Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
образования и науки города
Москвы
от 16.12.2022 N 1076
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования на 2023 год
I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Общие положения
В соответствии с Положением о Департаменте образования и науки города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 447-ПП, уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее - переданные полномочия) на территории города Москвы, является Департамент образования и науки города Москвы (далее - Департамент).
В соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" предмет вида контроля характеризуется следующим образом.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997, объектами федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в целом являются:
- образовательная деятельность российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации по образовательным программам высшего образования;
- образовательная деятельность российских федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих на территории Российской Федерации образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- образовательная деятельность российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
- образовательная деятельность иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;
- образовательная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено в том числе полномочие по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона.
Таким образом, объект вида контроля в рамках деятельности Департамента - это образовательная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории города Москвы, в том числе осуществляемая в филиалах таких организаций.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты. Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997, определено 3 категории риска - низкий риск, средний риск, высокий риск и установлена следующая периодичность проверок:
Категория риска |
Периодичность |
для категории высокого риска |
один раз в 3 года |
для категории среднего риска |
один раз в 4 года |
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска |
плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся |
10 марта 2022 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336). В соответствии с пунктами 1, 3, 5, 7 Постановления N 336, положениями Приказа Департамента от 11 марта 2022 г. N 140 "О завершении и отмене контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования" контрольные (надзорные) мероприятия, назначенные к проведению в 2022 г., дата начала которых наступает после 10 марта 2022 г., были отменены, а незавершенные по состоянию на 10 марта 2022 г. путем составления акта контрольного (надзорного) мероприятия, согласно абзацу 1 пункту 7 Постановления N 336, завершены.
Анализируя текущее состояние федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, за период с 01 января 2022 г. по 10 марта 2022 г. (включительно) Управлением государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента в отношении юридических лиц, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования было осуществлено следующее количество проверок:
Виды контроля (надзора) |
Плановые проверки |
Внеплановые проверки |
Всего |
||
выездные |
документарные |
выездные |
документарные |
||
Федеральный государственный надзор в сфере образования |
68 |
0 |
11 |
0 |
79 |
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, в 2022 г. возбуждено 23 дела об административном правонарушении (в отношении юридических лиц - 22, в отношении должностных лиц - 1).
Постановлениями судебных органов, поступившими в Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента в 2022 году (в том числе по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам проверок, проведенных в предыдущие годы), юридические лица и должностные лица организаций, осуществляющих образовательную деятельность, подвергнуты административным наказаниям в виде:
- административного штрафа (на общую сумму 1 000 070 рублей).
В связи с неисполнением предписаний Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента (в том числе выданных в предыдущие годы):
- проведено 11 внеплановых проверок исполнения предписаний;
- запрещен прием в 3 организации, осуществляющие образовательную деятельность;
- действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостановлено организаций, осуществляющих образовательную деятельность, не приостанавливалось.
В связи с исполнением предписания Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента:
- возобновлен прием в 1 организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
- действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостановлено организаций, осуществляющих образовательную деятельность, не возобновлялось.
Одной из приоритетных задач Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента по-прежнему остается развитие профилактической деятельности и проведение мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и предупреждение нарушений обязательных требований.
В соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" в целях предупреждения выявляемых нарушений обязательных требований Управлением государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента в 2022 г. были организованы и (или) проведены следующие мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережений;
4) консультирование;
5) профилактические визиты.
1.2. Информирование
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента осуществляет информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, посредством размещения соответствующих сведений на своем официальном сайте Департамента https://www.mos.ru/donm, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (ЕКИС) и в иных формах.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" на официальном сайте Департамента https://www.mos.ru/donm размещена и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация:
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) в сфере образования;
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора) в сфере образования, о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля в сфере образования, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
5) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
6) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
7) программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Управлением государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента;
8) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
9) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
10) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента;
11) доклады о государственном контроле (надзоре).
