Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Ленинградской области
от 10 августа 2021 года N 511-р
(приложение 1)
Концепция
безопасности детства Ленинградской области до 2025 года
Основная идея
Концепция безопасности детства Ленинградской области приоритетно ориентирована на формирование культуры безопасности у всех граждан региона - детей и подростков, их родителей, педагогов, других категорий взрослого населения. На региональном уровне культура безопасности рассматривается как один из планируемых результатов образования и воспитания, достигаемый во взаимодействии с широким кругом социальных партнеров.
Ключевые направления
1. Безопасность детства в контексте безопасности человека, общества и государства
Личная безопасность человека, наряду с безопасностью общества и государства, стоит в ряду базовых национальных ценностей российского гражданского общества и приоритетов развития страны, зафиксированных Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством, документами стратегического планирования Российской Федерации. Личная безопасность человека - защищенность жизненно важных интересов личности от любых угроз, одна из базовых потребностей человека. Общественная и государственная безопасность - защищенность жизненно важных интересов государства, общества, человека преимущественно от внутренних угроз общественно опасного характера (преступлений и правонарушений).
Жизнь современного человека характеризуется многообразием реальных источников опасности (природных, техногенных, социальных, информационных). Результат столкновения человека с опасностью зависит от его физической и психологической готовности, практической подготовленности к эффективному безопасному поведению, а также к поведению в случае возникновения опасной ситуации. Психологическая готовность в значительной степени опирается на практическую (деятельностную) подготовленность человека, наличие у него определенных знаний, навыков и компетенций, которые, в свою очередь, могут быть сформированы средствами обучения и просвещения.
В современном мире дети и подростки сталкиваются с опасностями, характерными и для жизни взрослого человека. При этом фактором, повышающим степень риска, является невысокая готовность детей к безопасному поведению и к действиям в случае опасности. Решение этой проблемы требует использования комплекса средств, в числе которых: физическое ограждение детей от потенциально опасных мест и ситуаций; строгое соблюдение всеми взрослыми положений нормативных документов, обеспечивающих безопасность среды в местах постоянного, временного и ситуативного пребывания детей (включая соответствующее обучение); обеспечение присмотра за детьми во всех потенциально опасных ситуациях; обучение детей правилам безопасного поведения; мониторинг и управление контентом в виртуальном пространстве сети "Интернет"; педагогическое просвещение родителей и обучение педагогов и др., получившего название "безопасность детства".
Безопасность детства - сформированный комплекс условий, необходимых для полноценного развития несовершеннолетних, не вызывающие риска (предупреждающие риски) причинения вреда жизни, физическому и психическому здоровью детей и подростков.
Безопасность детства - один из приоритетов региональной государственной политики Ленинградской области, значимость которого определяется документами федерального уровня. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 4 статьи 67.1), дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Права ребенка в Российской Федерации закреплены Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Защита прав ребенка, создание безопасной среды для жизнедеятельности и всестороннего развития детей и подростков определены ключевыми направлениями реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства". Ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации содержат очередные задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области поддержки и защиты детства.
В связи с изложенным, для обеспечения безопасности детства в Ленинградской области разработан и предлагается к реализации План мероприятий по реализации Концепции безопасности детства Ленинградской области до 2025 года.
2. Образ безопасного будущего как одна из основ комфортной и привлекательной жизни в регионе
Помимо реальных угроз жизни и безопасности человека, в общественном сознании существует комплекс фантомных угроз (фобий), возникающих либо стихийно, либо управляемо под влиянием манипуляций со стороны определенных антисоциальных, корыстных или враждебных агентов информационной среды и оказывающих существенное влияние на поведение людей, качество жизни, социализацию и личностное развитие подрастающего поколения.
В условиях высокого уровня субъективно ощущаемых угроз безопасности по отношению к семье, детям, их будущему формируется напряженная психологическая атмосфера, развивается невротизация ребенка, блокируется его творческая самореализация, в связи с чем у него возникает желание покинуть свой регион или страну. И напротив, сформированный в общественном сознании образ безопасного будущего (уверенность в завтрашнем дне) становится важной социально-психологической основой комфортной и привлекательной жизни региона, его динамичного социально-экономического развития.
