Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу министерства здравоохранения
Новосибирской области
от 09.03.2023 N 498-НПА
"УТВЕРЖДЕНО
приказом министерства здравоохранения
Новосибирской области
от 30.12.2021 г. N 3666
Положение
о системе управления охраной труда в министерстве здравоохранения Новосибирской области
I. Общие положения
1. Настоящее положение о системе управления охраной труда в министерстве здравоохранения Новосибирской области (далее - Положение) устанавливает правила описания процессов в области охраны труда и комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда, служит нормативной и организационно-методической основой формирования управленческих решений по охране труда.
2. Основной целью системы управления охраной труда является создание и обеспечение функционирования системы управления охраны труда: обеспечение безопасности жизни, сохранения здоровья и работоспоспособности государственных гражданских служащих Новосибирской области и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Новосибирской области, в министерстве (далее - работники) министерства здравоохранения Новосибирской области (далее - министерство, работодатель) посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по системе управления охраной труда и безопасности.
3. Объектом управления системы управления охраной труда является охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников, в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
4. Основные задачи системы управления охраной труда:
1) реализация основных направлений политики в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;
2) разработка и реализация программ (мероприятий) по улучшению условий и охраны труда;
3) создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации помещений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств;
4) формирование безопасных условий труда;
5) контроль за соблюдением требований охраны труда;
6) обучение и проверка знаний по охране труда, в области обеспечения безопасности жизнедеятельности;
7) предотвращение несчастных случаев с работниками в министерстве;
8) охрана и укрепление здоровья работающих, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда и отдыха.
5. Основными элементами системы управления охраной труда являются:
1) политика работодателя в области охраны труда;
2) цели работодателя в области охраны труда;
3) обеспечение функционирования системы управления охраной труда;
4) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее - процедуры), включая:
а) процедуру подготовки работников по охране труда;
б) процедуру организации и проведения оценки условий труда;
в) процедуру управления профессиональными рисками;
г) процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;
д) процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
е) процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников.
5) планирование мероприятий по реализации указанных процедур;
6) контроль функционирования системы управления охраной труда и мониторинг реализации указанных процедур;
7) планирование улучшений функционирования системы управления охраной труда;
8) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
9) управление документами системы управления охраной труда.
6. Система управления охраной труда представляет собой единство:
1) организационных структур управления работодателя с фиксированными обязанностями государственных гражданских служащих Новосибирской области и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Новосибирской области;
2) процедур и порядков функционирования системы управления охраной труда, включая планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий труда и организации работ по охране труда;
3) устанавливающей (локальные нормативные акты работодателя) и фиксирующей (журналы, акты, записи) документации.
7. Действие системы управления охраной труда распространяется во всех помещениях министерства и обязательны для всех работников, работающих у работодателя, и являются обязательными для всех лиц, находящихся в помещениях министерства.
8. Положение о системе управления охраной труда утверждается приказом министерства.
II. Политика министерства в области охраны труда
9. Соблюдение требований законодательства в области охраны труда является важной и неотъемлемой частью общей системы управления деятельностью министерства, залогом стабильности и благополучия всех работников.
10. Политика по охране труда доступна всем работникам министерства, а также иным лицам, находящимся в помещениях министерства, так как является публичной документированной декларацией министерства о намерении и гарантированном выполнении обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
11. Политикой по охране труда определены следующие цели и задачи:
1) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
2) соответствие условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда;
3) повышение эффективности предупреждающих мер по соблюдению требований охраны труда работниками;
4) выполнение последовательного и непрерывного комплекса мероприятий по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма;
5) непрерывное совершенствование и повышение эффективности системы управления охраной труда;
6) повышение корпоративной культуры безопасности труда, ответственного отношения к здоровью работников;
7) обязательное привлечение работников к участию в управлении охраной труда и обеспечению условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;
8) личная заинтересованность работников в обеспечении безопасных условий труда;
9) порядок совершенствования функционирования системы управления охраны труда.