В целях предупреждения выявляемых нарушений законодательства об образовании и о лицензировании образовательной деятельности в рамках информирования по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами Департаментом на постоянной основе были организованы и проведены следующие профилактические мероприятия:
- практико-ориентированные мероприятия по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере образования с размещением материалов на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm, портале http://mosobrnadzor.ru и сайте https://mcko.ru/ (вебинары);
- обучающие мероприятия контролируемых лиц, участников образовательных отношений города Москвы, а также экспертов, привлекаемых для участия в проверках, по вопросам единообразного понимания и (или) практике правоприменения обязательных требований в сфере образования с размещением материалов на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm, портале http://mosobrnadzor.ru, https://mcko.ru/ (вебинары);
- разработаны информационно-аналитические и методические материалы по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере образования, примеров соблюдения обязательных требований, по принятию контролируемыми лицами конкретных мер недопущения нарушения обязательных требований и размещены на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm и портале http://mosobrnadzor.ru (памятки, блокноты, чек-листы);
- разработаны обзоры изменений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и свидетельства о государственной аккредитации и размещены на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm и портале http://mosobrnadzor.ru;
- информационное консультирование организаций, осуществляющих образовательную деятельность, посредством ресурса "Горячая линия" по вопросам соблюдения обязательных требований;
- информирование об обязательных требованиях организаций, осуществляющих образовательную деятельность, посредством электронной почты.
Продолжается работа по совершенствованию разработанных по заказу Департамента электронных сервисов цифрового самоаудита в сфере образования. Алгоритм оценки соблюдения законодательства через электронные сервисы "Онлайн-инспектор" и "Конструктор управленческих решений" портала http://mosobrnadzor.ru позволяет довести до сведения подконтрольных субъектов информацию о возможных нарушениях, а также устранить замечания в онлайн-режиме.
1.3. Обобщение правоприменительной практики
В первом квартале 2022 г. Управлением государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента осуществлялся сбор, обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере образования.
Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
По итогам обобщения правоприменительной практики были размещены методические и информационно-аналитические материалы на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm и портале http://mosobrnadzor.ru:
- перечень наиболее часто встречающихся случаев (типичных) нарушений обязательных требований по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;
- сборник об административных правонарушениях в сфере образования;
- сборник по профилактике нарушений обязательных требований;
- рекомендации по предотвращению нарушений обязательных требований, направленных на предупреждение возникновения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования, основанных на анализе типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих их возникновению.
Управлением государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента в установленный срок до 30 апреля 2022 г. была обеспечена подготовка проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента за предшествующий календарный год (далее - доклад о правоприменительной практике), и его размещение на своем официальном сайте https://www.mos.ru/donm в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для публичного обсуждения. Срок проведения публичного обсуждения составлял 10 рабочих дней.
Доклад о правоприменительной практике был утвержден приказом N 435 от 25 мая 2022 г. руководителя Департамента и размещен в установленный законом срок на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 июня.
1.4. Объявление предостережения
В течение года на основании сбора аналитических сведений посредством мониторинга контролируемых лиц, поступивших обращений на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm в случае наличия сведений у Департамента о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в Департамент возражение в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте.
В возражении в отношении предостережения указываются:
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя;
дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
В случае получения от контролируемого лица возражения в отношении предостережения Департамент рассматривает указанное возражение в течение 15 рабочих дней со дня его получения.
По результатам рассмотрения возражения в отношении предостережения Департамент принимает одно из следующих решений:
удовлетворить возражение в отношении предостережения в форме отмены объявленного предостережения;
отказать в удовлетворении возражения в отношении предостережения.
Департамент информирует контролируемое лицо о результатах рассмотрения возражения в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте (при наличии).
1.5. Консультирование
В течение года уполномоченными должностными лицами Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента согласно графику, размещенному на сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm осуществлялось консультирование контролируемых лиц и их представителей в виде устных разъяснений на личном приеме по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, в том числе с:
а) порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
б) периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
г) порядком обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования.
Также консультирование контролируемых лиц и их представителей в виде устных разъяснений осуществлялось в ходе проведения профилактического визита.
1.6. Профилактический визит
В течение года Управлением государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы были усовершенствованы подходы к осуществлению административных процедур при проведении обязательных профилактических визитов, актуализирован чек-лист для сотрудников, уполномоченных на их проведение, сформирован план-график проведения профилактических визитов, разработаны информационные и методические памятки. Обязательные профилактические визиты, в том числе по инициативе контролируемых лиц, в форме профилактической беседы были проведены по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференц-связи, в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности (в срок не позднее, чем в течение одного года со дня начала такой деятельности) и лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска (в срок не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории высокого риска).
В ходе профилактического визита контролируемые лица были проинформированы об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности, либо к принадлежащим им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска. В ходе профилактических визитов также осуществлялось консультирование контролируемых лиц по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора).
