Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Утверждено
приказом министерства здравоохранения
Нижегородской области
от 25.01.2023 N 315-66/23П/од
Методические рекомендации
по организации школ здоровья (школ по обучению пациентов) в поликлиниках, стационарах, отделениях (кабинетах) медицинской профилактики, центрах здоровья медицинских организаций Нижегородской области
Методические рекомендации подготовлены ГБУЗ НО "Нижегородский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики" для организации и проведения школ здоровья (школ по обучению пациентов) (далее - школы) в медицинских организациях Нижегородской области.
Методические рекомендации предназначены для использования главными врачами, заместителями главных врачей по организационно-методической работе, заведующими поликлиническими отделениями, заведующими Центрами здоровья, заведующими отделениями (кабинетами) медицинской профилактики, медицинскими работниками отделений (кабинетов) медицинской профилактики, инструкторами по гигиеническому обучению и воспитанию населения, врачами и средним медицинским персоналом стационарных отделений медицинских организаций, ВОПов, участковых больниц, врачебных амбулаторий, ФАПов.
1. Введение.
В условиях перехода к рыночной экономике в России особо важное социальное значение приобретает проблема обеспечения населения доступной и качественной медицинской помощью. Ее эффективное решение требует разработки и внедрения новых методологических и методических подходов к планированию, организации и финансированию здравоохранения и, прежде всего, к изучению и оценке качества предоставляемой населению медицинской помощи.
Согласно современной концепции социальной защиты основной объем медицинской помощи предоставляется населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В непрерывном процессе реформирования здравоохранения чрезвычайно важное значение приобретает проблема обеспечения безопасности и надлежащего качества медицинской помощи в условиях выраженного дефицита ресурсов. Она включает необходимость решения двух основных проблем: определение наиболее целесообразного сочетания различных видов медицинской помощи населению и обеспечение должного качества этой помощи.
Проблемы качества и эффективности здравоохранения относятся к наиболее актуальным, непосредственно связанным с конечными результатами деятельности системы и затратами ограниченных ресурсов.
В современных условиях достижение адекватного уровня качества медицинской помощи является одной из приоритетных задач по обеспечению эффективного функционирования системы здравоохранения, включая раздел медицинской профилактики.
Доступность качественной диагностической и терапевтической помощи, соответствующей уровню медицинской науки, благоприятно отразится на здоровье пациента при наличии любых факторов, таких как возраст, заболевание, сопутствующий диагноз, реакция на выбранное лечение и др. Обследования и лечение должны проводиться с использованием ресурсов, позволяющих с минимальными затратами получить максимальный результат. Наиболее полно включает в себя все перечисленные параметры профилактическая медицина.
Важным направлением профилактической медицины является профилактика ХНИЗ, напрямую влияющая на снижение показателя догоспитальной смертности, инвалидизации, продолжительность здоровой жизни.
В реализации мер профилактики ХНИЗ выделяется два основных направления, во-первых, формирование здорового образа жизни населения, во-вторых, ранняя диагностика ХНИЗ и факторов риска развития с последующей их коррекцией.
Основной путь снижения смертности в рамках профилактической деятельности - это обучение пациентов, имеющих ХНИЗ, пациентов с высоким и очень высоким абсолютным сердечно-сосудистым риском принципам здорового образа жизни, методам профилактики заболеваний, неотложным мерам самопомощи, а также информирование их об основных симптомах жизнеугрожающих состояний.
С учетом современного социально-экономического положения в стране высокие требования предъявляются к развитию профилактической медицины.
2. Нормативно-правовая база профилактической работы медицинских организаций Нижегородской области.
Организация и проведение профилактической работы медицинскими организациями Нижегородской области осуществляется в соответствии с требованиями федеральных и региональных нормативных документов, относящихся к охране здоровья.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" направлен на оздоровление граждан.
Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". В статьях 9 и 17 этого закона наряду с рядом ограничительных мер в отношении распространения и курения табака гражданам гарантируется оказание медицинской помощи по отказу от курения на основе стандартов медицинской помощи.
Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года", в котором одними из основных задач развития здравоохранения в Российской Федерации являются: создание условий для повышения доступности и качества медицинской помощи; профилактика заболеваний. Приоритетными направлениями решения задач развития здравоохранения в Российской Федерации являются: формирование системы мотивации граждан, особенно детей и лиц трудоспособного возраста, к ведению здорового образа жизни; формирование у граждан мотивации к переходу на здоровое питание, в том числе в целях снижения риска развития алиментарно-зависимых заболеваний, а также развитие системы информирования граждан о качестве продуктов питания; совершенствование деятельности по профилактике инвалидизации граждан; охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами, проводимыми не реже раза в год.
"Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 2511-р, "Государственная программа развития здравоохранения Нижегородской области", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 г. N 274 (в ред. от 15.02.2019), направлены на профилактику заболеваний и формирование у населения здорового образа жизни.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 апреля 2021 г. N 404н "Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения", приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 30 декабря 2022 г. N 315-1175/22П/од "О проведении профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения, и углубленной диспансеризации в Нижегородской области в 2023 году" направлены на профилактику и ранее выявление ХНИЗ, факторов риска их развития.
Приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 июля 2001 г. N 268 "О введении в действие отраслевого классификатора "Сложные и комплексные медицинские услуги", от 23 сентября 2003 г. N 455 "О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации", в соответствии с которыми проводится статистическая отчетность по утвержденным школам здоровья в учреждениях здравоохранения (школа для беременных, школа для больных сердечной недостаточностью, школа для больных на хроническом диализе, школа для больных артериальной гипертензией, школа для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника, школа для больных бронхиальной астмой, школа для больных сахарным диабетом).
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 января 2003 г. N 4 "О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации" для использования в проведении школы здоровья (школы по обучению пациентов).
Кроме того, в соответствии с приказами главных врачей медицинских организаций Нижегородской области организованы и работают школы по обучению пациентов с ишемической болезнью сердца здоровому образу жизни (курение, питание, физическая активность), перенесших инфаркт миокарда, инсульт, школа материнства.
3. Форма организации школ.
Школы в медицинских организациях Нижегородской области развернуты с учетом оказываемых медицинских услуг и наличия соответствующих специалистов.
1. Школы амбулаторно-поликлинического звена для лиц, состоящих под диспансерным наблюдением (по гипертонической болезни, сахарному диабету, бронхиальной астме, заболеванию суставов и позвоночника, лиц, находящихся на хроническом гемодиализе).
2. Школы в стационарах по профильным направлениям.
3. Школы в отделениях и кабинетах медицинской профилактики для лиц с выявленными факторами риска (углубленное групповое консультирование).
4. Школы в центрах здоровья по формированию принципов здорового образа жизни.
5. Школы в женских консультациях и акушерско-гинекологических стационарах.
4. Общие принципы организации школ.
