Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в Республике Татарстан был принят Закон Республики Татарстан от 18 декабря 2014 года N 126-ЗРТ "О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Республике Татарстан".
На основе вышеуказанных законодательных актов, а также в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.09.2021 N 909 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания населения в Республике Татарстан" (далее - постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.09.2021 N 909) определен порядок организации регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан (далее - региональный государственный контроль).
Осуществляемый Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство) региональный государственный контроль позволяет принимать действенные меры по устранению нарушений законодательства и привлечению ответственных должностных лиц к ответственности, способствует повышению качества услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания.
Предметом регионального государственного контроля является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания, а также оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (далее - обязательные требования).
Обязательные требования законодательства в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан и меры, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в целях недопущения таких нарушений размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (mtsz@tatar.ru) в разделе "Направления деятельности"/"Государственный контроль (надзор)"/"Осуществление регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания" в подразделе "Профилактика нарушений обязательных требований" (Типовые нарушения и разъяснения к ним)/"Обобщение правоприменительной практики осуществления государственного контроля (надзора)").
В целях повышения качества работы поставщиков социальных услуг, недопущения нарушений законодательства Министерством ведется разъяснительная работа. По запросу поставщиков социальных услуг Министерством даются письменные и устные разъяснения обязательных требований к объему, качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан, размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (mtsz@tatar.ru) в разделе "Направления деятельности"/"Государственный контроль (надзор)"/"Осуществление регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания" в подразделе "Нормативные правовые акты"/"Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений)" (https://mtsz.tatarstan.ru/npa-2065877.htm).
Региональный государственный контроль осуществляется Министерством с применением риск-ориентированного подхода. Проведение плановых проверок в отношении поставщиков социальных услуг в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в два года;
для категории значительного риска - один раз в три года;
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в четыре года и не реже одного раза в пять лет;
для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в шесть лет и не реже одного раза в восемь лет.
В отношении поставщиков социальных услуг, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
По состоянию на 30 сентября 2021 года в реестр поставщиков социальных услуг в Республике Татарстан включены 140 организации, из них 26 - негосударственные поставщики социальных услуг (18,5% от общего количества поставщиков социальных услуг) (Таблица 1).
Таблица 1
Наименование сведений |
2019 |
2020 |
2021 |
Количество зарегистрированных и фактически осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан юридических лиц (их филиалов и представительств) и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых и (или) используемые ими производственные объекты являются объектами соответствующих видов государственного контроля (надзора) |
141 |
143 |
140 |
Планируется рост числа негосударственных поставщиков социальных услуг. Вместе с тем, начинающие свою деятельность поставщики социальных услуг зачастую не в полной мере владеют достаточными правовыми знаниями в сфере оказания социальных услуг.
Плановые проверки в учреждениях, предоставляющих социальные услуги, проводятся на основании разрабатываемого Министерством ежегодного плана, согласованного прокуратурой Республики Татарстан.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год 5 проверок были исключены и замены на профилактический визит.
В согласованный прокуратурой Республики Татарстан план проведения плановых проверок поставщиков социальных услуг на 2022 год была включена 1 плановая проверка поставщика социальных услуг (в 2020 году 1 проверка, в 2021 году 12 проверок) (Таблица 2).
Таблица 2
Наименование сведений |
2020 |
2021 |
2022 |
Количество проведенных плановых проверок |
1 |
12 |
1 |
Количество проведенных внеплановых проверок |
0 |
0 |
0 |
Количество составленных предписаний об устранении выявленных нарушений |
0 |
10 |
1 |
При осуществлении контроля (надзора) за соблюдением поставщиками социальных услуг в процессе своей деятельности обязательных требований к объему, качеству социальных услуг в 2022 году выдано 1 предписание об устранении выявленных нарушений.
Информация о результатах проведенных проверок вносится в ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий".
В 2020-2022 годах случаев невыполнения в установленный срок предписаний об устранении нарушений законодательства, выданных должностными лицами Министерства, осуществляющими региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, не было.
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в 2022 году было проведено 3 консультирования с участием поставщиков социальных услуг, в том числе негосударственных, где разъяснена информация по обязательным требованиям к объему, качеству социальных услуг.
В рамках профилактических мероприятий в 2022 году проведено 14 профилактических визитов.
При проведении профилактического визита фактов, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен не было установлено.
В рамках мероприятий по контролю без взаимодействия с поставщиками социальных услуг (далее - мероприятие по контролю) Министерством осуществляется контроль за соблюдением обязательных требований при размещении поставщиками социальных услуг информации в сети "Интернет", обзор информации в средствах массовой информации.
В 2022 году проведена 1 проверка без взаимодействия с поставщиком социальных услуг по соблюдению обязательных требований при размещении поставщиком социальных услуг информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации. Выдано 1 предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания (Таблица 3).
Таблица 3
Наименование сведений |
2020 |
2021 |
2022 |
Количество заданий на проведение контрольных мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями |
27 |
6 |
не требуется |
Количество проведенных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (в разрезе с указанием формы проведения): |
27 |
6 |
I |
плановые (рейдовые) осмотры |
0 |
0 |
0 |
наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении поставщиками социальных услуг информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации |
27 |
6 |
1 |
Количество выданных предостережений |
26 |
6 |
1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.