О проведении обязательного профилактического визита контролируемые лица были уведомлены не позднее, чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
Основными проблемами, на решение которых направлена программа профилактики, являются:
- недостаточная правовая грамотность контролируемых лиц;
- недостаточная информированность контролируемых лиц о порядке соблюдения обязательных требований, в связи с отказами в участии в профилактических мероприятиях;
- недобросовестное соблюдение обязательных требований контролируемыми лицами.
Одна из направленностей профилактической работы связана с повышением информированности контролируемых лиц о соблюдении норм законодательства в сфере образования.
Данная проблема на протяжении нескольких лет решалась с помощью разработанной системы электронных сервисов, организации информирования по вопросам соблюдения обязательных требований и проведения публичных мероприятий по итогам правоприменительной практики.
В целях устранения правовых пробелов и повышения правовой грамотности контролируемым лицам рекомендовано:
- следить за изменениями и (или) дополнениями, вносимыми в нормативные правовые акты;
- принимать участие в организованных Департаментом семинарах, вебинарах, круглых столах, и иных обучающих мероприятиях;
- использовать материалы интернет-порталов Минпросвещения России (https://edu.gov.ru/), Минобрнауки России (https://minobrnauki.gov.ru/), Рособрнадзора России (http://www.obrnadzor.gov.ru), Департамента образования и науки города Москвы (https://www.mos.ru/donm), Школы большого города https://school.moscow/;
- изучать памятки, информационно-методические рекомендации и иные просветительские материалы по вопросам образовательного права на портале http://mosobrnadzor.ru;
- осуществлять постоянный самоконтроль за размещением и обновлением информации и сведений на своих официальных сайтах;
- проводить самопроверку или внутренний мониторинг соблюдения законодательства об образовании и лицензировании образовательной деятельности с использованием электронных сервисов "Онлайн-инспектор" и "Конструктор управленческих решений" (http://mosobrnadzor.ru).
Профилактические мероприятия, направленные на устранение причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований в сфере образования, а также решение описанных проблем, приведены в разделе 4 настоящей Программы.
II. Цели и задачи реализации программы профилактики
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Реализация программы профилактики предусматривает решение следующих задач:
- обеспечение доступности сведений о применении обязательных требований, основных ошибках при их применении и способах их предотвращения;
- формирование одинакового понимания и применения обязательных требований в сфере образования;
- выявление типичных нарушений обязательных требований в сфере образования, причин, факторов и условий, способствующих их возникновению;
- определение способов устранения или снижения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования;
- внедрение в сфере образования инструментов и информационных технологий по предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования;
- обеспечение информационной открытости и прозрачности федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, постоянного взаимодействия, основанного на диалоге, с контролируемыми лицами и повышение уровня доверия к деятельности Департамента;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения бесплатной доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
- осуществление превентивного информирования контролируемых лиц об обязательных требованиях;
- осуществление мер по мотивации контролируемых лиц к добросовестному поведению и сознательному соблюдению обязательных требований;
- адаптация форм информирования контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований для единообразного восприятия.
III. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Эффективность программы профилактики заключается в:
- снижении количества нарушений законодательства об образовании, выявленных посредством контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность;
- формировании навыков правового самоаудита как механизма профилактики нарушений и повышения правовой компетенции руководителя;
- информационной открытости контрольно-надзорной деятельности;
- мотивации подконтрольных субъектов к законному поведению при осуществлении образовательной деятельности;
- повышении эффективности управления качеством образования в региональной системе образования посредством:
1) своевременного выявления индикаторов рисков образовательной деятельности для принятия соответствующих управленческих решений по их устранению;
2) повышения уровня правовой культуры всех участников отношений в сфере образования;
3) снижения степени тяжести нарушений требований законодательства об образовании при организации образовательной деятельности.
- повышении эффективности профилактической работы, проводимой должностными лицами Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы по предупреждению нарушений требований законодательства Российской Федерации об образовании организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность.
Профилактические мероприятия, проведенные в 2022 году, позволили достичь следующих результатов:
- увеличилась доля контролируемых лиц, охваченных профилактическими мероприятиями;
- увеличилась доля контролируемых лиц, удовлетворенных состоянием профилактической деятельности;
- увеличилась доля информационно-методического и информационно-технологического ресурса в реализации программы профилактики.
Отчетными показателями результативности и эффективности мероприятий программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
количество объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
количество проведенных обязательных профилактических визитов;
количество осуществленных консультирований в устной форме на личном приеме.
