Указ Главы Республики Калмыкия от 7 марта 2023 г. N 45
"Об утверждении Инвестиционной декларации Республики Калмыкия"
В целях внедрения в Республике Калмыкия системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт"), создания условий для формирования опережающего инвестиционного развития Республики Калмыкия, содействия достижению национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную декларацию Республики Калмыкия (далее - Инвестиционная декларация).
2. Правительству Республики Калмыкия обеспечить:
2.1. применение положений Инвестиционной декларации при разработке нормативных правовых актов, оказании государственных услуг, а также в процессе взаимодействия с субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности;
2.2. размещение Инвестиционной декларации на инвестиционном портале Республики Калмыкия.
3. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Калмыкия руководствоваться положениями Инвестиционной декларации при разработке нормативных правовых актов, при оказании государственных и муниципальных услуг, а также в процессе взаимодействия с субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности.
4. Признать утратившим силу Указ Главы Республики Калмыкия от 14 мая 2014 года N 66 "Об утверждении Инвестиционной декларации Республики Калмыкия".
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Глава Республики Калмыкия |
Б. Хасиков |
г. Элиста
7 марта 2023 г.
N 45
Утверждена
Указом Главы
Республики Калмыкия
от 7 марта 2023 г. N 45
Инвестиционная декларация Республики Калмыкия
Инвестиционная декларация Республики Калмыкия является основополагающим документом в регулировании инвестиционной деятельности, определяющим инвестиционное развитие региона, и направлена на информирование субъектов инвестиционной предпринимательской деятельности о целях инвестиционного развития, ключевых характеристиках Республики Калмыкия, действующих инвестиционных инструментах, об инвестиционных обязательствах и инвестиционной команде Республики Калмыкия.
I. Общее описание целей инвестиционного развития Республики Калмыкия
1.1. Главными целями инвестиционного развития Республики Калмыкия являются:
создание условий для опережающего инвестиционного развития Республики Калмыкия;
реальный рост инвестиций в основной капитал на 70% до 2030 года по сравнению с показателем 2020 года в качестве вклада в достижение национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство";
установление основ реализации Инвестиционной декларации Республики Калмыкия, а также взаимодействие органов государственной власти Республики Калмыкия с инвесторами при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Калмыкия.
1.2. Приоритетными направлениями инвестиционного развития Республики Калмыкия являются:
развитие агропромышленного комплекса, обеспечение продовольственной безопасности Республики Калмыкия;
развитие промышленности, повышение конкурентоспособности промышленности Республики Калмыкия путем расширения промышленной инфраструктуры;
комплексное развитие внутреннего и въездного туризма Республики Калмыкия;
развитие транспортно-логистической инфраструктуры в Республике Калмыкия;
улучшение инвестиционного климата и развитие конкуренции, создание условий для привлечения инвестиций в ключевые отрасли экономики Республики Калмыкия, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности хозяйствующих субъектов;
расширение межрегионального сотрудничества, укрепление экономического взаимодействия с другими субъектами Российской Федерации.
II. Общее описание Инвестиционного стандарта Республики Калмыкия
Во исполнение п.п. "г" пункта 2 поручения Президента Российской Федерации от 26.06.2021 N Пр-1096 создана система поддержки новых инвестиционных проектов. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2021 г. N 591 "О системе поддержки инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации (Региональный инвестиционный стандарт")" утверждены методические рекомендации по подготовке (созданию, формированию, внедрению) основных элементов в субъектах Российской Федерации.
Основными элементами системы поддержки инвестиционных проектов в Республике Калмыкия ("Региональный инвестиционный стандарт") являются:
1. Инвестиционная декларация Республики Калмыкия.
2. Агентство развития Республики Калмыкия.
3. Инвестиционный комитет Республики Калмыкия.
4. Инвестиционная карта Республики Калмыкия.
5. Свод инвестиционных правил Республики Калмыкия.
Агентство развития Республики Калмыкия является специальной организацией поддержки и сопровождения инвестиционных проектов в формате "одного окна".
Главные задачи организации: формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Республики Калмыкия, привлечение инвестиций в республику, сопровождение инвестиционных проектов в целях их реализации, оказание содействия инвесторам в сфере технологического присоединения к объектам инженерной инфраструктуры в части взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями и операторами инженерной и дорожной инфраструктуры.
Функции Агентства развития Республики Калмыкия осуществляются Фондом развития Республики Калмыкия.
Инвестиционный комитет является координационным совещательным органом Республики Калмыкия, образованным в целях:
- формирования благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности;
- разрешения разногласий и споров инвестора с органами власти Республики Калмыкия, органами местного самоуправления, уполномоченными организациями по вопросам реализации инвестиционных проектов на территории Республики Калмыкия, не урегулированных Фондом развития Республики Калмыкия, в досудебном порядке.
