В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением Собрания депутатов города Троицка от 30.03.2017 года N 38 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Троицке", Собрание депутатов города Троицка решает:
1. Утвердить Положение о порядке предоставления муниципальных гарантий муниципального образования "Город Троицк" (приложение).
2. Признать утратившим силу решение Собрания депутатов города Троицка от 15.04.2009 года N 51 "Об утверждении Положения о предоставлении муниципальных гарантий в городе Троицке".
3. Контроль за исполнением настоящего решения поручить постоянной комиссии по финансово-бюджетной и экономической политике (Хасанов В.В.).
4. Настоящее решение опубликовать в газете "Вперёд".
5. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Собрания депутатов города Троицка |
В.В. Хасанов |
Глава города Троицка |
А.Г. Виноградов |
Утверждено
решением Собрания
депутатов города Троицка
от 21 февраля 2023 г. N 8
Положение
о порядке предоставления муниципальных гарантий муниципального образования "Город Троицк"
I. Общие положения
1. Положение о порядке предоставления муниципальных гарантий муниципального образования "Город Троицк" (далее - настоящее Положение) разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации с целью урегулирования отношений, связанных с осуществлением полномочий муниципального образования "Город Троицк" по предоставлению муниципальных гарантий муниципального образования "Город Троицк" (далее - муниципальная гарантия).
2. Муниципальная гарантия - вид долгового обязательства, в силу которого муниципальное образование "Город Троицк" (гарант) обязано при наступлении предусмотренного в муниципальной гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу (лицам), в пользу которого (которых) предоставлена муниципальная гарантия (бенефициар), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств бюджета города Троицка в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципал) его обязательств перед бенефициаром.
3. Решение о предоставлении муниципальной гарантии от имени муниципального образования "Город Троицк" принимает администрация города Троицка (далее - Администрация города) в пределах общей суммы обязательств по муниципальным гарантиям, утвержденной решением Собрания депутатов города Троицка о бюджете города Троицка на очередной финансовый год и на плановый период, в соответствии с программой муниципальных гарантий города Троицка в валюте Российской Федерации или программой муниципальных гарантий города Троицка в иностранной валюте.
4. Муниципальная гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его денежных обязательств перед бенефициаром, возникших из договора о предоставлении муниципальной гарантии города Троицка или иной сделки (основного обязательства).
Муниципальная гарантия не обеспечивает досрочное исполнение обязательств принципала, в том числе в случае предъявления принципалу требований об их досрочном исполнении либо наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обязательств принципала считается наступившим.
5. Предоставление муниципальной гарантии осуществляется исключительно в письменной форме посредством заключения договора о предоставлении муниципальной гарантии города Троицка с указанием обязательства, которое обеспечивается муниципальной гарантией, и выдачи принципалу муниципальной гарантии.
Несоблюдение письменной формы муниципальной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).
6. Муниципальная гарантия предоставляется в валюте, в которой выражена сумма основного обязательства.
II. Порядок обращения юридического лица о предоставлении муниципальной гарантии
7. Муниципальная гарантия предоставляется юридическому лицу при соблюдении следующих условий:
1) юридическое лицо должно быть зарегистрированным в установленном порядке на территории города Троицка и (или) осуществлять свою деятельность на территории города Троицка;
2) юридическое лицо не должно находиться в стадии реорганизации или ликвидации;
3) юридическое лицо должно иметь удовлетворительное финансовое состояние;
4) юридическое лицо и его поручители (третьи лица, гаранты) не должны иметь просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом города Троицка, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по ранее предоставленным муниципальным гарантиям;
5) юридическое лицо и третьи лица до даты выдачи муниципальной гарантии должны предоставить обеспечение исполнения обязательств по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу, возникающего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части такой гарантии, в соответствии с требованиями статьи 115.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и гражданского законодательства Российской Федерации.
8. Муниципальная гарантия не предоставляется в обеспечение исполнения обязательств юридического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).
9. Муниципальная гарантия не предоставляется юридическому лицу, предоставившему недостоверные сведения о себе.
10. Юридическое лицо предоставляет в Администрацию города на имя главы города заявление о намерении получения муниципальной гарантии (далее - заявление) с указанием размера гарантийного обязательства, срока действия муниципальной гарантии, цели, на которую предполагается использование средств, полученных от гарантированного обязательства.
