В целях формирования благоприятного инвестиционного климата в Республике Марий Эл, обеспечения защиты и поощрения капиталовложений, в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 21 марта 2012 г. N 17-З "Об инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл, осуществляемой в форме капитальных вложений", с учетом Методических рекомендаций по подготовке инвестиционной декларации субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. N 591, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную декларацию Республики Марий Эл.
2. Признать утратившим силу Указ Главы Республики Марий Эл от 28 февраля 2013 г. N 24 "Об утверждении инвестиционной декларации Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 28 февраля 2013 г., N 28022013020007).
3. Контроль за реализацией положений Инвестиционной декларации Республики Марий Эл возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл Троицкого Д.А.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава |
Ю. Зайцев |
г. Йошкар-Ола
10 марта 2023 года
N 44
УТВЕРЖДЕНА
Указом Главы Республики Марий Эл
от 10 марта 2023 г. N 44
Инвестиционная декларация Республики Марий Эл
I. Общие положения
1. Инвестиционная декларация Республики Марий Эл разработана в целях:
создания условий для опережающего инвестиционного развития Республики Марий Эл;
содействия достижению национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
формирования благоприятного инвестиционного климата в Республике Марий Эл, а также взаимодействия органов государственной власти Республики Марий Эл с инвесторами при реализации инвестиционных проектов на ее территории.
2. Главной целью инвестиционного развития Республики Марий Эл является увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития на 70 процентов до 2030 года по сравнению с показателем 2020 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
3. Осуществление инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл регулируется Законом Республики Марий Эл от 21 марта 2012 г. N 17-З "Об инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл, осуществляемой в форме капитальных вложений".
4. Стратегические приоритеты и планы по привлечению новых стратегических партнеров отражены в Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 января 2018 г. N 12 (далее - Стратегия), а также в прогнозе социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденном постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 октября 2021 г. N 439 (далее - Прогноз).
Согласно Прогнозу показатель "Инвестиции в основной капитал" до 2030 года представлен в таблице 1.
Таблица 1
|
Социально-экономические показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2030 |
факт |
факт |
оценка |
среднесрочный прогноз |
прогноз |
||||
1. |
Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей |
35,8 |
35,5 |
38,0 |
41,0 |
44,5 |
48,0 |
71,3 |
5. Повышение уровня доходов населения и количества созданных и создаваемых рабочих мест относится к приоритетам регионального развития в Республике Марий Эл.
Таблица 2
|
Социально-экономические показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2030 |
факт |
факт |
оценка |
среднесрочный прогноз |
прогноз |
||||
1. |
Реальные денежные доходы населения, процентов |
98,7 |
102,7 |
98,0 |
100,9 |
102,5 |
103,2 |
102,4 |
2. |
Среднемесячная заработная плата (по полному кругу организаций), тыс. рублей |
32,3 |
35,5 |
40,3 |
42,6 |
45,4 |
48,1 |
65,4 |
3. |
Уровень зарегистрированной безработицы, процентов |
2,6 |
0,82 |
0,57 |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
0,77 |
К целям регионального развития относится сохранение ежегодного роста реальных денежных доходов населения на уровне не ниже 3 процентов. При этом безработица не должна превышать естественного уровня (0,5 процента), что может быть достигнуто за счет сохранения существующих и создания новых рабочих мест в экономике.
6. В Республике Марий Эл разработаны и активно используются способствующие привлечению и увеличению объема инвестиций в основной капитал меры государственной поддержки предпринимательской деятельности, ведущей к созданию рабочих мест, росту добавленной стоимости и налоговых отчислений.
7. В Республике Марий Эл гарантируется обеспечение равных прав участников инвестиционного процесса при осуществлении инвестиционной деятельности, поддерживается развитие конкуренции.
8. Инвестиционная декларация Республики Марий Эл призвана информировать предпринимателей о незыблемости мер государственной поддержки и условий для ведения бизнеса.
II. Ключевые характеристики Республики Марий Эл
9. Республика Марий Эл - активно развивающийся регион Российской Федерации, который обладает обширным потенциалом для развития инвестиционной деятельности.
Республика Марий Эл расположена в центре европейской части России и входит в состав Приволжского федерального округа. Граничит с Кировской и Нижегородской областями, Республикой Татарстан и Чувашской Республикой. Расстояние от столицы Республики Марий Эл г. Йошкар-Олы до г. Москвы - 764 км.
Площадь республики составляет 23,4 тыс. кв. км, численность населения на 1 января 2023 г. - 672,1 тыс. человек. В состав республики входят 14 муниципальных районов и 3 городских округа.
Более 50 процентов территории республики занимают леса. Минерально-сырьевой комплекс региона представлен карбонатными породами, песками, глинами и суглинками, торфом и сапропелем, а также пресными и минеральными подземными водами.
Несмотря на незначительный потенциал природных ресурсов, Республика Марий Эл поступательно развивается. Экономика Республики Марий Эл имеет индустриально-аграрную направленность, доля промышленности в валовом региональном продукте составляет порядка 30 процентов, сельского хозяйства - 18 процентов.
Для определения устойчивого комплексного развития республики в долгосрочной перспективе принята Стратегия, которой определены 18 отраслей перспективной экономической специализации, к основным из которых относятся растениеводство и животноводство, лесоводство, производство пищевых продуктов, бумаги и бумажных изделий, компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования, мебели, химических продуктов, готовых металлических изделий, машин и оборудования, обработка древесины, туризм. Новым ключевым инвестиционным направлением развития региона является сектор информационных технологий.
