г. Краснодар |
|
04 сентября 2013 г. |
Дело N А32-32596/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Назаренко И.П.,
судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И.,
в отсутствие в судебном заседании истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), ответчика - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 2308077553), третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, федерального государственного унитарного предприятия "Авторемонтный центр Мингосимущества России", открытого акционерного общества "Оздоровительный комплекс "Пламя"", администрации муниципального образования Туапсинский район, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2013 (судья Тарасенко А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 (судьи Малыхина М.Н., Галов В.В., Мисник Н.Н.) по делу N А32-32596/2012,
установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании отсутствующим права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0105001:4 площадью 4,3 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пос. Новомихайловский, 2 о/к "Пламя", признании права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГУП "Авторемонтный центр Мингосимущества России", ОАО "Оздоровительный комплекс "Пламя"".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.05.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0105001:4 находятся объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, в силу чего с 01.07.2006 право государственной собственности на данный участок является разграниченным в пользу Российской Федерации. Применение положений статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) не зависит от нахождения земельного участка на землях курорта. Истец как владеющий собственник вправе требовать признания права собственности другого лица отсутствующим.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции, считая их незаконными, указывая, что регистрация права собственности Краснодарского края произведена в 2004 году в соответствии с действовавшим в указанный период времени законодательством. Участок относится к землям краевого курорта (вторая зона округа санитарной охраны). Нахождение объектов недвижимости в границах спорного участка, равно как и принадлежность таковых Российской Федерации не доказаны, истец не обоснованно претендует на весь участок, ссылаясь на его частичную занятость федеральными объектами.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 30.08.2004 на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0105001:4 зарегистрировано право собственности Краснодарского края.
В кадастровом паспорте участка от 01.08.2012 отражено формирование участка 06.03.2002, разрешенное использование - для эксплуатации комплекса "Пламя", обременение арендной в пользу ОАО "Оздоровительный комплекс "Пламя"".
Согласно выписке из ЕГРП от 13.09.2012 право аренды возникло на основании договора от 28.09.1999 N 473, заключенного администрацией Туапсинского района первоначально с ОАО "Кубаньэнерго", которое впоследствии уступило права и обязанности по договору аренды ОАО "Оздоровительный комплекс "Пламя"" по соглашению от 14.12.2005.
Право аренды ОАО "Кубаньэнерго" возникло в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования. Полномочия по заключению договора аренды делегированы Правительством Краснодарского края администрации Туапсинского района (постановление N 21-п от 06.08.1999).
На указанном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации: спальный корпус N 3 площадью 714,1 кв. м; спальный корпус N 2 площадью 331,3 кв. м; спальный корпус N 1 площадью 720,4 кв. м; административный корпус площадью 614,3 кв. м; киноплощадка открытая площадью 27,3 кв. м; трансформаторная подстанция площадью 32,7 кв. м; котельная площадью 438,5 кв. м; клуб-столовая площадью 1 634,9 кв. м.
Факт нахождения названных объектов на спорном земельном участке подтвержден актом обследования от 09.11.2012 N 158 и сторонами не оспаривается.
Сооружения переданы на праве хозяйственного ведения ФГУП "Авторемонтный центр Мингосимущества России", которое зарегистрировано в установленном порядке 28.06.2007. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права основаниями возникновения данного права указаны Распоряжение Минимущества Российской Федерации от 30.07.2003 N 3341-р, акт приема федерального имущества от 06.08.2003, акты о приеме-передаче здания (сооружения) от 05.09.2005 N 1 - 8.
Названным распоряжением N 3341-р за ФГУП "Авторемонтный центр Мингосимущества России" закреплен имущественный оздоровительный комплекс "Пламя" на праве хозяйственного ведения с прилегающими земельными участками, не включенный в уставный капитал ОАО "Кубаньэнерго", являющийся собственностью Российской Федерации.
Согласно выпискам из реестра федерального имущества от 25.06.2012 N 2968/12-2968/19 основанием возникновения права федеральной собственности указано Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
На участке имеются объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "Оздоровительный комплекс "Пламя"" (свидетельства о государственной регистрации от 30.05.2005 серии 23-АА N 190245, 190253, 190247, 190252).
Управление, полагая, что спорный участок, является объектом права федеральной собственности в силу норм Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", обратилось в суд.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся в том числе земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Частью 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации в действовавшей до 01.06.2006 редакции определялось, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно статьям 2, 3 Закона N 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации являлись или акт Правительства Российской Федерации об утверждении перечня земельных участков, на которые у названного публично-правового образования возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (далее - перечень), или вступившие в законную силу судебное решение по спору, связанному с разграничением государственной собственности на землю.
Одним из оснований внесения земельного участка в перечень, являлось его включение в состав земель сельскохозяйственного назначения при условии расположения на нем недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности или предоставление органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"", вступившим в силу с 01.06.2006, признан утратившим силу Закон N 101-ФЗ, в пункте 2 статьи 16 Земельного кодекса слова "Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" заменены словами "настоящим Кодексом и федеральными законами", а Закон N 137-ФЗ дополнен статьей 3.1, которой в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, а также земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:0105001:4 относится к собственности Российской Федерации в силу закона.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона о регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами.
В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 по делу N А32-32596/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.П. Назаренко |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 сентября 2013 г. N Ф08-5792/13 по делу N А32-32596/2012