11. К заявлению должны быть приложены материалы согласно перечню, утверждаемому постановлением Администрации города.
12. Документы, предоставляемые в Администрацию города в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения, прошиваются (каждый отдельно), подписываются или заверяются уполномоченным лицом юридического лица, подпись которого должна быть скреплена печатью соответствующего юридического лица.
13. Ответственность за достоверность предоставленных документов несет руководитель юридического лица, претендующего на получение муниципальной гарантии.
14. Документы и иные материалы, полученные Администрацией города в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения, не возвращаются.
III. Порядок рассмотрения обращения о предоставлении муниципальной гарантии
15. С резолюцией главы города заявление и приложенные к нему материалы направляются в Управление социально-экономической политики администрации города Троицка (далее - Управление социально-экономической политики) для проведения анализа социально-экономической значимости, приоритетности для города Троицка и эффективности обязательства, в обеспечение которого выдается муниципальная гарантия.
16. Материалы, приложенные к заявлению на предоставление муниципальной гарантии, направляются в Финансовое управление администрации города Троицка (далее - Финансовое управление).
17. Финансовое управление проводит анализ финансового состояния принципала и его возможности в полном объеме исполнить обязательство, в обеспечение которого запрашивается муниципальная гарантия, а также анализ предложений принципала по способам обеспечения исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по муниципальной гарантии.
Порядок проведения анализа финансового состояния принципала и показатели оценки его финансового состояния устанавливаются Администрацией города.
Администрация города в составе документов, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, направляет в Финансовое управление справки принципала и бенефициара, подтверждающие их соответствие требованиям, установленным абзацем первым пункта 16 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и прилагаемые к справкам документы, подтверждающие содержащиеся в справках сведения, для проведения проверки при предоставлении муниципальной гарантии, которая осуществляется Финансовым управлением в соответствии с правовым актом Правительства Российской Федерации либо агентом, привлеченным Администрацией города в соответствии с решением Собрания депутатов города Троицка о бюджете города Троицка на очередной финансовый год и плановый период.
18. Заключения Финансового управления и Управления социально-экономической политики, а также заявление и материалы, предоставленные принципалом, направляются главе города для рассмотрения и принятия решения о предоставлении муниципальной гарантии.
Рассмотрение заявления и подготовка соответствующих заключений осуществляются в течение 30 рабочих дней со дня регистрации обращения о предоставлении муниципальной гарантии.
IV. Принятие решения о предоставлении муниципальной гарантии
19. Решение о предоставлении муниципальной гарантии принимается в форме постановления Администрации города.
В постановлении Администрации города указываются:
1) наименование гаранта (муниципальное образование "Город Троицк") и наименование органа, выдавшего муниципальную гарантию от имени гаранта;
2) наименование бенефициара;
3) наименование принципала;
4) обязательство, в обеспечение которого выдается муниципальная гарантия (с указанием наименования, даты заключения и номера (при его наличии) основного обязательства, срока действия основного обязательства или срока исполнения обязательств по нему, наименований сторон, иных существенных условий основного обязательства);
5) объем обязательств гаранта по муниципальной гарантии и предельная сумма муниципальной гарантии;
6) основания выдачи муниципальной гарантии;
7) дата вступления в силу муниципальной гарантии или событие (условие), с наступлением которого муниципальная гарантия вступает в силу;
8) срок действия муниципальной гарантии;
9) определение гарантийного случая, срок и порядок предъявления требования бенефициара об исполнении муниципальной гарантии;
10) основания отзыва муниципальной гарантии;
11) порядок исполнения гарантом обязательств по муниципальной гарантии;
12) основания уменьшения суммы муниципальной гарантии при исполнении в полном объеме или в какой-либо части муниципальной гарантии, исполнении (прекращении по иным основаниям) в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципала, обеспеченных муниципальной гарантией, и в иных случаях, установленных муниципальной гарантией;
13) основания прекращения муниципальной гарантии;
14) условия основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;
15) наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении денежных средств, уплаченных гарантом бенефициару по муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);
16) иные условия муниципальной гарантии, а также сведения, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.
20. Вступление в силу муниципальной гарантии определяется календарной датой или наступлением события (условия), которое может произойти в будущем.