Главными конкурентными преимуществами Республики Марий Эл являются:
многоотраслевой характер промышленного комплекса, обладающего рядом высоких технологий;
развитая инфраструктура в области переработки лесной и сельскохозяйственной продукции, обеспеченная экологически чистым сырьем и трудовыми ресурсами;
благоприятное географическое положение, наличие транзитной трубопроводной и транспортной сети, внутренних водных путей по рекам Волге и Ветлуге;
значительное количество месторождений твердых нерудных полезных ископаемых, в том числе строительных материалов, стекольного песка, гипса и других;
рекреационные ресурсы (этнографический, экологический и сельский туризм).
Развитие экономики Республики Марий Эл определяется следующей структурой валового регионального продукта:
промышленность - 30,2 процента;
сельское хозяйство - 18,1 процента;
торговля и общественное питание - 10,5 процента;
транспортировка и хранение - 4,8 процента;
строительство - 3,5 процента;
информация и связь - 2,8 процента.
По оценке 2021 года, объем валового регионального продукта Республики Марий Эл составит 213,0 млрд. рублей с ростом к 2020 году на 2 процента в сопоставимых ценах, по оценке 2022 года - 230,0 млрд. рублей.
В Республике Марий Эл проводится целенаправленная работа по формированию и развитию инфраструктуры поддержки инвестиционных процессов.
Ежегодно формируется план реализации новых инвестиционных проектов и создания необходимой для инвесторов инфраструктуры в Республике Марий Эл. План состоит из трех разделов:
план реализации новых инвестиционных проектов в Республике Марий Эл за счет средств инвесторов;
план создания необходимой для инвесторов инфраструктуры в Республике Марий Эл (энергетической, социальной, коммунальной, инженерной и транспортной);
реестр свободных инвестиционных площадок в Республике Марий Эл.
План реализации новых инвестиционных проектов и создания необходимой для инвесторов инфраструктуры в Республике Марий Эл размещается для свободного доступа на инвестиционном портале Республики Марий Эл.
10. Транспортная инфраструктура Республики Марий Эл:
а) автомобильная инфраструктура.
Дорожная сеть Республики Марий Эл включает в себя автомобильные дороги общего пользования общей протяженностью 8 638,8 км, из них:
федерального значения - 396,4 км;
регионального значения - 2 864 км;
местного значения - 5 382,6 км.
Через Республику Марий Эл проходят автомобильные дороги федерального значения:
Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар (протяженность 138,8 км);
Р-177 "Поветлужье" Нижний Новгород - Йошкар-Ола (протяженность 167,2 км);
А-295 Йошкар-Ола - Зеленодольск автомобильная дорога М-7 "Волга" (протяженность 88 км).
Межрегиональные связи с соседними субъектами Российской Федерации, связи с районными центрами республики и доступ к речным портам обеспечивают автомобильные дороги регионального значения:
Йошкар-Ола - Уржум (протяженность 131,0 км);
Подъезд к г. Йошкар-Ола (протяженность 4,216 км);
Кокшайск - Красногорский (протяженность 32,025 км);
Козьмодемьянск - Большой Сундырь (протяженность 28,0 км);
Корта - Куяр (протяженность 7,3 км);
Елеево - Мари-Турек - Лопово (протяженность 62,3 км);
Сернур - Казанское - Кукнур (протяженность 43,7 км);
Морки - Уньжинский (протяженность 40,2 км);
Параньга - Уньжинский (протяженность 27,1 км);
Йошкар-Ола - Санчурск (протяженность 30,7 км);
Картуково - Микряково - Васильсурск (протяженность 32,7 км);
Красный Мост - Килемары - Шаранга (протяженность 56,85 км).
Первые 6 из них входят в опорную сеть Российской Федерации, проходящую по территории Республики Марий Эл.
Основным направлением дорожной деятельности является реализация мероприятий национального проекта "Безопасные качественные дороги".
В целях развития региональной транспортной инфраструктуры в Республике Марий Эл реализован ряд проектов по строительству и реконструкции объектов дорожного хозяйства:
реконструкция автомобильной дороги Вятское - Орша - Кордемтюр на участке км 0+000 - км 2+160;
реконструкция автомобильной дороги Марково - Русская Руя на участке км 0+000 - км 2+200;
реконструкция моста через реку Малый Кундыш на автомобильной дороге Куяр - Солнечный - Ронга км 22+094.
В настоящее время реализуются дорожные проекты:
строительство магистральной улицы в створе ул. Кирова и ул. Строителей в г. Йошкар-Оле (I этап, от Ленинского проспекта до ул. Луначарского);
строительство автомобильной дороги Подъезд к с. Сумки Горномарийского района Республики Марий Эл;
строительство мостового перехода через реку Ировка на автомобильной дороге Кокрем - Петровское в Моркинском муниципальном районе Республики Марий Эл;
реконструкция автомобильной дороги Одобеляк - Куженер - Параньга на участке км 4+879 - км 9+072 (остатки объемов работ) и содержание в рамках контракта жизненного цикла;
строительство автомобильной дороги Пуял - Малый Пуял Оршанском муниципальном районе Республики Марий Эл.
Планируются к реализации:
строительство автомобильной дороги Объездная пгт Морки - 3;
строительство автомобильной дороги к мусоросортировочному комплексу в пгт Сернур;
реконструкция моста через реку Ексейка на автомобильной дороге Оршанка - Пектубаево - Новый Торъял км 57+042 в Новоторъяльском муниципальном районе Республики Марий Эл;
реконструкция мостового перехода через р. Немда на автомобильной дороге Йошкар-Ола - Уржум.
