Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению
министерства образования и
науки Хабаровского края
от 28 ноября 2022 г. N 1417
"УТВЕРЖДЕН
распоряжением
министерства образования и
науки Хабаровского края
от 19 августа 2020 г. N 801
Положение
о психолого-педагогической службе в системе общего образования и среднего профессионального образования Хабаровского края
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет систему, цели и задачи психолого-педагогической службы в системе образования Хабаровского края (далее - Служба), организацию деятельности Службы на региональном и муниципальном уровнях, организацию деятельности Службы на уровне образовательной организации, механизмы мониторинга эффективности деятельности Службы.
1.2. Под Службой понимается организационная структура, включающая в себя узких специалистов (педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тьюторы, социальные педагоги) в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Хабаровского края (далее - узкие специалисты).
1.3. В работе Службы принимают участие учреждения, обеспечивающие управление и координацию деятельности узких специалистов, а также выполняющие функции научного и методического сопровождения кадрового обеспечения Службы.
Деятельность Службы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.4. Психолого-педагогическая помощь участникам образовательных отношений - комплексная деятельность по предупреждению и преодолению трудностей обучения, развития и социальной адаптации, развитию необходимых учебных, жизненных и гибких профессиональных компетенций у детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - психолого-педагогическая помощь, ОВЗ соответственно), детей-инвалидов, несовершеннолетних обучающихся, признанных подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.
1.5. Психолого-педагогическая помощь включает в себя консультативную, просветительскую и иную деятельность с родителями (законными представителями), педагогическими и административными работниками образовательных организаций, направленную на повышение качества образования и формирование благоприятного психологического климата, способствующего достижению обучающимися образовательных результатов и социальной адаптации.
1.6. Под понятием психолого-педагогическая помощь понимается вся деятельность, выполняемая узкими специалистами Службы для решения поставленных перед ней задач.
1.7. Основные виды деятельности специалистов Службы:
психолого-педагогическая диагностика детей и обучающихся;
психолого-педагогическое просвещение субъектов образовательных отношений;
психолого-педагогическая профилактика ухудшения психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания;
психолого-педагогическая коррекция недостатков в психическом развитии, социализации и адаптации у детей и обучающихся;
психолого-педагогическое консультирование участников образовательных отношений;
развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов и социально-эмоциональных навыков у обучающихся;
психолого-педагогическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение;
психолого-педагогическое проектирование безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей достижению целей обучения и воспитания обучающихся.
2. Система Службы
2.1. Систему Службы составляют следующие элементы:
муниципальные психологические службы в муниципальных учреждениях общего образования края, территориальные психолого-медико-педагогические комиссии, муниципальные центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, районные информационно-методические центры (далее - МПС, ТПМПК, ППМС-центры, ИМЦ соответственно);
службы психолого-педагогического сопровождения в системе общего образования, службы ранней помощи, центров сопровождения детей различных нозологических групп, функционирующие в краевых государственных учреждениях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (далее - СПС, коррекционные учреждения соответственно);
психолого-педагогические службы краевых организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
психолого-педагогическая служба краевого государственного автономного нетипового образовательного учреждения "Краевой центр образования" (далее - КГАНОУ КЦО);
психолого-педагогическая служба краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (далее - КГБОУ ХК ЦППМСП).
2.2. В управлении, координации, методическом и кадровом обеспечении Службы принимают участие:
краевое государственное нетиповое образовательное учреждение "Хабаровский центр психологии и детства "Псилогия" (далее - КГАНОУ "Псилогия");
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Хабаровского края, структурное подразделение КГАНОУ "Псилогия" (далее - ЦПМПК);
психолого-педагогическая служба в системе среднего профессионального образования края;
главный внештатный педагог-психолог Хабаровского края;
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - ОМСУ);
краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Хабаровский институт развития образования" (далее - КГАОУ ДПО ХК ИРО).
