Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Администрации города Ялта
от 11.11.2022 г. N 5333-п
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (основные показатели)
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (основные показатели) (далее - прогноз) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением администрации города Ялты от 05 августа 2015 года N 1499-п "О Порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым".
Прогноз разработан с учетом целей, поставленных Президентом Российской Федерации ("Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"). В прогнозе социально-экономического развития заложены предпосылки полной реализации разработанного Правительством Российской Федерации комплекса мер, направленных на обеспечение ускорения темпов экономического роста и улучшение демографической ситуации.
При разработке прогноза учтены Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года, Сценарные условия, основные параметры Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, прогнозные показатели социально-экономического развития Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов по базовому варианту сценарных условий, итоги социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым за 2020 год, 2021 год, за январь - июль 2022 года (доклады Крымстата: Социально-экономическое положение городского округа Ялта в 2020 году; Социально-экономическое положение городского округа Ялта в 2021 году, в январе - июле 2022 года).
Основные показатели прогноза рассчитывались на основании статистических данных, материалов, представленных структурными подразделениями и отраслевыми (функциональными) органами Администрации города Ялта Республики Крым.
Предварительные итоги социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым за истекший период 2022 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым за 2022 год
Санаторно-курортный и туристский сектор
Курортно-туристский комплекс муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым представлен 166 предприятиями различных форм собственности и организационно-правовой формы хозяйствования, в том числе: 35 санаториев, 3 детских санаториев, 98 гостиниц, апартаментов и прочих средств размещения, 21 пансионат, 5 детских оздоровительных лагерей и прочие.
Количество максимально развернутых сезонных мест организованного отдыха в коллективных средствах размещения составляет 36,1 тыс. ед., из них круглогодичных - 25,6 тыс. ед.
По результатам 1 полугодия 2022 года количество отдохнувших в коллективных средствах размещения в Ялтинском регионе составило 286,1 тыс. чел. (без учета туристов в частном секторе), что по сравнению с аналогичным периодом 2021 года (363,8 тыс. чел.) меньше на 25,8%.
По итогам 2022 года ожидается количество отдохнувших в коллективных средствах размещения 550,0 тыс. человек.
Промышленное производство
В муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым за первое полугодие 2022 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на крупных и средних промышленных предприятиях составил 4544,6856 млн рублей, что на 8,5% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года.
Оценка показателя "Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, по видам деятельности, относящимся к промышленному производству по крупным и средним предприятиям" по итогам 2022 года составит 9564,5 млн рублей (темп роста 112,2%).
Строительство
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", включая работы, выполненные хозяйственным способом, в январе - июле 2022 года предприятиями и организациями муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым составил 2647 млн рублей или 111,2% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года.
Рост объемов строительных работ в текущем году в сопоставимых ценах оценивается на уровне 100,1%.
В январе - июле 2022 года введено в эксплуатацию 42,021 тыс. м2 общей площади жилых домов. Общая площадь принятого в эксплуатацию жилья за январь - июль 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличилась в 9,05 раза.
Удельный вес общей площади жилых помещений, построенных в городском округе, составляет 9,0% к общему объему жилья, введенному за январь - июль в Республике Крым.
Населением за счет собственных и привлеченных средств построено 21,2 тыс. м2 общей площади жилых помещений.
Инвестиции в основной капитал
В январе - июне 2022 года предприятиями и организациями (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) использовано 5889,9 млн рублей инвестиций в основной капитал (11,3% от общего объёма инвестиций в экономику Республики Крым). Объём инвестиций в основной капитал за первое полугодие 2022 года по сравнению с за первым полугодием 2021 года увеличился на 21,8%.
По итогам 2022 года, с учетом действующих импортных и экспортных ограничений и высокой неопределенности относительно среднесрочных тенденций в экономике, ожидается незначительное снижение инвестиций в основной капитал на 1,3%.
Индекс потребительских цен
Индекс потребительских цен в июле 2022 года по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года составил 112,2%.
Индекс потребительских цен по итогам 2022 года ожидается в размере 117,4% (к декабрю 2021 года).
Финансовая деятельность организаций
Сальдированный финансовый результат до налогообложения деятельности организаций городского округа Ялта в январе - июле 2022 года допущен убыток в размере 1471,8 млн рублей, а в январе - июне 2021 года прибыль составила 1123,4 млн рублей.
В отчетном периоде 43,4% организаций городского округа Ялта работали с прибылью. Ими получено 629,9 млн рублей прибыли, что на 63,2% меньше, чем в январе - июне 2021 года.
Доля убыточных организаций в январе - июне 2022 года составила 56,6% и по сравнению с соответствующим периодом 2021 года увеличилась на 20,8 п.п. Сумма допущенных ими убытков к январю - июню 2021 года увеличилась в 3,6 раза и составила 2101,7 млн рублей.