Планируется реализации объектов:
реконструкция автомобильной дороги Йошкар-Ола - Козьмодемьянск км 4+914 - км 10+414;
строительство магистральной улицы в створе ул. Кирова и ул. Строителей в г. Йошкар-Оле (II этап, от ул. Луначарского до ул. Строителей);
строительство автомобильной дороги Йошкар-Ола - Дорожный;
б) железнодорожная инфраструктура.
Железнодорожный транспорт в Республике Марий Эл представлен двумя линиями железных дорог, соединяющими республику с соседними регионами. По территории республики проходит тупиковая ветка Зеленый Дол (Татарстан) - Яранск (Кировская область), пересекающая республику с юга на север через г. Йошкар-Олу (из 196 км дорожной линии около 150 км проходят по территории республики), а также участок 4 км тупиковой ветки Зелёный Дол - Волжск длиной 14 км. Эксплуатационная длина путей по состоянию на 1 января 2023 г. составляет примерно 152 км. Железнодорожные линии республики относятся к Казанскому региону обслуживания Горьковской железной дороги.
Центральной станцией Республики Марий Эл является станция Йошкар-Ола.
На территории Республики Марий Эл пригородные пассажирские железнодорожные перевозки осуществляет акционерное общество "Содружество". В 2022 году количество отправленных пассажиров составило 18,460 тыс. пассажиров.
Среднесуточное количество курсирующих пассажирских поездов дальнего следования - 2.
Ежедневно из столицы Республики Марий Эл отправляется поезд в г. Москву, через день - в г. Санкт-Петербург.
В летний период 2022 года запущен прямой поезд в направлении Йошкар-Ола - Адлер;
в) речной транспорт, речные порты.
Общая протяженность внутренних водных судоходных путей на территории Республики Марий Эл составляет 279 км.
В период навигации грузопассажирские перевозки осуществляются обществом с ограниченной ответственностью "Волжская судоходная компания "Флагман" паромными переправами Козьмодемьянск - Коротни, Юрино - Сумки.
Республика Марий Эл стабильно демонстрирует рост туристского потока и является одним из популярных регионов Приволжского федерального округа для посещения туристами.
В целях улучшения и развития транспортной инфраструктуры Республики Марий Эл и реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 927-р (далее - Индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Марий Эл), в настоящее время ведется строительство пассажирского причала для речных судов с пешеходным переходом на р. Волге в районе г. Козьмодемьянска.
Перспективный пассажирооборот может составить более 200 пассажиров в сутки.
Правительством Республики Марий Эл прорабатывается вопрос строительства причальных сооружений в пгт Юрино Юринского муниципального района Республики Марий Эл, г. Волжске, г. Звенигово и в с. Кокшайске Звениговского муниципального района Республики Марий Эл;
г) воздушный транспорт.
Аэропорт г. Йошкар-Олы имеет статус аэропорта федерального значения и расположен в 7 км к северу от центра города по автомобильной дороге "Вятка".
С 2019 года возобновлено регулярное авиасообщение по маршруту Йошкар-Ола - Москва.
С 2020 года добавилось направление Йошкар-Ола Санкт-Петербург.
С 2021 года аэропорт г. Йошкар-Олы обслуживает самолеты по трем направлениям. Авиасообщение с г. Сочи стало очередным этапом расширения географии полетов.
Пассажиропоток в аэропорту Йошкар-Ола за 2022 год превысил количество перевезенных пассажиров за 2021 год и составил более 23 тыс. человек.
В рамках Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл с 2022 года ведется строительство нового пассажирского терминала в аэропорту г. Йошкар-Олы. Сроки проведения работ: 2022 - 2024 годы. Общий объем финансирования строительства терминала составляет около 1,5 млрд. рублей.
В составе проекта запланированы терминал на 400 пассажиров, привокзальная площадь, подъездная дорога, периметровое ограждение, сети теплоснабжения, водоснабжения, бытовой канализации, ливневой канализации.
В настоящее время завершены работы по разработке проектно-сметной документации по объекту "Реконструкция аэропортового комплекса (г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл)". Мероприятие направлено на реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Проведение строительно-монтажных работ запланировано на 2023 - 2024 годы.
Реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы позволит принимать магистральные воздушные суда вместимостью 80 - 200 человек, что в свою очередь предоставит возможность привлечь для осуществления перелетов более крупные авиакомпании по доступной ценовой категории.
11. Инженерная инфраструктура Республики Марий Эл:
а) инфраструктура электроэнергетического комплекса.
Энергетика Республики Марий Эл развивается в рамках Единой энергетической системы Российской Федерации и обеспечивает электрической энергией потребителей Республики Марий Эл и транзиты в соседние регионы.
Энергосистема Республики Марий Эл связана с энергосистемами Республики Чувашия, Республики Татарстан, Республики Удмуртия, Нижегородской и Кировской областей. Управление электроэнергетическим режимом работы энергосистемы Республики Марий Эл осуществляется филиалом акционерного общества "Системный оператор единой энергетической системы" Нижегородского регионального диспетчерского управления.
В Республике Марий Эл осуществляют свою деятельность 7 электросетевых компаний. К наиболее крупным из них относятся:
филиал публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" - Средне-Волжское предприятие магистральных электрических сетей;
филиал публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" - "Мариэнерго";
муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1" муниципального образования "Город Йошкар-Ола".