III. Цели министерства в области охраны труда
12. Основной целью работодателя в области охраны труда в министерстве является обеспечение:
1) процессов формирования здоровых и безопасных условий труда;
2) функционирования системы управления охраны труда в министерстве;
3) необходимого уровня безопасности труда в министерстве;
4) деятельности министерства в соответствии с нормативными требованиями в области охраны труда.
13. Для достижения целей системы управления охраны труда министерство решает следующие задачи:
1) предупреждение несчастных случаев на производстве;
2) обеспечение готовности работников министерства к действиям по локализации и ликвидации опасных ситуаций;
3) разработка и реализация программ и мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда;
4) контроль дисциплины в части исполнения работниками министерства требований охраны труда.
IV. Обеспечение функционирования системы управления охраны труда (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя)
14. Управление охраной труда в министерстве осуществляется при непосредственном участии работников, в том числе в рамках деятельности комиссии по охране труда министерства (при наличии).
15. Распределение функциональных обязанностей в рамках системы управления охраны труда в министерстве осуществляется в соответствии с должностными регламентами, трудовыми договорами, должностными инструкциями, инструкциями по охране труда и о мерах пожарной безопасности, приказом министерства о назначении ответственных по охране труда в министерстве.
16. Организация работ по охране труда предусматривает:
1) распределение обязанностей и ответственности по охране труда между руководством и работниками, структурными подразделениями, работниками;
2) участие работников в управлении охраной труда;
3) обучение и подготовку работников;
4) разработку процедур по формированию документации системы управления охраны труда;
5) разработку процесса сбора и передачи информации по охране труда.
V. Процедуры, направленные на достижение целей министерства в области охраны труда
17. В целях подготовки работников министерства в области охраны труда работодатель организует:
1) обучение по охране труда работников министерства;
2) проведение инструктажей по охране труда в министерстве;
3) проверку знаний требований охраны труда работников министерства.
18. Для организации подготовки работников министерства по охране труда работодатель:
1) устанавливает:
а) требования к профессиональной компетентности работников в области охраны труда;
б) вопросы, включаемые в программу инструктажей по охране труда;
в) состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда в министерстве (при наличии);
г) порядок деятельности комиссии по проверке знаний требований охраны труда в министерстве (при наличии);
д) перечень вопросов, по которым работники проходят проверку знаний требований охраны труда в министерстве;
е) порядок проведения инструктажей по охране труда и пожарной безопасности.
2) утверждает:
а) списки работников, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях, допущенных к оказанию услуг в области охраны труда;
б) работников, ответственных за проведение инструктажей по охране труда в министерстве;
в) перечни должностей, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, стажировки на рабочем месте, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты.
19. Обучению в виде инструктажей по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники министерства.
В результате прохождения обучения по охране труда работники министерства приобретают:
1) знания об основах охраны труд;
2) основах управления охраной труда, по специальным вопросам обеспечения требований охраны труда;
3) о методах и средствах предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
4) порядке действий работников и руководителей министерства при несчастном случае, ухудшении состояния здоровья, профессиональном заболевании.
20. В министерстве проводится вводный инструктаж по программам вводного инструктажа по охране труда, пожарной безопасности:
1) со всеми вновь принимаемыми на работу в министерство;
2) с командированными;
3) с обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящих в министерстве производственную практику.
Вводный инструктаж также включает в себя ознакомление под подпись с инструкциями, указанными в пункте 71 настоящей инструкции.
21. Если приказом министерства не предусмотрено иное, в министерстве могут проводиться:
1) первичный инструктаж на рабочем месте проводится по программе первичного инструктажа на рабочем месте до начала самостоятельной деятельности:
а) со всеми вновь принятыми в министерство работниками;
б) с работниками, выполняющими новую для них работу;
в) с работниками министерства, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения;
г) с командированными;
д) с обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящих в министерстве производственную практику.
2) повторный инструктаж проводится с работниками министерства, прошедшими первичный инструктаж, 1 раз в 6 месяцев по программе первичного инструктажа.
