Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
культуры Тюменской области
от 13 декабря 2022 г. N 0285
Руководство
по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов к состоянию сохранности и условиям хранения музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации
I. Общие положения
Настоящее Руководство по соблюдению требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов к состоянию сохранности и условиям хранения музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации (далее - Руководство), разработано Департаментом культуры Тюменской области во исполнение Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", положений пункта 5 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановления Правительства Тюменской области от 19.02.2021 N 71-п "О Порядке установления и оценке применения обязательных требований".
Порядок организации в Тюменской области регионального государственного контроля (надзора) определен постановлением Правительства Тюменской области от 11.08.2021 N 475-п "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации".
При осуществлении Департаментом культуры Тюменской области (далее - Департамент) регионального государственного контроля (надзора) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации (далее - региональный государственный контроль (надзор) к государственным музеям, находящимся в ведении Тюменской области, в собственности, оперативном управлении или пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, предъявляются обязательные требования, установленные Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, к обеспечению хранения, изучения, комплектования, учета и использования музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации (далее - обязательные требования).
Также продолжает оставаться актуальным Руководство, утвержденное приказом Департамента культуры Тюменской области от 30.12.2021 N 354 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований".
Полный перечень актов, содержащих обязательные требования, опубликован на Официальном портале органов власти Тюменской области https://admtyumen.ru/ в разделе "Власть" - "Государственный контроль (надзор)" - "Региональный государственный контроль (надзор)" - "В сфере культурного наследия" - "Региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации".
Настоящее Руководство не содержит новые обязательные требования и подлежит применению контролируемыми лицами в добровольном порядке.
II. Разъяснения обязательных требований
Обязательные требования установлены Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ, приказом Минкультуры России от 15.01.2019 N 17 "Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации".
В соответствии со статьей 2.1 Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 23.07.2020 N 827 "Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций" собрание музея состоит из находящихся на хранении в музее музейных предметов, включенных в основной и иные фонды музея, а также документов и предметов архивного, библиотечного, кино-, фотофондов и иных фондов, которые служат целям его создания.
Указанной статьей определен перечень фондов, которые могут образовывать собрания музея:
основной фонд;
научно-вспомогательный фонд;
фонд сырьевых материалов;
экспериментальный фонд;
иные фонды, образованные по согласованию с учредителями музея.
По решению ЭФЗК предметы входящие в состав научно-вспомогательного фонда могут быть переведены в основной фонд.
Статьей 5 Федерального закона N 54-ФЗ обозначены требования по обеспечению:
физической сохранности музейных предметов и музейных коллекций, а также проведению реставрационных работ лицами, прошедшими в федеральном органе исполнительной власти в сфере культуры аттестации на право их проведения в отношении музейных предметов и музейных коллекций;
безопасность музейных предметов и музейных коллекций, включая наличие присвоенных им учетных обозначения и охранной маркировки музейных предметов и музейных коллекций;
учет музейных предметов и музейных коллекций, ведение и сохранность учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями.
В целях соблюдения требований по учету и хранению музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации необходимо обеспечить первичный государственный учет музейных предметов и централизованный государственный учет.
Первичный государственный учет включает в себя:
1) экспертизу культурных ценностей в целях отнесения их к музейным предметам и музейным коллекциям.
В соответствии с Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 15.01.2019 N 17 "Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации" экспертиза культурных ценностей и экспертиза музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда проводится в целях установления:
историко-культурной, художественной, научной и иной ценности культурных ценностей для их включения в состав Музейного фонда;
отсутствия историко-культурной, художественно, научной и иной ценности музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда, для их исключения из состава Музейного фонда;
фактов разрушения и невозможности реставрации музейных предметов для их исключения из состава Музейного фонда.
Для проведения экспертизы в целях установления историко-культурной, художественной, научной и иной ценности культурных ценностей для их включения в состав Музейного фонда, а также отсутствия историко-культурной, художественно, научной и иной ценности музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда, для их исключения из состава Музейного фонда, в государственных и муниципальных музеях, иных государственных и муниципальных организациях решением руководителя музея или организации создается экспертная фондово-закупочная комиссия.
Согласно статье 4.1 Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 23.07.2020 N 827 "Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций" предметы, в результате экспертизы которых установлена их историко-культурная, художественная и научная ценность, подлежит приему в музей на постоянное хранения после оформления экспертного заключения, утверждения экспертного заключения на ЭФЗК и оформления договора купли-продажи или безвозмездной передачи с собственником/владельцем предмета.