Уровень жизни населения
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) одного работника организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по городскому округу Ялта в июне 2022 года составила 51000 рублей (в среднем по Республике Крым - 49094 рублей). По сравнению с маем 2022 года размер заработной платы увеличился на 7,1%.
Увеличение номинальной начислений заработной платы в июне 2022 г. по сравнению с маем 2022 г. наблюдалось от 0,3% в области строительства до 53,0% в сфере образования.
Средняя численность работников в июне 2022 года городского округа Ялта составила 32456 человек, по сравнению с маем 2022 года данный показатель увеличился на 2,6%.
Увеличение численности работников по сравнению с маем 2022 года наблюдалось от 0,7% в сфере предоставления прочих видов услуг до 14,8% в области обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха. Одновременно уменьшение данного показателя наблюдалось от 4,8% в области информации и связи до 0,2% в сфере образования.
Численность пенсионеров по состоянию на 1 июля 2022 года составила 39247 человек (или 28,8% от общей численности населения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым). Средний размер пенсии составил 16948 рублей.
По состоянию на 31 декабря 2022 года ожидается уменьшение численности пенсионеров до 39079 человек или 28,8% от общей численности населения городского округа.
Демография
За январь - июнь 2022 года численность населения городского округа Ялта уменьшилась на 1262 человека. Уменьшение численности населения обусловлено как естественной убылью населения 659 человек, так и отрицательным сальдо миграции 603 человека.
За январь - июнь 2022 года в городском округе родилось 439 человек, умерло 1098 человек. Объем естественной убыли населения по сравнению с январём - июнем 2021 года увеличился на 35 человек или на 5,6%. По итогам января - июня 2022 года уменьшилось число родившихся и умерших соответственно на 13,1% и 2,7%.
Коэффициент смертности за январь - июнь 2022 года составил 16,1 на 1000 постоянного населения. В целом по Республике Крым коэффициент смертности за январь - июнь 2022 года составил 16,4 на 1000 постоянного населения.
За январь - июнь 2022 года число прибывших составило 1698 человек, а выбывших - 2301 человек. По сравнению с январём - июнем 2021 года число прибывших уменьшилось на 26,3%, а число выбывших увеличилось на 38,0%.
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основные показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов представлены в приложении N 1.
Население
Показатели |
Единица измерения |
2023 |
2024 |
2025 |
Численность постоянного населения (на конец периода) |
человек |
133394 |
131119 |
129001 |
в % к предыдущему году |
98,3 |
98,3 |
98,4 |
|
Количество родившихся |
человек |
850 |
821 |
802 |
в % к предыдущему году |
94,6 |
96,6 |
97,7 |
|
Количество умерших |
человек |
2526 |
2461 |
2412 |
в % к предыдущему году |
96,9 |
97,4 |
98,0 |
|
Естественный прирост (+), убыль (-) |
человек |
-1676 |
-1640 |
-1610 |
в % к предыдущему году |
98,1 |
97,9 |
98,2 |
|
Миграция населения прирост (+), снижение (-) |
человек |
-635 |
-635 |
-508 |
прибыло |
3200 |
3200 |
3300 |
|
выбыло |
3835 |
3835 |
3808 |
|
в % к предыдущему году |
60,0 |
100,0 |
80,0 |
|
прибыло |
105,8 |
100,0 |
103,1 |
|
выбыло |
-93,9 |
100,0 |
99,3 |
Негативные тенденции демографического развития обусловили формирование устойчивой тенденции старения населения страны.
В целях стабилизации демографической ситуации в Российской Федерации и упреждающего реагирования на возможное дальнейшее ухудшение демографических показателей в среднесрочной перспективе продолжится реализация мероприятий Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Денежные доходы
Показатели |
Единица измерения |
2023 |
2024 |
2025 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников: |
руб. |
73337,8 |
78856,3 |
83240,7 |
в % к предыдущему году |
107,1 |
107,5 |
105,6 |
|
- муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
руб. |
27146,7 |
28180,9 |
32916,4 |
- муниципальных общеобразовательных учреждений |
руб. |
33405,8 |
34678,4 |
40505,7 |
- учителей муниципальных общеобразовательных учреждений |
руб. |
35319,0 |
38039,0 |
40512,0 |
- муниципальных учреждений культуры и искусства |
руб. |
33508,0 |
35720,0 |
37863,2 |
- муниципальных учреждений физической культуры и спорта |
руб. |
31404,0 |
31404,0 |
31404,0 |
В целях поддержки бизнеса и населения в период ограничений Правительством Российской Федерации были приняты и реализуются пакеты антикризисных мер, направленных, прежде всего, на поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, семей с детьми, снижение текущих издержек бизнеса, создание стимулов для сохранения занятости.