3) внеплановый инструктаж проводится:
а) при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
б) в связи с изменившимися условиями труда;
в) при нарушении работниками министерства требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару;
г) по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
д) при перерыве в работе более 2 месяцев;
е) по решению министра.
4) целевой инструктаж проводится при участии в массовых мероприятиях (субботники, митинги, шествия).
22. Инструктаж по охране труда заканчивается проверкой знания требований охраны труда.
Все инструктажи регистрируются в журналах регистрации инструктажей с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Периодическая проверка знаний проводится на основании приказа министерства не реже 1 раза в 3 года.
23. Соблюдение режима труда и отдыха в министерстве устанавливается в соответствии со служебным распорядком, который утверждается приказом министерства и обязателен для исполнения всеми работниками министерства.
24. К мероприятиям по обеспечению оптимальных режимов труда и отдыха работников относятся:
1) обеспечение рационального использования рабочего времени;
2) обеспечение регламентированных перерывов для отдыха работников, снижения нервно - эмоционального напряжения, включая перерывы для создания благоприятных микроклиматических условий.
25. Обязательные периодические медицинские осмотры (диспансеризация) проводятся в целях наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.
26. Работники министерства подлежат ежегодному прохождению медицинских осмотров (диспансеризации), которые проводятся врачебной комиссией медицинской организации, имеющей лицензию на медицинскую деятельность, включающую проведение медицинских осмотров и экспертизу профессиональной пригодности.
27. Обязательные медицинские осмотры (диспансеризация) проводятся по графику, утвержденному приказом министерства и осуществляются за счет средств работодателя.
На время прохождения за работником сохраняется рабочее место и средняя заработная плата.
28. Все помещения (рабочие места) должны:
1) использоваться по назначению;
2) отвечать требованиям охраны труда и пожарной безопасности;
3) своевременно убираться и постоянно содержаться в чистоте;
4)иметь исправные строительные элементы и конструкции, инженерные сети и коммуникации, электрическую проводку и освещение, подлежать ремонту в установленном порядке;
5) иметь необходимую естественную и искусственную освещенность;
6) безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации при аварийной ситуации или пожаре.
29. Во избежание травм, полученных в результате несчастных случаев, должны соблюдаться требования по охране труда:
1) при подъеме - спуске работников по лестнице;
2) при передвижении на этажах и по коридорам;
3) при работе с офисным оборудованием и инвентарем;
4) при использовании офисной мебели;
5) при пользовании бытовыми приборами.
30. В целях оценки состояния условий труда на рабочем месте в министерстве проводится специальная оценка условий труда (далее - СОУТ).
Положение о порядке подготовки и проведения специальной оценке условий труда в министерстве (далее - Положение о порядке подготовки и проведения) утверждается приказом министерства.
СОУТ на рабочем месте проводится не реже 1 раза в 5 лет.
Для организации проведения СОУТ работодатель:
1) создает комиссию по проведению СОУТ в министерстве (далее - комиссия по проведению СОУТ), которая организует работу по подготовке и проведению СОУТ в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда и иных нормативных правовых документов, регламентирующих процедуру проведения специальной оценки условий труда;
2) утверждает:
а) состав комиссии по проведению СОУТ;
б) порядок деятельности комиссии по проведению СОУТ;
в) организационный порядок проведения СОУТ на рабочих местах работодателя в части деятельности комиссии по проведению СОУТ;
г) порядок осуществления отбора и заключения гражданско-правового договора с организацией, проводящей СОУТ, учитывающий необходимость привлечения к данной работе наиболее компетентной в отношении вида деятельности работодателя;
д) порядок урегулирования споров по вопросам СОУТ;
е) порядок использования результатов СОУТ.
31. Результаты проведения СОУТ могут применяться для:
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья;
3) установления работникам гарантий и компенсаций;
4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
6) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
7) рассмотрения и урегулирования разногласий по поводу безопасности труда, между работниками и работодателем.