1. Приказом главного врача медицинской организации утверждается:
- ответственное лицо за организацию, проведение и мониторинг работы школ;
- организация по одной школе по каждому направлению (школа для беременных, школа для пациентов с сердечной недостаточностью, школа для пациентов на хроническом диализе, школа для пациентов с артериальной гипертензией, школа для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника, школа для пациентов с бронхиальной астмой, школа для пациентов с сахарным диабетом, школа для пациентов с ишемической болезнью сердца, школа по здоровому образу жизни (курение, питание, физическая активность), школа для пациентов с ишемической болезнью сердца и перенесших острый инфаркт миокарда, школа для пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, прочие школы (школа матери, школа отцов, школа отказа от курения, школа контрацепции, школа для пациентов с глаукомой, школа грудного вскармливания, школа профилактики онкозаболеваний, школа для пациентов с заболеванием мочеполовой системы, школа для пациентов с туберкулезом, школа для пациентов с эпилепсией, психологическая помощь родителям, имеющим детей с психологическими проблемами, школа "Метаболический синдром", дерматошкола, веншкола, школа климакса и репродуктивного здоровья, школа для родственников пациентов с психическими расстройствами, школа для пациентов с психическими расстройствами, школа для созависимых лиц, школа здорового питания и для пациентов с ожирением, школа "Антистресс", школа физической активности, гериатрическая школа, школа паллиативной помощи, школа для пациентов с ХОБЛ, школа для ВИЧ-инфицированных пациентов, школа охраны зрения, школа молодых родителей)) в зависимости от профиля медицинской организации;
- выделение помещения для проведения занятий в школах;
- план-график работы школ на текущий год;
- ответственный специалист (врач-терапевт, врач по специальности, фельдшер) за проведение школ по каждому направлению;
- дополнительная оплата труда медицинских работников, занятых в проведении школ;
- срок отчетности о результатах проведения школ.
2. Работа школ:
- пациенты со всех терапевтических участков, отделения (кабинета) медицинской профилактики направляются в школы, где их распределяют по группам и определяют время начала занятий;
- пациенты, направленные в школу, организуются в группы по 5 - 10 человек;
- школы проводятся в отдельном помещении по утвержденному плану-графику с указанием часов работы для каждой школы (исключается проведение школ во время, отведенное на прием пациентов);
- одна школа включает в себя 3 - 7 тем по заболеванию, которые должны посетить все пациенты, направленные в школу (по некоторым заболеваниям количество тем может быть больше 7);
- в работе школ используются программы и конспекты для проведения занятий в школах, методические рекомендации для врачей, разработанные Министерством здравоохранения Российской Федерации, ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России, другими специализированными медицинскими учреждениями и самостоятельно медицинской организацией, печатный тематический информационный материал для раздачи пациентам;
- выделенное помещение для проведения школ снабжается необходимым оборудованием и наглядным материалом для проведения практических занятий;
- в журнале учета работы медицинской организации по медицинской профилактике, утвержденном приказом Минздрава Российской Федерации от 23 сентября 2003 г. N 455, ведется учет посещаемости в форме N 70 "Сведения о деятельности центра медицинской профилактики" и N 038/у-02 "Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике", в форме N 025/у "Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях", в истории болезни пациента делается запись об обучении пациента в школе;
- по итогам календарного года составляется отчет о количестве школ, количестве занятий в каждой школе и количестве прошедших обучение пациентов, заполняется форма N 30 "Сведения о медицинской организации";
- все пациенты проходят обучение по всем предусмотренным темам. В случае пропуска какой-то из тем пациента записывают в очередную группу на прослушивание пропущенной темы. Случай считается закрытым, если пациент прослушал весь цикл занятий;
- ответственное лицо за организацию и проведение школ ежемесячно проводит мониторинг работы школ с оценкой выполнения плана-графика и качества оказания медицинской услуги (количество направленных на обучение в школах, количество законченных случаев). Данный показатель влияет на критерии интенсивности специалистов, проводящих занятия в школах.
5. Организация школ амбулаторно-поликлинического звена для лиц, состоящих под диспансерным наблюдением (по гипертонической болезни, сахарному диабету, бронхиальной астме, заболеванию суставов и позвоночника, лиц, находящихся на хроническом гемодиализе).
Пример организации школы для пациентов с артериальной гипертонией.
1. Общие положения.
1.1. Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией создается как структурное подразделение на базе амбулаторно-поликлинического, больничного, санаторно-курортного учреждения, кардиологического диспансера и отделения (кабинета) медицинской профилактики.
1.2. В школу направляются больные с артериальной гипертонией 1 - 3 степени, с низким, средним и высоким риском сердечно-сосудистых осложнений.
При формировании групп учитывается однородность пациентов по степени выраженности артериальной гипертонии. Пациенты с осложненным течением заболеваний (инфаркт миокарда, инсульт и др.) обучаются и наблюдаются по программе реабилитации.
1.3. Руководитель (ответственный специалист) школы ежегодно представляет отчет о своей деятельности в отдел медицинской статистики учреждения, на базе которого она функционирует.
1.4. Школа регистрируется в документах официальной учетно-отчетной медицинской документации и включена в отраслевой классификатор "Сложные и комплексные медицинские услуги".
2. Основные задачи школы.
Основными задачами школы являются:
- повышение информированности пациентов с артериальной гипертонией о заболевании, и факторах риска ее развития, и об осложнениях;
- обучение пациентов с артериальной гипертонией методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, низкая физическая активность, контроль над стрессом;
- обучение пациентов методам самоконтроля артериального давления и самопомощи, первой доврачебной помощи при обострениях и гипертонических кризах;
- формирование у пациентов с артериальной гипертонией ответственного отношения к здоровью;
- повышение мотивации у пациентов с артериальной гипертонией к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.
3. Основная деятельность школы.
Основной деятельностью школы является:
3.1. Обучение пациентов с артериальной гипертонией по типовым программам.
3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у пациентов с артериальной гипертонией, обучающихся в школе.
3.3. Анализ эффективности обучения пациентов с артериальной гипертонией.
3.4. Взаимодействие со всеми структурными подразделениями, на базе которых работает школа.
3.5. Взаимодействие со школами с артериальной гипертонией в других медицинских учреждениях, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.
4. Рекомендуемое оснащение школы.
Перечень оснащения:
4.1. Методические материалы для врача.
4.2. Тонометры, фонендоскопы (несколько комплектов).
4.3. Весы.
4.4. Ростомер.
4.5. Таблицы для определения индекса массы тела.
4.6. Наглядные пособия, методические и обучающие материалы для пациентов.
4.7. Оборудование для демонстрации методического материала.
4.8. Канцелярские товары и письменные принадлежности.
4.9. Дневник больного с артериальной гипертонией.
4.10. Журнал учета.
4.11. Анкеты для оценки обучения.
Методические материалы по организации школы с гипертонической болезнью можно использовать как образец для организации школ по другим заболеваниям.
