Распоряжение Правительства Республики Карелия от 2 марта 2023 г. N 185р-П
В соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" и подпунктом "б" пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N Пр-1004ГС утвердить прилагаемую Программу по защите прав потребителей в Республике Карелия на 2023 - 2026 годы.
Глава |
А.О. Парфенчиков |
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Карелия
от 2 марта 2023 года N 185р-П
Программа
по защите прав потребителей в Республике Карелия на 2023 - 2026 годы
Паспорт
Программы по защите прав потребителей в Республике Карелия на 2023 - 2026 годы
Ответственный исполнитель программы |
Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия (далее - Минэкономразвития РК) |
Участники программы |
Минэкономразвития РК, Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия (далее - Минсельхоз РК), Министерство здравоохранения Республики Карелия (далее - Минздрав РК), Министерство культуры Республики Карелия (далее - Минкультуры РК), Министерство образования и спорта Республики Карелия (далее - Минобразования РК), Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Госкомитет РК по ценам и тарифам), Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - Госкомитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору), Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Минстрой РК), Министерство внутренних дел по Республике Карелия (далее - МВД по РК) (по согласованию), Карельская таможня (по согласованию), Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - УФАС по РК) (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее - Управление Роспотребнадзора по РК) (по согласованию), Инспекция по Республике Карелия и Мурманской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Инспекция по РК и МО Росстандарта) (по согласованию), Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Карелия (далее - ТО Росздравнадзора по РК) (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов в Республике Карелия (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию), федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК") (по согласованию), Отделение - Национальный банк по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия (далее - Управление Роскомнадзора по РК) (по согласованию), Североморское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Управление Россельхознадзора) (по согласованию) |
Цель программы |
развитие в Республике Карелия системы обеспечения прав потребителей, направленной на минимизацию риска нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты потребителями |
Задачи программы |
дальнейшее формирование и обеспечение функционирования системы защиты прав потребителей; повышение уровня правовой грамотности населения, формирование навыков рационального потребительского поведения; повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для их наиболее уязвимых категорий; повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке; оказание содействия органам местного самоуправления и общественным организациям в решении задач по защите прав потребителей; создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ и услуг; создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг; обеспечение защиты прав наиболее уязвимых категорий потребителей |
Целевые показатели реализации программы |
количество муниципальных образований в Республике Карелия, в которых органами и организациями, входящими в систему защиты прав потребителей, оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей; количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности; количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", направленных на повышение потребительской грамотности; количество граждан и хозяйствующих субъектов, принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, на 1 тыс. чел.; количество обращений потребителей, связанных с нарушением их прав |
Сроки реализации программы |
2023 - 2026 годы |
Ресурсное обеспечение программы |
реализация мероприятий осуществляется в рамках средств, выделяемых на финансирование текущей деятельности ответственного исполнителя и участников Программы по защите прав потребителей в Республике Карелия на 2023 - 2026 годы (далее - Программа) |
Ожидаемые результаты реализации программы |
обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных организаций и обеспечение комплексного подхода к защите прав потребителей; повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации; повышение правовой грамотности потребителей за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование; повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей |
I. Характеристика текущего состояния сферы обеспечения прав потребителей
В настоящее время вопросам защиты прав потребителей уделяется повышенное внимание как на уровне Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, так и на уровне Правительства Республики Карелия.
В Республике Карелия реализация мероприятий, направленных на создание условий для эффективной и доступной защиты прав потребителей, осуществляется территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Республике Карелия, исполнительными органами Республики Карелия, органами местного самоуправления и общественными организациями в рамках деятельности Комиссии по защите прав потребителей при Главе Республики Карелия.
Как показывает сложившаяся практика, одной из основных причин, порождающей нарушения прав потребителей, является недостаточная правовая грамотность населения Республики Карелия и хозяйствующих субъектов. В связи с этим важнейшим направлением деятельности в рамках функционирования региональной системы защиты прав потребителей и наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке является применение мер превентивного характера, направленных в первую очередь на повышение правовой грамотности и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав. Для достижения положительного эффекта такая работа проводится не только с потребителями, но и с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на потребительском рынке Республики Карелия.
По информации Управления Роспотребнадзора по РК, в целях применения мер превентивного характера, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе за счет повышения правовой грамотности населения и информированности потребителей по вопросам защиты их прав, в 2021 году им размещены в средствах массовой информации 127 публикаций по вопросам защиты прав потребителей, в том числе 116 - в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", проведено 43 профилактических мероприятия, 15 горячих линий. В последние годы Управлением Роспотребнадзора по РК также проводятся тематические телефонные горячие линии по определенной тематике. В ходе вышеуказанных мероприятий потребителям дано 807 консультаций.
В г. Петрозаводске на базе ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК" работает консультационный центр по вопросам защиты прав потребителей. Его структурные подразделения - консультационные пункты - созданы в г. Сегеже, Кеми, Костомукше. В консультационном центре и консультационных пунктах осуществляется консультирование граждан по вопросам защиты прав потребителей, оказывается помощь в составлении претензий, а также готовятся иски в суд.