32. Основными профессиональными рисками в министерстве являются (градация по вероятности и значимости возможных негативных последствий):
1) напряженность труда, связанная с психоэмоциональными нагрузками, особыми условиями государственной гражданской службы, повышенной ответственностью, зрительным утомлением при работе с персональными компьютерами;
2) электромагнитные поля при работе на персональных компьютерах и от оргтехники;
3) возможность поражения электрическим током;
4) опасность получения травмы в помещениях размещения министерства;
5) опасность получения травмы в служебных командировках (поездках), в том числе при использовании служебного транспорта (при ДТП);
6) прочие.
33. В целях управления профессиональными рисками в министерстве разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
При планировании и осуществлении мероприятий по управлению профессиональными рисками устанавливается следующая шкала приоритетов:
1) сохранение жизни работников;
2) сохранение здоровья работников;
3) сохранение работоспособности работников;
4) обеспечение эффективности деятельности методами охраны труда.
34. Эффективными мероприятиями по снижению профессиональных рисков в министерстве являются контроль за состоянием условий труда и рабочего процесса, проведение специальной оценки условий труда, систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка, проведение обязательных периодические медицинских осмотров (диспансеризации), подготовка (инструктажи) по охране труда.
35. В министерстве установлены следующие формы информационного взаимодействия:
1) включение соответствующих гарантий и компенсаций в трудовой договор или служебный контракт;
2) ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
3) ознакомление работника с результатами идентификации опасностей и оценки рисков на его рабочем месте;
4) проведение вводного инструктажа, внепланового инструктажа, консультаций и обучающих семинаров по охране труда, по пожарной безопасности, встреч заинтересованных сторон;
5) размещение и актуализация информации по вопросам охраны труда на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
36. При организации и осуществлении деятельности министерства для обеспечения безопасности работников предусматриваются и реализуются следующие меры:
1) применение исправного оборудования, оргтехники, инвентаря;
2) рациональное размещение и организация рабочих мест;
3) соблюдение работниками правил, требований охраны труда в работе;
4) обеспечение безопасного передвижения по служебной территории и в служебных поездках;
5) осуществление мер по предотвращению пожара в соответствии с требованиями пожарной безопасности;
6) соблюдение трудовой дисциплины.
37. Расследованию в министерстве подлежат следующие события (в случаях, предусмотренных статьей 227 ТК РФ):
1) телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; отравление; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными, в том числе насекомыми и паукообразными;
2) повреждения травматического характера, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;
3) иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.
В целях предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний в министерстве осуществляется учет и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению травм, микроповреждений (микротравм) работников.
38. Порядок действий работников министерства при микроповреждении (микротравме), несчастном случае, ухудшении состояния здоровья, профессиональном заболевании, а также порядок учета и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), порядок расследования и оформления несчастных случаев утверждается приказом министерства.
VI. Планирование мероприятий по реализации процедур
39. При организации планирования мероприятий по реализации процедур перечисленных в разделе V настоящего Положения (далее - планирование мероприятий), проводимых в целях улучшения функционирования системы управления охраной труда в министерстве устанавливается зависимость улучшения функционирования системы управления охраной труда от результатов контроля функционирования системы управления охраной труда и мониторинга реализации процедур, а также обязательность учета результатов рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных (доверенных) лиц ими представительных органов.
40. Анализ эффективности функционирования системы управления охраной труда, предусматривающий оценку следующих показателей (далее - анализ эффективности), проводит уполномоченный работник министерства.
Анализ эффективности включает в себя:
1) степень достижения целей в области охраны труда;
2) эффективность действий на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования системы управления охраной труда;
3) необходимость изменения системы управления охраной труда, включая корректировку целей и перераспределение ресурсов и обязанностей должностных лиц министерства в области охраны труда;
4) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении системы управления охраной труда;
5) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования системы управления охраной труда.
41. Планирование мероприятий предусматривает также разработку мер по постоянной корректировке документов СУОТ в соответствии с изменением законодательства и государственных требований.
