Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНА
Приказом Департамента занятости населения
Республики Саха (Якутия)
от 6 июля 2015 года N 184-ОД
Методика
оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в Республике Саха (Якутия)
I. Назначение и использование методики оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в Республике Саха (Якутия)
1.1. Методика оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в Республике Саха (Якутия) (далее - Методика) разработана в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1. Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
1.2. Методика разработана для проведения оценки эффективности использования иностранной рабочей силы (далее - ИРС) органами власти Республики Саха (Якутия) за отчетный год, которая предполагает анализ влияния ИРС на экономику и социальную сферу и производится в целях выработки политики в сфере привлечения и использования ИРС.
1.3. Оценка эффективности использования ИРС ежегодно осуществляется Департаментом занятости населения Республики Саха (Якутия) на основе анализа комплекса показателей за отчетный год предоставленных по данной методике федеральными, республиканскими и муниципальными органами, находящимися на территории Республики Саха (Якутия).
1.4. Оценка эффективности использования ИРС производится по следующим направлениям:
а) оценка вклада ИРС в экономику Республики Саха (Якутия), доходы и расходы бюджета, связанные с привлечением и использованием ИРС;
б) оценка влияния ИРС на рынок труда Республики Саха (Якутия);
в) оценка прочих показателей, связанных с пребыванием иностранных граждан на территории Республики Саха (Якутия).
1.5. Результаты оценки эффективности использования ИРС обобщаются и учитываются при:
- принятии решений в области политики привлечения и использования ИРС;
- рассмотрении заявок работодателей, заказчиков работ (услуг) о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг), в том числе увеличении (уменьшении) размера потребности в привлечении иностранных работников;
- установлении запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Республики Саха (Якутия), иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности;
- подготовке предложений в Федеральную миграционную службу о приостановлении выдачи патентов.
II. Информативные источники для расчета показателей оценки эффективности использования иностранной рабочей силы
2.1. Основными информационными источниками, использующимися для получения исходных показателей для оценки эффективности использования ИРС, являются данные государственной статистики и материалы ведомственного учета, данные органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Для проведения оценки эффективности использования ИРС ежегодно в срок до 20 мая текущего года органы государственной и муниципальной власти предоставляют в Департамент занятости населения Республики Саха (Якутия) на бумажном носителе и в электронном виде следующие сведения:
а) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия):
- валовой региональный продукт (предварительные данные или оценка за отчетный период";
- численность занятого населения в экономике (по месту работы) (в срок до 30 июня);
- оборот организаций по видам экономической деятельности;
- численность безработных в Республике Саха (Якутия) по квалификационным группам.
б) Управление федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия):
- численность привлекаемой иностранной рабочей силы;
- численность и структура иностранной рабочей силы по видам экономической деятельности.
в) Управление федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия):
- сумма налогов на доходы иностранных граждан;
- сумма средств, полученных с выданных иностранным гражданам патентов.
г) Министерство внутренних дел РФ по Республике Саха (Якутия):
- число и доля уголовных преступлений и административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами и в отношении их.
д) Министерство образования Республики Саха (Якутия):
- численность детей иностранных граждан, посещающих школьные и дошкольные учреждения и расходы республиканского бюджета, связанные с их обучением и содержанием.
е) Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия):
- численность иностранных граждан, которым оказана экстренная и другая медицинская помощь;
- расходы республиканского бюджета на оказание медицинской помощи иностранным гражданам.
з) Администрации Муниципальных районов и Городских округов Республики Саха (Якутия):
- расходы муниципального бюджета, связанные с иностранными гражданами.
2.2. В связи с изменениями нормативных актов и другой возникшей необходимостью Департамент занятости населения Республики Саха (Якутия) может запросить дополнительную информацию, связанную с использованием иностранной рабочей силы.
III. Оценка влияния иностранной рабочей силы на экономику Республики Саха (Якутия)
3.1. Расчет вклада ИРС в экономическое развитие производится в целом и по видам экономической деятельности, в которых участвуют ИРС.
Исходные показатели:
- численность занятого в экономике населения по видам экономической деятельности (Приложение N 1);
- численность иностранной рабочей силы по видам экономической деятельности (Приложение N 2);
- оборот организаций, отгрузка товаров и услуг собственного производства в текущих ценах по видам экономической деятельности (Приложение N 3).
Расчетные данные: Вклад ИРС в экономику Республики Саха (Якутия).
Информационной базой для расчета вклада ИРС являются данные Государственной статистики по РС (Я) о численности занятых в экономике республики и обороте организаций по видам экономической деятельности и данные УФМС о количестве подтверждений на выданные разрешения на работу и структуре ИРС по видам деятельности.