К ведению школы с гипертонической болезнью могут быть привлечены не только врачи-терапевты, но и врачи-кардиологи.
По решению главного врача медицинской организации в поликлиниках и кардиологических отделениях стационара могут организовываться школы для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, занятия могут проводиться по самостоятельным программам.
После проведения занятия в школе врач заполняет "Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике", раздел "школы здоровья". Форма журнала учета утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 сентября 2003 г. N 455 "О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации".
6. Организация школ (прочие школы) в стационарах медицинских организаций.
В стационарах целесообразно проведение школ по основным заболеваниям, а также школы по здоровому образу жизни. В задачи медицинских работников стационара, вне зависимости от причины госпитализации пациента и профиля стационара, входит информирование и обучение пациентов методам самоконтроля, в том числе и коррекции вредных привычек и стереотипов, методам самопомощи при жизнеугрожающих состояниях. Эффективность обучающей работы с пациентами существенно повышается при наличии демонстрационных материалов, включая печатную тематическую информационную литературу.
Можно использовать методические рекомендации по методам самопомощи при жизнеугрожающих состояниях Министерства здравоохранения Российской Федерации или самостоятельные наработки.
Для организации школ в стационаре необходимо иметь:
- приказ главного врача учреждения здравоохранения об организации в отделениях стационара школ с определением лиц, ответственных за организацию и проведение школ в отделениях (количество и наименование школ, количество занятий в каждой школе, место и время проведения занятий - по решению главного врача);
- программы и конспекты для проведения занятий в школах в каждом отделении в соответствии с профилем отделения. Методические рекомендации для врачей, разработанные Министерством здравоохранения Российской Федерации, другими специализированными медицинскими учреждениями и самостоятельно учреждением здравоохранения (разрабатываются заведующим отделением и врачами отделения).
Школы стационара являются профильными.
В каждую школу могут включаться темы по здоровому образу жизни, профилактике вредных привычек.
В отделении стационара профильных тем может быть меньше, чем в поликлинике (например, 2 - 3 вместо 5 - 7), а остальные 2 - 3 темы могут быть посвящены здоровому образу жизни (отказу от вредных привычек, рациональному питанию, увеличению физической активности и др.) или могут организовываться самостоятельные школы здорового образа жизни.
Занятия с пациентами, помимо врачей, могут проводить фельдшеры и медицинские сестры отделения, прошедшие обучение на кратковременных тематических циклах усовершенствования по ЗОЖ и профилактике ХНИЗ, под руководством старшей медицинской сестры отделения. На нее возлагаются функции контроля за проведением школ и ведением журнала учета занятий.
Целесообразно работу школы в отделении построить таким образом, чтобы пациенты, находящиеся на стационарном лечении, смогли посетить как можно больше занятий.
Например: школа в хирургическом стационаре.
1. Ответственным за организацию школы в отделении стационара является заведующий хирургическим отделением.
2. Заведующий хирургическим отделением определяет количество и тематику занятий в школе, организует написание конспектов врачами отделения по соответствующей тематике или пишет их самостоятельно.
3. Заведующий хирургическим отделением определяет количество занятий в школе в неделю, фамилии и должности лиц, непосредственно проводящих занятия, время проведения занятий (целесообразно проводить занятия силами врача или дежурной медицинской сестры отделения в вечернее время, в промежутке между процедурами).
7. Углубленное групповое консультирование (школы здорового образа жизни и прочие школы) в отделениях (кабинетах) медицинской профилактики, центрах здоровья, на ФАПах, ВОПах, в участковых больницах, врачебных амбулаториях для лиц с выявленными факторами риска развития ХНИЗ.
Для проведения школ выделяется помещение (учебный класс, аудитория, кабинет).
Организация группового углубленного консультирования (школ здорового образа жизни) в отделениях (кабинетах) медицинской профилактики при диспансеризации предусматривает выделение слушателей по группам здоровья.
В каждой группе следует учитывать лиц со схожими факторами риска возникновения определенных заболеваний. В методических рекомендациях ФГБУ НМИЦТПМ Минздрава России даны принципы группового профилактического консультирования (школы пациента).
Общие методические принципы группового профилактического консультирования (школы пациента) в отделениях (кабинетах) медицинской профилактики сформулированы на основании методических материалов "Диспансеризация определенных групп взрослого населения".
Школа пациента является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания).
Цель школ пациентов:
- повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска развития заболеваний и осложнений;
- повышение ответственности пациента за сохранение здоровья;
- формирование рационального и активного отношения пациента к здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению;
- формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи в неотложных ситуациях;
- формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, т.е. управляемых, факторов риска.
Основные принципы проведения школ пациентов:
1. Формирование тематической целевой группы пациентов с относительно сходными характеристиками: например, больные с неосложненным течением артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца; больные ишемической болезнью сердца, перенесшие инфаркт миокарда, острый коронарный синдром, интервенционные вмешательства (высокоточные малоинвазивные методики хирургического вмешательства) и др.; пациенты с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний без клинических симптомов болезни и т.п. Такое формирование групп создает атмосферу социальной поддержки, что немаловажно для эффективного консультирования и получения долгосрочного устойчивого результата.
2. Для избранной целевой группы проводится цикл занятий по заранее составленному плану и по согласованному графику. Одно из основных требований - посещение пациентом всего цикла занятий.
3. Численность целевой группы пациентов должна быть не более 10 - 12 человек. Необходим контроль, чтобы пациенты посетили все (или большинство) из запланированных занятий.
4. Организация группового консультирования должна проводиться в специально оборудованном помещении (стол, стулья, демонстрационный материал, раздаточный материал, блокноты и оборудование для демонстрации тематического материала).
Школы пациентов в рамках диспансеризации, профилактических медицинских осмотров проводятся медицинскими работниками отделений (кабинетов) медицинской профилактики (врач медицинской профилактики, фельдшер, медицинская сестра), центров здоровья, ФАПов, ВОПов, участковых больниц, врачебных амбулаторий. Для проведения школ необходимы обученный персонал и обеспечение условий для эффективного группового консультирования.
При необходимости для проведения отдельных занятий могут привлекаться профильные специалисты (при наличии их в учреждении - врачи-кардиологи, врачи - психиатры-психологи и др.). Пациенты направляются в школу пациента врачом-терапевтом участковым, специалистами отделений (кабинетов) медицинской профилактики. Желательно, чтобы врачи, фельдшеры, медсестры были ознакомлены с медицинскими данными из амбулаторной карты пациентов.
Программа обучения строится из цикла структурированных занятий продолжительностью около 45 минут каждое. Всего в цикле оптимально 2 - 3 занятия в зависимости от целевой группы. Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия должны быть заранее хронометрированы, иметь четкие инструкции по ведению.