42. Планирование мероприятий начинают после доведения информации об условиях труда (о результатах специальной оценки условий труда) до соответствующих подразделений, которые анализируют ее, разрабатывают необходимые меры, согласовывают их с другими подразделениями и представляют на утверждение руководству работодателя.
43. С целью планирования мероприятий работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее - План мероприятий), котором утверждается перечень реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков в министерстве.
44. В Плане мероприятий отражаются:
1) результаты проведенного комиссией по охране труда (при наличии) или работодателем анализа состояния условий и охраны труда у работодателя;
2) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
3) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
4) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
5) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;
6) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.
VII. Контроль функционирования системы управления охраной труда и мониторинг реализации процедур
45. Для повышения эффективности контроля функционирования системы управления охраной труда и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления работодатель вводит ступенчатые формы контроля функционирования системы управления охраной труда и мониторинга показателей реализации процедур, а также предусматривает возможность осуществления общественного контроля функционирования системы управления охраной труда и мониторинга показателей реализации процедур.
46. К основным видам контроля функционирования системы управления охраной труда и мониторинга реализации процедур в министерстве относятся:
1) плановый контроль - проводится 1 раз по итогам календарного года, не позднее одного месяца, следующего за отчетным периодом;
2) оперативный контроль (внеплановая проверка) - в связи с поступившими письменными заявлениями (жалобами), авариями, несчастными случаями, профессиональными заболеваниями, а также в связи с изменениями требований охраны труда.
47. Все виды контроля осуществляются лицом, ответственным за организацию работы по охране труда в министерстве.
48. Результаты проверок и мониторинга оформляются в форме акта, в котором содержится обоснование целесообразности (нецелесообразности) принятия дальнейших мер, и передается начальнику управления государственной гражданской службы, кадров, документационного и правового обеспечения министерства для ознакомления и принятия соответствующих решений.
49. В случаях, когда в ходе проведения контроля функционирования системы управления охраной труда и мониторинга реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований, и, как следствие, возможного повторения несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.
VIII. Планирование улучшений функционирования управления охраной труда
50. Планирование мероприятий по совершенствованию и улучшению функционирования системы управления охраной труда следует выполнять своевременно.
51. При планировании улучшения функционирования управления охраной труда работодатель проводит анализ эффективности функционирования управления охраной труда, предусматривающий оценку следующих показателей:
1) степень достижения целей работодателя в области охраны труда;
2) способность управления охраной труда обеспечивать выполнение обязанностей работодателя, отраженных в Политике по охране труда;
3) эффективность действий, намеченных работодателем на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования управления охраной труда;
4) необходимость изменения управления охраной труда, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя;
5) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении управления охраной труда;
6) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования системы управления охраной труда.
52. Мероприятия по улучшению функционирования системы управления охраной труда необходимо планировать с учетом:
1) целей по охране труда;
2) результатов контроля за исполнением и оценками результативности выполнения планов мероприятий;
3) расследований, связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней, результатов и рекомендаций проверок;
4) предложений по совершенствованию условий труда, поступающих от работников министерства, первичной профсоюзной организации (при наличии);
5) изменений в законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда;
6) новой информации в области охраны труда.
IX. Реагирование на аварийные ситуации, несчастные случаи и профессиональные заболевания
53. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок выявления потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения.
54. Работодатель осуществляет расследование несчастных случаев, возникновения профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья.
55. Расследования возникновения и первопричин инцидентов несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве направлены на выявление любых недостатков в системы управления охраны труда и проведение профилактических мероприятий по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
56. Анализ несчастных случаев осуществляется с применением:
1) статистических методов, предусматривающих группирование несчастных случаев по различным признакам, оценки показателей и установления зависимостей;
2) экономического анализа оценки материальных последствий травматизма.
57. Предупредительные и контролирующие меры осуществляются при проведении специальной оценки условий труда для оценки фактических значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и определения степени их опасности и вредности.