Инвестиционная карта Республики Калмыкия является информационным доступом инвесторов о Республике Калмыкия в части:
- распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов;
- необходимой инфраструктуры, а также площадок для реализации инвестиционных проектов;
- реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов (опционально).
Свод инвестиционных правил - оптимальный алгоритм действий ("клиентский путь") инвестора, планирующего реализацию инвестиционного проекта на территории Республики Калмыкия.
Основными приоритетными направлениями, доступ к которым подлежит алгоритмизации и оптимизации, в рамках свода инвестиционных правил, являются: энергоснабжение (присоединение к электрическим сетям); водоснабжение и водоотведение; получение земельных участков в аренду; получение разрешения на строительство; оформление права собственности на введенный в эксплуатацию объект; получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; теплоснабжение; обеспечение доступа к дорожной инфраструктуре; газоснабжение (подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения).
III. Ключевые характеристики Республики Калмыкия
Республика Калмыкия расположена на юго-востоке европейской части России, имеет выгодное положение между Каспийским и Черным морями, Поволжьем и Кавказом, входит в состав Южного федерального округа. В состав республики входят 13 районов, 3 города, столица - г. Элиста.
Территория составляет 74,7 тыс. кв. км (42 место - в РФ, 4 место - в ЮФО, уступает лишь Волгоградской и Ростовской областям и Краснодарскому краю). На западе граничит с Ростовской областью, на севере - с Волгоградской областью, на северо-востоке - с Астраханской областью, на юго-востоке - с Республикой Дагестан, на юге - со Ставропольским краем.
На юге республики на границе со Ставропольским краем расположено Чограйское водохранилище, на востоке - Каспийское море, территория прибрежной зоны составляет 1,4 тыс. кв. км., в северо-восточной части республики протекает река Волга (11 км).
Численность постоянного населения на 1 января 2023 г. - 264,2 тыс. человек, в том числе городское население - 124,3 тыс. чел. (47%) и сельское - 139,9 тыс. чел. (53%).
Традиционными отраслями экономики Республики Калмыкия являются: сельское хозяйство, строительство, торговля, обрабатывающие производства, транспортировка и хранение.
Объем валового регионального продукта в 2020 году составил 93,3 млрд. рублей или 97,1% в сопоставимой оценке к уровню 2019 года. В структуре ВРП сельское хозяйство занимает 21,1%.
В 2021 году Республика Калмыкия заняла 12 место, в 2022 году - 22 место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Республика располагает значительными ресурсами полезных ископаемых: нефть, газ, поваренная соль, разнообразные строительные материалы. Калмыкия относится к регионам с доказанной промышленной нефтегазоносностью и является высокоперспективной территорией для поисков месторождений нефти и газа, как на суше, так и на прилегающей акватории Каспийского моря.
Прикаспийские степи и полупустыни создают благоприятные условия для содержания овец и крупного рогатого скота на пастбищах в течение всего года.
Республика располагает богатейшим историко-культурным наследием. Здесь пролегал Великий Шелковый Путь, обитали хазары, строила города Золотая Орда. Именно здесь находится Великий Исторический Перекресток, географический центр Евро-Азиатского материка.
Конкурентными преимуществами и сильными сторонами Республики Калмыкия являются:
огромные возможности для развития животноводства, растениеводства и агропромышленного производства;
наличие высокого потенциала для поиска месторождений нефти, газа, химического сырья, редкоземельных металлов и строительных материалов;
наличие образовательного комплекса, способного обеспечить потребности экономики в квалифицированных кадрах;
уникальная культура буддизма, невероятная красота природных ландшафтов, наличие рекреационных и этнокультурных ресурсов для развития туризма;
близость к крупным промышленным центрам Юга России и выгодное транспортно-географическое положение для развития торговли со странами Каспийского бассейна.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
1.1. Меры государственной поддержки инвестиционной деятельности
На территории Республики Калмыкия действует ряд мер государственной поддержки для субъектов инвестиционной деятельности.
3.1.1. Предоставление государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности, включенным в реестр инвесторов и реестр инвестиционных проектов
В целях реализации мер поддержки инвестиционных проектов, улучшения делового климата и повышения инвестиционной привлекательности региона Законом Республики Калмыкия от 01.03.2013 N 413-IV-З "О государственной поддержке и защите прав субъектов инвестиционной деятельности в Республике Калмыкия" предусмотрены формы, порядок и условия предоставления государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности, а также меры по защите прав инвесторов. Вышеуказанным Законом обеспечивается стабильность условий деятельности инвесторов.
Государственная поддержка субъектов инвестиционной деятельности в Республике Калмыкия предоставляется в следующих формах:
1) Предоставление налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности, включенным в Реестр инвесторов по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций;
1.1. пониженная льготная ставка по налогу на прибыль организаций в размере 13,5 процентов;
1.2. освобождение от уплаты по налогу на имущество организаций.
2) Предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль организаций в размере 13,5 процентов субъектам туристской деятельности Республики Калмыкия, определенных Законом Республики Калмыкия "О государственной поддержке туристской деятельности в Республике Калмыкия".
3) Предоставление налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности по налогу на прибыль в виде инвестиционного налогового вычета для организаций, расположенных на территории Республики Калмыкия, основным видом экономической деятельности которых являются:
3.1. сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство;
3.2. обрабатывающие производства;
3.3. строительство;
3.4. деятельность в сфере телекоммуникаций.
4) Предоставление инвестиционного налогового кредита в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законодательством Республики Калмыкия о налогах.
Субъекты инвестиционной деятельности на территории Республики Калмыкии имеют возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
5) Предоставление займов и субсидий:
В целях реализации мер государственной поддержки субъекты инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства могут рассчитывать на:
оказание поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в формах возмещения не более 75 процентов затрат по уплате страховых взносов;
возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга в приоритетных отраслях экономики;
предоставление займов Фондом развития Республики Калмыкия на реализацию инвестиционных проектов, в том числе проектов направленных на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов, организацию импортозамещающих производств;
предоставление займов Фондом развития промышленности Республики Калмыкия;
предоставление микрозаймов автономной некоммерческой организации микрокредитной компании "Агентство по развитию системы гарантий и микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Калмыкия";
предоставление субсидий за счет средств республиканского бюджета в порядке, на условиях и в размере, установленными Правительством Республики Калмыкия.
6) Предоставление сниженной ставки арендной платы за пользование земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в собственности Республики Калмыкия, субъектам инвестиционной деятельности, включенным в Реестр проектов, в соответствии с законами, нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Калмыкия.
7) Предоставление субъектам инвестиционной деятельности консультационной, методической и информационной поддержки.
3.1.2. Предоставление государственной поддержки индустриальным (промышленным) паркам
Управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков Республики Калмыкия предоставляется пониженная льготная ставка по налогу на прибыль организаций в размере 13,5 процента и освобождение от налога на имущество.
3.1.3. Предоставление государственной поддержки новым инвестиционным проектам
Дополнительно в республике действуют меры поддержки новых инвестиционных проектов (далее - НИП), включенных в перечень НИП, согласно постановлению Правительства Республики Калмыкия от 07.10.2021 N 401 "Об утверждении Порядка формирования Перечня новых инвестиционных проектов". Инвестиционные проекты, включенные в перечень НИП, имеют право на получение субсидий на возмещение фактически произведенных затрат на создание объектов инфраструктуры, а именно:
- инженерные изыскания;
- проектирование;
- экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
- строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры;
- подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
3.1.4. Предоставление государственной поддержки масштабным инвестиционным проектам
Дополнительно в Республике Калмыкия разработана мера поддержки масштабных инвестиционных проектов в виде предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации проектов.
3.1.5. Дифференцированные налоговые ставки для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения
Законом Республики Калмыкия от 11.10.2022 N 243-VI-З "Об установлении налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения" для налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Калмыкия и применяющих упрощенную систему налогообложения по состоянию на 31.12.2022, впервые зарегистрированных на территории Республики Калмыкия после 1 января 2023 года, впервые поставленных на учет в налоговых органах Республики Калмыкия в связи с переменой ими места нахождения или места жительства после 1 января 2023 года:
1. Выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, установлены ставки:
- 1 процент - в 2023 - 2025 годах;
- 2 процента - в 2026 - 2027 годах;
- 3 процента - в 2028 - 2029 годах;
- 4 процента - в 2030 - 2031 годах;
- 5 процентов - в 2032 году;
- 6 процентов - в 2033 году и последующие годы.
2. Выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлены ставки:
- 5 процентов - в 2023 - 2025 годах;
- 7 процентов - в 2026 - 2027 годах;
- 9 процентов - в 2028 - 2029 годах;
- 11 процентов - в 2030 - 2031 годах;
- 13 процентов - в 2032 году;
- 15 процентов - в 2033 году и последующие годы.
3.1.6. Защита и поощрение капиталовложений инвесторов
В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" Правительство Республики Калмыкия обязуется предоставлять инвесторам, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), гарантии не применять в отношении инвестора акты, которые могут ухудшить его положение.