В собственности и эксплуатации филиала публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" - Средне-Волжское предприятие магистральных электрических сетей на территории Республики Марий Эл находятся сети напряжением 500 - 220 кВ, в том числе одна ПС 500 кВ Помары, пять ПС 220 кВ, BЛ 500 кВ - 3 единицы протяженностью 74,21 км, ВЛ 220кВ - 11 единиц протяженностью 375,45 км по трассе и 384,25 км по цепям.
В собственности и эксплуатации филиала публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" - "Мариэнерго" находятся сети напряжением 110кВ, из них ПС 110кВ - 47 единиц, BЛ 110 кВ - 67 единиц протяженностью 1457,49 км.
В собственности и эксплуатации муниципального унитарного предприятия "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" находятся сети напряжением 110 кВ, из них ПС 110кВ - 5 единиц, ВЛ 110кВ - 2 единицы протяженностью 2,35 км по трассе и 4,7 км по цепям.
На территории Республики Марий Эл осуществляет свою деятельность один гарантирующий поставщик - публичное акционерное общество "ТНС энерго Марий Эл".
Выработку электрической энергии на территории Республики Марий Эл осуществляют Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль - 2 филиала "Марий Эл и Чувашии" публичного акционерного общества "Т Плюс", муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1" муниципального образования "Город Йошкар-Ола", теплоэлектроцентраль акционерного общества "Марийский целлюлозно-бумажный комбинат" суммарной установленной мощностью 252 МВт;
б) инфраструктура трубопроводного транспорта.
Газоснабжение Республики Марий Эл обеспечивается через сеть газопроводов дочерними предприятиями публичного акционерного общества "Газпром": обществом с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород", обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола" и обществом с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Йошкар-Ола".
В систему газоснабжения республики входят:
магистральные газопроводы протяженностью 1332 км;
3 компрессорные станции;
21 газораспределительная станция (ГРС);
газораспределительные сети протяженностью 6702,8 км;
536 газораспределительных пунктов и установок;
в) площадки для реализации инвестиционных проектов в Республике Марий Эл.
Сведения об инвестиционных площадках и объектах размещаются на интерактивной инвестиционной карте Республики Марий Эл, представляющей собой двуязычную (русский и английский) публичную карту Республики Марий Эл.
Инвестиционная карта, представленная на инвестиционном портале Республики Марий Эл, предназначена для формирования у инвестора общего представления о наличии земельных участков, а также дает возможность с использованием различных фильтров самостоятельно подобрать необходимый участок.
12. Наличие на территории Республики Марий Эл преференциальных режимов для субъектов инвестиционной деятельности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2019 г. N 1762-р г. Козьмодемьянск Республики Марий Эл включен в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов).
Государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" для российских моногородов предусмотрены меры поддержки в виде возвратного и безвозвратного финансирования.
На территории моногорода Козьмодемьянска утверждены нормативные правовые акты, предусматривающие преференции для субъектов инвестиционной деятельности, которые размещены на официальном портале администрации городского округа "Город Козьмодемьянск" Республики Марий Эл.
13. Соблюдение органами исполнительной власти Республики Марий Эл, органами местного самоуправления в Республике Марий Эл и организациями Республики Марий Эл в рамках установленной компетенции сроков согласований и предоставления разрешительной документации, необходимой для ведения инвестиционной деятельности.
Глава Республики Марий Эл, органы государственной власти Республики Марий Эл, органы местного самоуправления в Республике Марий Эл в рамках установленной компетенции при рассмотрении вопросов реализации инвестиционных проектов осуществляют деятельность в соответствии с установленными сроками согласования и предоставления разрешительной документации.
В Республике Марий Эл соблюдение установленных сроков рассмотрения согласовательной и разрешительной документации, необходимой для ведения инвестиционной деятельности, контролируется соответствующими уполномоченными органами и организациями.
14. Планы по развитию приоритетных направлений и секторов экономики Республики Марий Эл, являющихся инвестиционными приоритетами, с их привязкой к конкретным территориям.
Промышленность традиционно является одной из основных отраслей экономики Республики Марий Эл.
В 2023 - 2025 годах индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 102,7 - 103,5 процента в год, объем отгруженной продукции увеличится на 30,5 млрд. рублей и в 2025 году составит 236,0 млрд. рублей.
В 2024 - 2026 годах на базе акционерного общества "Завод полупроводниковых приборов" планируется создание промышленного технопарка микроэлектроники "Технопарк "Микро Эл" общей площадью более 80 тыс. кв. м и стоимостью 5,0 млрд. рублей. Количество рабочих мест, планируемых к созданию резидентами промышленного технопарка на конец 2030 года, - 1 400 человек. На реализацию проекта планируется привлечение средств федерального бюджета в размере 900,0 млн. рублей.
В рамках инициативы "Новые производственные технологии" к 2030 году в Республике Марий Эл планируется реализация проекта "Кластер радиоэлектроники России", который включает:
запуск линии по производству печатных плат повышенной точности в обществе с ограниченной ответственностью "Технотех", срок реализации - 2024 - 2026 годы, стоимость проекта 3,0 млрд. рублей;
создание современного производства интегральных микросхем в акционерном обществе "Завод полупроводниковых приборов", срок реализации - 2025 - 2028 годы, стоимость проекта - 4,0 млрд. рублей.
Рост промышленного производства прогнозируется за счет диверсификации производства, повышения инвестиционной активности предприятий, в том числе посредством реализации программ Фонда развития промышленности Республики Марий Эл.
15. Новые инновационные отрасли экономики Республики Марий Эл.