2.3. Основные функции Службы
1) КГАНОУ "Псилогия":
оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, испытывающим трудности в обучении, развитии и (или) социальной адаптации, в том числе детям с ОВЗ и детям-инвалидам, преимущественно не имеющим возможности получить психолого-педагогическую помощь по месту своего обучения;
оказание психолого-педагогической помощи обучающимся образовательных организаций среднего профессионального образования;
осуществление функций ЦПМПК;
трансляция образовательной политики региона в сфере психолого-педагогического сопровождения другим элементам системы Службы;
координация и методическое сопровождение деятельности и развития Службы;
мониторинг деятельности и развития Службы, в том числе разработка критериев эффективности деятельности и развития Службы;
оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления;
оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, совершившим попытку самоубийства; оказание психолого-педагогической помощи родственникам и ближайшему окружению несовершеннолетнего, совершившего суицид; сопровождение и согласование индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних, совершивших попытку суицида;
оказание психолого-педагогической помощи длительно болеющим детям;
2) главного внештатного педагога-психолога Хабаровского края:
трансляция федеральной образовательной политики в сфере психолого-педагогического сопровождения;
анализ и прогноз развития Службы;
осуществление взаимодействия с психолого-педагогическими службами в системе образования и главными внештатными педагогами-психологами других субъектов Российской Федерации в интересах развития Службы и обмена опытом;
3) ОМСУ:
организационно-управленческое обеспечение деятельности муниципальных психологических служб;
организация и обеспечение деятельности служб психолого-педагогической помощи детям от ноля до трех лет (в муниципальных образованиях, на территории которых нет коррекционных учреждений);
стратегическое и текущее взаимодействие с другими элементами системы Службы в интересах обеспечения эффективности деятельности муниципальных психологических служб;
4) МПС:
оказание психолого-педагогической помощи обучающимся образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, соответствующих муниципальных образований, их родителям (законным представителям) и педагогическим работникам, в том числе обучающимся организаций, не имеющих в штатном расписании тех или иных специалистов Службы (или с открытой вакансией специалиста);
оказание экстренной, кризисной психолого-педагогической помощи детям, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, в рамках деятельности групп "экстренного реагирования";
психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям (законным представителям) детей в рамках деятельности консультативных пунктов на базе муниципальных образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение;
оперативное взаимодействие с другими элементами системы Службы в целях решения частных вопросов оказания психолого-педагогической помощи обучающимся;
5) СПС:
оказание психолого-педагогической помощи обучающимся коррекционных учреждений, их родителям (законным представителям) и педагогическим работникам;
оказание психолого-педагогической помощи детям от ноля до трех лет (на заявительной основе) в рамках деятельности служб ранней помощи;
оказание психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, не являющимся обучающимися коррекционных учреждений (на заявительной основе), в рамках деятельности центров сопровождения детей различных нозологических групп;
стратегическое и текущее взаимодействие с другими структурными элементами системы Службы в интересах обеспечения эффективности своей деятельности;
оперативное взаимодействие с другими элементами системы Службы в целях решения частных вопросов оказания психолого-педагогической помощи обучающимся;
6) психолого-педагогическая служба организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
оказание психолого-педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
оказание психолого-педагогической помощи лицам, желающим принять в семью ребенка, в рамках деятельности служб по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители;
оказание психолого-педагогической помощи семьям, в которых воспитываются усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством) дети;
взаимодействие с другими элементами системы Службы по стратегическим и текущим вопросам, в том числе в рамках обеспечения преемственности и передачи информации с психолого-педагогической службой в системе профессионального образования;
7) КГАНОУ КЦО:
оказание психолого-педагогической помощи обучающимся учреждения, их родителям (законным представителям) и педагогическим работникам;
оказание психолого-педагогической помощи детям с высокой учебной мотивацией, одаренным детям, обучающимся с ОВЗ;
8) КГБОУ ХК ЦППМСП:
оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с девиантным поведением, их родителям (законным представителям) и педагогическим работникам;
ресурсное сопровождение оказания психолого-педагогической помощи детям с девиантным поведением, обучающимся в образовательных организациях;
9) КГАОУ ДПО ХК ИРО:
повышение квалификации узких специалистов Службы;
экспертиза методических материалов, программ психолого-педагогического сопровождения обучающихся, рабочих программ узких специалистов.
2.4. Деятельность Службы основана на принципах единства целей и задач, преемственности и согласованности взаимодействия между всеми элементами системы Службы для обеспечения максимально своевременной, доступной, качественной психолого-педагогической помощи всем категориям лиц, которые в ней нуждаются.
