Решение Верховного Суда РФ от 8 февраля 2023 г. N АКПИ22-1214
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.
при секретаре Евтеевой И.С.
с участием прокурора Русакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Молот", общества с ограниченной ответственностью РД "ЕДИНСТВО" о признании недействующим в части пункта 3 Порядка выдачи личной карточки охранника, утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 28 июня 2019 г. N 238,
установил:
приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее также - Росгвардия) от 28 июня 2019 г. N 238 (далее также - Приказ N 238) утвержден Порядок выдачи личной карточки охранника (далее также - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 13 сентября 2019 г., регистрационный номер 55917, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 сентября 2019 г.
Согласно пункту 3 Порядка для получения личной карточки охранника руководитель либо представитель частной охранной организации на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия на осуществление действий от имени этой частной охранной организации, подает в подразделение лицензионно-разрешительной работы территориального органа Росгвардии по месту нахождения лицензионного дела частной охранной организации следующие документы: заявление о выдаче личной карточки охранника (подпункт 3.1); удостоверение частного охранника (подпункт 3.2); фотографию частного охранника размером 3 х 4 см (подпункт 3.3); копию (выписку из) приказа (распоряжения) частной охранной организации о приеме гражданина на работу на должность частного охранника (подпункт 3.4); согласие частного охранника на обработку его персональных данных (подпункт 3.5).
Общество с ограниченной ответственностью "Молот" (далее также - ООО "Молот"), общество с ограниченной ответственностью РД "ЕДИНСТВО" (далее также - ООО РД "Единство"), осуществляющие частную охранную деятельность на основании соответствующих лицензий, обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административными исковыми заявлениями о признании не действующим пункта 3 Порядка в части, устанавливающей возможность получения личной карточки охранника только в подразделении лицензионно-разрешительной работы территориального органа Росгвардии по месту нахождения лицензионного дела частной охранной организации, как не соответствующего положениям статьи 11 2 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной детективной и охранной деятельности).
В обоснование требований административные истцы указали, что в оспариваемой части Порядок ограничивает возможность получения личной карточки охранника в соответствующем территориальном подразделении Росгвардии по месту расположения объекта охраны, несмотря на то что выданная юридическому лицу лицензия на осуществление частной охранной деятельности действует на всей территории Российской Федерации. Данное ограничение, ввиду осуществления ООО "Молот" и ООО РД "Единство" частной охранной деятельности в различных субъектах Российской Федерации с привлечением сотрудников из разных ее регионов, влечет для них значительное увеличение срока получения личной карточки охранника, вследствие чего нарушаются сроки выполнения обязательств по заключенным контрактам на оказание охранных услуг и возникают штрафные обязательства перед заказчиками.
Административный ответчик Росгвардия в письменных возражениях и заинтересованное лицо Минюст России в письменном отзыве на административные иски указали, что оспариваемый в части Порядок утвержден федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов.
В судебное заседание представители административных истцов ООО "Молот" и ООО РД "Единство", извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Представители административного ответчика Росгвардии Ефременков О.А. и Тулев В.О. в судебном заседании просили в удовлетворении административных исковых заявлений отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Минюст России направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Выслушав представителей административного ответчика, изучив доводы административных истцов, исследовав материалы дела, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что административные иски не подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения в сфере частной детективной и охранной деятельности, является Закон о частной детективной и охранной деятельности, который в части седьмой статьи 12 установил в качестве обязательного требования наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
Полномочия Росгвардии как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере частной охранной деятельности, определены в пункте 8 статьи 1 1 Закона о частной детективной и охранной деятельности, пункте 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510.
Оспариваемый в части Порядок утвержден Росгвардией при реализации полномочий, предусмотренных Законом о частной детективной и охранной деятельности, и согласован с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа N 238, утвердившего Порядок, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.
Порядок регламентирует процедуру выдачи личной карточки охранника работникам частных охранных организаций, осуществляющим охранные услуги, а также процедуру сдачи личной карточки охранника (пункт 1).
Выдача личной карточки охранника осуществляется Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальным органом (пункт 2).
В пункте 3 Порядка установлена подача заявления на получение личной карточки охранника руководителем либо представителем частной охранной организации на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия на осуществление действий от имени этой частной охранной организации, в подразделение лицензионно-разрешительной работы территориального органа Росгвардии по месту нахождения лицензионного дела частной охранной организации, а также определен перечень необходимых для получения личной карточки охранника документов.
В соответствии с пунктом 13 Порядка копия личной карточки охранника хранится в лицензионном деле частной охранной организации в лицензирующем органе.
Доводы административных истцов о несоответствии оспариваемого в части пункта 3 Порядка статье 11 2 Закона о частной детективной и охранной деятельности, регулирующей лицензирование частной охранной деятельности, являются несостоятельными.
Из положений частей первой, второй статьи 11 2 Закона о частной детективной и охранной деятельности следует, что предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. Лицензия содержит вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливает порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 этого закона.
Статьей 11 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности установлены порядок получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности и перечни документов, которые лицо обязано и вправе представить для ее получения.
Согласно части третьей названной статьи порядок и условия представления документов в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган устанавливает Правительство Российской Федерации в положении о лицензировании частной охранной деятельности.
Перечни документов, необходимых для получения лицензии на соответствующие виды частной охранной деятельности, приведены в пунктах 11-15 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498 (далее - Положение), при этом личная карточка охранника ни в один перечень не включена.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения одним из лицензионных требований при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности, является соблюдение лицензиатом положения части седьмой статьи 12 указанного закона, устанавливающей в качестве обязательного требования, как указывалось выше, наличие у работников частной охранной организации личной карточки охранника, выданной в установленном уполномоченным органом порядке.
Таким образом, при реализации Росгвардией полномочия по определению порядка выдачи личной карточки условие, устанавливающее возможность получения личной карточки охранника только в подразделении лицензионно-разрешительной работы территориального органа Росгвардии по месту нахождения лицензионного дела частной охранной организации, сформировано в целях обеспечения государственного контроля (надзора) соответствующим подразделением, предоставившим лицензию, за соблюдением лицензионных требований со стороны частной охранной организации, а также обеспечения учета количества частных охранников, трудоустроенных в ней.
Нормативный правовой акт большей юридической силы, который бы устанавливал иной порядок получения личной карточки охранника, отсутствует.
Оспариваемый в части пункт 3 Порядка не нарушает прав административных истцов в упоминаемых ими аспектах, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что по результатам рассмотрения административных исковых заявлений влечет принятие решения об отказе в удовлетворении заявленных требований согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административных исковых заявлений общества с ограниченной ответственностью "Молот", общества с ограниченной ответственностью РД "ЕДИНСТВО" о признании недействующим в части пункта 3 Порядка выдачи личной карточки охранника, утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 28 июня 2019 г. N 238, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
О.Н. Нефедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 8 февраля 2023 г. N АКПИ22-1214
Опубликование:
-