В целях защиты и поощрения капиталовложений инвесторов и исполнения Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" на территории Республики Калмыкия утверждены следующие нормативно-правовые акты:
перечень законов Республики Калмыкия и нормативно-правовых актов Республики Калмыкия, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 29.11.2021 N 378-р);
правила определения объема возмещения Республикой Калмыкия затрат на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, а также затрат на уплату процентов по кредитам и займам, купонных платежей по облигационным займам, привлеченным на указанные цели, правил предоставления субсидий на указанные цели в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (постановление Правительства Республики Калмыкия от 10.08.2021 N 303);
порядок оценки инвестиционного проекта, в отношении которого планируется заключение соглашений о защите и поощрении капиталовложений, на предмет эффективного использования средств бюджета Республики Калмыкия (постановление Правительства Республики Калмыкия от 18.10.2022 N 387);
порядок заключения, изменения и прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений стороной которых является Республика Калмыкия (приказ Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия от 19.10.2021 N 240-с).
3.1.7. Институты развития
В Республике Калмыкия эффективное содействие субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности оказывают институты развития:
Фонд развития Республики Калмыкия осуществляет полномочия Агентства развития Республики Калмыкия, предоставляет инвесторам услуги по сопровождению инвестиционных проектов на всех стадиях их реализации, является уполномоченной организацией по сопровождению инвестиционных проектов в формате "одно окно", а также предоставляет льготные займы на реализацию инвестиционных проектов;
Фонд развития промышленности Республики Калмыкия (АУ БУ "Центр развития предпринимательства") осуществляет финансовую поддержку промышленного развития Республики Калмыкия, информационно-аналитическое, консультационное обеспечение, экспертное сопровождение предпринимательской деятельности в сфере промышленности, а также предоставление грантов на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитным договорам;
АНО МКК "Агентство по развитию системы гарантий и микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Калмыкия" оказывает финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в виде предоставления микрозаймов, предоставления поручительств по кредитам и займам, оказывает информационно-аналитическую, консультационную, организационную, финансовую и иную поддержку внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляет функции Центра "Мой бизнес".
1.2. Природно-ресурсный потенциал
На территории Республики Калмыкия числится 44 основных месторождения углеводородного сырья (с начальными геологическими запасами 202,0 млн. т. нефти, 898,7 млрд. куб. м. свободного газа и 112,6 млн. т. конденсата), в том числе 18 нефтяных, 11 газовых, 3 газоконденсатных, 7 газонефтяных и 5 нефтегазоконденсатных. Степень разведанности начальных ресурсов нефти составляет 20,0%, свободного газа - 3,5%, конденсата - 1,38%.
В республике открыто 12 месторождений строительных песков, запасы составляют более 79 млн. куб. м. По результатам лабораторных исследований пески отдельных месторождений (Лесное, Садовое, Шин-Мерское, Вознесеновское и др.) после дополнительного геологического изучения и технологических исследований могут быть использованы для производства стекла и керамики. Кроме того, стекольные пески могут использоваться при изготовлении оптико-волоконного кабеля.
Значительный интерес к изучению новых потребительских возможностей представляют известняки для цементного сырья, запасы составляют 174,8 млн. т. Известняки Чолун-Хамурского-II месторождения изучались для производства цемента и признаны пригодными в качестве известковой составляющей.
Также, республика располагает значительными запасами: камня пилильного (44,3 млн. куб. м), глиногипса (5,7 млн. куб. м), керамзитового сырья (24,6 млн. куб м), кирпично-черепичного сырья (55,8 млн. куб. м).
На территории республики присутствуют месторождения никеля, кобальта, редко-земельных металлов (фосфор-урановые руды), соли.
Кроме того, является перспективной разработка месторождений диоксида циркония, диоксида титана, бишофита, калийных солей, фосфатных руд.
На территории Республики Калмыкия расположены 20 особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения, в числе которых 9 государственных природных заказников регионального значения, 10 памятников природы регионального значения и 1 Природный парк Республики Калмыкия. Площадь ООПТ регионального значения Республики Калмыкия составляет 596,2 тыс. га, На ООПТ регионального значения встречаются редкие виды животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Республики Калмыкия.
Также на территории Республики Калмыкия действуют 4 ООПТ федерального значения, в том числе один государственный природный заповедник федерального значения и три государственных природных заказника федерального значения. Площадь ООПТ федерального значения Республики Калмыкия составляет 584,2 тыс. га.
Республика Калмыкия находится в уникальном южном полупустынном регионе нашей страны, где встречаются разнообразные виды животных. На территории обитает древнейший представитель мамонтовой фауны - сайгак, самая большая популяция редких видов журавля-красавки. Знаменитые гнездования розового и кудрявого пеликанов сосредоточены на оз. Маныч Гудило, оз. Деед-Хулсун. В Калмыкии гнездится много редких хищных птиц - степной орел, курганник, могильник, орлан-белохвост, сапсан, степной лунь, степная пустельга и другие. Большое количество видов имеют узкий ареал распространения и гнездования - дрофа, стрепет и другие. Также присутствуют хищники - волк, лисица и др. Весной в Калмыкии можно наблюдать цветение тюльпанов.