3. Цели и задачи деятельности Службы
3.1. Служба функционирует исходя из необходимости достижения приоритетных целей своей деятельности и решения соответствующих им задач.
3.2. Цели и задачи едины для всех элементов системы Службы, но механизмы и технологии их достижения могут быть различны исходя из возрастных, индивидуальных и иных особенностей обучающихся, находящихся в сфере ответственности специалистов различных элементов Службы.
3.3. Задачи Службы:
1) сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся:
содействие внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, участие в оптимизации нагрузки и мониторинге здоровья обучающихся;
внедрение и применение здоровьесберегающих технологий в практике своей деятельности;
формирование у детей культуры здоровья и здорового образа жизни;
реализация мероприятий по воспитанию осознанного устойчивого отрицательного отношения обучающихся к употреблению алкоголя, табака и иных психоактивных веществ;
2) сохранение и укрепление психического и психологического здоровья обучающихся и других участников образовательных отношений:
мониторинг актуального психоэмоционального состояния и выраженности признаков психологического неблагополучия у обучающихся и других участников образовательных отношений;
профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций у административных и педагогических работников организаций учреждений системы образования;
проектирование образовательной среды, отвечающей требованиям безопасности и комфортности;
экспертиза безопасности и комфортности образовательной среды (в границах своей компетенции);
оказание психолого-педагогической (профилактической, коррекционной, консультативной, иной) помощи обучающимся в преодолении тревожности, страхов, фобических, аффективных и личностных расстройств, а также расстройств адаптации;
оказание психолого-педагогической (профилактической, коррекционной, консультативной, иной) помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе пережившим потенциально психотравмирующие события;
реализация мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального) поведения детей и молодежи;
формирование у обучающихся навыков сохранения своего психологического здоровья (навыки контроля эмоций, конструктивной коммуникации и др.);
3) предупреждение, преодоление и компенсация трудностей в обучении и развитии у обучающихся, психолого-педагогическое сопровождение освоения обучающимися основных общеобразовательных программ и программ профессионального образования, в том числе адаптированных:
реализация психолого-педагогических программ преодоления трудностей в развитии и обучении;
участие в мониторинге эффективности внедряемых программ и технологий обучения;
диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающегося, их индивидуального прогресса и достижений;
содействие в достижении обучающимися предметных, личностных и метапредметных результатов освоения образовательных программ, приобретении общих компетенций, содействие в развитии у обучающихся универсальных (или базовых) учебных действий;
содействие в построении индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, индивидуальных траекторий развития, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;
психолого-педагогическое сопровождение процессов обучения, коррекции, воспитания, социальной адаптации и социализации лиц с ОВЗ, находящихся в различных образовательных условиях, средах и структурах, в том числе определение для каждого ребенка с ОВЗ образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям;
проектирование развивающей образовательной среды, отвечающей возрастным и индивидуальным особенностям ребенка (в границах своей компетенции);
проведение психолого-педагогической экспертизы внедряемых программ обучения в части определения их соответствия возрастным, психофизиологическим и иным особенностям обучающихся, их склонностям, способностям и интересам;
4) содействие позитивной социализации, развитие навыков социального взаимодействия у детей:
формирование психологической и педагогической готовности к началу освоения образовательных программ, переходу на новую ступень или новый уровень образования, реализация мероприятий по профилактике возникновения явлений дезадаптации на новой ступени или новом уровне образования;
определение уровня сформированности компонентов готовности к освоению образовательных программ;
проведение мероприятий по коррекции выраженных признаков дезадаптации у обучающихся;
реализация программ развития социально-эмоциональных навыков у детей;
содействие в развитии у обучающихся межкультурной компетентности и толерантности, реализация мероприятий по предупреждению возникновения явлений ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов;
содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение;
5) психолого-педагогическое сопровождение процессов формирования личности детей, формирование готовности обучающихся к осознанной и ответственной самостоятельной жизни в современном мире:
реализация мероприятий по профилактике и коррекции девиантного и делинквентного поведения детей и молодежи;
содействие реализации программ духовно-н
<< Приложение N 1 |
||
Содержание Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 28 ноября 2022 г. N 1417 "О внесении изменений в распоряжение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.