Наименование показателя |
2021 г. |
2022 г. |
Информирование в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ (процент выполнения) |
100% |
100% |
Обобщение правоприменительной практики (процент выполнения) |
100% |
100% |
Предостережения (количество) |
15 |
381 |
Предоставление консультирований в устной форме на личном приеме (процент предоставленных консультаций от общего числа обращений за консультациями) |
100% |
100% |
Профилактический визит (количество) |
0 |
462 |
IV. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
N |
Наименование мероприятия |
Срок (периодичность) проведения мероприятия |
Ответственный исполнитель (соисполнитель) |
Ожидаемый результат проведенного мероприятия |
1. |
Обобщение правоприменительной практики |
|||
1.1. |
Обобщение практики осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования и размещение перечня наиболее часто встречающихся (типичных) случаев нарушений обязательных требований на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm |
Ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы, ГАОУ ДПО МЦКО |
Выявление типичных нарушений обязательных требований в сфере образования, причин, факторов и условий, способствующих их возникновению |
1.2. |
Подготовка контролируемым лицам рекомендаций по предотвращению нарушения обязательных требований, направленных на предупреждение возникновения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования, основанных на анализе типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих их возникновению |
Один раз в год |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы, ГАОУ ВО МГПУ |
Формирование одинакового понимания и применения обязательных требований в сфере образования |
1.3. |
Усовершенствование интерактивного правового тренажера и (или) расширение перечня материалов интерактивных сервисов по профилактике нарушений обязательных требований при проведении государственной итоговой аттестации |
Один раз в год |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы, ГАОУ ДПО МЦКО |
Выявление типичных нарушений обязательных требований при проведении государственной итоговой аттестации и формирование одинакового понимания и применения обязательных требований в сфере образования |
1.4. |
Подготовка и размещение на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа: |
|
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы |
Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба); подготовка предложений об актуализации обязательных требований; подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле; формирование одинакового понимания и применения обязательных требований в сфере образования |
- проект доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики |
Не позднее 30 апреля каждого года |
|||
- публичное обсуждение |
10 рабочих дней |
|||
- доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, утвержденный приказом руководителя контрольного (надзорного) органа |
Не позднее 1 июня каждого года |
|||
1.5. |
Сбор аналитических сведений на основании мониторинга контролируемых лиц |
В течение года |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы |
Выявление типичных нарушений обязательных требований в сфере образования, причин, факторов и условий, способствующих их возникновению |
2. |
Информирование |
|||
2.1. |
Размещение и поддержка в актуальном состоянии на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm: 1) текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования; 2) сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, о сроках и порядке их вступления в силу; |
В течение года |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы |
Создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения |
3) перечней нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля в сфере образования, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; 4) руководств по соблюдению обязательных требований, разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"; 5) перечней индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов контроля к категориям риска; 6) перечней объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; 7) программы профилактики рисков причинения вреда и плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Управлением государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента; 8) исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; 9) сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц; 10) докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента; 11) докладов о государственном контроле (надзоре) |
В течение 10 рабочих дней со официального опубликования и (или) вступления в силу нормативных правовых актов |
|||
2.2. |
Подготовка и размещение на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm и портале http://mosobrnadzor.ru обзора изменений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и свидетельств о государственной аккредитации |
В течение года |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы, ГАОУ ВО МГПУ |
Создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения |
2.3. |
Подготовка и размещение на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm и портале http://mosobrnadzor.ru информационно-аналитических и методических материалов по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере образования, примеров соблюдения обязательных требований, по принятию контролируемыми лицами конкретных мер недопущения нарушения обязательных требований |
В течение года |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы, ГАОУ ВО МГПУ |
Формирование одинакового понимания и применения обязательных требований в сфере образования |
2.4. |
Развитие и совершенствование электронных сервисов "Онлайн-инспектор" и "Конструктор управленческих решений" портала http://mosobrnadzor.ru и мобильного приложения mosobrnadzor |
В течение года |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы ГАОУ ВО МГПУ |
Внедрение в сфере образования инструментов и информационных технологий по предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования |
2.5. |
Проведение практико-ориентированных и обучающих мероприятий для контролируемых лиц и участников образовательных отношений города Москвы, по вопросам соблюдения обязательных требований и осуществления контрольной (надзорной) деятельности в сфере образования с размещением материалов на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm, порталах http://mosobrnadzor.ru и https://mcko.ru |
В течение года |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы, ГАОУ ВО МГПУ, ГАОУ ДПО МЦКО |
Формирование одинакового понимания и применения обязательных требований в сфере образования |
2.6. |
Проведение клубных встреч "Эксперт и право" по тематическим вопросам |