Информационная часть занятий проводится в течение каждого занятия дробно, по блокам не более 10 - 15 минут, чтобы избежать лекционной формы работы с пациентами. Содержание обучения изложено в специальной методической литературе и частично в базовом информационном материале по углубленному профилактическому консультированию (методические материалы "Диспансеризация определенных групп взрослого населения").
Активная часть занятий содержит активную работу с пациентами, которая может проводиться в разных формах и простых действиях:
- вопросы-ответы;
- заполнение вопросников, имеющих отношение к теме занятия, и обсуждение их результатов - по ходу обсуждения могут даваться профессиональные советы, что имеет более высокую эффективность и результативность, чем безадресные советы;
- проведение расчетов и оценок, например, расчет индекса массы тела, суточной калорийности;
- обучение практическим навыкам - измерение артериального давления, подсчет частоты пульса;
- знакомство со справочными таблицами и построение рациона питания.
Вся наглядная информация, используемая в школе, должна быть красочной, демонстративной, запоминающейся, понятной, заинтересовывающей, доступной.
Рекомендуемая тематика группового профилактического консультирования (школ пациентов) в рамках диспансеризации:
- школа по коррекции основных факторов риска ХНИЗ/ССЗ, выявляемых в ходе диспансеризации и профилактических медицинских осмотров (9 факторов риска - повышение АД, стресс, низкая физическая активность, нерациональное питание, ожирение, повышение сахара в крови, гиперхолестеринемия, табакокурение, употребление алкоголя);
- школа по снижению избыточной массы тела, оптимизации физической активности и рациональному питанию;
- школа для пациентов с повышенным артериальным давлением;
- школа для пациентов с заболеваниями атеросклеротического генеза, гипертонической болезнью, высоким и очень высоким абсолютным сердечно-сосудистым риском по освоению правил и алгоритмов действий при оказании первой помощи при сердечном приступе, инсульте, гипертоническом кризе и внезапной сердечной смерти.
Школы здорового образа жизни по выявленным в процессе диспансеризации факторам риска организуются на базе отделения (кабинета) медицинской профилактики в соответствии с приказом главного врача медицинской организации исходя из существующего количества медицинских работников и возможностей лечебного учреждения.
Приказом главного врача медицинской организации каждый отдельный работник может отвечать за проведение одной или нескольких школ.
Врачи и средние медицинские работники должны быть обучены на тематических циклах по здоровому образу жизни и профилактике ХНИЗ для выполнения ими обязанностей по индивидуальному краткому и углубленному профилактическому консультированию или групповому профилактическому консультированию (школа пациента) по итогам диспансеризации и принимать активное участие в работе школ на местах.
8. Рекомендуемый учебно-тематический план занятий в инфекционных больницах и отделениях по программе школы здоровья.
1. Гигиеническое обучение и воспитание населения по принципам здорового образа жизни (отказ от злоупотребления алкоголем, курения табака, самолечения).
2. Основы личной и общественной гигиены, значение профилактических прививок в предупреждении инфекционных заболеваний.
3. Профилактика кишечных инфекций (эпидемиологическая опасность реконвалесцентов, больных с "легкими" формами заболеваний, вред самолечения).
4. Профилактика глистных инвазий.
5. Профилактика брюшного тифа, вирусного гепатита.
9. Рекомендуемый учебно-тематический план занятий в акушерско-гинекологических стационарах по программе школы здоровья.
1. Гигиеническое обучение и воспитание женщины (личная гигиена, общественная гигиена, режим труда и отдыха, правильное питание).
2. Вред аборта, профилактика ЗППП и СПИДа.
3. Профилактика воспалительных заболеваний женских половых органов.
4. Вопросы здорового образа жизни и борьба с вредными привычками.
5. Профилактика непланируемой беременности.
6. Гигиенические особенности жизни беременной женщины в послеродовом периоде.
7. Уход и вскармливание новорожденного.
10. Рекомендуемый учебно-тематический план занятий в стационарах хирургического профиля по программе "Школа здоровья".
1. Личная и общественная гигиена.
2. Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания).
3. Профилактика травматизма (бытовой, дорожный, производственный).
4. Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, ушибах и травмах (в т.ч. при наружном кровотечении, остановке сердца, дыхания).
5. Острые заболевания органов брюшной полости и значение раннего обращения за медицинской помощью.
6. Профилактика заболеваний сосудов нижних конечностей (атеросклероз, варикозное расширение вен, тромбофлебит).
7. Профилактика онкологических заболеваний.
8. Профилактика ЗППП и СПИДа.
9. Лечебно-охранительный режим в отделениях хирургического профиля.
11. Рекомендуемый учебно-тематический план занятий в стационарах терапевтического профиля по программе школы здоровья.
1. Личная и общественная гигиена.
2. Физическая активность, двигательный режим как фактор профилактики заболеваний.
3. Стресс, антистрессовая защита в профилактике обострений хронических заболеваний.
4. Профилактика вредных привычек и их влияние на течение заболеваний.
5. Правила оказания первой помощи при острых сердечно-сосудистых состояниях.
6. Профилактика болезней сердечно-сосудистых заболеваний, болезней органов дыхания, сахарного диабета.
7. Лечебно-охранительный режим в отделении.
12. Рекомендуемый учебно-тематический план занятий с пациентами, страдающими заболеваниями суставов и позвоночника.
1. Что такое остеоартроз? Факторы риска при этом заболевании.
2. Здоровый образ жизни как профилактика остеоартроза.
3. Что нужно знать больным с остеоартрозом.
4. Лечебная гимнастика при остеоартрозе и остеохондрозе.
5. Особенности местной терапии и ортопедической помощи у больных остеоартрозом.
13. Рекомендуемый учебно-тематический план занятий с пациентами, страдающими артериальной гипертонией.
1. Что такое артериальная гипертония. Осложнения артериальной гипертонии - инсульт, инфаркт, гипертонический криз.
2. Обучение методу измерения артериального давления.
3. Предупреждение и помощь при гипертонических кризах в домашних условиях. Когда нужно обращаться к врачу.
4. Что приводит к повышению артериального давления и как этого избежать.
5. Немедикаментозные методы лечения артериальной гипертонии. Первичная и вторичная профилактика артериальной гипертонии.
6. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии.
7. Двигательный режим при артериальной гипертонии.
14. Рекомендуемый учебно-тематический план занятий с пациентами, страдающими сахарным диабетом.
1. Что такое сахарный диабет. Причины возникновения, патогенез сахарного диабета. Классификация. Образ жизни с сахарным диабетом.
2. Диетотерапия. Расчет индивидуального суточного калоража. Понятие о гипокалорийной диете и хлебной единице.
3. Острые осложнения сахарного диабета: гипогликемия; гипергликемия; кетоацидоз. Профилактика осложнений. Помощь.
4. Поздние осложнения сахарного диабета, их профилактика. Понятие "синдром диабетической стопы". Уход за полостью рта, глазами, кожей, ногами.
