Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к приказу Региональной энергетической
комиссии Омской области
от 7 марта 2023 года N 3-П
Инструкция
пользователя объекта информатизации автоматизированной системы "РЭК" Региональной энергетической комиссии Омской области по обеспечению безопасности обработки информации при возникновении внештатных ситуаций
1. Назначение и область действия
1.1. Настоящая Инструкция определяет возможные аварийные ситуации, связанные с функционированием объекта информатизации (ОИ) автоматизированной системы (АС) "РЭК" Региональной энергетической комиссии Омской области, меры и средства поддержания непрерывности работы и восстановления работоспособности АС после аварийных ситуаций.
1.2. Целью настоящего документа является превентивная защита элементов АС от прерывания работы в случае реализации рассматриваемых угроз.
Задачей данной Инструкции является:
- Определение мер защиты от прерывания
- Определение действий восстановления работоспособности АС
1.3. Действие настоящей Инструкции распространяется на всех пользователей, имеющих доступ к ресурсам АС, а также на основные системы обеспечения непрерывности работы и восстановления ресурсов при возникновении аварийных ситуаций, в том числе:
- Системы жизнеобеспечения
- Системы обеспечения отказоустойчивости
- Системы резервного копирования и хранения данных
- Системы контроля физического доступа
1.4. Пересмотр настоящего документа осуществляется по мере необходимости.
2. Порядок реагирования на аварийную ситуацию
2.1. Действия при возникновении аварийной ситуации
В настоящем документе под аварийной ситуацией понимается некоторое происшествие, связанное со сбоем в функционировании элементов АС, предоставляемых пользователям АС. Аварийная ситуация становится возможной в результате реализации одной из угроз, приведённых далее.
2.2. Источники угроз:
Технологические угрозы
Пожар в здании.
Повреждение водой (прорыв системы водоснабжения, канализационных труб, систем охлаждения).
Взрыв (бытовой газ, теракт, взрывчатые вещества или приборы, работающие под давлением).
Химический выброс в атмосферу.
Внешние угрозы.
Сбои общественного транспорта.
Эпидемия.
Массовое отравление персонала.
Стихийные бедствия.
Удар молнии.
Сильный снегопад.
Сильные морозы.
Просадка грунта (подмыв грунтовых вод) с частичным обрушением здания.
Затопление водой в период паводка.
Наводнение, вызванное проливным дождем.
Подтопление здания (воздействие подпочвенных вод, вызванное внезапным и непредвиденным повышением уровня грунтовых вод).
Телекоммуникационные и IT угрозы.
Сбой IT - систем.
Угрозы, связанные с человеческим фактором.
Ошибка персонала, имеющего доступ к АС.
Нарушение конфиденциальности, целостности и доступности конфиденциальной информации.
Угрозы, связанные с внешними поставщиками.
Отключение электроэнергии.
Физический разрыв линий.
2.3. Все действия в процессе реагирования на аварийные ситуации должны документироваться ответственным за реагирование сотрудником в "Журнале по учёту мероприятий по контролю за ситуацией".
2.4. В кратчайшие сроки, не превышающие одного рабочего дня, сотрудники организация (ответственный за эксплуатацию ОИ и администратор безопасности АС) предпринимают меры по восстановлению работоспособности. Предпринимаемые меры по возможности согласуются с вышестоящим руководством. По необходимости иерархия может быть нарушена с целью получения высококвалифицированной консультации в кратчайшие сроки.
2.5. Уровни реагирования на инцидент.
При реагировании на инцидент важно, чтобы пользователь правильно классифицировал критичность инцидента. Критичность оценивается на основе следующей классификации:
Уровень 1 - Незначительный инцидент. Незначительный инцидент определяется как локальное событие с ограниченным разрушением, которое не влияет на общую доступность элементов АС и средств защиты. Эти инциденты решаются ответственными за реагирование сотрудниками.
Уровень 2 - Авария. Любой инцидент, который приводит или может привести к прерыванию работоспособности отдельных элементов АС и средств защиты. Эти инциденты выходят за рамки управления ответственными за реагирование сотрудниками.
К авариям относятся следующие инциденты:
Отказ элементов АС и средств защиты из-за повреждения водой (прорыв системы водоснабжения, канализационных труб, систем охлаждения), а также подтопления в период паводка или проливных дождей.
Отказ элементов АС и средств защиты из-за отсутствия ответственного за эксплуатацию ОИ и администратора безопасности АС более чем на сутки из-за: химического выброса в атмосферу, сбоев общественного транспорта, эпидемии, массового отравления персонала, сильного снегопада, сильных морозов.
Уровень 3 - Катастрофа. Любой инцидент, приводящий к полному прерыванию работоспособности всех элементов АС и средств защиты, а также к угрозе жизни пользователей АС, классифицируется как катастрофа. Обычно к катастрофам относят обстоятельства непреодолимой силы (пожар, взрыв), которые могут привести к неработоспособности АС и средств защиты на сутки и более.
К катастрофам относятся следующие инциденты
Пожар в здании.
Взрыв.
Просадка грунта с частичным обрушением здания.
3. Меры обеспечения непрерывности работ и восстановления ресурсов при возникновении аварийных ситуаций
3.1. Технические меры
К техническим мерам обеспечения непрерывной работы и восстановления относятся программные, аппаратные и технические средства и системы, используемые для предотвращения возникновения аварийных ситуаций, такие как:
Системы жизнеобеспечения.
Системы обеспечения отказоустойчивости.
Системы резервного копирования и хранения данных.
Системы контроля физического доступа.
Системы жизнеобеспечения АС включают:
Пожарные сигнализации и системы пожаротушения.
Системы вентиляции и кондиционирования.
Системы резервного питания.
Все критичные помещения организации (помещения, в которых размещаются элементы ИС и средства защиты) должны быть оборудованы средствами пожарной сигнализации. Порядок предотвращения потерь информации и организации системы жизнеобеспечения АС описан в Порядке резервирования и восстановления работоспособности технический систем и программного обеспечения, баз данных и средств защиты информации.
3.2. Организационные меры
Ответственные лица за реагирование знакомят всех сотрудников организации, находящихся в их зоне ответственности, с данной инструкцией в срок, не превышающий трёх рабочих дней с момента выхода нового сотрудника на работу. По окончанию ознакомления сотрудник расписывается в листе ознакомления. Подпись сотрудника должна соответствовать его подписи в документе, удостоверяющем его личность. Должно быть проведено обучение должностных лиц организации, имеющих доступ к ресурсам АС, порядку действий при возникновении аварийных ситуаций. Должностные лица должны получить базовые знания в следующих областях:
Оказание первой медицинской помощи.
Пожаротушение.
Эвакуация людей.
Защита материальных и информационных ресурсов.
Методы оперативной связи со службами спасения и лицами, ответственными за реагирование сотрудниками на аварийную ситуацию.
Выключение оборудования, электричества, водоснабжения, газоснабжения.
Ответственный за эксплуатацию ОИ и администратор безопасности АС должны быть дополнительно обучены методам частичного и полного восстановления работоспособности элементов АС. Навыки и знания должностных лиц по реагированию на аварийные ситуации должны регулярно проверяться. При необходимости должно проводиться дополнительное обучение должностных лиц порядку действий при возникновении аварийной ситуации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.