58. Общее руководство деятельностью структурных подразделений министерства по предупреждению аварийных ситуаций в зданиях и на территории министерства осуществляет государственное казенное учреждение Новосибирской области "Хозяйственное управление" (далее - ГКУ НСО "ХОЗУ")
Для предупреждения аварийных ситуаций, готовности к ним и к ликвидации их последствий разрабатываются мероприятия по определению возможного характера аварийных ситуаций, в которых предусматриваются предотвращение или снижение связанных с ними рисков. Мероприятия своевременно корректируют, при необходимости в них вносятся изменения. Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, готовности к ним и к ликвидации их последствий включают в себя:
1) гарантии при возникновении аварийной ситуации, что имеющаяся необходимая информация, внутренние системы связи и координация ликвидации последствий аварийной ситуации обеспечивают защиту всех работников;
2) информацию, которая предоставляется при возникновении аварийной ситуации соответствующим компетентным органам, территориальным структурам и аварийным службам;
3) мероприятия по оказанию первой помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех работников, находящихся в министерстве;
4) мероприятия по проведению тренировок в условиях, приближенных к реальным аварийным ситуациям.
59. Принятые решения по применению и совершенствованию системы управления охраны труда оформляются в виде приказов. Результат работ оформляют в акте, утверждаемом министром.
60. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в министерстве устанавливается порядок выявления потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения.
61. При установлении порядка действий при возникновении аварии в министерстве учитываются существующие и разрабатываемые планы реагирования на аварии и ликвидации их последствий, а также необходимость гарантировать в случае аварии:
1) защиту людей, находящихся в рабочей зоне, при возникновении аварии посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий аварии;
2) возможность работников остановить работу и/или незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место;
3) не возобновление работы в условиях аварии;
4) предоставление информации об аварии соответствующим компетентным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций;
5) оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве и при необходимости вызов скорой медицинской помощи, выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в рабочей зоне;
6) подготовку работников для реализации мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным авариям.
62. Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.
63. Порядок проведения планового анализа действий работников в ходе указанных в подпункте 6 пункта 61 настоящего Положения тренировок должен предусматривать возможность коррекции данных действий, а также внепланового анализа процедуры реагирования на аварии в рамках реагирующего контроля.
64. С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваниях работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных документов.
X. Управление документами системы управления охраны труда
65. Система управления охраны труда включает в себя комплект взаимосвязанных локальных нормативных документов, содержащих элементы системы управления охраны труда, обязанности, права для каждого подразделения и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между подразделениями, обеспечивающие функционирование всей системы управления охраны труда, включая:
1) приказы, положения, акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления системы управления охраны труда;
2) журналы регистрации и учета, акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;
3) записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда, а также за состоянием здоровья работников.
66. В целях организации управления документами системы управления охраны труда, информационного обеспечения системы управления охраны труда, осуществления мероприятий по соблюдению требований охраны труда в министерстве обеспечиваются:
1) принятие, актуализация комплекта нормативных правовых и иных актов, содержащих нормы по охране труда;
2) соблюдение обязанностей и ответственности в сфере охраны труда;
3) процессы обеспечения охраны труда и контроля функционирования системы управления охраны труда;
4) подготовка, размещение и актуализация информации по вопросам охраны труда на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
67. Разработку и актуализацию документов по системе управления охраны труда осуществляет управление государственной гражданской службы, кадров, документационного и правового обеспечения министерства.
68. В качестве особого вида документов системы управления охраны труда, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются следующие документы системы управления охраны труда:
1) акты, вытекающие из осуществления системы управления охраны труда;
2) справки, протоколы, предложения, обоснования, рекомендации о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда;
3) журналы учета микроповреждений (микротравм);
4) журналы регистрации несчастных случаев;
5) результаты контроля функционирования системы управления охраны труда.
69. В случае необходимости разрабатывается план мероприятий по улучшению системы охраны труда и утверждается приказом. Срок хранения плана мероприятий составляет пять лет.
