г. Краснодар |
|
03 октября 2013 г. |
Дело N А32-15498/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Драбо Т.Н. и Мацко Ю.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Грейн Плюс" (ИНН 2331013798, ОГРН 1042317505064), заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2013 (судья Чесноков А.А.) и постановление Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 03.06.2013 (судьи Захарова Л.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-15498/2012, установил следующее.
ООО "Грэйн Плюс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 365 687 рублей 77 копеек по ДТ N 10309030/180811/0001437, 10309030/031011/0002007, 10309030/1610 11/0002137 и 10309030/271211/0002899.
Решением суда от 28.02.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.06.2013, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы недоказанностью таможней наличия оснований для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Суды установили неправомерность доначисления таможенных платежей в связи с представлением в отношении ввезенного обществом товара тарифных преференций.
Таможня обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы полагает, что, поскольку при подаче деклараций общество не заявляло о наличии права на предоставление тарифных преференций, связанных со страной происхождения, действия таможни являлись правильными. Кроме того, таможня считает недоказанным факт излишней уплаты обществом таможенных платежей.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество произвело таможенное оформление ввезенного товара - перлитовой руды. В таможенном отношении товар оформлен по ДТ N 10309030/180811/0001437, 10309030/0310 11/0002007, 10309030/161011/0002137 и 10309030/271211/0002899 (далее - спорные ДТ) и уплачены таможенные платежи.
Полагая, что сумма таможенных платежей в размере 365 687 рублей 77 копеек является излишне уплаченной, поскольку в отношении ввезенного товара предусмотрены тарифные преференции, общество 18.04.2012 обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в указанной сумме.
Это заявление таможня оставила без рассмотрения, указав в письме от 24.04.2012 N 22.4-04/8311 на непредставление документов, подтверждающих излишнюю уплату таможенных платежей.
Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды обеих инстанций правомерно руководствовались следующим
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 3 статьи 148 Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (в редакции от 23.07.2013) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) предусмотрено, что возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае восстановления режима тарифных преференций.
Согласно части 3 статьи 63 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - Кодекс) преференциальный режим применяется (восстанавливается) при условии подтверждения страны происхождения товаров до истечения одного года со дня принятия таможенной декларации таможенным органом.
Такое же правило содержится в приказе Федеральной таможенной службы России от 02.08.2012 N 1565 (пункт 25).
В соответствии с частью 2 статьи 59 Кодекса, документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. В силу статьи 61 Кодекса сертификат о происхождении товара - это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Российская Федерация Федеральным законом от 22.12.2008 N 257-ФЗ "О ратификации Соглашения о единых правилах определения страны происхождения товаров". ратифицировала Соглашение о единых Правилах определения страны происхождения товаров (далее - Правила).
В силу статьи I Правил товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в случаях, когда он полностью произведен в данной стране. Согласно статье II Правил полностью произведенными в развивающейся или наименее развитой стране, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, считаются, в том числе полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или со дна этого моря. В соответствии со статьей VII "Документальное свидетельство" Правил в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А" (далее - сертификат), принятую в рамках общей системы преференций. Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен двенадцатью месяцами с даты его выдачи.
Суды установили, что ввезенный обществом товар - перлитовая руда (код по ТН ВЭД - 2530 10 1 000), включен в перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции, что следует из положений, содержащихся в Решении Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 N 18, а также в Решении Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 N 130, которыми утверждены перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза и перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.
Суды выяснили, что вместе с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей общество предоставило таможне сертификаты происхождения перлитовой руды от 09.08.2011 N 0329240, от 23.09.2011 N 0444163, от 07.10.2011 N 0445019, от 21.12.2011 N 0449848. Доказательства, свидетельствующие о незаконности, недостоверности либо фальсификации указанных сертификатов, о наличии существенных пороках сертификатов, которые бы исключали их из числа доказательств, являющихся основаниями для возврата сумм излишне уплаченных таможенных платежей, не представлены.
На основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств суды установили, что таможенный орган располагал всеми необходимыми документами, подтверждающими излишнюю уплату таможенных пошлин, налогов. Товар, ввозимый обществом, оформлен таможенным органом без замечаний по полноте сведений, необходимых таможенному органу для принятия таможенных деклараций, и готов к свободному обращению. Представлены таможенные декларации, платежные поручения с оплатой по ним, сертификаты происхождения по форме "А", по которым Закон N 311-ФЗ предоставляет тарифные преференции.
Установив названные обстоятельства, суды сделали правильный вывод об отсутствии у таможенного органа оснований для отказа обществу в возврате излишне уплаченных платежей.
Согласно статье 89 Кодекса излишне уплаченными или излишне взысканными являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статья 90 Кодекса и Закон N 311-ФЗ устанавливают, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа на основании заявления плательщика (его правопреемника).
Суды установили, что общество подтвердило правомерность применения преференций. Факт излишней уплаты обществом таможенных платежей также доказан.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
Суды указали на недоказанность таможней соответствия отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей действующему законодательству в отсутствие условий, препятствующие такому возврату.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций, всесторонне, полно и объективно исследованы, всем представленным в дело доказательствам дана надлежащая оценка.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследование обстоятельств дела и оценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2013 и постановление Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 03.06.2013 по делу N А32-15498/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.