При этом необходимо учитывать, что в большинстве случаев фантомные угрозы имеют под собой те или иные реальные основания, стихийно или целенаправленно акцентированные в определенном направлении. В качестве таких оснований выступают негативные процессы в социально-экономической сфере, а именно: нестабильная экономическая ситуация в регионе; снижение реальных доходов населения на фоне растущих цен; высокий уровень безработицы, в том числе молодежной; массовый приток трудовых мигрантов, среди которых заметна доля лиц с низким уровнем развития личной культуры; предвзятый характер освещения событий в региональных СМИ с акцентом на негативные проявления и т.д.).
Таким образом, важным направлением работы по обеспечению безопасности детства в Ленинградской области становится работа с общественным сознанием, связанная с формированием образа безопасного, комфортного и успешного будущего региона. В современных условиях решение этой задачи может быть эффективно не столько на основе одностороннего воздействия социальной рекламы и пропаганды, сколько на основе организации широкого общественного диалога на основе создания в регионе комплекса постоянно действующих открытых коммуникативных, дискуссионных площадок по вопросам безопасности детства.
В современных условиях работа с детьми и молодежью обретает новую цель - подготовка человека к успешной жизнедеятельности в условиях неопределенного будущего, которое характеризуется понятиями "цифровая экономика", "информационное общество", "постиндустриальная эпоха", "сетевая культура" и пр. В этом контексте важнейшим средством формирования позитивного образа будущего в детской и молодежной среде становится организация в системе образования и за ее пределами детских и детско-взрослых проектов, тематически посвященных различным аспектам формирования культуры безопасности, построения безопасного, комфортного для проживания, привлекательного будущего в родном городе, районе, регионе. Способы образовательной работы с образом будущего опираются, с учетом возрастных особенностей обучающихся, на разные виды деятельности: фантазирование, проектирование, прогнозирование, экспериментирование и пр.
Направления образовательной работы с образом будущего в контексте построения безопасной и привлекательной среды детства в Ленинградской области:
исследование реальных проблем и угроз, существующих в регионе, районе, доступных для осмысления детьми и подростками (например, утилизация мусора, транспортная опасность, экологические проблемы и пр.), и выработка решений, позволяющих их минимизировать или предотвратить;
проектирование новых привлекательных сред и объектов детской инфраструктуры в своем микрорайоне, районе, городе;
собирательный "образ будущего" своего села, микрорайона, района, города глазами детей и подростков через 20 и более лет;
исследование новых и перспективных технологий, технических и цифровых средств, которые могут быть использованы для повышения безопасности жизни человека в ближайшей или более отдаленной перспективе;
настоящее и будущее профессий и профессионалов, обеспечивающих безопасность взрослых и детей - жителей Ленинградской области - в различных ситуациях (повседневных, потенциально опасных, чрезвычайных) и т.д.
3. Безопасность детства - общая задача региона
Безопасное детство - один из интегральных показателей благополучия общества и региона в целом. На уровень безопасности влияют действия практически всех региональных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, контрольных и надзорных структур. В Ленинградской области это комитет общего и профессионального образования, Комитет правопорядка и безопасности, Комитет по здравоохранению, комитет по социальной защите населения, Комитет общественных коммуникаций, Комитет цифрового развития, Комитет по дорожному хозяйству, комитет по строительству, комитет по физической культуре и спорту, комитет по культуре и туризму, комитет по труду и занятости населения, Комитет по природным ресурсам, комитет по молодежной политике, комитет по культуре и туризму, Комитет по печати, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству.
Таким образом, одним из условий эффективного формирования среды безопасного детства становится межведомственное взаимодействие всех обозначенных органов исполнительной власти региона и их подведомственных организаций в широком социальном взаимодействия с предприятиями экономической сферы, представителями родительской общественности. Необходимо максимально активное вовлечение общественных и некоммерческих организаций, ассоциаций, промышленных предприятий, бизнес-сообществ в профилактическую работу по повышению безопасности детей и подростков при поддержке территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных государственных учреждений. Программы, планы, мероприятия, нацеленные на обеспечение безопасности детства, а также общие показатели результативности этой работы должны носить межведомственный характер.
