Письмо Минфина России от 29 декабря 2022 г. N 02-06-10/129756
Вопрос
Об отражении в бюджетном учете и отчетности принятых обязательств по возврату инфраструктурного бюджетного кредита; о списании излишне уплаченных страховых взносов до 01.01.2017.
Ответ
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо от 29.11.2022 (далее - Письмо) и сообщает следующее.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В части вопроса отражения в бюджетной отчетности принятых бюджетных обязательств по выплатам согласно кредитному договору Департамент считает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 1 статьи 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - инфраструктурные бюджетные кредиты) на срок более пяти лет.
Предоставление, использование и возврат субъектами Российской Федерации инфраструктурных бюджетных кредитов осуществляются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов" (далее - Правила N 1190).
Правилами N 1190 установлено, что инфраструктурный бюджетный кредит предоставляется на срок не менее 15 лет с условиями его погашения ежегодно равными долями согласно графику погашения кредита начиная с 3-го года предоставления инфраструктурного бюджетного кредита и возможностью его досрочного погашения.
Порядок ведения бюджетного учета регулируется федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), и Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н).
В соответствии с пунктом 140 Инструкции N 162н администратором источников финансирования дефицита бюджета на соответствующих счетах аналитического учета счета 050201000 "Принятые обязательства" отражаются суммы принятых бюджетных обязательств по выплатам, исполнение которых предусмотрено за счет утвержденных ему на соответствующий период (на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода и иные очередные годы (за пределами планового периода)) бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 309 Инструкции N 157н объекты учета раздела "Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта" учитываются по аналитическим группам синтетического счета объектов учета, формируемых по финансовым периодам:
10 "Санкционирование по текущему финансовому году";
20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)";
30 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)";
40 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным";
90 "Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)".
Учет обязательств осуществляется на соответствующих счетах аналитического учета счета 050200000 "Обязательства" на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение) в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства, санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовыми органами (пункт 318 Инструкции N 157н).
Таким образом, правилами ведения бухгалтерского учета предусмотрено отражение на соответствующих счетах аналитического учета счета 050201000 "Принятые обязательства" принятых обязательств как в пределах планового периода, так и за пределами планового периода.
Пунктом 3 Инструкции N 157н установлено, что данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности.
Порядок отражения в бюджетной отчетности обязательств установлен Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н).
Порядок составления и представления Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) установлен пунктами 68-72 Инструкции N 191н.
При формировании раздела "Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по выплатам источников финансирования дефицита бюджета" администратором источников финансирования дефицита бюджета отражаются в графе 7 на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 150211000 "Принятые обязательства на текущий финансовый год" в сумме кредитового оборота по счету за отчетный период.
Формирование раздела "Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом" осществляется на основании показателей соответствующих счетов аналитического учета счета 150000000 "Санкционирование расходов", сформированных по финансовым периодам (пункт 72.1 Инструкции N 191н). Показатели строки 900 граф 4-9 формируются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 70-72 Инструкции N 191н, в общей сумме без детализации по кодам расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета по бюджетной классификации Российской Федерации соответственно.
Учитывая изложенное, отраженные в бюджетном учете бюджетные обязательства по возврату полученных в финансовых годах, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом, заемных средств, принятых в рамках договора на предоставление инфраструктурного бюджетного кредита, подлежат отражению в графе 7 по строке 900 раздела 3 Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128).
Ведение бухгалтерского учета, формирование и публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в целях осуществления субъектом учета деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения. Обращаем внимание, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
По мнению Департамента, сумму принятых бюджетных обязательств по кредитному договору целесообразно отражать в бюджетном учете и бюджетной отчетности в размере полного объема обязательств по возврату инфраструктурного бюджетного кредита, принятых на весь период его погашения.
В части вопроса списания переплаты по страховым взносам Департамент сообщает следующее.
До 01.01.2017 администрирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), осуществляли органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов были переданы от органов государственных внебюджетных фондов налоговым органам и вопросы, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, регулирует глава 34 "Страховые взносы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации применяются к вопросам администрирования страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды также после 01.01.2017.
Переходными положениями, установленными Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", разграничены между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, установленных Федеральным законом N 212-ФЗ, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
По вопросу возврата излишне уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации средств до 01.01.2017, по мнению Департамента, следует обратиться в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Следует отметить, что ни законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, ни законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено списание излишне уплаченных сумм страховых взносов.
Согласно пункту 339 Инструкции N 157н забалансовый счет 04 "Сомнительная задолженность" предназначен для учета сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о выбытии такой задолженности с балансового учета учреждения, в том числе при условии несоответствия задолженности критериям признания ее активом, установленным пунктом 47 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н.
В случае осуществления переплат по страховым взносам в доход соответствующего бюджета у плательщика взносов возникают расчеты с уполномоченным органом, действующим от имени публично-правового образования (в рассматриваемом случае - от имени Российской Федерации). Применение в отношении такого дебитора понятия "неплатежеспособный", по мнению Департамента, является некорректным.
Заместитель директора |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил:
- порядок отражения в бюджетном учете и отчетности принятых обязательств по возврату инфраструктурного бюджетного кредита;
- процедуру списания излишне уплаченных страховых взносов до 1 января 2017 г.
Письмо Минфина России от 29 декабря 2022 г. N 02-06-10/129756
Опубликование:
журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", март 2023 г. N 3