5. Лечение сахарного диабета. Сахароснижающие средства, их действие на организм. Нефармакологические методы лечения. Техника введения инсулина. Методы самоконтроля. Обучение пользованию глюкометром.
6. Допустимая и полезная физическая нагрузка, ее влияние на обмен веществ и течение сахарного диабета.
7. Контрольное занятие по усвоенному материалу.
15. Рекомендуемый учебно-тематический план занятий с пациентами, страдающими бронхиальной астмой.
1. Анатомия и физиология органов дыхания.
2. Причины, способствующие развитию бронхиальной астмы.
3. Морфологические и функциональные изменения в бронхолегочном аппарате при обострении бронхиальной астмы.
4. Методы контроля течения заболевания в домашних условиях (пикфлоуметрия).
5. Медикаментозная терапия бронхиальной астмы.
6. Немедикаментозная терапия бронхиальной астмы.
7. Небулайзерная терапия. Современные ингаляционные глюкокортикостероиды, b-агонисты, отхаркивающие средства.
16. Рекомендуемый учебно-тематический план занятий с пациентами, находящимися на хроническом гемодиализе.
1. Психологическая адаптация пациента к лечению гемодиализом:
- принципы гемодиализной терапии;
- знакомство с персоналом отделения, другими пациентами;
- выживаемость на гемодиализе;
- занятость и трудоспособность на гемодиализе.
2. Факторы, влияющие на качество жизни пациентов на гемодиализе.
2.1. Психологические реакции гемодиализных пациентов:
а) "медовый месяц";
б) разочарование и обескураженность;
в) долговременная адаптация.
2.2. Психоэмоциональные факторы:
а) "обременительность";
б) занятость, работоспособность;
в) сексуальные нарушения.
2.3. Медицинские факторы:
а) возраст;
б) пол;
в) адекватность диализа;
г) диабетическая нефропатия;
д) метод диализа;
е) анемия;
ж) контроль АД;
з) питание.
3. Терминальная стадия почечной недостаточности. Выбор лечения.
3.1. Виды лечения:
а) перитонеальный диализ;
б) гемодиализ;
в) трансплантация почки.
3.2. Перитонеальный диализ:
а) продолжительный амбулаторный;
б) продолжительный периодический;
в) периодический.
3.3. Принципы:
а) продолжительность;
б) осложнения;
в) особенности диеты;
г) положительные и отрицательные стороны терапии.
4. Гемодиализ:
а) в медицинской организации;
б) на дому.
5. Принципы:
а) продолжительность;
б) осложнения;
в) диета.
6. Трансплантация почки:
а) доноры;
б) возможные осложнения;
в) диета;
г) положительные и отрицательные стороны.
7. Особенности терапии почечной недостаточности гемодиализом:
а) аппарат "искусственная почка";
б) диализаторы;
в) продолжительность и кратность сеансов гемодиализа;
г) понятие "сухого веса" пациента;
д) лабораторные показатели адекватности гемодиализа (мочевина, креатинин, К, Са, гемоглобин, гематокрит);
е) выживаемость на гемодиализе;
ж) заболеваемость и смертность на гемодиализе.
8. Принципы построения диетического режима для больных, находящихся на гемодиализе:
а) содержание белка в суточном рационе;
б) калорийность рациона;
в) необходимость ограничения жидкости, соли, продуктов, богатых калием, фосфором;
г) выдача на руки таблиц с перечнем пищевых продуктов, рекомендуемых к употреблению в пищу, их калорийность, пищевая и энергетическая ценность.
9. Осложнения гемодиализной терапии и методы коррекции:
а) артериальная гипертензия;
б) артериальная гипотензия;
в) судороги;
г) тошнота, рвота;
д) аллергические реакции;
ж) анемия;
з) динамическая остеодистрофия;
и) инфекционные осложнения.
10. Контроль и профилактика инфекций в диализном отделении:
а) бактериальные инфекции;
б) туберкулез;
в) вирусные инфекции;
г) гепатит B;
д) гепатит C;
ж) ВИЧ.
При необходимости, в учебно-методические планы занятий разрешается включать вопросы, связанные с санитарно-эпидемиологической обстановкой и заболеваемостью в данной момент, рассматривать просьбы и пожелания больных и другие дополнения и изменения.
К участию в занятиях приглашаются все больные при отсутствии противопоказаний, вытекающих из состояния здоровья, и независимо от предполагаемого срока пребывания в ЛПУ или нахождения на диспансерном учете.
Для проведения занятий комплектуются учебные группы. К проведению занятий с больными, по согласованию с главным врачом, следует активно привлекать и врачей других специальностей.
Помещениями для проведения занятий могут служить палаты, ординаторские, холлы, столовые, учебные комнаты.
Продолжительность занятий должна составлять 30 - 45 минут учебного времени.
Периодичность и частота занятий определяется объемом программы, но не менее 3 занятий в течение недели.
Врачи отделений должны иметь конспекты по всем темам лекций.
За время пребывания на лечении, пациенты должны повысить свои медико-гигиенические знания, а также приобрести ряд практических навыков, необходимых им в жизни, быту.
По выполнении учебной программы проводятся итоговые занятия в форме собеседования со слушателями по основным вопросам пройденного материала.
Учебно-тематические планы, графики проведения занятий должны вывешиваться на видных местах. О месте и времени проведения занятий пациенты должны дополнительно оповещаться через медицинских сестер.
Предложения, рекомендации по медико-гигиеническому обучению пациентов не должны ограничивать врачей и средних медицинских работников в поисках постоянного совершенствования форм, методов и средств этого раздела профилактической работы.
17. Направление пациентов на обучение в школах.
Правильно поставленное медико-гигиеническое обучение и воспитание пациентов следует рассматривать как одно из средств успешного лечения, предотвращения осложнений и профилактики заболеваний.
В случае, если формирование группы пациентов для обучения и занятия в школе проводит врач-терапевт участковый (семейный врач), он, зная своих пациентов, подбирает сходных по течению заболевания пациентов. Если обучение проводится командой врачей при координации со стороны специалиста отделения (кабинета) медицинской профилактики, то при направлении на обучение для формирования групп сходных пациентов необходимо предварительное обследование (или выписка из амбулаторной карты), которое проводится лечащим врачом.
Образец направления на обучение в школе здоровья
(утверждается приказом главного врача медицинской организации)
Ф.И.О. пациента |
|
Пол |
|
Возраст |
|
Профессия |
|
Телефон |
|
Диагноз (из амбулаторной карты) |
|
Ф.И.О. врача |
|
Результаты обследования, дата | |
АД (дата последнего измерения) |
|
Наличие АГ в анамнезе (сколько лет) |
|
Перенесенные заболевания: |
|
Инфаркт миокарда |
|
Мозговой инсульт |
|
Сопутствующие заболевания | |
Сахарный диабет, с какого года |
|
Хроническая обструктивная болезнь легких |
|
Заболевания почек (уточнить) |
|
Другие заболевания (уточнить) |
|
Степень артериальной гипертонии |
|
Уровень суммарного риска |
|
Общий холестерин крови (дата) |
|
Холестерин ЛВП (дата) |
|
Триглицериды (дата) |
|
Сахар крови натощак (дата) |
|
Данные ЭКГ (дата) |
|
Другие исследования (ЭхоКГ и пр.) |
|
К проведению школ могут быть привлечены кардиологические диспансеры, территориальные центры медицинской профилактики при наличии необходимых ресурсов.