На территории Калмыкии имеются 325 водных объектов, из них 135 - водохранилища, 121 - пруды, 15 - озера, 43 - малые реки. Большие и средние реки: Волга, Кума, Западный Маныч, Восточный Маныч, Егорлык протяженностью 520 км.
1.3. Сельское хозяйство
В структуре экономики республики наибольшую долю занимает отрасль сельское хозяйство. Доля объемов производства продукции сельского хозяйства в валовом региональном продукте республики составляет 21,1 процентов. В аграрном секторе функционируют 81 сельскохозяйственное предприятие, 2,7 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств.
Площади сельскохозяйственных угодий в республике составляют 6 316,8 тыс. га (84,5% от общей площади), в том числе пастбища - 5 367,6 тыс. га (85,0% от площади сельхозугодий) и пашня - 833,2 тыс. га (13,2% от площади сельхозугодий).
В Калмыкии условно можно выделить три зоны сельскохозяйственного направления, исходя из сложившейся специализации территории:
- Западная зона - Городовиковский и Яшалтинский районы;
- Центральная зона - Кетченеровский, Сарпинский, Малодербетовский, Приютненский, Целинный и Ики-Бурульский районы;
- Восточная зона - Яшкульский, Юстинский, Черноземельский, Лаганский и Октябрьский районы.
Западная зона направлена на зерновое и животноводческое производство.
Центральная зона специализируется на тонкорунном овцеводстве и мясном скотоводстве, а также на производстве зерна.
Восточная зона - зона тонкорунного и каракульского овцеводства в сочетании с мясным скотоводством. В этой же зоне на прибрежных участках Каспийского моря и Волги, а также на других участках орошаемого земледелия развиты овощеводство и кормопроизводство.
Основу экономики аграрного сектора республики составляет животноводство, ориентированное в основном на мясное скотоводство, мясное и тонкорунное овцеводство. На долю производства продукции животноводства приходится 60 процентов всей сельскохозяйственной продукции.
По итогам 2022 года численность крупного рогатого скота составила 298,2 тыс. голов, по поголовью крупного рогатого скота республика занимает девятнадцатое место в России. Поголовье овец и коз составило более 1,5 млн. голов, или второе место в России по их количеству, уступая Республике Дагестан.
В среднем на одного жителя в республике в 2022 году было произведено 380,5 кг. мяса, что значительно превосходит аналогичный показатель по Российской Федерации - 110,6 кг. на 1 человека, Южному Федеральному округу - 92,6 кг. на 1 человека и Северо-Кавказскому Федеральному округу - 107,5 кг. на 1 человека.
Также, в республике проводится большая работа по укреплению племенной базы, состоящей из 22 племенных заводов и репродукторов по разведению и выращиванию крупного рогатого скота калмыцкой породы, 22 - по разведению племенных овец, 7 - по разведению лошадей и 1 - по разведению верблюдов.
Также по данному направлению осуществляют деятельность 4 сервисные организации: региональный информационно-селекционный центр, лаборатория иммуногенетической экспертизы, лаборатория молекулярно-генетической экспертизы, организация по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных на базе ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова".
Одной из задач по совершенствованию племенной базы мясного скотоводства является внедрение современных биотехнологий для развития племенных хозяйств крупного и мелкого рогатого скота.
В целях модернизации отрасли животноводства в 2021 году создан региональный научно-производственный центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных, на базе которого работает первая в России лаборатория с полным циклом заморозки семени баранов-производителей, осуществляются работы по искусственному осеменению крупного и мелкого рогатого скота.
Планируется создание банка замороженных эмбрионов до 2 000 единиц в год, что позволит снабжать готовым ценным материалом потребителей не только в Калмыкии, но других регионов страны, а в перспективе выйти на зарубежные рынки. В этой связи планируется создание селекционно-генетического центра по овцам мясного и мясо-шерстного направления и селекционно-генетического центра по крупному рогатому скоту мясного направления.
В перспективе реализация вышеуказанных мероприятий позволит значительно увеличить долю отечественной говядины и баранины на внутрироссийском рынке за счет получения российскими предприятиями широкого доступа к качественному отечественному семенному материалу, современным технологиям воспроизводства, учета поголовья.
Растениеводство является важной частью агропромышленного комплекса Республики Калмыкия. Основными видами возделываемых сельскохозяйственных культур являются зерновые, подсолнечник, овощи, бахчевые, картофель, кормовые. Итоги сельскохозяйственной деятельности в республике в 2022 году показали рост производства зерновых по сравнению с 2021 годом (на 18,1 процента). В среднем на одного жителя республики произведено 26,8 центнеров зерновых и зернобобовых (среднероссийский показатель - 10,5 ц., в среднем по Южному Федеральному округу и Северо-Кавказскому Федеральному округу - 24,5 ц. и 12,1 ц. соответственно).
