г. Краснодар |
|
10 октября 2013 г. |
Дело N А63-17483/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737) - Арестовой М.Л. (доверенность от 09.01.2013), в отсутствие заявителя - Министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644), третьих лиц: администрация города Ставрополя, общества с ограниченной ответственностью "ДЭЛА", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.03.2013 (судья Быков А.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 (судьи Луговая Ю.Б., Казакова Г.В., Сомов Е.Г.) по делу N А63-17483/2012, установил следующее.
Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление Росреестра) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права государственной собственности Ставропольского края на земельный участок с кадастровым номером 26:12:010305:43, площадью 1744 кв. м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, пер. Шеболдаева, 1, в квартале 422, выраженного в письме от 30.08.2012 N 01/058/2012-066, и возложении на управление Росреестра обязанности внести запись о регистрации права государственной собственности Ставропольского края на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Ставрополя (далее - администрация) и ООО "ДЭЛА" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.03.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013, решение управление Росреестра от 30.08.2012 N 01/058/2012-066 об отказе в государственной регистрации права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Ставропольского края на земельный участок с кадастровым номером 26:12:010305:43, площадью 1744 кв. м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, пер. Шеболдаева, 1, в квартале 422, признано незаконным как несоответствующее статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) и статье 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). Суд обязал управление Росреестра в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу произвести государственную регистрацию права собственности субъекта Российской Федерации - Ставропольского края на указанный участок. Судебные акты мотивированы отсутствием у управления Росреестра предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации права государственной собственности Ставропольского края на спорный участок, поскольку право собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, ранее зарегистрировано за Ставропольским краем. Право собственности на земельный участок в силу пункта 2 статьи 3.1 Закона N137-ФЗ является разграниченным в пользу Ставропольского края. Оспариваемый отказ в государственной регистрации препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным последующее приобретением заинтересованными лицами прав на спорный земельный участок.
В кассационной жалобе управление Росреестра просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, указывая, что в регистрирующий орган представлены не все документы необходимые для регистрации права государственной собственности Ставропольского края на земельный участок. На момент рассмотрения заявления министерства право собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, было зарегистрировано за иным лицом (обществом), что препятствовало осуществлению управлением Росреестра регистрационных действий в отношении спорного участка в пользу Ставропольского края.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит решение и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель управления Росреестра поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя управления Росреестра, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что Ставропольскому краю на праве собственности принадлежали нежилые помещения площадью 882,80 кв. м, с кадастровым номером 26:12:010305:0043:23750/192:1001-1029,1047-1053/А, расположенные по адресу: г. Ставрополь, пер. Шеболдаева, 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.06.2005 серия 26АА N 112225 (т. 1, л. д. 137), которые по договору купли-продажи от 24.08.2005 N 10-н проданы обществу, о чем 17.10.2005 в ЕГРП внесена запись регистрации N 26-26-12/029/200-851, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.10.2005 серия 26 АА N 185588 (т. 1, л. д. 124).
В собственности Ставропольского края также находились нежилые торговые помещения площадью 101,90 кв. м с кадастровым номером 26:12:010305:0043:23750/192:1030, 1031, 1037-1046/А, расположенные по адресу: г. Ставрополь, пер. Шеболдаева, 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.05.2009 серии 26АЕ N 839359 (т. 1, л. д. 123), которые по договору купли-продажи от 06.10.2010 N 60-н проданы обществу, о чем 22.10.2010 в ЕГРП внесена запись регистрации N 26-26-01/102/2010-768, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.10.2010 серия 26АЗ N 148857 (т. 1, л. д. 119).