В числе задач по обеспечению среды безопасного детства и профилактике соответствующих угроз, требующих согласованной межведомственной работы на уровне региона, следует обозначить:
предупреждение дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних;
предупреждение травматизма и гибели детей при пожарах, на водных объектах, выпадения несовершеннолетних из окон;
исключение угрозы детского травматизма на различных объектах, на этапе проектирования и внедрения технологий, управления производственными процессами;
предупреждение преступлений и правонарушений в отношении несовершеннолетних;
обеспечение информационной безопасности детей, противодействие распространению терроризма и экстремизма среди несовершеннолетних;
развитие детской и молодежной инфраструктуры и мониторинг ее состояния с учетом предъявляемых требований безопасности;
повышение уровня досуговой занятости несовершеннолетних в организациях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта;
повышение уровня трудовой занятости несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления в каникулярный период;
обеспечение общедоступной досуговой деятельности для детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.
4. Родители и педагоги как носители культуры безопасности
Личный пример родителя, педагога, другого авторитетного взрослого - важнейшее средство воспитания, оказывающее определяющее влияние на развитие личности ребенка. Отношение взрослых (родителей, педагогов) к проблемам опасности и безопасности, их типичные стратегии поведения в повседневной жизни и в ситуациях повышенной опасности становятся образцом для подражания детей и подростков. Большую проблему представляют собой некоторые негативные особенности сознания и поведения взрослых, чреватых риском неадекватного поведения в отношении возможных и актуальных опасностей (во всем спектре от паники до полного игнорирования опасностей, рисков и угроз).
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", родители (законные представители) имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей. Родители и семейная среда играют центральную роль в процессах воспитания и развития личности, в том числе формирования чувства личной безопасности у ребенка, становления его культуры безопасного поведения как одного из базовых элементов общей культуры безопасности человека.
Наиболее значимые угрозы для безопасности детей и подростков возникают в тех случаях, когда родители (законные представители) отстраняются от своих обязанностей по семейному воспитанию и развитию детей, проявляют к этому равнодушие и (или) полностью перекладывают ответственность за воспитание своих детей на другие социальные институты. В этих условиях актуализируется риск возникновения чрезвычайных происшествий с детьми, приводящих к их гибели, травматизму, инвалидности, возникающих в силу того, что родители не проявили должное внимание к поведению своих несовершеннолетних детей, не интересовались их местонахождением, неоднократно сами являли собой примеры пренебрежения правилами безопасного поведения.
Для того чтобы взрослые могли стать и стали для детей достойными примерами правильного отношения к опасности и эффективного безопасного поведения, необходимо, с одной стороны, формирование у них собственной культуры безопасности, а также их систематическое обучение правилам безопасного поведения, в том числе в контексте проблем безопасности детства. С другой стороны, большую эффективность имеют формы совместной коммуникации и деятельности: "родители и дети", "педагоги и дети", "педагоги и родители", "школьники и студенты" - совместные дискуссии, проекты, социальные акции, флэшмобы, конкурсы (в том числе в формате онлайн, в смешанных и гибридных форматах).
5. Культура безопасного детства Ленинградской области: безопасная среда, безопасное поведение, родительский контроль и педагогическое сопровождение
Опасность, в которую попадает ребенок, имеет формулу "опасная ситуация + неадекватное поведение + безнадзорность" в тех или иных сочетаниях обозначенных элементов. Деятельность по обеспечению безопасного детства в регионе должна быть направлена на минимизацию каждого из слагаемых "формулы опасности".
1) комплекс мероприятий, направленных на формирование безопасной среды и минимизацию возможных контактов детей с потенциально опасными ситуациями. Это максимально широкое направление работы, требующее вовлечение различных институциональных участников на основе механизмов социального партнерства.