Законодательство Российской Федерации позволяет защищать права потребителей как в досудебном (претензионном), так и в судебном порядке.
В 2021 году, по информации Управления Роспотребнадзора по РК, им было направлено в суд 100 заключений по делам о защите прав потребителей (в 2020 году - 106), из них по делам о защите прав потребителей в сфере розничной торговли - 46%, сфере услуг - 54%. Значительную долю занимают заключения в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг - 12%, бытового обслуживания населения - 10%, туристских и транспортных услуг - 6%.
Управлением Роспотребнадзора по РК в 2021 году подано 9 исковых заявлений в суд о защите прав конкретных потребителей, из них 3 иска - в сфере розничной торговли, 6 - в сфере услуг.
В Управлении Роспотребнадзора по РК продолжает работать общественная приемная по вопросам защиты прав потребителей, в которую обращаются жители республики.
Обучающиеся в общеобразовательных организациях знакомятся с основами потребительских знаний и потребительской культурой в рамках учебных предметов "Обществознание", "Экономика" и "Основы безопасности жизнедеятельности". В профессиональных образовательных организациях проводятся тематические потребительские уроки-практикумы, беседы, тренинги, факультативные занятия, лекции по актуальным аспектам защиты прав потребителей.
Одним из сдерживающих факторов развития региональной системы защиты прав потребителей является низкий уровень вовлеченности органов местного самоуправления в реализацию мероприятий, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей".
Исполнение Программы, направленной на продолжение работы в сфере защиты прав потребителей на территории Республики Карелия, позволит обеспечить сбалансированную защиту интересов потребителей Республики Карелия, в том числе за счет ее активизации на муниципальном уровне, и будет способствовать повышению социальной защищенности населения Республики Карелия.
II. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы ежегодно по итогам выполнения целевых показателей реализации Программы (далее - целевой показатель), которые приведены в приложении 1 к Программе. Выполнение целевых показателей оценивается следующим образом:
1) на первом этапе оценивается степень выполнения запланированного значения целевого показателя (Ш), которая рассчитывается по следующей формуле:
Иi = Фi x 100% / Пi,
где:
Фi - фактическое значение i-го целевого показателя;
Пi - запланированное значение i-го целевого показателя;
2) на втором этапе определяется показатель эффективности реализации Программы (П), который рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
n - количество целевых показателей.
На основе проведенной оценки выполнения целевых показателей могут быть сделаны следующие выводы:
реализация Программы признается эффективной, в случае если показатель эффективности реализации Программы составляет более 85%;
реализация Программы признается недостаточно эффективной, в случае если показатель эффективности реализации Программы составляет от 85 до 65%;
реализация Программы признается низкой, в случае если показатель эффективности реализации Программы составляет менее 65%.
III. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении 2 к Программе.
IV. Управление реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы.
Ответственный исполнитель Программы:
готовит и вносит в установленном порядке на рассмотрение в Правительство Республики Карелия предложения о внесении изменений в Программу;
готовит отчет о ходе реализации Программы и совместно с соисполнителями ежегодно до 1 мая года, следующего за отчетным, размещает его в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Участники Программы направляют ответственному исполнителю ежегодно до 31 марта года, следующего за отчетным, информацию для включения в отчет о ходе реализации Программы.
Приложение 1
к Программе
Целевые показатели реализации программы
N |
Наименование целевого показателя реализации Программы |
Единица измерения |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
1. |
Количество муниципальных образований в Республике Карелия, в которых органами и организациями, входящими в систему защиты прав потребителей, оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей |
ед. |
7 |
7 |
7 |
7 |
2. |
Количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности |
ед. |
80 |
85 |
90 |
95 |
3. |
Количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", направленных на повышение потребительской грамотности |
ед. |
478 |
480 |
492 |
504 |
4. |
Количество граждан и хозяйствующих субъектов, принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, на 1 тыс. чел. |
ед. |
133 |
134 |
135 |
136 |
5. |
Количество обращений потребителей, связанных с нарушением их прав |
ед. |
2900 |
2875 |
2850 |
2825 |
Приложение 2
к Программе
Перечень мероприятий программы
N |
Мероприятие |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
I. Укрепление системы обеспечения прав потребителей | ||
1. |
Проведение заседаний Комиссии по защите прав потребителей при Главе Республики Карелия |
Минэкономразвития РК |
2. |
Подготовка ежегодного доклада о защите прав потребителей в Республике Карелия |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию) |
3. |
Методическое обеспечение деятельности консультационного центра и консультационных пунктов по вопросам защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию) |
4. |
Обеспечение судебной защиты нарушенных прав потребителей и законных интересов неопределенного круга потребителей |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию) |
II. Информационное обеспечение потребителей. Просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей | ||
5. |
Информирование граждан по актуальным вопросам защиты прав потребителей на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", проведение просветительских мероприятий с потребителями путем личного приема граждан, горячих телефонных линий, организация информационных стендов |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК" (по согласованию), Минэкономразвития РК, Минобразования РК, Минстрой РК, Минкультуры РК, Минсельхоз РК, Госкомитет РК по ценам и тарифам, Госкомитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору, Инспекция по РК и МО Росстандарта (по согласованию), ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию), Управление Роскомнадзора по РК (по согласованию), Отделение - Национальный банк по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