Уловы рыбы, добыча других водных биоресурсов осуществляются в морской зоне Северного Каспия и во внутренних водоемах республики. В 2022 году общий объем вылова составил 2,5 тыс. тонн. Калмыцкое побережье северо-западной части Северного Каспия протяжённостью 110 км является важнейшим участком промышленного рыболовства и относится к Волжско-Каспийскому рыбохозяйственному бассейну. Промысел рыбы ведётся от Вшивых островов, на границе с Астраханской областью, и до Даргинского залива на границе с Республикой Дагестан. Основное место в рыбохозяйственном комплексе занимает Каспийское море, где добывается 95 процентов продукции.
Перспективными проектами в сельском хозяйстве станут:
- строительство комплексов по разведению малого и крупного скота;
- организация производства кормов и переработка зерновых культур, строительство элеватора;
- логистические центры по приему, хранению, сортировке и фасовке плодоовощной продукции.
1.4. Производство и обрабатывающая промышленность
Обрабатывающая промышленность является системообразующей сферой, формирующей агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность.
Обрабатывающая промышленность республики включает в себя более 15 отраслей, объединяющих свыше 460 действующих предприятий и индивидуальных предпринимателей, где занято 4,9 тыс. человек.
Наибольший удельный вес в структуре промышленного производства республики за 2022 год занимают отрасли: производство пищевых продуктов - 24,6%, производство прочей неметаллической минеральной продукции - 15,3%, ремонт и монтаж машин и оборудования - 8,7%, производство бумаги и бумажных изделий - 3,8%, производство мебели - 1,6%.
На территории республики действует предприятие АО "Завод "Звезда", осуществляющее серийное изготовление уникальных по качеству и техническим характеристикам комплектующих изделий для электронной промышленности.
Одним из приоритетов развития республики является создание и поддержка функционирования индустриальных парков и технопарков.
Учитывая развитую отрасль сельского хозяйства, перспективными в обрабатывающей промышленности станут проекты по строительству:
- предприятий по переработке мясной продукции, производству шерсти и кожи, мясных полуфабрикатов;
- предприятий по переработке молока;
- консервных производств мясной и овощной продукции;
- рыбоперерабатывающего комплекса;
- новых индустриально-промышленных парков и технопарков типа "greenfield" и "brownfield".
1.5. Транспортная инфраструктура
Республика Калмыкия располагает современной транспортной и инженерной инфраструктурой для развития инвестиционных проектов, включая железнодорожное и автомобильное сообщение.
Большая часть грузо- и пассажироперевозок приходится на долю автотранспорта. Протяженность автодорог общего пользования составляет 5 209,6 км, из них с твёрдым покрытием - 3 939,6 км (75,6%), из них: федерального значения - 640,9 км, регионального значения - 1 169,7 км, местного значения - 2 030,8 км.
Основу транспортного каркаса республики составляют три дороги федерального значения: Р-22 "Каспий", Р-215 (Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала), Р-216 (Астрахань - Элиста - Ставрополь). Через г. Элиста проходит автомобильная дорога с твердым покрытием, соединяющая кратчайшим путем Кавказ с Поволжьем.
Общая протяженность железнодорожных путей общего пользования составляет 164,8 км. На юго-востоке вдоль побережья Каспийского моря проходит магистральная железная дорога Кизляр - Астрахань (протяженность по территории Республики Калмыкия более 80 км). На этом участке линии расположены железнодорожные станции Артезиан и Улан-Хол. Столица республики, город Элиста, связана сетью железных дорог Российской Федерации участком железнодорожной линии Элиста - Дивное. Эксплуатационная длина железнодорожного участка от опорной станции Элиста до станции Дивное составляет 73,2 км. Железнодорожная станция Элиста на сегодняшний день осуществляет перевозку грузов.
Обеспечение функционирования и деятельности аэропорта в республике выполняет АО "Аэропорт Элиста". В 2021 году ООО "Новапорт Холдинг" приобретены 100% пакета акции АО "Аэропорт Элиста". В настоящее время ООО "Новапорт Холдинг" приступило к реализации двух инвестиционных проектов в аэропорту Элиста с объемом инвестиций более 150 млн. рублей.
1.6. Туризм и экономика впечатлений
Богатство и разнообразие природы, культуры, музеи и хурулы, национальные и гастрономические традиции сформировали Калмыкию как территорию, благоприятную для культурно-познавательного, экологического, гастрономического, событийного и паломнического туризма. В 2022 году туристский поток в Республику Калмыкия составил 83 456 человек. Калмыкия уверенно входит в топ-20 по привлекательности материального и нематериального наследия, природных достопримечательностей, событийных программ.
На сегодняшний день на территории Республики Калмыкия находятся 236 объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее именуется - Реестр), в том числе:
- 53 объекта культурного наследия - федерального значения;
- 183 объектов культурного наследия - местного значения.