Столица Республики Марий Эл - город Йошкар-Ола - родина десятков успешных высокотехнологичных проектов, известных как в России, так и за рубежом. Ведущие компании г. Йошкар-Олы сотрудничают в области подготовки программистов мирового уровня и развития ИТ-экосистемы в целом. В г. Йошкар-Оле в 2016 году создана ассоциация "ПС Софт", в которую входят 7 компаний: общество с ограниченной ответственностью "Ричмедиа" (iSpring), общество с ограниченной ответственностью "ТРЭВЕЛ ЛАЙН ПРО" (TravelLine), общество с ограниченной ответственностью "Эй-Си-Ай Ворлдвайд Раша" (ACI), Группа компаний "1С-Рарус", общество с ограниченной ответственностью "Небанковская кредитная организация "Монета.ру", общество с ограниченной ответственностью "Омега-Софт" (Omega-R), общество с ограниченной ответственностью "Цитрониум" (Citronium).
Общий объем продукции, производимой компаниями отрасли информационных технологий в Республике Марий Эл для внутреннего потребления и для экспорта, по оценке 2022 года, составил более 3 млрд. рублей.
Наряду с продажами на внутреннем рынке компании отрасли информационных технологий активно экспортируют свою продукцию. Ориентиром среднегодового темпа роста доходов отрасли информационных технологий является показатель 25 процентов.
В сегменте производства тиражного программного обеспечения присутствуют компании из Республики Марий Эл, успешно работающие на глобальных рынках.
Важным и растущим сегментом, имеющим отношение к отрасли информационных технологий, является обработка информации и предоставление сервисов на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая предоставление услуг по программированию, доступ к развлекательному контенту и оказание услуг в режиме реального времени.
Основными рынками сбыта этой категории компаний являются Российская Федерация и страны, входящие в Содружество Независимых Государств, а потребителями - конечные пользователи.
Интернет-сегмент в последние годы динамично растет и оказывает значительное влияние на сегмент тиражного программного обеспечения.
Необходимыми условиями увеличения вклада Республики Марий Эл в общероссийский рынок и укрепления позиций республики в области информационных технологий являются реализация системного подхода к улучшению условий для развития отрасли при сохранении возможностей ее свободного рыночного развития, продолжение информатизации всех отраслей экономики, снижение административных барьеров для ведения бизнеса и развитие телекоммуникационной инфраструктуры.
Законом Республики Марий Эл от 27 июля 2022 г. N 28-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл" установлены налоговые преференции для ИТ-компаний. Льготы коснулись 77 организаций, осуществляющих деятельность в Республике Марий Эл в сфере информационных технологий.
В целях совершенствования механизмов развития отрасли информационных технологий, институтов информационного общества, создания благоприятных условий для развития делового климата в отрасли информационных технологий постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 сентября 2022 г. N 414 создан Совет по развитию в Республике Марий Эл отрасли информационных технологий.
В целях формирования единого системного подхода к развитию отрасли информационных технологий распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2022 г. N 1094-р утверждена Стратегия опережающего развития ИТ-отрасли в Республике Марий Эл на 2023 - 2030 годы, реализация которой позволит заложить основы дальнейшей деятельности органов государственной власти Республики Марий Эл и организаций в области комплексного развития ИТ-отрасли.
16. Развитие традиционных отраслей экономики Республики Марий Эл:
а) планы по достижению качественных показателей развития региональных приоритетных отраслей экономики.
Приоритетом в экономической сфере Республики Марий Эл является развитие традиционных отраслей региона. Планы по развитию основных направлений - обрабатывающих производств (90 процентов промышленного производства) и сельского хозяйства представлены в таблице 3.
Таблица 3
|
Социально-экономические показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2030 |
факт |
факт |
оценка |
среднесрочный прогноз |
прогноз |
||||
1. |
Объем отгрузки по обрабатывающим производствам, млрд. рублей |
138,2 |
175,6 |
186,4 |
194,9 |
203,8 |
213,4 |
244,3 |
2. |
Продукция сельского хозяйства, млрд. рублей |
44,3 |
49,7 |
58,6 |
61,7 |
64,5 |
67,3 |
68,2 |
б) характеристика трудовых ресурсов Республики Марий Эл, задействованных в приоритетных отраслях экономики.
В Республике Марий Эл на 1 января 2023 г. ситуация на рынке труда стабильна.
В 2022 году в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы обратились 12 143 человека. В числе обратившихся 10 785 человек (88,8 процента) - незанятые граждане. На регистрационный учет поставлено 6 062 безработных гражданина.
Численность безработных граждан составила 1 892 человека, что на 29 процентов ниже показателя на начало 2022 года (на 1 января 2022 г. - 2 664 человека). Уровень регистрируемой безработицы составил 0,57 процента, что на 0,25 процента ниже показателя на начало 2022 года (на 1 января 2022 г. - 0,82 процента). Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости, составила 5 941 вакансию (на 1 января 2022 г. - 7 185 вакансий). Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда составил 0,4 незанятого гражданина в расчете на одну вакансию (на 1 января 2022 г. - 0,4 единицы).
По данным обследования населения по проблемам занятости, в октябре - декабре 2022 г. численность рабочей силы в республике составила 324,9 тыс. человек, в том числе общая численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда, составила 11,1 тыс. человек, численность занятых - 313,8 тыс. человек. Значение уровня общей безработицы составило 3,4 процента.
Суммарная численность работников организаций, находящихся в режиме неполной занятости, по данным единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", на 1 января 2022 г. составила 863 человека, из них:
326 - работавших неполное рабочее время;
344 - находящихся в простое;
193 - находящихся в отпусках без сохранения заработной платы.