В 2023 году ожидается прирост среднемесячной начисленной заработной платы (без выплат социального характера) на 7,1%, которая и в дальнейшем будет показывать устойчивый рост.
Трудовые ресурсы
Показатели |
Единица измерения |
2023 |
2024 |
2025 |
Средняя численность работников на начало года (по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) |
человек |
30825 |
30803 |
30591 |
в % к предыдущему году |
99,75 |
99,93 |
99,31 |
Последние годы демографические ограничения, связанные с уменьшением численности населения трудоспособного возраста, все сильнее оказывали влияние на рынок труда. Принятый Федеральный закон от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", который определяет порядок передвижки возрастной границы выхода на пенсию, создает условия как для стабильного увеличения пенсий неработающих пенсионеров, так и для смягчения дефицита рабочей силы, вызванного объективными демографическими тенденциями.
Занятость населения
Показатели |
Единица измерения |
2023 |
2024 |
2025 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
чел. |
350 |
340 |
340 |
Численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, в расчете на одну заявленную вакансию (на конец года) |
чел. |
0,33 |
0,33 |
0,33 |
Ключевые проблемы развития рынка труда и трудовых ресурсов муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым связаны, прежде всего, с сезонностью использования трудовых ресурсов, наличием структурного несоответствия спроса и предложения рабочей силы, нарушением связи между рынком образовательных услуг и рынком труда.
В прогнозном периоде не ожидается существенного роста безработицы. Росту безработицы будут препятствовать демографический фактор и снижение стоимости трудовых ресурсов.
Пенсионеры
Показатели |
Единица измерения |
2023 |
2024 |
2025 |
Численность пенсионеров |
человек |
38221 |
37200 |
36178 |
в % от общей численности населения |
28,7 |
28,4 |
28,0 |
В силу произошедшего демографического сдвига, вызванного пандемией новой коронавирусной инфекции, в прогнозном периоде численность пенсионеров будет снижаться и составит ориентировочно 36,2 тысяч человек в 2025 году (или 28% от общей численности населения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым).
Потребительский рынок
Показатели |
Единица измерения |
2023 |
2024 |
2025 |
Индекс потребительских цен с начала года |
% |
107,6 |
104,8 |
104,0 |
В 2025 году индекс потребительских цен прогнозируется на уровне 104,0%.
Промышленное производство
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, по крупным и средним предприятиям в среднесрочной перспективе составит:
Показатели |
Единица измерения |
2023 |
2024 |
2025 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, по видам деятельности, относящимся к промышленному производству по крупным и средним предприятиям |
млн рублей |
9800,9 |
10276,1 |
10698,6 |
в % к предыдущему году |
102,5 |
104,8 |
104,1 |
В январе - июле 2022 г. объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на предприятиях городского округа Ялта составил 5381,2 млн рублей, в том числе на предприятиях обрабатывающих производств - 1952,5 млн рублей, по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха - 2782,2 млн рублей, водоснабжения; водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 646,5 млн рублей.
Строительство
Показатели |
Единица измерения |
2023 |
2024 |
2025 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
млн рублей |
5975,3 |
6118,7 |
6376,8 |
в % к предыдущему году, в сопоставимых ценах |
100,9 |
102,4 |
104,2 |
|
Ввод в эксплуатацию жилых домов |
кв. м |
67011 |
69803 |
72595 |
в % к предыдущему году |
0,8 |
1,0 |
1,0 |
Прогнозируемый уровень индекса строительной продукции на 2023 - 2025 годы составит 104% ежегодно.
Повышение объемов строительных работ ожидается за счет:
- реализации муниципальных, государственных и федеральных программ;
- активизации инвестиционной деятельности, оживление рынка недвижимости.
Инвестиции в основной капитал
Показатели |
Единица измерения |
2023 |
2024 |
2025 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) |
млн руб. |
15972,0 |
15194,1 |
15779,3 |
в % к предыдущему году |
85,7 |
95,1 |
103,9 |
В прогнозируемом периоде 2023 - 2024 годах ожидается снижение инвестиций на 14,3% и на 4,9 соответственно и увеличение объема инвестиций в основной капитал на 3,9% в 2025 году. Снижение обусловлено ограниченным доступом к капиталу на внешних рынках и сохраняющейся относительной неопределенностью на финансовых рынках.
Основными инструментами взаимодействия Администрации города Ялта Республики Крым с инвесторами являются:
- заключение соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 7 октября 2014 года N 368 "О некоторых вопросах реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым";
- в соответствии с Федеральным законом "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ на территории Республики Крым создана свободная экономическая зона;
- заключение соглашений в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Заместитель начальника департамента |
Е.А. Илаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.