Оценка вклада ИРС в экономическое развитие республики в целом определяется как сумма вкладов в производство товаров и услуг по видам экономической деятельности: оборот организаций, отгрузка товаров и услуг собственного производства в текущих ценах по видам экономической деятельности, умноженный на долю ИРС в численности занятых по соответствующему виду экономической деятельности. (Приложение N 4).
3.2. Оценка вклада в доходную часть бюджетов и расходов бюджета республики связанную с привлечением и использованием ИРС.
Исходные показатели:
- численность иностранных граждан, которым была оказана экстренная медицинская помощь (человек), расходы бюджета на ее оказание (Приложение N 5);
- расходы бюджета на оказание другой медицинской помощи иностранным гражданам (тысяч рублей);
- численность детей иностранных граждан, обучающихся в детских дошкольных учреждениях и школах (человек) и расходы бюджета на их содержание и обучение (тыс. рублей);
- расходы бюджета на поддержание инфраструктуры, используемой иностранными гражданами (общежития, транспорт, связь, ЖКХ и т.п.) (тысяч рублей);
- расходы бюджета на депортацию и административное выдворение иностранных граждан (тысяч рублей);
- прочие расходы бюджета;
- вклад иностранной рабочей силы в доходную часть бюджета.
Расчетные показатели:
- вклад иностранной рабочей силы в доходную часть бюджетов;
- совокупные расходы бюджета на иностранных граждан;
- баланс доходов и расходов.
Расходы бюджета на оказание услуг иностранным гражданам рассчитываются исходя из установленного норматива на 1 человека, умноженного на количество иностранных граждан пользующимися данными услугами. Например, утвержденный норматив содержания 1 ребенка в детском саду умножается на количество детей иностранных граждан, посещающих детские дошкольные учреждения; утвержденный норматив на обучение 1 ребенка, умножается на количество детей иностранных граждан, обучавшихся в школах, и т. д. (Приложение N 5)
В доходы бюджета связанные с использованием иностранной рабочей силы включаются сумма удержанного налога НДФЛ с доходов, выплаченных иностранным гражданам по данным 2 - НДФЛ и сумма платежей иностранных работников на приобретение патентов на трудовую деятельность, по данным налоговых органов (млн. руб.).
В совокупных бюджетных расходах необходимо учитывать все расходы, включая расходы муниципальных бюджетов.
Баланс доходов и расходов бюджета рассчитывается путем вычитания совокупных доходов из величины совокупных расходов бюджета (Приложение N 5).
Информационной базой расчета показателей раздела 3.2. являются данные муниципальных органов, органов исполнительной власти республики и региональных, федеральных налоговых органов.
IV. Оценка влияния иностранной рабочей силы на рынок труда в Республике Саха (Якутия)
4.1. Расчет влияния иностранной рабочей силы на безработицу и напряженность на рынке труда.
Исходные показатели:
- численность экономически активного населения (Приложение N 1);
- число вакансий, заявленных организациями в службу занятости, в том числе по видам трудовой деятельности (Приложение N 6);
- численность безработных, в том числе по видам трудовой деятельности (Приложение N 9);
- численность ИРС, в том числе по видам экономической деятельности и по видам трудовой деятельности (Приложение N 2).
Расчетные показатели:
- доля среднегодовой численности иностранной рабочей силы в численности занятого населения, по видам экономической деятельности;
- доля среднегодовой численности ИРС в численности занятых в экономике по видам трудовой деятельности (Приложение N 7);
- совокупный (средний) показатель отношения численности, привлекаемой ИРС к числу заявленных вакансий;
- отношение численности, привлекаемой ИРС к числу заявленных вакансий по видам экономической деятельности;
- отношение численности, привлекаемой ИРС к числу заявленных вакансий по видам трудовой деятельности (в разрезе профессий) (Приложение N 8);
- доля численности безработных к численности ИРС (человек), рассчитывается делением численности безработных на численность ИРС (Приложение N 10).
Для оценки степени зависимости отраслей экономики республики от притока ИРС выявляются отрасли с относительно высоким (выше средней) и отрасли с относительно низким (ниже среднего) участием ИРС. Для этого, определяются показатели соотношения численности ИРС к численности занятого населения, исчисленные по видам экономической деятельности и сопоставляются с показателем средней величины этого соотношения по республике.
Показатель отношения численности безработных к численности ИРС вычисляется по видам трудовой деятельности. Виды деятельности, в которых заняты иностранные работники, ранжируются в зависимости от величины этого показателя и сопоставляются с совокупным (средним) показателем отношения численности безработных к численности ИРС. Делается заключение о меньшем или большем (по отношению к среднему) уровне давления ИРС на рынок труда по отдельным видам деятельности (об относительно "благополучных" и "напряженных" участках рынка).