В течение года |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы, ГАОУ ВО МГПУ |
Повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения бесплатной доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению |
2.7. |
Информационное консультирование посредством ресурса "Горячая линия" по вопросам соблюдения обязательных требований |
В течение года |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы ДПО МЦКО |
Создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения |
2.8. |
Апробация фокус-группы по использованию образовательного самоаудита |
В течение года |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы, ГАОУ ВО МГПУ, ГАОУ ДПО МЦКО |
Внедрение в сфере образования инструментов и информационных технологий по предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования |
2.9. |
Организация и обучение экспертов, привлекаемых для участия в проверках, по вопросам единообразного понимания и (или) практики правоприменения обязательных требований в сфере образования с размещением материалов на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm, порталах http://mosobrnadzor.ru и https://mcko.ru |
В течение года |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы, ГАОУ ВО МГПУ, ГАОУ ДПО МЦКО |
Повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, участников образовательных отношений города Москвы, экспертов Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы |
2.10. |
Информирование об обязательных требованиях в сфере образования на селекторных совещаниях Департамента образования и науки города Москвы и (или) посредством направления сведений в личные кабинеты руководителей образовательных организаций посредством Единой комплексной информационной системы (ЕКИС) города Москвы, на электронные почты и иными способами |
В течение года |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы |
Формирование одинакового понимания и применения обязательных требований в сфере образования |
2.11. |
Разработка программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2024 год: - подготовка проекта программы профилактики и размещение на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm |
До 1 октября 2023 г. |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы |
Обеспечение информационной открытости и прозрачности федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования |
- общественное обсуждение проекта программы профилактики |
С 1 октября до 1 ноября 2023 г. |
|||
- рассмотрение контрольным (надзорным) органом, поданных в период обсуждения предложений и направление в общественный совет при контрольном (надзорном) органе в целях его обсуждения |
С 1 ноября до 1 декабря 2023 г. |
|||
- размещение результатов общественного обсуждения на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm |
Не позднее 10 декабря 2023 г. |
|||
- утверждение решением уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа программы профилактики |
Не позднее 20 декабря 2023 г. |
|||
- размещение программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2024 год на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm |
В течение 5 дней со дня утверждения |
|||
2.12. |
Подготовка и размещение ответов на наиболее часто задаваемые вопросы о соблюдении обязательных требований посредством ресурса "Горячая линия" на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm |
В течение года |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы, ГАОУ ДПО МЦКО |
Создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения |
3. |
Объявление предостережения |
|||
3.1. |
Рассмотрение поступивших обращений на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm по вопросам готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований в сфере образования |
В течение года |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы |
Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования |
3.2. |
Направление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований |
В течение года |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы |
Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования |
4. |
Консультирование |
|||
4.1. |
Проведение консультаций для контролируемых лиц уполномоченными должностными лицами Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы осуществляется по вопросам: а) порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий; б) периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий; в) порядок принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий; г) порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования. В виде устных разъяснений в ходе профилактического визита, на личном приеме и посредством видео-конференц-связи согласно графику, размещенному на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm |
В течение года согласно графику, размещенному на сайте |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы |
Обеспечение информационной открытости и прозрачности федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования |
4.2. |
Подготовка и размещение на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm письменных разъяснений по поступившим 10 (десяти) и более однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей |
В течение года |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы |
Обеспечение информационной открытости и прозрачности федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования |
5. |
Профилактический визит |
|||
5.1. |
Проведение профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица или путем использования видео-конференц-связи |
Ежемесячно |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы |
Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования |
5.2. |
Подготовка и предоставление контролируемым лицам устных разъяснений в ходе профилактического визита, в том числе об электронных сервисах и материалах, размещенных на официальном сайте Департамента образования и науки города Москвы https://www.mos.ru/donm, порталах http://mosobrnadzor.ru и https://mcko.ru |
Ежемесячно |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы |
Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования |
5.3. |
Разработка опросных листов, памяток и иных методических материалов для использования в ходе проведения профилактических визитов |
В течение года |
Управление государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы |
Формирование одинакового понимания и применения обязательных требований в сфере образования |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента образования и науки г. Москвы от 16 декабря 2022 г. N 1076 "Об утверждении Программы профилактики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.