Формирование безопасной среды включает:
постоянный мониторинг и контроль состояния потенциально опасных зон, в том числе не предполагающих пребывания на них детей, с учетом требований нормативных документов и технических регламентов (строительные, промышленные, транспортные, водные и иные объекты) в целях защиты детей от потенциальных угроз жизни и здоровью, исключения ситуаций, способных привести к гибели или травматизму детей и подростков;
профилактику и своевременное устранение факторов, представляющих опасность для детей в местах их постоянного, временного или эпизодического пребывания (защитные ограждения потенциально опасных объектов, обеспечение физической доступности объектов социальной инфраструктуры для родителей с маленькими детьми и детьми-инвалидами и т.д.);
развитие и современное оснащение в местах проживания (в шаговой доступности) инфраструктуры, необходимой для жизни, обучения, развития, досуга детей (объекты здравоохранения, игровые и спортивные площадки, организации дополнительного образования детей и т.д.);
формирование, поддержание и контроль состояния безопасной и дружественной среды образовательных организаций, включая защиту от несанкционированного вторжения, оснащенность безопасным оборудованием, соблюдение санитарных норм и правил (в т.ч. организация режима питания, труда и отдыха, соблюдение календаря профилактических прививок, правил пользования цифровым и иным техническим оборудованием и т.д.), соблюдение правил техники безопасности при пользовании детьми приборами и оборудованием в учебном процессе и внеурочной деятельности, ограничение доступа детей к приборам и оборудованию, не предполагающих пользование ими детьми без контроля взрослых, обеспечение безопасной и доступной среды для детей-инвалидов;
мероприятия по сохранению благополучной экологической ситуации в регионе, включая чистоту воздуха, воды, радиационную обстановку, меры по очистке промышленных отходов, утилизации бытовых отходов и др., предусмотренные государственной программой Ленинградской области "Охрана окружающей среды Ленинградской области";
постоянный мониторинг качества продуктов питания в образовательных организациях и иных объектах, предполагающих постоянное пребывание детей;
2) обучение детей навыкам безопасного поведения:
в повседневной жизни: в быту (обращение с электроприборами, с огнем и т.д.), в коммуникативных ситуациях (в общении с незнакомыми и малознакомыми людьми, в межнациональных отношениях), в дорожно-транспортных ситуациях (правила дорожного движения для пешеходов, правила поведения при пользовании транспортными средствами), на водных объектах (при посещении пляжа, при пользовании водным транспортом), в летнем лагере, в туристическом походе и т.д.;
в информационной среде (защита персональной информации, сетевая коммуникация, участие в сетевых сообществах, ведение блогов, формирование "здорового" цифрового следа и т.д.);
в ситуациях повышенной опасности и в чрезвычайных ситуациях (включая оценку степени опасности, порядок обязательных действий и оказание первой помощи пострадавшим): в толпе; при пожаре; при угрозе наводнения, затопления; при угрозе насильственных действий, физическом и психологическом насилии со стороны других людей; при техногенных катастрофах; при террористических актах.
Для обучения детей и подростков навыкам безопасного поведения могут применяться различные стратегии:
во-первых, использование потенциала учебного курса "Основы безопасности жизнедеятельности", других учебных курсов, классных часов, инструктажей по технике безопасности;
во-вторых, активное вовлечение детей и подростков в изучение, проектирование и создание безопасной среды в образовательной организации, в своем микрорайоне, в родном районе, городе на основе внеурочной, внеучебной и внешкольной деятельности, включая учебно-исследовательскую, проектную, творческую, общественно полезную, трудовую деятельность детей и подростков, их вовлечение в муниципальные и региональные социальные проекты и акции соответствующей направленности, в деятельность детских общественных организаций и объединений, принимающих участие в создании безопасной, комфортной для проживания среды в Ленинградской области, формировании позитивного образа будущего региона;
в-третьих, педагогическое просвещение родителей и их вовлечение в процесс формирования культуры безопасного поведения детей и подростков;
3) обеспечение надзора и сопровождение детей в любых потенциально опасных ситуациях со стороны взрослых (педагогов, родителей, вожатых, волонтеров), прошедших специальное обучение либо инструктаж.
6. Культура безопасного поведения вместо "культуры ограничений"
Повышение открытости образовательных организаций, развитие социального партнерства детских садов и школ, все более широкое использование активных, практико-ориентированных форм работы обучающихся во внешней среде (экскурсии, экспедиции, исследования, социальные проекты, профессиональные пробы и пр.) расширяет круг потенциальных опасностей, с которыми сталкиваются дети и подростки в ходе освоения образовательных программ. Основные усилия должны быть в данном случае направлены не на ограничение масштабов или содержания деятельности обучающихся во внешкольной среде (что негативно влияет на развитие детей, формирование у них самостоятельности, ответственности, "чувства взрослости", необходимого жизненного опыта, в том числе опыта разумного риска), а на формирование культуры безопасности в регионе, в целом, и культуры безопасности детства, в частности.
