г. Краснодар |
|
20 сентября 2013 г. |
Дело N А32-40714/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Дельта+" (ИНН 2319024828, ОГРН 1022302833541) - Карповича В.Г. (доверенность от 09.09.2013), в отсутствие ответчиков: Департамента имущественных отношений администрации города Сочи (ИНН 2320034940, ОГРН 1022302919374), администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), общества с ограниченной ответственностью "Адлер-Аудит" (ИНН 2317029242, ОГРН 1022302715687), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Сочи и администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2013 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 (судьи Пономарева И.В., Баранова Ю.И., Ванин В.В.) по делу N А32-40714/2011, установил следующее.
ООО "Дельта+" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи (далее - департамент), администрации г. Сочи (далее - администрация) и ООО "Адлер-аудит" (далее - ООО "Адлер-аудит") о признании недостоверной величины рыночной стоимости годовой арендной платы земельного участка (кадастровый номер 23:49:0204011:39) площадью 243 кв. м, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы от 30.08.2011 N 355-О/62; о возложении на администрацию обязанности заключить с обществом договор аренды от 05.09.2011 N 4900006983 указанного земельного участка, изложив пункт 3.2 договора в следующей редакции: "Размер годовой арендной платы за участок устанавливается в размере 57 904 рублей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013, суд прекратил производство по делу в части требований к департаменту в связи с отказом общества от иска. В части признания недостоверной величины рыночной стоимости годовой арендной платы, определенной обществом в отчете об оценке от 30.08.2011 N 355-О/62, производство по делу прекращено, поскольку величина рыночной стоимости в данном случае не является обязательной. Суд обязал администрацию в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда заключить с обществом договор аренды земельного участка с указанием годовой арендной платы в размере 57 904 рублей. Судебный акт мотивирован тем, что при определении оплаты за пользование земельным участком необходимо исходить из размера рыночной стоимости участка по состоянию на дату отчета оценщика - 10.06.2011.
В кассационной жалобе департамент и администрация просят отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, указывая, что истцом не представлено доказательств недостоверной величины рыночной стоимости годовой арендной платы спорного земельного участка, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы от 30.08.2011 N 355-О/62 в сумме 270 171 рубля.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0204011:39 площадью 243 кв. м, о чем свидетельствуют кадастровый паспорт указанного земельного участка от 16.05.2011, копии свидетельств о государственной регистрации права (т. 1, л. д. 104 - 106).
На основании постановления администрации от 04.04.2011 N 557 в аренду обществу предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204011:39 площадью 243 кв. м, занятый принадлежащими обществу объектами недвижимости.
Департамент 05.09.2011 направил в адрес общества подписанный проект договора аренды земельного участка N 4900006983 с указанием годовой арендной платы в сумме 270 171 рубль, определенной отчетом о рыночной стоимости права аренды земельного участка от 30.08.2011 N 355-О/62.
Истец, не согласившись с размером арендной платы, письмом от 23.09.2011 N 36 направил протокол разногласий, который департаментом отклонен (письмо департамента от 05.10.2011 N 02-05-16/13067).
Поскольку департамент и общество не достигли соглашения по указанному условию договора, истец обратился в суд.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 постановления главы г. Сочи от 30.06.2009 N 210 "О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи" (далее - постановление N 210) размер годовой арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города-курорта Сочи, определяется на основании отчета об их рыночной оценке, выполненного независимым оценщиком в соответствии с требованиями Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Поскольку земельный участок, испрашиваемый обществом, не относится к категории земельных участков, указанных в пункте 5.2 постановления N 210, в отношении которых необходимо определять арендную плату от кадастровой стоимости земельного участка, то арендную плату следует определять в зависимости от рыночной стоимости земельного участка.
Во исполнение пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, постановлением от 27.01.2011 N 50 (в редакции по состоянию на 05.09.2011) главы администрации (губернатора) Краснодарского края утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственной собственности, которая не разграничена на территории Краснодарского края.
Пунктом 2 названного постановления главы администрации Краснодарского края рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края не позднее 1 марта 2011 года привести в соответствие с настоящим постановлением свои нормативные правовые акты, а также ранее заключенные договоры аренды земельных участков в установленном законодательством порядке.
3 июня 2011 года во исполнение данного краевого постановления, администрацией города Сочи принято постановление N 1061 "О правилах (далее - Правила г. Сочи) определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Сочи. 9 июня 2011 года оно опубликовано в газете "Новости Сочи" N 92, и соответственно вступило в силу с указанной даты.
В преамбуле к Правилам указано, что это правила, в том числе, для определения размера арендной платы за земли муниципальной собственности.
На основании изложенного суды обоснованно пришли к выводу о необходимости определить рыночную стоимость права аренды земельного участка.
В силу пункта 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона N 135-ФЗ отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу. Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ввиду разногласий сторон относительно определенной отчетом от 30.08.2011 N 355-О/62 рыночной стоимости земельного участка судом назначена экспертиза.
Из заключений ООО "Центр независимых судебных экспертиз" от 21.05.2012 N 059/12 и от 15.10.2012 N 216/12, следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204011:39 составила 3 812 855 рублей (по состоянию на дату 05.09.2011), либо 53 860 287 рублей (по состоянию на дату оценки оценщика - 10.06.2011). В результате примененного поправочного коэффициента в размере 1,5% (Приложение N 2 к правилам), а так же коэффициента инфляции в размере 1,372 (1) годовой размер арендной платы составил 78 469 рублей (по состоянию на 05.09.2011), либо 57 904 рублей (по состоянию на дату оценки оценщика - 10.06.2011).
Отчет оценщика ООО "Адлер-Аудит" составлен 30.08.2011, оценка произведена по состоянию на 10.06.2011. Правила же вступили в силу 09.06.2011, со дня их официального опубликования в газете "Новости Сочи" (N 92), следовательно, положения Правил должны были быть учтены в ходе производства оценки.
В связи с изложенным, суды правильно пришли к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в части понуждения администрации к заключению договора аренды с указанием размера годовой арендной платы 57 904 рублей.
Довод заявителей жалобы о том, что истцом не представлено доказательств недостоверной величины рыночной стоимости годовой арендной платы спорного земельного участка, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы от 30.08.2011 N 355-О/62, отклоняется, так как опровергается имеющими в деле доказательствами.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами.
В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 по делу N А32-40714/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.П. Назаренко |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.