21. Срок действия муниципальной гарантии определяется условиями муниципальной гарантии.
22. Финансовое управление готовит договор о предоставлении муниципальной гарантии, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по муниципальной гарантии.
23. Глава города от имени Администрации города подписывает договор о предоставлении муниципальной гарантии, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по муниципальной гарантии.
24. Основанием для принятия решения о предоставлении юридическому лицу муниципальной гарантии является соблюдение следующих условий:
1) документы, предусмотренные пунктом 11 настоящего Положения, предоставлены в полном объеме без нарушения требований, установленных настоящим Положением, и содержат достоверные сведения;
2) положительное заключение по результатам анализа социально-экономической значимости, приоритетности для города Троицка и эффективности обязательства, заключение о положительном финансовом состоянии юридического лица, претендующего на получение муниципальной гарантии (в случае предоставления муниципальной гарантии с правом регрессного требования);
3) отсутствие просроченной задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом города Троицка, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также отсутствие неурегулированных обязательств по ранее предоставленным муниципальным гарантиям;
4) наличие остатка бюджетных ассигнований в пределах лимитов предоставления муниципальных гарантий, установленных решением Собрания депутатов города Троицка о бюджете города Троицка на очередной финансовый год и на плановый период.
25. Решение об отказе в предоставлении юридическому лицу муниципальной гарантии принимается в форме письма Администрации города за подписью главы города.
26. Письмо об отказе в предоставлении муниципальной гарантии направляется заявителю в течение 5 рабочих дней после принятия решения об отказе в предоставлении юридическому лицу муниципальной гарантии.
V. Порядок исполнения обязательств по муниципальной гарантии
27. Муниципальная гарантия предоставляется при условии предоставления принципалом, третьим лицом обеспечения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу, возникающего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части такой гарантии.
28. Способами обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по муниципальной гарантии могут быть только банковские гарантии и поручительства юридических лиц, государственные (муниципальные) гарантии, государственные гарантии иностранных государств, залог имущества. Обеспечение исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу должно иметь достаточную степень надежности (ликвидности), а также соответствовать требованиям, установленным абзацами третьим - шестым пункта 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Объем (сумма) обеспечения регрессных требований определяется при предоставлении муниципальной гарантии с учетом финансового состояния принципала.
29. Оценка рыночной стоимости и ликвидности передаваемого в залог имущества, надежности банковской гарантии, поручительства осуществляется в соответствии с абзацами седьмым и восьмым пункта 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
30. Порядок определения при предоставлении муниципальной гарантии минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по муниципальной гарантии в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала устанавливается Администрацией города.
31. При выявлении недостаточности предоставленного обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу или иного несоответствия предоставленного обеспечения требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и (или) правовыми актами Администрации города (в том числе в случае существенного ухудшения финансового состояния юридического лица, предоставившего в обеспечение исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу банковскую гарантию или поручительство, уменьшения рыночной стоимости предмета залога), принципал обязан в срок, установленный постановлением Администрации города, осуществить замену обеспечения (полную или частичную) либо предоставить дополнительное обеспечение в целях приведения состава и общего объема (суммы) обеспечения в соответствие с установленными требованиями. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом указанной обязанности принципал несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, договором о предоставлении муниципальной гарантии. Неисполнение принципалом указанной обязанности не является основанием для неисполнения муниципальной гарантии (признания требования бенефициара об исполнении гарантии необоснованным и не подлежащим удовлетворению), прекращения муниципальной гарантии.
32. Неисполнение принципалом установленной пунктом 31 обязанности приравнивается к неисполнению денежных обязательств перед гарантом. К принципалу, не исполнившему указанную обязанность, применяются положения, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 статьи 93.2, абзацем четвертым пункта 1.1 статьи 115.2, пунктом 17 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации для лиц, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед гарантом.
33. Гарант по муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность по обеспеченному им обязательству принципала в пределах суммы гарантии.
34. Гарантийный случай по муниципальной гарантии наступает при неисполнении принципалом обязательств перед бенефициаром по возврату суммы основного долга в срок, установленный договором, под обеспечение обязательств которого была предоставлена муниципальная гарантия.