Формирование культуры безопасности детства, в том числе, предполагает:
воспитание у детей ответственного отношения к собственной и общественной безопасности, формирование ценностного отношения к человеческой жизни, физическому и психическому здоровью, окружающей природной среде;
формирование стереотипов безопасного поведения детей в типичных жизненных ситуациях, в т.ч. в быту, на дорогах, на объектах железнодорожного транспорта, на воде;
профилактика распространения среди несовершеннолетних табакокурения, наркомании, алкоголизма;
духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание, формирование правосознания, направленных на профилактику и предупреждение террористических и экстремистских проявлений среди молодежи, уважение и следование нормам права, формирование культуры межнационального общения, уважения к представителям различных народов, культур, религий.
7. Психологическая безопасность социальной среды развития детей
Социальная среда - совокупность внешних условий и возможностей для социализации, идентификации и развития личности, включающая в себя предметно-пространственную, социально-психологическую и образно-символическую составляющие. Многофакторность и многоаспектность социальной среды, в которой находится ребенок, подросток, требует рассмотрения ее безопасности с различных сторон:
во-первых, обеспечение физической безопасности как сохранение жизни, физического здоровья, профилактика травматизма и инвалидности;
во-вторых, обеспечение психологической безопасности, понимаемое как исключение факторов среды, провоцирующих развитие психических расстройств, соответствие условий среды адаптационным возможностям ребенка, формирование способности и готовности взрослых и детей к сохранению и укреплению своего собственного психического здоровья, а также психического здоровья окружающих.
Таким образом, особую роль для обеспечения безопасной среды ребенка, подростка имеет социально-психологическая составляющая. В современном мире опасность представляют те факторы среды, которые оказывают непосредственное влияние на систему ценностей и отношений детей и молодежи к социальным явлениям, окружающим людям и собственной личности. Все чаще возникают вопросы психологического насилия, воздействия информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, других факторов, порождающих деструктивное поведение.
Наиболее значительная угроза психологической безопасности детей и подростков - угроза насилия. Основные формы насилия в отношении детей - физические (побои, преступления против половой неприкосновенности детей, умышленное причинение вреда здоровью ребенка различной степени тяжести) и психологические (запугивание, травля и преследования, а также формирование у ребенка негативной самооценки и негативной картины будущего, что крайне редко принимается во внимание как фактор, угрожающий психологической безопасности, хотя во многих случаях именно он является определяющим для отклоняющегося, противоправного или суицидального поведения ребенка).
Особо следует выделить в качестве угрозы преступления в отношении несовершеннолетних и жестокое обращение с детьми в семьях. Семейное насилие является наиболее опасным видом преступления, совершаемого в отношении детей, поскольку насилие со стороны родителей - объективно наиболее близких ребенку людей - наносит ему психологическую травму, обладающую особой силой, глубиной и устойчивостью. Повторяющиеся факты семейного насилия приводят к формированию у ребенка уверенности в том, что насилие представляет собой допустимую форму взаимоотношений между членами семьи и иными лицами. В дальнейшем это может оказать влияние на социальную позицию подростка, молодого человека и на всю его последующую жизнь, стать основой агрессивного, асоциального, антисоциального поведения.
Задачи профилактики семейного насилия и формирования психологически безопасной семейной среды в Ленинградской области:
комплексная забота о физическом и психическом благополучии ребенка;
формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми;
индивидуальная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации; повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми;
развитие культуры родительского надзора за психологической безопасностью детей, их сетевой коммуникацией, процессами их социализации, личностного развития, самоопределения, состоянием их внутреннего мира;
формирование в обществе нетерпимого отношения к формам воспитания детей с использованием насилия и психологического давления.
Помимо семейного насилия, значительное распространение в детской и подростковой субкультуре получило насилие в школьной среде (буллинг). Последствия этого явления - снижение самооценки, закрепление внутреннего статуса "жертвы", со свойственными ему непродуктивными, защитными формами поведения; формирование неврозов и фобий; различные психосоматические расстройства.