Непосредственно в учреждении, где организуется школа, организатором и инициатором должны быть специалисты отделений (кабинетов) медицинской профилактики.
1. Образец анкеты по результатам проведенной школы.
Проводится оценка прослушанных тем пациентами по пятибалльной системе: от 1 (низшая оценка) до 5 (высшая оценка).
На последние вопросы даются развернутые ответы.
N |
Утверждения |
Оценка |
||||
1 балл |
2 балла |
3 балла |
4 балла |
5 баллов |
||
1. |
Организация обучения в школе в целом |
|
|
|
|
|
2. |
Численности группы достаточная |
|
|
|
|
|
3. |
Удобство времени занятий |
|
|
|
|
|
4. |
Продолжительность занятий для Вас была достаточной |
|
|
|
|
|
5. |
Заниматься было интересно |
|
|
|
|
|
6. |
Было много новой полезной информации |
|
|
|
|
|
7. |
Советы, полученные в школе, достижимы для Вас |
|
|
|
|
|
8. |
Выполнение советов потребует от Вас затрат времени |
|
|
|
|
|
9. |
Выполнение советов потребует от Вас финансовых затрат |
|
|
|
|
|
10. |
Дайте оценку разделам обучения: |
|||||
11. |
Занятие 1 "Что надо знать об АГ" |
|
|
|
|
|
12. |
Занятие 2 "Здоровое питание" |
|
|
|
|
|
13. |
Занятие 3 "Ожирение и АГ" |
|
|
|
|
|
14. |
Занятие 4 "Физическая активность и здоровье" |
|
|
|
|
|
15. |
Занятие 5 "Курение и здоровье" |
|
|
|
|
|
16. |
Занятие 6 "Стресс и здоровье" |
|
|
|
|
|
17. |
Занятие 7 "Медикаментозное лечения АГ" |
|
|
|
|
|
18. |
Общая оценка обучения |
|
|
|
|
|
19. |
Что нового Вы узнали на занятиях? |
|||||
20. |
Что было лишнее в обучении? |
|||||
21. |
Что Вы хотели бы узнать еще? |
|||||
22. |
Что на занятиях понравилось больше всего? |
|||||
23. |
Что на занятиях больше всего не понравилось? |
|||||
24. |
Выскажите свои пожелания по обучению в школе |
|||||
25. |
Что помогало Вам в большей степени в процессе обучения? |
|||||
26. |
Что препятствовало обучению? |
|||||
27. |
Сколько занятий Вы посетили? |
Критерии оценки организации обучения в школе по мнению пациента:
до 30 баллов - неудовлетворительная организация;
31 - 60 баллов - хорошая организация;
более 61 балла - отличная организация.
Вопросник оценки качества обучения в школе заполняется анонимно.
2. Образец анкеты по результатам проведенной школы.
Проводится оценка прослушанных тем пациентами по пятибалльной системе: от 1 (низшая оценка) до 5 (высшая оценка).
На последние вопросы даются развернутые ответы.
N |
Вопрос (утверждение) |
Оценка |
||||
1 балл |
2 балла |
3 балла |
4 балла |
5 баллов |
||
1 |
Обучение в школе было для Вас полезным |
|
|
|
|
|
2 |
Вы удовлетворены обучением в целом |
|
|
|
|
|
3 |
Занятия в школе оправдали ожидания |
|
|
|
|
|
4 |
Знания об АГ и факторах риска повысились |
|
|
|
|
|
5 |
Степень изменения знаний о питании |
|
|
|
|
|
6 |
Степень изменения знаний о физической активности |
|
|
|
|
|
7 |
Степень изменения знаний о влиянии поведения и привычек на здоровье |
|
|
|
|
|
8 |
Степень изменения знаний о стрессе |
|
|
|
|
|
9 |
Степень изменения знаний о лечении |
|
|
|
|
|
10 |
Научился(ась) измерять АД |
|
|
|
|
|
11 |
Научился(ась) вести дневник гипертоника |
|
|
|
|
|
12 |
Степень изменения отношения к возможности самоконтроля заболевания и профилактики осложнений |
|
|
|
|
|
13 |
Буду регулярно измерять АД |
|
|
|
|
|
14 |
Буду контролировать питание |
|
|
|
|
|
15 |
Буду контролировать физическую активность |
|
|
|
|
|
16 |
Буду контролировать стрессовые ситуации |
|
|
|
|
|
17 |
Буду выполнять рекомендации врача |
|
|
|
|
|
18 |
Начну изменять пищевые привычки |
|
|
|
|
|
19 |
Начну больше двигаться |
|
|
|
|
|
20 |
Начну вести дневник |
|
|
|
|
|
21 |
Брошу курить |
|
|
|
|
|
22 |
Смогу оказать первую доврачебную помощь себе и другому больному с АГ |
|
|
|
|
|
23 |
Начну следить за регулярностью приема лекарств |
|
|
|
|
|
24 |
Посоветую пройти обучение своим близким и друзьям |
|
|
|
|
|
Критерии оценки качества обучения в школе по мнению пациента:
до 30 баллов - низкое, неудовлетворительное качество;
31 - 60 баллов - удовлетворительное качество;
61 - 90 баллов - хорошее качество;
91 балл и более - отличное качество.
18. Образец оценки результата обучения пациентов.