Доля численности безработных в численности ИРС вычисляется в разрезе квалификационных групп. Величина этого показателя для каждой квалификационной группы сопоставляется с совокупным (средним) показателем отношения численности безработных к численности ИРС. Делается заключение о меньшем или большем (по отношению к среднему) уровне давления ИРС на рынок труда по отдельным квалификационным группам (об относительно "благополучных" и "напряженных" участках рынка в разрезе квалификации).
Показатели отношения численности, привлекаемой ИРС к числу заявленных вакансий по видам деятельности и квалификационным группам анализируются по аналогичной схеме.
4.2. Расчет влияния ИРС на уровень оплаты труда и отклонения (дискриминацию) в оплате труда в отраслях со значительной долей иностранного труда.
Исходные показатели:
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата рабочих и служащих организаций всех видов экономической деятельности и всех форм собственности (кроме субъектов малого предпринимательства), в том числе по видам экономической деятельности:
- размер оплаты труда привлекаемых иностранных работников по видам экономической деятельности и видам трудовой деятельности.
Расчетные показатели:
- соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы всех работников и заявленного размера оплаты труда, привлекаемой ИРС по видам экономической деятельности (Приложение N 11).
Показатели используются для выявления возможного разрыва в оплате труда местных работников и мигрантов. Наличие больших разрывов в оплате труда может косвенно свидетельствовать о понижающем влиянии заработков иностранных работников на общий уровень оплаты труда в основных отраслях их занятости, что отражается на зарплате местных работников; о наличии дискриминации; о возможном пополнении малообеспеченных групп населения (росте бедности) за счет мигрантов.
V. Оценка прочих показателей, связанных с пребыванием иностранных граждан на территории Республики Саха (Якутия)
5.1. Оценка показателей, связанных с пребыванием иностранных граждан на территории Республики Саха (Якутия).
Исходные показатели:
- число преступлений, совершенных иностранными гражданами и против иностранных граждан, в том числе по видам преступлений, и их доля в общей численности соответствующих преступлений;
- уровень преступности среди иностранных граждан (число совершенных преступлений на 1000 иностранных граждан) в сопоставлении со средним уровнем преступности (число совершенных преступлений на 1000 населения);
- число административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами, в том числе по видам правонарушений, и их доля в общей численности соответствующих правонарушений;
Оценка об относительно большем или меньшем влиянии присутствия иностранных граждан на криминогенную обстановку в регионе.
Показатели числа преступлений, административных правонарушений, нарушений трудового законодательства в отношении иностранных граждан, общественных выступлений против размещения ИРС на территории региона сравниваются с соответствующими средними показателями. Делается заключение (Приложение N 12).
Информационной базой расчета показателей пункта являются данные МВД.
VI. Итоговые результаты оценки показателей эффективности использования иностранной рабочей сил в Республике Саха (Якутия)
6.1. Для оценки эффективности привлечения иностранной рабочей силы определен перечень показателей, характеризующих влияние иностранной рабочей силы на социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия).
В Приложении N 13 приводится динамика изменений основных расчетных показателей привлечения и использования иностранной рабочей силы, влияющая на социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) за последние 4 года (данные, предшествующие отчетному году, берутся из расчета эффективности ИРС за прошлые годы).
В графе 1 Приложения N 14 для каждого показателя оценки эффективности определено контрольное значение, превышение или не достижение, которого характеризует эффективность данного направления. При росте показателя по сравнению с контрольным значением, знак "+" пропорционально увеличивает баллы и, напротив, при росте показателя по сравнению с контрольным значением со знаком "-" уменьшает баллы.
В графе 2 указываются показатели прироста за отчетный год из графы 5 Приложения N 13.
В графе 3 для определения изменения контрольного показателя за отчетный год, в строках "2", "5", "7" со знаком (+) (гр. 2 : гр. 1 = гр. 3). В строках "1", "3", "4", "6", "8" со знаком (-) (гр. 1 : гр. 2 = гр. 3).
В графе 4 установлена значимость каждого показателя в баллах.
В графе 5 определяется оценка эффективности привлечения иностранной рабочей силы, в баллах по каждому показателю. Для определения значимости показателя в баллах в отчетном году (гр. 3 Х гр. 4 = гр. 5). Баллы за отчетный год определяются, с точностью до десятичных значений. Итоговая оценка выше 10 баллов говорит о росте эффективности использования ИРС, и напротив оценка ниже 10 баллов говорит о снижении эффективности.
Итоговое заключение
По результатам оценки показателей эффективности использования иностранной рабочей силы будут представлены аналитические записки:
- о влиянии привлечения иностранной рабочей силы на экономическую, социальную ситуацию;
- о влиянии на состояние безработицы, на напряженность на рынке труда;
- о влиянии на уровень оплаты и условия оплаты труда,
- о влиянии на криминогенную обстановку,
- о влиянии на социальную инфраструктуру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.