В 2022 году фактически было уволено 648 человек. Из общего числа уволенных 309 человек было трудоустроено (47,7 процента). Услугами органов службы занятости воспользовались 169 человек, из них признаны безработными 63 человека. Численность работников, предполагаемых к увольнению, - 745 человек.
Среднегодовая численность занятых в экономике по итогам 2021 года составляет 312,6 тыс. человек, или 88,9 процента от численности трудовых ресурсов. Основная доля занятых сложилась в следующих отраслях экономики:
обрабатывающие производства - 20,5 процента;
оптовая и розничная торговля - 16,2 процента;
строительство - 11,2 процента;
сельское хозяйство - 9,1 процента;
образование - 9,0 процента;
транспортировка и хранение - 7,3 процента;
в) система среднего профессионального образования в Республике Марий Эл имеет развитую образовательную инфраструктуру, включающую 26 профессиональных образовательных организаций, в которых обучается более 17 тыс. студентов по 20 рабочим профессиям и 77 специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО).
В целях обеспечения территориальной доступности и закрепления молодежи в сельской местности сеть профессиональных образовательных организаций охватывает 88 процентов муниципальных образований в Республике Марий Эл. 11 профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО) и 4 филиала ПОО осуществляют подготовку кадров для муниципальных рынков труда.
Программы среднего профессионального образования реализуют структурные подразделения и филиалы двух федеральных образовательных организаций высшего образования.
Структура подготовки в ПОО включает 6 основных отраслевых направлений: строительство (17,4 процента), промышленность (17,2 процента), ИТ-индустрия (6,9 процента), транспорт и дорожное хозяйство (13,6 процента), сельское хозяйство (6,8 процента), сфера услуг (5,0 процента).
По состоянию на 1 октября 2022 г. общий контингент обучающихся в ПОО составил 16 797 человек, в том числе по программам СПО - 15 647 человек, по программам профессионального обучения - 1 150 человек. В 19 ПОО, подведомственных Министерству образования и науки Республики Марий Эл, обучаются 11 487 человек.
В 2022 году выпуск рабочих и специалистов составил 3 226 человек. Принято на обучение в ПОО в 2022 - 2023 учебном году 4 478 студентов. Доля выпускников общеобразовательных организаций, поступивших на обучение по программам СПО, - 60,9 процента.
17. Планируемые к реализации в Республике Марий Эл инвестиционные проекты, оказывающие влияние на инвестиционный климат региона.
Таблица 4
|
Наименование компании (наименование проекта) |
Год реализации |
Объем инвестиций, млн. рублей |
Количество рабочих мест |
Место реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Акционерное общество "Йошкар-Олинский мясокомбинат" (модернизация перерабатывающего производства) |
2024 |
1621,3 |
77 |
г. Йошкар-Ола |
2. |
Благотворительный фонд развития образования "Царев Город" (строительство общеобразовательной школы с дополнительным обучением по IT-специальностям) |
2024 |
800,0 |
- |
г. Йошкар-Ола |
3. |
Общество с ограниченной ответственностью "Ричмедиа" Институт (создание IT-университета) |
2023 |
677,8 |
- |
г. Йошкар-Ола |
4. |
Общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Акашевская" (строительство репродуктора II порядка для содержания родительского стада и выращивания ремонтного молодняка) |
2025 |
2566,3 |
6 |
дер. Карай Волжского района |
5. |
Акционерное общество "Волжский электромеханический завод" (техническое перевооружение производства) |
2026 |
328,5 |
- |
г. Волжск |
6. |
Закрытое акционерное общество Племзавод "Семеновский" (строительство животноводческих комплексов) |
2023 |
2566,1 |
58 |
с. Кузнецово Медведевского района |
7. |
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Звениговский" (создание животноводческой молочной фермы на 3000 голов дойного стада беспривязного содержания) |
2023 |
600,0 |
2 |
дер. Шереганово Моркинского района |
8. |
Сельскохозяйственный производственный кооператив сельскохозяйственная артель (колхоз) "Первое Мая" (строительство животноводческого комплекса) |
2024 |
571,3 |
57 |
дер. Чуксола Новоторъяльского района |
9. |
Закрытое акционерное общество "Сернурский сырзавод" (модернизация перерабатывающих производств) |
2024 |
784,5 |
63 |
пгт Сернур Сернурского района |
10. |
Общество с ограниченной ответственностью "Казанское" (развитие семеноводства, в том числе модернизация объектов семеноводства) |
2026 |
956,8 |
37 |
с. Казанское Сернурского района |
11. |
Общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Онар" (строительство современного семеноводческого комплекса с замкнутым циклом производства) |
2024 |
343,7 |
49 |
пгт Советский Советского района |
12. |
Закрытое акционерное общество Племзавод "Семеновский" (строительство нового современного комплекса на 800 голов дойного стада с беспривязной системой, с доильным залом) |
2026 |
1000,0 |
80 |
дер. Михайловка Советского района |
13. |
Общество с ограниченной ответственностью "Мари-Куптинское" (развитие семеноводства, в том числе строительство и модернизация объектов семеноводства) |
2024 |
264,1 |
15 |
дер. Мари-Купта Мари-Турекского района |
14. |
Общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика Акашевская" (реконструкция комбикормового завода, дополнительная линия по производству кормов для репродукторов 1-2 порядка) |
2023 |
769,0 |
6 |
пос. Приволжский Волжского района |
15. |
Общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Лукоз" (модернизация молочных ферм) |
2024 |
459,2 |
69 |
дер. Мари-Шолнер Мари-Турекского района |
18. Планируемые к реализации в Республике Марий Эл значимые проекты с использованием механизмов государственно-частного партнерства, концессии.