35. До предъявления гаранту требования об исполнении муниципальной гарантии бенефициар не позднее 30 календарных дней со дня наступления гарантийного случая предъявляет принципалу требование об исполнении просроченных обязательств по погашению суммы основного долга. В случае если принципал в течение 10 календарных дней со дня предъявления ему бенефициаром требования об исполнении просроченных обязательств по погашению суммы долга не удовлетворит (откажется удовлетворить) указанное требование или не даст ответ бенефициару, требование об исполнении муниципальной гарантии может быть предъявлено гаранту в течение срока, на который предоставлена муниципальная гарантия. В случае если принципал откажется удовлетворить заявленное бенефициаром требование ранее указанного выше срока, требование об исполнении муниципальной гарантии может быть предъявлено гаранту до истечения 10-дневного срока.
36. Требование бенефициара об уплате денежной суммы по муниципальной гарантии должно быть предоставлено гаранту в письменной форме. В данном требовании должны быть указаны:
1) основание для требования бенефициара и платежа гаранта в виде ссылок на муниципальную гарантию, договор о предоставлении муниципальной гарантии;
2) сумма просроченных неисполненных гарантированных обязательств (основной долг);
3) доказательство соблюдения субсидиарности требования;
4) платежные реквизиты бенефициара.
37. К требованию бенефициара об уплате денежной суммы по муниципальной гарантии прилагаются:
1) выписки по ссудным счетам и счетам учета процентов принципала на день, следующий за расчетным днем (для кредитных организаций);
2) расчеты, подтверждающие размер просроченного непогашенного основного долга и размер неуплаченных просроченных процентов;
3) заверенная бенефициаром копия полученного принципалом обращения с требованием погашения долга;
4) ответ принципала на указанное обращение, в случае его наличия.
Все перечисленные документы должны быть подписаны уполномоченными лицами бенефициара и заверены печатью бенефициара.
38. Датой предъявления гаранту требования бенефициара об исполнении муниципальной гарантии является дата его регистрации в Администрации города.
39. С резолюцией главы города в течение 2 рабочих дней с момента поступления требования бенефициара об исполнении муниципальной гарантии передается с приложенным пакетом документов в Финансовое управление и правовое управление администрации города Троицка для проведения анализа, предъявленного гаранту требования бенефициара об исполнении муниципальной гарантии на предмет обоснованности и соответствия указанного требования условиям муниципальной гарантии.
40. Финансовое управление в течение 2 рабочих дней с момента получения требования бенефициара об исполнении муниципальной гарантии уведомляет об этом принципала и передает ему копии требования со всеми относящимися к нему документами.
41. Финансовое управление в течение 5 рабочих дней со дня предъявления требования бенефициара об исполнении муниципальной гарантии проводит анализ предъявленного гаранту требования бенефициара об исполнении муниципальной гарантии на предмет обоснованности и соответствия указанного требования условиям муниципальной гарантии, а именно:
1) требование об исполнении муниципальной гарантии должно быть предъявлено в пределах срока действия муниципальной гарантии, указанного в договоре о предоставлении муниципальной гарантии;
2) требование должно быть оформлено в соответствии с условиями, установленными пунктами 35, 36, 37 настоящего Положения;
3) вид и размер просроченных обязательств принципала должен соответствовать гарантированным обязательствам, указанным в договоре о предоставлении муниципальной гарантии;
4) размер предъявленной к погашению задолженности по основному долгу с учетом платежей принципала, направленных на погашение гарантированных обязательств, должен соответствовать объему обязательств.
42. В случае признания требования бенефициара об исполнении муниципальной гарантии обоснованным и соответствующим условиям муниципальной гарантии Финансовое управление не позднее 20 календарных дней с даты регистрации требования исполняет обязательство по муниципальной гарантии в размере суммы неисполненных просроченных обязательств принципала по возврату суммы долга, обеспеченных муниципальной гарантией, но не более суммы, равной установленной договором о предоставлении муниципальной гарантии доле (в процентном выражении) обязательств принципала, обеспечиваемых муниципальной гарантией, и в любом случае не более суммы муниципальной гарантии. Исполнение обязательств осуществляется путем перечисления соответствующей суммы на счет бенефициара.
43. Исполнение муниципальной гарантии не может осуществляться ранее предусмотренных договором о предоставлении муниципальной гарантии, под выполнение обязательств которого предоставлена муниципальная гарантия, первоначально установленных сроков (графиков) исполнения обязательств принципала, действовавших на момент вступления в силу указанного договора, в том числе в случае предъявления бенефициаром принципалу требования об их досрочном исполнении.