N |
Утверждение |
Ответ |
||
Да |
Не знаю |
Нет |
||
1 |
Повышенным считается уровень АД выше 140/90 мм рт. ст. |
|
|
|
2 |
Я измеряю АД только при ухудшении самочувствия |
|
|
|
3 |
При гипертоническом кризе необходимо принять таблетку под язык (клофелин 0,075 г - 0,15 г, или капотен 25 мг - 50 мг, или нифедипин (коринфар) 10 мг) и вызвать врача |
|
|
|
4 |
Измерять АД надо только на плече |
|
|
|
5 |
Повышению АД способствует избыточная масса тела |
|
|
|
6 |
Повышению АД способствует курение |
|
|
|
7 |
Повышению АД способствует низкая физическая активность |
|
|
|
8 |
Наследственность повышают риск повышения АД |
|
|
|
9 |
Опасно потреблять в сутки более 30 г чистого спирта для мужчин и более 15 г для женщин, особенно при гипертонии |
|
|
|
10 |
При повышении повседневной физической активности необходимо контролировать частоту пульса, чтобы она не превышала 110 - 130 ударов в минуту |
|
|
|
11 |
При гипертонии необходимо ограничить потребление соли до 3 - 5 г в сутки (1 чайная ложка без верха) |
|
|
|
12 |
Знаете ли Вы свою массу тела? |
|
|
|
13 |
Знаете ли Вы свой уровень холестерина? |
|
|
|
14 |
Знаете ли Вы свой уровень сахара крови? |
|
|
|
15 |
При избыточной массе тела надо снизить общую калорийность пищи до 1500 - 1200 ккал |
|
|
|
16 |
Для улучшения здоровья необходимо ходить пешком в умеренном темпе (с ускорением) не менее 30 минут в день |
|
|
|
17 |
При покупке продуктов я обращаю внимание на содержание жира, указанное на этикетке |
|
|
|
18 |
Если трудно изменить ситуацию, необходимо изменить к ней отношение |
|
|
|
19 |
Основная цель лечения гипертонии - снижение риска осложнений |
|
|
|
20 |
Для снижения риска осложнений надо контролировать не только уровень АД, но и факторы риска |
|
|
|
19. Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике.
Программы по обучению пациентов в школах
Программа по обучению пациентов с артериальной гипертонией
Занятие N 1.
Теоретические знания.
1. Что такое артериальная гипертония.
2. Осложнения артериальной гипертонии, пути их формирования. Поражение органов-мишеней.
3. Как правильно измерять артериальное давление. Виды приборов для измерения артериального давления и правила работы с ними.
Практические навыки.
1. Обучение измерению артериального давления и частоты пульса.
2. Ведение дневника пациента с артериальной гипертонией.
Занятие N 2.
Теоретические знания:
1. Факторы риска артериальной гипертонии и борьба с ними:
- контроль массы тела (диета и физические упражнения);
- ограничение потребления поваренной соли;
- отказ от курения и злоупотребления алкоголем;
- контроль над стрессовыми ситуациями.
Практические навыки.
1. Измерение роста и массы тела.
2. Определение индекса массы тела.
Занятие N 3.
Теоретические знания.
1. Принципы медикаментозной терапии артериальной гипертонии.
2. Основные группы лекарственных средств, применяемые при лечении артериальной гипертонии.
3. Гипертонические кризы. Что это такое. Причины возникновения гипертонических кризов. Оказание первой помощи.
Оснащение.
Весы, ростомер, тонометр, фонендоскоп, учебная доска (мел или фломастеры для нее), предметы наглядной агитации (плакаты, буклеты, рисунки, оборудование для демонстрации информационного материала).
Программа по обучению пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС)
Занятие N 1.
Теоретические знания.
1. Что такое ишемическая болезнь сердца.
2. Осложнения ишемической болезни сердца, причины их развития.
3. Артериальная гипертония как основной фактор риска инфаркта миокарда, инсульта. Как правильно измерять и контролировать артериальное давление.
Практические навыки.
1. Обучение измерению артериального давления и частоты пульса, определение приступов стенокардии.
2. Ведение дневника пациента с ишемической болезнью сердца.
Занятие N 2.
Теоретические знания.
1. Факторы риска ишемической болезни сердца и их коррекция:
- контроль массы тела;
- снижение уровня холестерина в крови;
- отказ от курения и злоупотребления алкоголем;
- контроль над стрессовыми ситуациями;
- физические нагрузки;
- применение контрацептивов, постменопаузальный период.
Практические навыки.
1. Измерение роста и массы тела.
2. Определение индекса массы тела.
3. Информирование о диетических продуктах, составление рационального меню с применением низкокалорийных продуктов.
Занятие N 3.
Теоретические знания.
1. Принципы лечения ишемической болезни сердца.
2. Основные группы лекарственных средств, применяемые при лечении ИБС.
3. Первая помощь при стенокардии, инфаркте миокарда. Тренировочный режим, лечебная физкультура.
Практические навыки.
1. Демонстрация основных физических упражнений.
2. Составление плана по расширению физической нагрузки.
Оснащение: весы, ростомер, тонометр, фонендоскоп, учебная доска (мел или фломастеры для нее), предметы наглядной агитации (плакаты, буклеты, рисунки, оборудование для демонстрации информационного материала).
Программа по обучению пациентов с сахарным диабетом
Занятие N 1.
Теоретическая часть.
1. Что такое сахарный диабет. Историческая справка.
2. Причины нарушений обмена веществ, происходящих при сахарном диабете 1 и 2 типов.
3. Нормы глюкозы в крови в разное время суток в зависимости от режима питания.
4. Понятие о почечном пороге.
5. Симптомы гипер- и гипогликемии с объяснением механизмов их возникновения.
6. Понятие о кетоацидозе.
7. Обоснование необходимости самоконтроля с целью компенсации сахарного диабета.
Практическая часть.
Измерение глюкозы крови с помощью глюкометра или визуальных тест-полосок (прокол пальца осуществляется индивидуальным ланцетом).
Обучение пользованию индивидуальными глюкометрами (пациенты могут принести личные глюкометры).
Занятие N 2.
Теоретическая часть.
1. Личность и сахарный диабет. Рассказ о психологических этапах, которые проходит человек, заболевший сахарным диабетом.
2. Механизмы психологической защиты, устойчивости при стрессах.
3. Обсуждение вопросов.
Практическая часть.
1. Демонстрация методик по настрою на позитивное мышление с целью избежания осложнений сахарного диабета с целью обеспечения долгой качественной жизни.
2. Моделирование поведения в семье, в трудовом коллективе с целью сохранения благоприятного психологического климата.
Занятие N 3.
Теоретическая часть.
1. Самоконтроль глюкозы в крови, в моче, артериального давления, массы тела.
2. Индивидуальный режим - взаимосвязь частоты измерений глюкозы в крови с образом жизни человека, формы и стадии заболевания, а также целей лечения (компенсация сахарного диабета в молодом, зрелом возрасте, при беременности).
3. Разница в контроле над показателями глюкозы в крови и в моче.
4. Демонстрация разных видов глюкометров и тест-полосок. Пример ведения дневника самоконтроля при сахарном диабете.
Практическая часть.
1. Обучение правилам прокола пальца, пользования средствами самоконтроля.
2. Обсуждение преимуществ и недостатков при разных способах измерения глюкозы в крови и в моче.
Занятие N 4.
Теоретическая часть.
1. Здоровое питание при сахарном диабете.
2. Необходимость сбалансированного питания.
3. Соотношение белков, жиров, углеводов.
4. Углеводы - основной источник энергии.
5. Потребность в клетчатке, витаминах и минералах.
6. Подсчет хлебных единиц (ХЕ) с демонстрацией муляжей продуктов.
Практическая часть.
1. Пример подсчета углеводов в зависимости от массы тела и физических нагрузок.
2. Индивидуальное измерение глюкозы крови под контролем инструктора.