Таблица 5
|
Наименование соглашения, номер, дата заключения |
Объект соглашения, адрес |
Концессионер |
Период действия соглашения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения Волжского муниципального района, 20 августа 2020 г. |
объекты теплоснабжения |
муниципальное образование "Волжский муниципальный район" Республики Марий Эл |
до 31 декабря 2034 г. |
2. |
Концессионное соглашение "Строительство блочной модульной котельной пгт Краснооктябрьский", 24 июля 2019 г. |
Республика Марий Эл, Медведевский район, пгт Краснооктябрьский, ул. Фабричная, д. 1а |
муниципальное образование "Городское поселение Краснооктябрьский" |
до 1 июля 2024 г. |
3. |
Концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Кужмарского сельского поселения, 14 мая 2020 г. |
объекты водоснабжения и водоотведения |
муниципальное образование "Кужмарское сельское поселение" |
до 14 мая 2028 г. |
4. |
Концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Исменецкого сельского поселения, 5 августа 2020 г. |
объекты водоснабжения и водоотведения |
муниципальное образование "Исменецкое сельское поселение" |
до 31 декабря 2029 г. |
5. |
Концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности Кокшамарского сельского поселения Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, 5 декабря 2022 г. |
объекты водоснабжения и водоотведения |
муниципальное образование "Кокшамарское сельское поселение" |
до 5 декабря 2032 г. |
6. |
Концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности городского поселения Красногорский Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, 24 мая 2022 г. |
объекты водоснабжения и водоотведения |
муниципальное образование "Городское поселение Красногорский" |
до 24 мая 2032 г. |
7. |
Концессионное соглашение о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации основной общеобразовательной школы на 60 мест с дошкольной группой на 20 мест в дер. Большие Памъялы Килемарского муниципального района Республики Марий Эл, 23 сентября 2021 г. |
основная общеобразовательная школа на 60 мест с дошкольной группой на 20 мест, дер. Большие Памъялы Килемарского муниципального района Республики Марий Эл |
общество с ограниченной ответственностью "Четвертая концессионная компания "Просвещение" |
до 23 сентября 2031 г. |
8. |
Концессионное соглашение о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации средней общеобразовательной школы на 825 учащихся, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 12:05:0701007:5230, 23 сентября 2021 г. |
средняя общеобразовательная школа по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, микрорайон "Юбилейный" |
ООО "Шестая концессионная компания "Просвещение" |
ДО 23 сентября 2031 г. |
9. |
Концессионное соглашение "О финансировании, создании и эксплуатации мусоросортировочного комплекса в г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл", 27 декабря 2022 г. |
мусоросортировочный комплекс мощностью не более 100 тыс. тонн в год в г. Йошкар-Оле; Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, земельный участок с кадастровым номером 12:05:0401003:758 |
общество с ограниченной ответственностью "Мусоросортировочный комплекс - Йошкар-Ола" |
ДО 27 декабря 2032 г. |
10. |
Концессионное соглашение "О финансировании, создании и эксплуатации мусоросортировочного комплекса в пгт Сернур Сернурского района Республики Марий Эл", 27 декабря 2022 г. |
мусоросортировочный комплекс мощностью не более 20 тыс. тонн в год в пгт Сернур Сернурского района Республики Марий Эл; Республика Марий Эл, Сернурский район, пгт Сернур, земельный участок с кадастровым номером 12:10:0150101:219 |
общество с ограниченной ответственностью "Мусоросортировочный комплекс - Сернур" |
ДО 27 декабря 2032 г. |
III. Ключевые инвестиционные обязательства Республики Марий Эл
19. Гарантии инвесторам и меры государственной поддержки.
В Республике Марий Эл действует Закон Республики Марий Эл от 21 марта 2012 г. N 17-З "Об инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл, осуществляемой в форме капитальных вложений", который регулирует отношения в области инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл, осуществляемой в форме капитальных вложений, определяет формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Государственная поддержка в рамках указанного Закона Республики Марий Эл осуществляется в целях:
повышения инвестиционной активности и привлечения инвестиций в развитие экономики и социальной сферы Республики Марий Эл;
освоения новых видов конкурентоспособной продукции, работ и услуг, модернизации производства;
внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий;
повышения рентабельности действующих или вновь создаваемых производств;
осуществления природоохранных мероприятий;
совершенствования мер по улучшению условий безопасности труда;
опережающего развития наукоемких производств с использованием научного и технологического потенциала Республики Марий Эл;
создания новых рабочих мест;
создания инженерной инфраструктуры;
приобретения основных фондов.
Для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность в Республике Марий Эл, реализуется механизм государственной поддержки инвестиционных проектов в форме субсидирования части процентных расходов по кредитам, привлеченным для их реализации в кредитных организациях, и субсидирования части лизинговых расходов в размере двух третей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Реализация данного механизма осуществляется в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты в Республике Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 сентября 2017 г. N 373 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты в Республике Марий Эл".
В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" разработана региональная нормативная правовая база, в рамках которой инвестор может заключить соглашение о защите и поощрении капиталовложений с целью возмещения затрат, понесенных на создание (реконструкцию / модернизацию) объектов сопутствующей или обеспечивающей инфраструктуры, в том числе процентных ставок по кредитам на данные цели, а также получить стабилизацию регуляторных условий.