В процессе проведения экспертизы культурных ценностей, подлежащих включению в Музейный фонд Российской Федерации, формируется следующий комплект документов:
- Экспертное заключение.
Экспертное заключение содержит: описание предмета, информацию об авторе (при наличии), датировке, материале и технике изготовления, марках/клеймах; обоснование художественного, историко-культурного значения предложенного к приобретению предмета, необходимости его включения в музейное собрание и определение места в этом собрании; обоснование стоимости; составляется и подписывается хранителем, главным хранителем музея и (или) заместителем руководителя по научной части;
Экспертное заключение стороннего специалиста (в случае официального обращения к нему с целью получения компетентного суждения) на бланке организации, в трудовых отношениях с которой он состоит, и имеющие подпись специалиста и руководителя организации.
- Заявление владельца или уполномоченного им лица о передаче в музей культурных ценностей с указанием формы их передачи: дарение/пожертвование, завещание, решение судебного органа об обращении культурных ценностей в доход государства и иная форма передачи.
В заявлении излагаются сведения об истории происхождения и бытования предметов музейного значения, при наличии прикладываются копии документов, подтверждающих право собственности заявителя на культурные ценности;
- Акт приема предметов на временное хранение для рассмотрения ЭФЗК (акт ВХ ЭФЗК) или его копия. Акт ВХ ЭФЗК содержит следующую информацию:
номер и дата акта;
фамилия, имя, отчество (при наличии), должность сотрудника музея, принявшего предмет на ответственное хранение;
фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица)/название организации - владельца предмета;
наименование и краткое описание предметов, место и время создания; количество передаваемых предметов;
сохранность предметов на момент передачи);
- Фотографии предметов (при необходимости).
Результат экспертизы оформляется протоколом, содержащим следующие сведения:
1) дата проведения экспертизы;
2) сведения о лицах, проводивших экспертизу (фамилия, имя отчество, телефон, адрес электронной почты, специальность, стаж работы по специальности, должность, ученое звание и ученая степень (при наличии).
3) описание объекта экспертизы на дату начала исследования;
4) вопросы, поставленные в отношении объекта экспертизы;
5) описание хода и результатов проведенных исследований с указанием примененных методов, приборов и оборудования, использованных для сравнения эталонов и аналогов, и их происхождения;
6) выводы о наличии историко-культурно, художественной, научной и иной ценности объекта экспертизы и отнесении его к музейным предметам.
7) первичную регистрацию музейных предметов и музейных коллекций, подлежащих включению в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Экспертное заключение составляется на основании мнений членов ЭФЗК и представленных заключений специалистов.
Учет музейных предметов включает комплекс мер, обеспечивающих идентификацию и предметно-количественный учет музейных предметов, регистрацию в специальной учетной документации в целях идентификации, организации оптимального хранения, оперативного установления местонахождения, контроля за изменениями в составе и состоянием сохранности, научного изучения и эффективного использования.
Музейные предметы, в том числе включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или во владении они находятся, подлежат государственному учету в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ.
При осуществлении государственного учета в целях включения музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации реализуются процедуры первичного учета и централизованного учета.
Для осуществления первичной регистрации сведения о музейных предметах и музейных коллекциях вносятся в книгу поступлений основного фонда музея (главную инвентарную книгу музея), порядковый номер записи в которой является неотъемлемым учетным обозначением музейного предмета и музейной коллекции.
Первичная регистрация проводится музеями на основании приказа руководителя музея в собственности или во владении которого находятся музейные предметы и музейные коллекции, в том числе подлежащие включению в состав Музейного фонда Российской Федерации, в срок не более 30 календарных дней со дня утверждения результатов экспертизы культурных ценностей.
Не допускается хранение и использование музейных предметов, не зарегистрированных в учетной документации музея.
Все учетные документы необходимо вести аккуратно, без помарок и подчисток.
Изменения и исправления записей в них допускается в случаях связанных с изменениями или уточнениями в атрибуции предмета, его состоянии сохранности и дополнительных технико-технологических исследований, выявленных техническими ошибками (например, неправильное название металла, техники изготовления).