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 10.08.2006 серии 26 АБ N 138100 Ставропольскому краю на праве собственности принадлежали нежилые помещения - парикмахерская, площадью 44,10 кв. м с кадастровым номером 26:12:010308:0043:23750/192:1032-1036/А, расположенные по адресу: г. Ставрополь, пер. Шеболдаева, 1 (т. 1, л. д. 118). Указанные нежилые помещения по договору купли-продажи от 06.10.2010 N 59-н переданы обществу, о чем 10.02.2011 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись регистрации N 26-2601/102/2010-769, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.02.2011 серия 26АЗ N 291613 (т. 1, л. д. 114).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 26:12:010305:43, расположенном по адресу: г. Ставрополь, пер. Шеболдаева, 1.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 20.09.2011 по делу N А63-4932/2011 по заявлению общества суд признал незаконным отказ министерства в предоставлении обществу земельного участка площадью 1744 кв. м с кадастровым номером 26:12:010305:43, расположенного по адресу: г. Ставрополь, пер. Шеболдаева, 1, в собственность за плату и обязал устранить нарушения прав общества. Судом установлено, что обществу на основании договоров купли-продажи от 24.08.2005 N 10-н, от 06.10.2010 N 59-н и N 60-н принадлежит на праве собственности здание площадью 1174,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Ставрополь, пер. Шеболдаева, 1, а земельный участок с кадастровым номером 26:12:010305:43, на котором находятся объекты недвижимого имущества общества, в силу прямого указания закона отнесен к государственной собственности Ставропольского края.
В целях исполнения решения суда и государственной регистрации права собственности Ставропольского края на земельный участок в порядке разграничения государственной собственности министерство обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12: 010305:43, площадью 1744 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, пер. Шеболдаева, 1.
Сообщением от 30.08.2012 N 01/058/2012-066 управление Росреестра отказало министерству в государственной регистрации права собственности на земельный участок с указанием на непредставление документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на спорный участок при разграничении государственной собственности на землю, а именно акта органа государственной власти или местного самоуправления. В сообщении управление Росреестра сослалось на положения статей 1 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации об исключительном праве собственников объектов недвижимости на приобретение в собственность земельных участков и единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, а также указало на наличие у регистрирующего органа информации о том, что объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, находятся в собственности другого лица (общества).
Министерство, полагая, что отказ в государственной регистрации прав, является незаконным, обратилось в суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам пункта 5 статьи 131 Гражданского кодекса, пункта 5 статьи 2, пункта 3 статьи 20 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в судебном порядке.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (статьи 9, 13, 17 Закона о регистрации).
В государственной регистрации прав может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые для регистрации в соответствии с Законом о регистрации (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).
В отношении государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю законом предусмотрены особенности.
Статьей 30.1 Закона о регистрации определены положения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
В пункте 2 данной статьи предусмотрена необходимость представления для государственной регистрации права собственности документов согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю (далее - Перечень). В рассматриваемый период действовал Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
На государственною регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками). Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 2 Перечня).
Как видно из материалов дела, заявление министерства о государственной регистрации права государственной собственности Ставропольского края на спорный участок рассмотрено управлением Росреестра в соответствии со статьей 30.1 Закона о регистрации, как заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
До 1 июля 2006 года правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) определялись Законом о разграничении собственности.
Статьей 2 названного Закона предусматривалось, что право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ, вступившего в силу с 01.07.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Таким образом, после введения в действие статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ земельные участки, на которых расположены или располагались здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации являются разграниченными в силу прямого указания закона до их отчуждения из государственной собственности.
Отказывая в государственной регистрации права собственности, управление Росреестра не приняло во внимание решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.09.2011 по делу N А63-4932/2011, а также наличие в ЕГРП сведений о ранее зарегистрированном праве собственности Ставропольского края на объекты недвижимого имущества, расположенные на спорном участке.
Судебными актами по делу N А63-4932/2011 подтверждено, что право собственности на земельный участок в силу пункта 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является разграниченным в пользу Ставропольского края, в связи чем довод о том, что в регистрирующий орган не представлены все необходимые документы для регистрации права государственной собственности Ставропольского края на спорный участок, был предметом оценки судов и правомерно отклонен.
Довод заявителя о том, что на момент рассмотрения заявления министерства о государственной регистрации права государственной собственности Ставропольского края на спорный земельный участок право собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, было зарегистрировано за иным лицом (обществом), что препятствовало осуществлению управлением Росреестра регистрационных действий в отношении земельного участка в пользу Ставропольского края, отклоняется, поскольку отчуждение из государственной собственности объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, государственная собственность на который разграничена в силу закона, не влечет изменение правового режима такого участка.
При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии у управления Росреестра оснований для отказа в государственной регистрации права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Ставропольского края на земельный участок с кадастровым номером 26:12:010305:43, площадью 1744 кв. м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, пер. Шеболдаева, 1, в квартале 422 и удовлетворили заявленные министерством требования.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами.
В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.03.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 по делу N А63-17483/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.П. Назаренко |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.