3. Подсчет хлебных единиц (ХЕ) в конкретных случаях.
Занятие N 5.
Теоретическая часть.
1. Учет жиров и белков.
2. Калорийность пищи.
3. Польза и вред холестерина.
4. Потребность в растительной и животной пище в зависимости от возраста.
5. Общие правила здорового питания, модификация пищевого поведения.
6. Советы по снижению массы тела.
Практическая часть.
1. Пример ведения дневника питания.
2. Индивидуальное измерение глюкозы в крови (пациенты используют личные глюкометры).
Занятие N 6 (для пациентов со 2 типом сахарного диабета).
Теоретическая часть.
1. Важность правильного питания, физических упражнений и снижения избыточного веса.
2. Понятие о метаболическом синдроме.
3. Лечение пероральными сахароснижающими препаратами.
4. Основные группы препаратов - механизмы действия, побочные эффекты.
5. Понятие об инсулинотерапии и о комбинированном лечении.
6. Коррекция доз в зависимости от физических нагрузок, в связи с изменением массы тела - под контролем глюкозы в крови и в моче.
Практическая часть.
1. Индивидуальное измерение глюкозы в крови (пациенты используют личные глюкометры).
2. Измерение роста и массы тела.
Занятие N 6 (для пациентов с 1 типом сахарного диабета).
Теоретическая часть.
1. Важность правильного питания и физических упражнений в лечении сахарного диабета.
2. Инсулинотерапия.
3. Виды инсулинов.
4. Время действия продленного и короткого инсулинов.
5. Кратность введения и правила коррекции доз.
6. Интенсифицированная инсулинотерапия.
7. Важность регулярного самоконтроля.
Практическая часть.
1. Обучение навыкам техники введения инсулина.
2. Индивидуальное измерение глюкозы в крови (пациенты используют личные глюкометры).
3. Измерение роста и массы тела.
Занятие N 7.
Теоретическая часть.
1. Сахарозаменители и аналоги сахара.
2. Польза и вред алкоголя.
3. Повторение понятий гипогликемии и гипергликемии.
4. Причины, симптомы, первая помощь при гипогликемическом и гипергликемическом состоянии.
5. Коррекция доз лекарственных препаратов.
Практическая часть.
1. Индивидуальное измерение глюкозы в крови (пациенты используют личные глюкометры).
2. Составление перечня обязательных предметов, которые пациент с сахарным диабетом должен постоянно носить при себе.
Занятие N 8.
Теоретическая часть.
1. Поздние осложнения сахарного диабета (обследование глаз, уход за ногами, методы предотвращения осложнений). Диабетическая ретинопатия, ангиопатия и нейропатия нижних конечностей. Причины, симптомы, методы лечения осложнений сахарного диабета.
2. Физическая активность, ее роль в снижении массы тела и в профилактике осложнений.
Практическая часть.
1. Обучение гимнастике для ног, для глаз, правилам подбора обуви.
2. Разработка индивидуального режима труда и отдыха.
Занятие N 9.
Теоретическая часть.
1. Осложнения и сопутствующие заболевания (продолжение).
2. Диабетическая нефропатия.
3. Методы обследования, профилактика поражения почек.
4. Артериальная гипертония - понятие, осложнения, меры профилактики и принципы лечения.
5. Основные группы лекарственных средств.
6. Заключение.
Практическая часть.
1. Проверка полученных знаний в виде тестирования.
2. Демонстрация персональных дневников самоконтроля с результатами индивидуальных измерений глюкозы в крови, артериального давления и частоты пульса, соблюдения режима дня и пищевого режима.
Оснащение: весы, ростомер, различные виды глюкометров и тест-полосок, индивидуальные стерильные ланцеты для прокалывания пальцев, вата, учебная доска (мел или фломастеры для нее), тонометр, фонендоскоп, предметы наглядной агитации, методические пособия.
Программа по обучению пациентов с бронхиальной астмой
Занятие N 1.
Теоретическая часть.
1. Анатомия бронхиального дерева.
2. Что происходит при приступе бронхиальной астмы.
3. Определение заболевания "Бронхиальная астма".
4. Экзогенные факторы, способствующие возникновению приступа бронхиальной астмы. Понятие о пыльцевой аллергии.
5. Неаллергические причины бронхиальной астмы: эмоциональный стресс, резкая перемена температуры воздуха, присоединившаяся инфекция, чрезмерная физическая нагрузка, резкие запахи, продукты питания.
6. Понятие о гиперреактивности.
Занятие N 2.
Теоретическая часть.
1. Понятие о пикфлоуметрии.
2. Правила ведения дневника больного бронхиальной астмой.
3. Возможности длительного самоконтроля при бронхиальной астме.
4. Что такое аллергия и аллергены. Отличие аллергии от гиперчувствительности бронхов.
5. Пищевая аллергия.
6. Понятие об аспириновой астме.
7. Ночная астма.
8. Профилактика бытовой аллергии. Понятие об элиминации аллергенов.
Занятие N 3.
Теоретическая часть.
1. Ингаляционная терапия при бронхиальной астме.
2. Ознакомление с правильной техникой ингаляции.
3. Ознакомление с путями доставки к бронхиальному дереву ингаляционных препаратов.
4. Понятие о базовом (профилактическом) и симптоматическом (ситуационном) лечении бронхиальной астмы.
5. Лечение бронхиальной астмы противовоспалительными средствами. Показания, принципы, методика.
6. Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Принципиальные отличия и достоинства ингаляционных глюкокортикоидов по сравнению с системными гормонами.
Практическая часть.
1. Демонстрация проведения лечения ингаляционными препаратами.
Занятие N 4.
Теоретическая часть.
1. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы (продолжение).
2. Ситуационная терапия бронхиальной астмы. Виды бронходилататоров.
3. Лечение обострений бронхиальной астмы.
4. Понятие о небулайзеротерапии. Препараты, используемые для данного метода лечения.
5. Какие существуют подходы к включению системных глюкокортикостероидов при обострении бронхиальной астмы.
Практическая часть.
1. Знакомство с работой небулайзера.
Занятие N 5.
Теоретическая часть.
1. Острая вирусная инфекция и астма. значение немедикаментозных методов лечения бронхиальной астмы.
2. Профилактика острых респираторных инфекций, ведущих к обострению бронхиальной астмы.
3. Улучшение дренажной функции бронхов.
4. Вред самолечения, в частности, бесконтрольного применения антибиотиков.
5. Что такое дыхательная гимнастика.
6. Положительная роль закаливания.
Практическая часть.
1. Измерение скорости потока воздуха в бронхах с помощью пикфлуометра.
2. Расчет дозировки принимаемых препаратов в зависимости от показателей измерения скорости потока воздуха у конкретных пациентов.
Оснащение: пикфлуометры, образцы дозированных ингаляторов, учебная доска, мел (или фломастеры), плакаты, рисунки, методические пособия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.