Централизованный государственный учет включает в себя:
1) внесение сведений о музейных предметах и музейных коллекциях, подлежащие включению в состав Музейного фонда Российской Федерации, в Государственный каталог;
2) присвоение каждому музейному предмету и каждой музейной коллекции уникального идентификационного номера.
Основаниями для исключения музейных предметов и музейных коллекций возможно при наличии следующих условий:
1) утрата или разрушение;
2) отсутствие историко-культурной, художественной, научной и иной их ценности, установленной экспертизой;
3) наличие судебного решения, вступившего в законную силу.
Соблюдение порядка исключения музейных предметов из состава Музейного фонда.
В соответствии со статьей 5.1. раздела 5 Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 15.01.2019 N 17 "Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации" музейные предметы, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации подлежат исключению из состава Музейного фонда в случаях:
утраты;
разрушения;
отсутствия историко-культурной, художественной, научной и иной ценности;
наличия судебного решения, вступившего в законную силу.
Исключение музейных предметов из состава Музейного фонда осуществляется Министерством культуры Российской Федерации на основании обращения государственного или муниципального музея, иной государственной или муниципальной организации во владении или в пользовании, которых находятся музейные предметы, включенные в состав Музейного фонда, или заявления собственника музейных предметов с указанием оснований исключения.
К обращению государственного музея прилагаются:
перечень музейных предметов, подлежащих исключению из состава Музейного фонда;
протокол комиссии, в котором содержится решение об исключении музейных предметов из состава Музейного фонда; согласие учредителя.
В случае утраты музейных предметов к обращению (заявлению) и документам прилагается:
акт об утрате музейных предметов, составленный комиссией, созданной по решению руководителя музея или организации, в целях установления факта утраты;
документ уполномоченного государственного органа или организации, подтверждающий наступление обстоятельств, послуживших причиной утраты музейных предметов (пожар, наводнение, выявление радиационного, ртутного заражения, взрывоопасных веществ и другие);
фотографии музейных предметов (при наличии).
В случае разрушения прилагается:
заключение экспертизы о невозможности реставрации музейных предметов; протокол коллегиального органа музея или организации, осуществляющего рассмотрение реставрационных вопросов, подтверждающий факт разрешения музейных предметов;
фотографии музейных предметов, позволяющие идентифицировать характер и степень разрушения музейных предметов.
В случает отсутствия историко-культурной, художественной, научной и иной ценности:
заключение экспертизы (протокол комиссии), содержащее выводы об отсутствии историко-культурной, художественной, научной и иной ценности музейных предметов.
фотографии музейных предметов.
Согласно статье 5.6 Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 15.01.2019 N 17 "Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации" обращение государственного музея, заявление собственника музейных предметов и прилагаемые к ним документы представляются на бумажном носителе (лично или по почте) или в форме электронного документа, подписанного с УЭП, посредством сети "Интернет", в том числе с использование единой системы идентификации и аутентификации.
При подаче обращения (заявления) на бумажном носителе фотографии представляются на бумажном носителе и на электронном носителе в формате jpg.
III. Ответственность за нарушение требований законодательства в сфере музейного дела
В соответствии со статьей 37 Федерального закона N 54-ФЗ физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Невыполнение должностными лицами положений Федерального закона N 54-ФЗ:
незаконный отказ от включения музейного предмета в состав Музейного фонда Российской Федерации;
незаконное исключение музейного предмета из состава Музейного фонда Российской Федерации;
разглашение конфиденциальных сведений о музейных предметах, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации;
неправомерный отказ в регистрации сделок с музейными предметами влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за своевременную постановку на государственный учет музейных предметов и музейных коллекций, подлежащих внесению в государственный каталог, и за достоверность сведений о них несет руководитель музея или иной организации, в собственности или во владении которых они находятся.
IV. Разъяснения неоднозначных или неясных для контролируемых лиц обязательных требований
Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение Федерального закона N 248-ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений обязательных требований несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Несоблюдение вышеуказанных требований образует составы административного правонарушения, предусмотренные гл. 19 КоАП РФ:
Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль;
Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего
государственный надзор (контроль), муниципальный контроль;
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации).
V. Перечень наиболее часто выявляемых типичных нарушений
Правоприменительная практика при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в настоящее время отсутствует.
VI. Анализ судебной практики
Судебная практика при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в настоящее время отсутствует.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента культуры Тюменской области от 13 декабря 2022 г. N 0285 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.