44. При проведении анализа предъявленного требования об исполнении муниципальной гарантии требование бенефициара признается необоснованным в следующих случаях:
1) требование и (или) приложенные к нему документы предъявлены гаранту по окончании определенного в договоре о предоставлении муниципальной гарантии срока;
2) требование и (или) приложенные к нему документы предъявлены гаранту с нарушением установленного гарантией порядка;
3) требование и (или) приложенные к нему документы не соответствуют условиям муниципальной гарантии;
4) бенефициар отказался принять надлежащее исполнение обязательств принципала, предложенное принципалом или третьим лицом.
45. При признании требования бенефициара об исполнении муниципальной гарантии необоснованным Финансовое управление готовит совместно с правовым управлением администрации города Троицка мотивированное уведомление Администрации города об отказе в удовлетворении требования бенефициара, подписанное главой города, и направляет его в течение 30 календарных дней со дня предъявления указанного требования бенефициару.
46. Гарант, исполнивший обязательство принципала, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных бенефициару по муниципальной гарантии, в полном объеме, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
VI. Учет выданных муниципальных гарантий
47. Финансовое управление ведет муниципальную долговую книгу, в том числе ведет учет выдачи муниципальных гарантий, исполнения получателями муниципальных гарантий обязанностей по основному обязательству, обеспеченному муниципальной гарантией, учет осуществления гарантом платежей за счет средств бюджета города Троицка по выданным муниципальным гарантиям.
48. Общая сумма предоставленных муниципальных гарантий включается в состав муниципального долга города Троицка как вид долгового обязательства.
49. При исполнении принципалом своих обязательств перед бенефициаром на соответствующую сумму сокращается муниципальный долг города Троицка, что отражается в отчете об исполнении бюджета города Троицка.
50. Если исполнение гарантом муниципальной гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета города Троицка как предоставление бюджетного кредита.
Если исполнение гарантом муниципальной гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу и не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджета города Троицка.
Денежные средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке регресса денежных средств, уплаченных гарантом во исполнение в полном объеме или в какой-либо части обязательств по гарантии, или исполнения уступленных гаранту прав требования бенефициара к принципалу, отражаются как возврат бюджетных кредитов.
51. На основании данных учета выдачи муниципальных гарантий Финансового управления ежегодно вместе с отчетом об исполнении бюджета города Троицка глава города представляет в Собрание депутатов города Троицка отчет о предоставлении муниципальных гарантий.
52. Мониторинг финансового состояния принципала, контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного принципалом обеспечения после предоставления муниципальной гарантии осуществляется Финансовым управлением в соответствии с правовыми актами Администрации города, либо агентом, привлеченным Администрацией города в соответствии с решением Собрания депутатов города Троицка о бюджете города Троицка на очередной финансовый год и плановый период.
Контроль за соответствием принципала и бенефициара требованиям, установленным абзацем первым пункта 16 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, после предоставления муниципальной гарантии, в том числе в случае предъявления требований об исполнении муниципальной гарантии, осуществляется Финансовым управлением либо агентом, привлеченным Администрацией города в соответствии с решением Собрания депутатов города Троицка о бюджете города Троицка на очередной финансовый год и плановый период. Срок и порядок представления принципалом и бенефициаром документов, подтверждающих их соответствие требованиям, установленным абзацем первым пункта 16 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, после предоставления муниципальной гарантии, устанавливаются правовым актом Администрации города.
VII. Заключительные положения
53. Пакет документов, связанных с предоставлением юридическому лицу муниципальных гарантий, в том числе: заявление с приложенными к нему документами, копия постановления Администрации города о предоставлении муниципальной гарантии, копия договора о предоставлении муниципальной гарантии, копия муниципальной гарантии либо копия письма об отказе в предоставлении муниципальной гарантии, хранится в Финансовом управлении в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов города Троицка Челябинской области от 21 февраля 2023 г. N 8 "Об утверждении Положения о порядке предоставления муниципальных гарантий муниципального образования "Город Троицк"
Вступает в силу с 2 марта 2023 г.
Опубликование:
газета "Вперед" 2 марта 2023 г. N 8 (спецвыпуск N 9)