Особую тревогу в современной ситуации вызывают детские и подростковые суициды. Часто суицидальная попытка подростка становится актом протеста против безразличия и жестокости взрослых. Специфика организации социальной (педагогической, психологической) работы с такими подростками требует прежде всего таких действий, которые способствовали бы прекращению их социальной изоляции. Важный аспект профилактики суицидального поведения - понимание молодыми людьми того, что они не брошены и не предоставлены сами себе, а включены в систему социальных отношений; их способности, интересы, стремления востребованы для решения общих задач. Необходим комплекс мер, направленных на укрепление психического здоровья учащихся, оказание психологической помощи детям и родителям в вопросах предупреждения подростковых суицидов.
Психологическая безопасность - свойство социальной среды, характеризующее отсутствие в ней проявлений психологического насилия и обеспечивающее психологическое здоровье всех включенных в нее людей и их психологически комфортное состояние. На практике обозначенное свойство может быть выражено в большей или меньшей степени (психологически безопасная или, напротив, психологически опасная среда).
Для формирование психологически безопасной среды детства в Ленинградской области используется комплекс механизмов и инструментов, реализуемых на различных уровнях (региональный, муниципальный, институциональный): педагогическое просвещение родительской общественности, развитие социального партнерства семьи и школы в решении задач психологической безопасности детства; работа "телефонов доверия" для детей и родителей, испытывающих проблемы с психологической безопасностью; специальное обучение и педагогическое просвещение управленческих и педагогических кадров; развитие моделей педагогического сопровождения и создание служб медиации в образовательных организациях; выявление и трансляция лучшего опыта; включение психологической безопасности в комплекс критериев качества образовательного процесса и др.
8. Взаимосвязь физической и информационной безопасности детства в современных условиях
Современный этап развития человеческой цивилизации отмечен становлением цифровой экономики и информационного общества. В этих условиях активно формируется конвергентная сетевая среда - пространство обитания и жизнедеятельности современного человека, объединяющее реальный (физический) и виртуальный мир, находящиеся в отношениях конвергенции, взаимовлияния, взаимообогащения.
Под влиянием процессов информатизации и цифровизации происходят существенные изменения в условиях социализации современного поколения, которые выражаются в использовании различных цифровых устройств, информационных технологий и включении в сетевое (онлайн) общение, в силу чего новое поколения детей часто называют "цифровым поколением", "цифровыми аборигенами", "детьми-планшетниками" и т.д. Современные дети сами выбирают интересующий их сетевой контент, активно создают новый, используя для этого подходящие программы и мобильные приложения, трансформируют старые форматы, изобретают новые типы контента (феномен "детского Интернета").
Сетевая социализация несет с собой целый ряд рисков и угроз, которые пока еще недостаточно изучены. Так, известен феномен "смещения виртуального и реального пространств" в сознании современных детей и подростков, когда способы поведения, характерные для виртуальной среды (например, для компьютерных игр) транслируются в реальный мир. Другой ряд угроз связан с различными формами "цифровой зависимости".
Тревогу вызывает сниженная жизнестойкость значительной части нового поколения детей и молодежи, вызванная малоподвижным образом жизни, избыточном пребыванием в сетевой среде, пассивным отношением к собственному здоровью, отсутствием устойчивых и долгосрочных жизненных перспектив.
Все большее значение приобретают проблемы информационной безопасности, связанные с недостаточной защищенностью персональных данных и их использованием в корыстных и преступных целях.
