлены, систематизированы брошюры, маршрутные карты туристической привлекательности Нестеровского района.
Система дополнительного образования в сфере культуры Нестеровского округа представлена МАУ ДО "Нестеровская детская школа искусств", имеющей 2 выездных класса в сельской местности. В школе искусств обучаются 130 детей. Детская школа искусств реализует программы художественно-эстетической направленности по отделениям:
- народное (домра, аккордеон, гитара);
- фортепиано;
- изобразительное искусство и прикладное творчество.
В школе совершенствуются методы преподавания предметов, вводятся инновационные методики и технологии обучения (здоровьесберегающие технологии, педагогические мастерские, интегрированные уроки, дифференцированный подход к обучению), используются компьютерные технологии.
Профориентационная работа ведется для привлечения детей в ДШИ, проводятся концерты для воспитанников детских садов и обучающихся общеобразовательных школ района. В результате профориентационной работы и развития интереса к занятиям ученики ДШИ продолжают обучение в профильных учебных заведениях среднего специального и высшего образования региона и России.
В ДШИ ведется работа по повышению качества предоставления образовательных услуг, разрабатываются адаптированные программы, обобщается педагогический опыт работы. Преподаватели систематически повышают уровень квалификации через КПК, семинары, изучение методической литературы, передового опыта, методом самообразования, проводят открытые уроки, тематические и отчетные концерты. Концерты, фестивали, конкурсы являются неотъемлемой частью обучения.
В случае успешного выполнения программы:
1. Увеличится количества детей в возрасте от 7 до 18 лет, получающих дополнительное образование в сфере культуры;
2. Перевод на предпрофессиональную программу подготовки повысит качество дополнительного образования и количество обучающихся, обеспечит участие одаренных детей в творческих мероприятиях районного, межрайонного, регионального, всероссийского уровней.
Основные характеристики, приоритеты и цели молодежной политики
1. Молодежная политика представляет собой комплекс мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового, научного и иного характера, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при участии институтов гражданского общества, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и граждан Российской Федерации, в том числе индивидуальных предпринимателей, и направленных на создание условий для развития молодежи, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности Российской Федерации. На территории муниципального образования "Нестеровский муниципальный округ Калининградской области" на 01.01.2022 год проживает 4 213 человек в возрасте 14-35 лет.
2. Приоритеты и цели молодежной политики:
1) Целями молодежной политики являются:
- защита прав и законных интересов молодежи;
- обеспечение равных условий для духовного, культурного, интеллектуального, психического, профессионального, социального и физического развития и самореализации молодежи;
- создание условий для участия молодежи в политической, социально-экономической, научной, спортивной и культурной жизни общества;
- повышение уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде;
- формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям;
- формирование культуры семейных отношений, поддержка молодых семей, способствующие улучшению демографической ситуации в Российской Федерации;
2) Приоритеты молодежной политики в сфере реализации муниципальной программы определены в соответствии с приоритетными задачами, обозначенными в Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года N 583, а именно:
- включение молодых людей в общественную жизнь, принятие решений, работу детских и молодежных объединений, клубов;
- формирование профессиональных навыков и развитие ценностей;
- вовлечение молодежи в творческую деятельность;
- вовлечение молодежи в добровольческую деятельность;
- поддержка социально значимых общественных молодежных инициатив и проектов, направленных на вовлечение молодежи в активную социальную политику;
- информирование молодежи о направлениях и мероприятиях молодежной политики.
3. Целевой аудиторией, на которую направлена реализация мероприятий подпрограммы, являются дети и молодежь Нестеровского муниципального округа, муниципальные организации и общественные объединения, а также иные организации всех форм собственности, обеспечивающие возможность оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на развитие молодежи.
Реализация мероприятий подпрограммы "Молодежь" осуществляется по следующим направлениям:
1) Реализация мероприятий муниципального и межмуниципального уровней по основным направлениям молодежной политики;
2) Развитие и обеспечение деятельности муниципальных учреждений, реализующих основные направления молодежной политики в Нестеровском муниципальном округе;
3) Организация сбора и представление информации о реализации молодежной политики на территории муниципалитета, в том числе данных официального статистического учета.
Управление по культуре, молодежной политике и туризму Нестеровского муниципального округа обеспечивает нормативно-правовые условия функционирования отрасли, организационно-административный и финансово-экономический фундамент ее развития.
Залогом успешного достижения целей и решения задач муниципальной программы является обеспечение эффективного исполнения муниципальных услуг. Подпрограмма направлена на формирование и развитие обеспечивающих механизмов реализации муниципальной программы. В рамках подпрограммы будут созданы условия, существенно повышающие эффективность выполнения как отдельных проектов и мероприятий, так и муниципальной программы в целом.
Управление в рамках настоящей программы:
- осуществляет руководство и текущее управление реализацией муниципальной программы, координирует деятельность учреждений;
- реализует мероприятия муниципальной программы в пределах своих полномочий;
- разрабатывает в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты, необходимые для реализации муниципальной программы;
- готовит отчет о ходе реализации и об оценке эффективности муниципальной программы;
- уточняет механизм реализации муниципальной программы и размер затрат на реализацию ее мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
В случае успешного выполнения программы:
1. Повысятся качество и доступность муниципальных услуг, оказываемых в сфере культуры, молодежной политики и туризма Нестеровского района.
2. Будут созданы условия для эффективной интеграции отрасли в процесс повышения качества жизни граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития Нестеровского муниципального округа.
3. Будут реализованы в полном объеме мероприятия муниципальной программы, достигнуты ее цели и задачи, целевые показатели (индикаторы).
Муниципальная программа "Сохранение и развитие культуры, молодежной политики и туризма Нестеровского муниципального округа" на 2023-2030 годы разработана с целью расширения применения в бюджетном процессе методов долгосрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, исходя из реализации установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа эффективности использования бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.