70. Эффективное управление деятельностью и процедурами системы управления охраны труда обеспечивается наличием и исполнением должностных регламентов, трудовых договоров, должностных инструкций, инструкций по охране труда и о мерах пожарной безопасности.
Разрабатываемые инструкции по охране труда являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для работников министерства требования по охране труда при выполнении работ.
71. В министерстве действуют следующие инструкции по охране труда:
1) инструкция по охране труда в министерстве здравоохранения Новосибирской области;
2) инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере в министерстве здравоохранения Новосибирской области;
3) инструкция по охране труда при работе на копировально-множительной технике в министерстве здравоохранения Новосибирской области;
4) инструкция по охране труда при пользовании бытовыми электроприборами в министерстве здравоохранения Новосибирской области;
5) инструкция о мерах пожарной безопасности в министерстве здравоохранения Новосибирской области;
6) инструкция по оказанию первой помощи в министерстве здравоохранения Новосибирской области.
72. Срок действия инструкций по охране труда составляет пять лет, при необходимости инструкция может быть досрочно пересмотрена.
73. Ответственность за проведение инструктажей, правильное ведение и сохранность документов по охране труда в министерстве распределяется в соответствии с приказом министерства.
74. В целях проведения инструктажей по охране труда, пожарной безопасности, обучения работников по охране труда в министерстве разрабатываются следующие программы:
1) программа вводного инструктажа по охране труда в министерстве здравоохранения Новосибирской области;
2) программа вводного инструктажа по пожарной безопасности в министерстве здравоохранения Новосибирской области;
3) программа внепланового инструктажа по охране труда или по пожарной безопасности в министерстве здравоохранения Новосибирской области (по мере необходимости).
75. Срок действия программ по охране труда составляет пять лет, при необходимости программы могут быть досрочно пересмотрены (переработаны).
76. Материалы по итогам проведения системы управления охраны труда являются действующими на весь срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
77. Срок хранения документов (протоколы, решения, заключения, перечни рабочих мест, сведения, данные, сводные ведомости, отчеты, декларации соответствия условий труда, карты специальной оценки условий труда на конкретные рабочие места, перечни мероприятий по улучшению условий и охраны труда) по аттестации рабочих мест, системы управления охраны труда (при отсутствии тяжелых, вредных и опасных условий труда) составляет 45 лет.
78. В министерстве ведутся следующие обязательные журналы:
1) журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;
2) журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;
3) журнал учета инструкций по охране труда для работников;
4) журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
5) журнал учета микроповреждений (микротравм) работников;
6) журнал учета противопожарных инструктажей;
7) журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу.
79. Журналы должны быть прошнурованы, страницы должны быть пронумерованы, на последнем листе журнала прошнурованная часть заклеивается бумажным талоном, на котором указывается количество страниц, ставится подпись министра и печать министерства.
80. Срок хранения журналов регистрации инструктажей по охране труда, журнала регистрации несчастных случаев на производстве составляет 45 лет.
Срок хранения журнала учета микроповреждений (микротравм) работников (гражданских служащих) составляет три года.
XI. Ответственность
81. Министр, заместители министра, руководители структурных подразделений министерства, работники, допустившие невыполнение или нарушение настоящего Положения, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и локальными актами министерства:
1) за несоблюдение требований действующих нормативных актов в области охраны труда, санитарно-гигиенических нормативов и правил, необходимых для исполнения своих обязанностей;
2) за не прохождение обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, инструктажей по охране труда, а также медицинского осмотра (диспансеризации), других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, внеочередных медицинских осмотров;
3) за несвоевременное доведение до непосредственного руководителя информации о каждом несчастном случае, о ситуации, создающей угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, работников министерства.
ХII. Заключительные положения
82. Настоящее Положение, а также вносимые в него изменения и дополнения утверждаются приказом министра."
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства здравоохранения Новосибирской области от 9 марта 2023 г. N 498-НПА "О внесении изменений в приказ министерства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.