6. |
Разработка, тиражирование и распространение информационно-справочных и методических материалов, брошюр, плакатов, учебных пособий по вопросам защиты прав потребителей в различных сферах деятельности, в том числе направленных на повышение финансовой грамотности |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК" (по согласованию), Отделение - Национальный банк по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию) |
7. |
Организация и проведение просветительских мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности, среди обучающихся образовательных организаций и пенсионеров |
Отделение - Национальный банк по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК" (по согласованию) |
8. |
Организация и проведение просветительских мероприятий среди обучающихся образовательных организаций об основах потребительских знаний |
Минобразования РК, Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК" (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
9. |
Организация и проведение семинаров для представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения по вопросам защиты прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК" (по согласованию), УФАС по РК (по согласованию), Госкомитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору, ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию), Управление Роскомнадзора по РК (по согласованию), Управление Россельхознадзора (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
10. |
Информирование населения о результатах контроля за раскрытием информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий |
УФАС по РК (по согласованию), Госкомитет РК по ценам и тарифам |
11. |
Организация и проведение мероприятий, приуроченных ко Всемирному дню защиты прав потребителей (15 марта) |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), Минобразования РК, Минкультуры РК, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК" (по согласованию), Отделение - Национальный банк по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
III. Профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей | ||
12. |
Проведение мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации (приоритетно в сфере финансовых, туристских, медицинских, платных образовательных услуг, розничной торговли, жилищно-коммунальных услуг), в том числе за исполнением требований технических регламентов Таможенного союза |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), Инспекция по РК и МО Росстандарта (по согласованию), ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию), Минобразования РК, Минстрой РК, Госкомитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору, Управление Роскомнадзора по РК (по согласованию), Управление Россельхознадзора (по согласованию), Карельская таможня (по согласованию), Отделение - Национальный банк по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию) |
13. |
Реализация мер по предотвращению ввоза в Республику Карелия некачественных товаров, опасных для жизни и здоровья, вводящих потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), Управление Россельхознадзора (по согласованию) |
14. |
Проведение комплекса мероприятий по предотвращению ввоза и реализации на территории Республики Карелия некачественных лекарственных средств, опасных для жизни и здоровья населения |
ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию), Минздрав РК, МВД по РК (по согласованию), Карельская таможня (по согласованию) |
15. |
Проведение мероприятий по пресечению органами внутренних дел правонарушений, связанных с оборотом алкогольной, контрафактной и поддельной продукции, осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) |
МВД по РК (по согласованию) |
16. |
Ежеквартальная проверка отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости |
Минстрой РК |
17. |
Выявление и пресечение фактов нарушений антимонопольного законодательства доминирующими хозяйствующими субъектами, результатом которых явилось или может явиться ущемление интересов неопределенного круга потребителей |
УФАС по РК (по согласованию) |
18. |
Организация и проведение совместных проверок с общественными организациями в случаях обращения граждан с жалобами на нарушение их прав и законных интересов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, взаимодействие с общественными жилищными инспекторами |
Госкомитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору |
19. |
Выявление и пресечение фактов ненадлежащей рекламы и ведения недобросовестной конкуренции в сферах, затрагивающих права и интересы потребителей |
УФАС по РК (по согласованию) |
IV. Мониторинг состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей | ||
20. |
Проведение лабораторных исследований продовольственных и непродовольственных товаров на соответствие обязательным требованиям, в том числе технических регламентов Таможенного союза |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК" (по согласованию), Управление Россельхознадзора (по согласованию) |
21. |
Организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы животноводческой продукции, произведенной на территории Республики Карелия, и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемой на розничных рынках |
Минсельхоз РК |
22. |
Проведение независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями |
Минздрав РК |
23. |
Проведение мониторинга обращений граждан по вопросам нарушения прав потребителей |
Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК" (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
V. Совершенствование механизмов обеспечения прав потребителей | ||
24. |
Подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в области защиты прав потребителей |
Минэкономразвития РК, Минсельхоз РК, Минздрав РК, Минкультуры РК, Минобразования РК, Госкомитет РК по ценам и тарифам, Госкомитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору, Минстрой РК, МВД по РК (по согласованию), УФАС по РК (по согласованию), Управление Роспотребнадзора по РК (по согласованию), Инспекция по РК и МО Росстандарта (по согласованию), ТО Росздравнадзора по РК (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК" (по согласованию), Управление Роскомнадзора по РК (по согласованию), Управление Россельхознадзора (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 2 марта 2023 г. N 185р-П
Опубликование:
-
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Карелия от 31 октября 2024 г. N 1257р-П