Особую опасность представляют риски, связанные с педагогически неуправляемым характером сетевой коммуникации детей. В сетевом пространстве могут возникать и активно развиваться контакты с носителями антисоциального, противоправного поведения, заинтересованными в оказании негативного влияния на детей, в вовлечении их в антисоциальные сетевые сообщества, в провоцировании их противоправной активности. Распространение через "Интернет" идей деструктивного содержания активно влияет на внутренний мир ребенка и его убеждения, на формирование его самосознания и идентичности. В отношении несовершеннолетних в пространстве сети "Интернет" могут совершаться такие преступления, как доведение до самоубийства, развращение, вовлечение в преступную деятельность; поиск жертв среди детей посредством различных социальных сетей; применение и внедрение в сознание ребенка, с использованием разного рода психологических манипуляций, различного рода программ деструктивного поведения; вовлечение в секты тоталитарного толка и иные сообщества, подрывающие основы конституционного строя Российской Федерации, а также здоровье и безопасность населения Ленинградской области: вовлечение в пьянство, склонение несовершеннолетних к потреблению наркотических средств или психотропных веществ; иные формы действий, наносящих существенный вред физическому и психическому здоровью ребенка. Негативное информационное воздействие через средства массовой информации формирует морально-психологическую атмосферу, способствует росту психических заболеваний, разрушает сложившиеся нормы нравственности, наносит моральный и физический вред здоровью.
Возрастные особенности подростков (стремление к самоутверждению, отсутствие устоявшейся жизненной позиции, поиск себя и своего места в мире на основе "проб и ошибок") увеличивают риск противоправного поведения и способствуют вовлечению указанной возрастной группы во всевозможные организации экстремистского толка, что может использоваться различными силами антисоциальной направленности, использующими возможности сетевого информационного пространства, становится предметом политических спекуляций.
Школьная травля отдельных детей и подростков (буллинг), проникая в сетевую информационную среду, приобретает форму кибербуллинга, что становится еще одной новой угрозой для психологической безопасности детства.
Обозначенные угрозы, возникая в виртуальной среде, проникают в физический мир и представляют реальную угрозу для жизни, здоровья и безопасности детей, благополучия семей, а в ряде случаев - и для общественной безопасности. Для разрешения этих проблем необходима разработка комплексных решений, направленных на формирование надежной системы защиты детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, включая в том числе:
формирование культуры сетевого поведения детей и подростков, в том числе на основе специальных образовательных программ основного и дополнительного образования, направленных на их обучение принципам и навыкам кибербезопасности;
защитные меры, связанные с отслеживанием и блокированием негативного контента сети "Интернет" (в т.ч. программы родительского контроля на гаджетах, предоставляющих доступ в сеть "Интернет");
специальные просветительские программы для родителей, направленных на формирование у них знаний и навыков информационной безопасности.
В числе таких перспективных решений по сокращению представленных рисков рассматривается комплексное внедрение результатов инновационного проекта по психологическому проектированию безопасного образовательного пространства Ленинградской области (авторы И.А. Баева, СВ. Тарасов), реализуемого совместно с Российской академией образования, в частности, использование разнообразных диагностических материалов и эффективных программ психологического сопровождения субъектов образовательной среды.
Также интересным перспективным решением для использования в общеобразовательных школах Ленинградской области, направленным на обеспечение информационной безопасности детей, может являться курс "Кибербезопасности" для учащихся 5-9 классов, разработанный в 2019 году психологами Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (Г.У. Солдатовой, С.В. Чигарьковой, И. Д. Пермяковой) совместно с издательством "Русское слово".
Первопричиной многих обозначенных проблем, угроз и рисков, связанных с сетевой социализацией современных детей и подростков, является феномен "цифровой беспризорности" - передача родителями ребенка, с первых лет его жизни, "в аутсорсинг" цифровым средствам, что создает иллюзию постоянной занятости и удовлетворенности ребенка.
Исследования последних лет показали, что уже к двум годам до 90% современных детей обладают минимальными навыками использования планшета. В подобной ситуации роль ведущего фактора в процессе социализации и развития личности ребенка переходит от семьи и других традиционных институтов к активным (во многих случаях - агрессивным и антисоциальным) агентам интернет-среды. Напротив, в тех семьях, где сохраняются традиции живого общения родителей с детьми, а также практикуется совместное использование ресурсов цифровой среды, раннее знакомство детей с цифровыми гаджетами не столь заметно деформирует их развитие. Необходимо учитывать, что дети "цифрового поколения" охотно готовы делить свой онлайн-опыт с родителями, при условии, если этот опыт не навязан старшими.