С инвесторами активно взаимодействуют представители инфраструктуры поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности автономной некоммерческой организации "Агентство инвестиционного и экспортного развития Республики Марий Эл", микрокредитной компании "Фонд поддержки предпринимательства Республики Марий Эл", Фонда развития промышленности Республики Марий Эл, автономной некоммерческой организации "Бизнес-инкубатор Республики Марий Эл", автономной некоммерческой организации "Региональный центр компетенций в сфере производительности труда в Республике Марий Эл", а также пространство коллективной работы "Точка кипения - Йошкар-Ола".
Меры государственной поддержки и налогового стимулирования инвесторов приняты Законом Республики Марий Эл от 27 октября 2011 г. N 59-З "О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл", которым предусмотрены льготы по налогам для организаций, финансирующих инвестиционные проекты.
В целях повышения инвестиционной привлекательности республики, обеспечения информационной открытости, а также для связи с инвесторами и специализированными органами по привлечению инвестиций создан инвестиционный портал Республики Марий Эл.
На инвестиционном портале Республики Марий Эл размещена актуальная информация об инвестиционном, инфраструктурном и ресурсном потенциале республики, бизнес-события, новостная лента, а также нормативная правовая база в области инвестиционной деятельности; в целях визуализации и удаленной демонстрации активны ресурсная карта и интерактивная инвестиционная карта Республики Марий Эл.
Для информационного обеспечения инвесторов ежегодно выпускается справочник "Инвестиционные возможности Республики Марий Эл" и презентационные материалы об инвестиционных площадках Республики Марий Эл (справочник "Паспорт инвестиционных площадок Республики Марий Эл"). Электронные версии справочников размещены на инвестиционном портале Республики Марий Эл.
В целях получения обратной связи на инвестиционном портале Республики Марий Эл размещено окно "Кабинет инвестора", в котором можно подать обращение для сопровождения инвестиционного проекта, а также предложения и жалобы.
20. Общие принципы организации взаимодействия с инвесторами.
Глава Республики Марий Эл, органы государственной власти Республики Марий Эл, органы местного самоуправления в Республике Марий Эл в рамках установленной компетенции при рассмотрении вопросов реализации инвестиционных проектов осуществляют деятельность в соответствии со следующими принципами:
неухудшение условий реализации инвестиционных проектов;
оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Марий Эл, в досудебном порядке;
общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Марий Эл, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, для инвесторов;
неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Республике Марий Эл;
обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Республики Марий Эл;
стремление в рамках стимулирования инвестиционной деятельности обеспечить повышение уровня доходов населения Республики Марий Эл.
Соблюдение установленных принципов относится к региональным приоритетам и контролируется уполномоченными органами исполнительной власти Республики Марий Эл, органами местного самоуправления в Республике Марий Эл и организациями Республики Марий Эл.
IV. Инвестиционная команда Республики Марий Эл
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
19. Состав инвестиционной команды Республики Марий Эл.
В целях улучшения инвестиционного климата, привлечения инвестиций в экономику Республики Марий Эл, содействия развитию конкуренции в республике постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 марта 2013 г. N 72 образован Инвестиционный совет Республики Марий Эл, который возглавляет Глава Республики Марий Эл. В Инвестиционный совет Республики Марий Эл входят представители ведомств, организаций и институтов развития бизнеса и содействия инвестиционной деятельности, в том числе:
руководители органов исполнительной власти Республики Марий Эл;
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Республики Марий Эл;
представители региональных и всероссийских деловых объединений (Торгово-промышленная палата Республики Марий Эл, региональные отделения общественных организаций "Опора России", "Деловая Россия", государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ");
представители финансовых организаций Республики Марий Эл;
представитель Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Марий Эл";
представители ресурсоснабжающих организаций региона.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 мая 2013 г. N 147 "Вопросы инвестиционной деятельности" утверждена Межведомственная комиссия по инвестициям и реструктуризации экономики при Правительстве Республики Марий Эл, являющаяся экспертно-консультативным органом, созданным в целях содействия созданию благоприятных условий по привлечению и эффективному использованию инвестиций субъектами инвестиционной деятельности, реализующими инвестиционные проекты на территории Республики Марий Эл.
Инвестиционный совет Республики Марий Эл и Межведомственная комиссия по инвестициям и реструктуризации экономики при Правительстве Республики Марий Эл представляют собой инвестиционную команду Республики Марий Эл.
Информация об инвестиционной команде размещена на инвестиционном портале Республики Марий Эл.
20. Распределение ответственности между членами инвестиционной команды Республики Марий Эл в части взаимодействия с инвесторами.
Сопровождение инвесторов при реализации инвестиционных проектов со стороны инвестиционной команды Республики Марий Эл осуществляется на основе отработанных механизмов взаимодействия и решения поставленных целей с учетом мнений представителей деловых объединений в регионе и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Марий Эл.
С целью установления порядка взаимодействия органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, институтов развития, организаций инфраструктуры поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в Республике Марий Эл и субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, реализующих или планирующих к реализации инвестиционные проекты на территории Республики Марий Эл, постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 ноября 2013 г. N 344 утвержден единый регламент сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации на территории Республики Марий Эл по принципу "одного окна". Сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна" осуществляется автономной некоммерческой организацией "Агентство инвестиционного и экспортного развития Республики Марий Эл".
Взаимодействие с членами инвестиционной команды Республики Марий Эл осуществляется в рамках компетенций, возложенных на представляемые ими ведомства и организации законодательством Республики Марий Эл.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Марий Эл от 10 марта 2023 г. N 44 "Об утверждении Инвестиционной декларации Республики Марий Эл"
Вступает в силу с 13 марта 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф) 13 марта 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 13 марта 2023 г. N 1200202303130003