Таким образом, отдельное направление работы - создание и развитие в информационном пространстве положительного детского и семейного контента. При этом надо учитывать характер требований, которые предъявляет современное детство к сетевому контенту. Популярное у современного поколения детей желание "быть блогерами" отражает их стремление делиться собственными переживаниями, получая обратную связь, вступать в диалог о волнующих их вопросах и проблемах. Контент "детского Интернета" обладает высокой степенью открытости и искренности, в нем присутствуют острые конфликты и сильные эмоции, не ограниченные традиционными запретами. Это отличает его от официального российского медиаконтента для детей, который транслирует ценности старших поколений в одностороннем порядке, представления взрослых о том, каким должен быть ребенок, однако не удовлетворяет потребность детей в диалоге.
Глоссарий
Безопасность детства - сформированный комплекс условий, необходимых для полноценного развития несовершеннолетних, не вызывающие риска причинения вреда жизни, физическому и психическому здоровью детей и подростков.
Буллинг (кибербуллинг) - агрессивное групповое преследование, травля одних детей (подростков) другими в коммуникативном пространстве сети "Интернет".
Гражданское воспитание - составная часть воспитания, направленная на формирование гражданской позиции личности и опирающаяся на базовые национальные ценности российского гражданского общества; результатом выступает формирование социальной зрелости и дееспособности человека.
Детство - этап развития человека, предшествующий взрослости, обладающий самоценностью в жизни человека и характеризующийся особыми видами деятельности, обеспечивающими процессы социализации, формирования когнитивных функций и личностных качеств.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество.
Информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства; гарантированная невозможность несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации.
Конвергенция - сближение и взаимопроникновение свойств, появление сходных признаков у различных объектов и явлений (в данном случае - реального, физического пространства и виртуального пространства, существующего благодаря цифровым технологиям). В отличие от интеграции, конвергенция не предполагает механического соединения объектов в единое целое, сохраняя их уникальность.
Культура безопасного поведения - понимание и принятие системы ценностей, норм и правил безопасного поведения в повседневной жизни, в том числе в сети "Интернет", в ситуациях повышенной опасности, в чрезвычайных ситуациях.
Культура безопасности - определенный уровень развития общественного сознания, характеризующийся пониманием и принятием системы ценностей, норм и правил безопасного поведения, информационной и психологической безопасности, способностью устанавливать и поддерживать баланс между необходимыми ограничениями и разумным риском в целях эффективного развития экономики и общества, региона и страны в целом.
Личная безопасность человека - защищенность жизненно важных интересов личности от любых угроз; одна из базовых потребностей человека.
Общественная и государственная безопасность - защищенность жизненно важных интересов государства, общества, человека преимущественно от внутренних угроз общественно опасного характера (преступлений и правонарушений).
Отклоняющееся подведение - устойчивое поведение личности (в том числе, ребенка, подростка), существенно отклоняющееся от общепризнанных общественных норм и правил.
Педагогическое сопровождение - вид педагогической деятельности, нацеленный на помощь человеку в разрешении проблем, возникающих в ходе самоопределения и развития личности, устранении соответствующих дефицитов и противоречий, формирование личностной зрелости, самостоятельности и ответственности.
Просвещение (просветительская деятельность) - осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; важный фактор духовной консолидации общества, необходимое условие участия людей в процессах социально-экономического и технико-технологического развития.
Профилактика безопасности детей - комплекс социально-педагогических мер и мероприятий с различными группами населения, направленных на повышение культуры безопасности населения и формирование среды безопасного детства.
Психологическая безопасность - состояние социальной среды, свободное от проявлений психологического насилия и обеспечивающее психологическое здоровье всех включенных в нее людей.
Сетевая этика - система ценностей и норм поведения, адекватных требованиям сетевого общества.
Социальная среда - совокупность внешних условий и возможностей для социализации, идентификации и развития личности, включающая в себя предметно-пространственную, социально-психологическую и образно-символическую составляющие.
Социальный диалог - способ организации взаимодействия различных социальных институтов, нацеленный на определение и сближение позиций, достижение общих договоренностей и принятие совместных решений.
Цифровой след - вся информации о пользователе (человеке, сообществе, организации), содержащаяся в цифровом виде в сетевом пространстве, как целенаправленно размещаемая, так и автоматически сохраняющаяся в результате пребывания пользователя в сетевом пространстве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.