Из 236 объектов культурного наследия 11 являются объектами градостроительства и архитектуры, 51 - объектами археологического наследия и 174 являются памятниками истории и монументального искусства.
Главная достопримечательность Калмыкии, буддистский храм "Золотая обитель Будды Шакьямуни" - является особой точкой притяжения для туристов со всей России и мира.
Особое внимание уделяется развитию событийного туризма: ежегодное проведение "Фестиваля тюльпанов" в период с 1 по 30 апреля, "Фестиваля лотосов" - в период июль - август, "Кони ветра" - в сентябре. В 2022 году "Фестиваль тюльпанов" принял участие в конкурсе "Маршрут построен" при поддержке Федерального агентства по туризму. По итогам конкурса "Фестиваль тюльпанов" занял 4 место в номинации "Событие года".
Туристские ресурсы и рекреационные территории Республики Калмыкия представлены 24 природными объектами регионального и федерального значения более чем на 1 180 тыс. га, 12 охотничьими хозяйствами.
В последнее время популярностью пользуются уникальные локации республики, развивающие экологический туризм в биосферном заповеднике "Черные земли": "Птицы озера Маныч-Гудило", "Тропой сайгака", "Тюльпаны Маныча", "Меклетинские розовые озера" "Горящая артезианская скважина", "Поющие барханы".
Важное место в туристических маршрутах занимает памятник природы "Одинокий тополь с каскадом родников". Дерево внесено в Национальный реестр старовозрастных деревьев России под номером 390. В 2019 году "Одинокий тополь" стал победителем Национального конкурса "Российское дерево года".
Уникальная национальная кухня, история, культура и традиции калмыцкого народа создают все предпосылки для развития гастрономического туризма. В 2022 году республика принимала участие в Гастрономическом фестивале, на котором проект "Легенды и вкусы Калмыкии" занял 1 место в номинации "Лучший гастрономический тур".
Строительство модульных гостиниц в Калмыкии играет важную роль в расширении номерного фонда, совершенствовании предоставления туруслуг, развитии туристской отрасли региона в целом. В 2022 году возведено 5 современных модульных гостиниц на 60 номеров, 140 койко-мест с созданием 30 дополнительных рабочих мест. Все гостиницы расположены в г. Элиста и в ее пригороде в непосредственной близости от основных туристических объектов (Центральный Хурул, Сити-чесс, Сосновый бор, Аршанский родник и другие).
В целях сохранения редких видов семейства дрофиных на территории республики поручением Президента Российской Федерации (N Пр-416 от 18.03.2021 г.) разработан и утвержден комплексный план мероприятий по созданию в Российской Федерации центров реинтродукции и сохранения птиц семейств соколиных в Камчатском крае и дрофиных в Республике Калмыкия (от 23.07.2021 г. N 7940п-П11),
Взаимодействие с центром реинтродукции и сохранения птиц семейств соколиных в Камчатском крае и дрофиных в Республике Калмыкия позволит создать новое направление для развития туризма республики.
19 декабря 2022 года охота с ловчими птицами была включена в Федеральный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния народов Российской Федерации.
Для Республики Калмыкия возрождение забытого вида охоты имеет важную роль, в первую очередь из-за развития охотничьего туризма благодаря уникальным природным ландшафтам.
Сегодня в мире охота с ловчими птицами популярна в 86 странах, где более 20 000 сокольников. Просторные степи Республики Калмыкия могут стать местом для проведения ежегодных чемпионатов по соколиной охоте.
Перспективными проектами в развитии туризма являются:
- строительство отелей в г. Элиста и по Республике Калмыкия;
- создание пляжно-курортной зоны в Лаганском, Юстинском районах, создание сети модульных гостиниц;
- развитие кластера охотничьего туризма.
1.7. Трудовой потенциал
Республика Калмыкия обладает достаточным трудовым потенциалом, для обеспечения основных отраслей экономики. Среднегодовая численность занятых в экономике по итогам 2021 года составила 105,11 тыс. человек, или 72% от численности трудовых ресурсов. Основная доля занятых сложилась в следующих отраслях экономики: в сельском хозяйстве - 17,6%, в торговле оптовой и розничной - 14,8%, в строительстве - 7,5%, в обрабатывающем производстве - 4,6%, в образовании - 12,6%, в здравоохранении и социальных услугах - 8,2%.
На территории Республики Калмыкия функционируют 11 организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, из которых 8 - регионального значения, 3 учреждения федерального значения.
Подготовка специалистов ведется по 11 направлениям и по 50 рабочим профессиям. В 2022 -2023 учебном году обучаются 7 200 чел.
Важное значение в республиканской системе образования занимает ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова", входящий с 2021 года в программу "Приоритет - 2030". В 2021 году для развития кадрового потенциала в здравоохранении республики была получена лицензия на осуществление образовательной деятельности по специальностям "Лечебное дело", "Педиатрия".
ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова" реализует 163 образовательные программы высшего и среднего профессионального образования. В сфере дополнительного профессионального образования осуществляется профессиональная переподготовка по 36 программам и повышение квалификации по 121 программе. Численность студентов составляет почти 7,6 тыс. человек.
Ежегодно по программам среднего профессионального образования выпускается более 2 тыс. квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, по программам высшего образования -1,5 тыс. человек.
1.8. Перспективные проекты, оказывающие влияние на инвестиционный климат Республики Калмыкия
Строительство порта "Лагань"
С учетом сложившейся геополитической ситуации в Российской Федерации особо актуальным становится развитие международного транспортного коридора "Север-Юг" (далее - МТК), открываются перспективы для активизации взаимодействия ЕАЭС с Индией, Ираном и другими странами Южной Азии и Персидского залива, наличие значительного потенциала сопряжения МТК "Север - Юг" с широтными транспортными маршрутами, ускорение процессов цифровизации.
Город Лагань Республики Калмыкия является оптимальным местом на севере Каспия для организации трансконтинентальных железнодорожных, автомобильных и морских перевозок с обеспечением максимального сокращения стоимости и сроков доставки грузов, и гармонично вписывается в транспортный коридор "Север-Юг".
Строительство морского порта планируется на побережье Северного Каспия в южной части Республики Калмыкия, на расстоянии около 2 км к юго-востоку от г. Лагань. Акватория порта планируется в виде широкого бассейна, ограниченного береговой территорией. Планируемый грузооборот - 22,5 млн. тонн в год (первая очередь - 12,5 млн. тонн, вторая - 10 млн. тонн). Общая стоимость проекта - 41,3 млрд. рублей (внебюджетные источники). Срок реализации: до 2030 г. Для строительства порта в г. Лагань выделены земельные участки, расположенные в границах Лаганского районного муниципального образования, общей площадью 2144,4 гектара.
В Схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта включено мероприятие по строительству морского порта в районе г. Лагань Республики Калмыкия мощностью 12,5 млн. тонн в год, включая терминал по перевалке зерна мощностью 5 млн. тонн, терминал наливных грузов мощностью 0,5 млн. тонн, терминал для контейнерных грузов мощностью 5 млн. тонн, терминал генеральных грузов мощностью 2 млн. тонн.
В республике создана рабочая группа при Правительстве Республики Калмыкия по содействию созданию объектов инфраструктуры морского порта в г. Лагань. Акционерным обществом "Порт Лагань" разработано Ходатайство (Декларация) о намерениях инвестирования в строительство нового морского порта в районе г. Лагань, Республика Калмыкия.
Федеральным агентством морского и речного транспорта рассмотрено "Ходатайство (декларация) о намерениях инвестирования в строительство нового морского порта в районе г. Лагань, Республики Калмыкия" и согласована реализация первого этапа проекта мощностью 12,5 млн. тонн в год.
Модернизация инженерной инфраструктуры аэропорта г. Элиста
Правительством Республики Калмыкия также ведется работа по включению проекта "Модернизация инженерной инфраструктуры аэропорта г. Элиста" в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Оценочная стоимость реализации мероприятия (по данным Федерального агентства воздушного транспорта) в ценах 2019 года составляет 3,622 млрд. рублей, в ценах 2025 года - 4,452 млрд. рублей.
При включении проекта "Модернизация инженерной инфраструктуры аэропорта г. Элиста" в перечень основных мероприятий транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года ООО "Новапорт Холдинг" в рамках стратегии развития предприятия запланировано строительство нового аэровокзального комплекса общей площадью 5 тыс. кв. м. стоимостью 1 500 млн. руб.
Инфраструктурные проекты, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
В 2021 - 2022 гг. Правительственной комиссией (штабом) по региональному развитию в Российской Федерации одобрено выделение бюджетного кредита из федерального бюджета бюджету Республики Калмыкия на реализацию инфраструктурных проектов в размере 544,9 млн. рублей на реализацию инвестиционного проекта "Комплексная застройка микрорайона "Молодежный", город Элиста". Общий объем инвестиций - 4,14 млрд. рублей. Сроки инвестиционного проекта 2022 - 2027 гг.
В период 2022 - 2024 гг. будет проведена работа по подготовке инженерной, транспортной инфраструктуры, а также приобретению подвижного состава общего пользования и обустройству парковой зоны.
Социально-экономический эффект от реализации инфраструктурного проекта ожидается в виде строительства более 100 тыс. кв. метров жилья, 29,2 тыс. кв. метров коммерческой площади. Кроме того, в перспективе планируется строительство объектов социальной сферы таких так реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, общеобразовательная школа на 600 мест, детское дошкольное учреждение на 240 мест.
Индустриальные (промышленные) парки
Правительством Республики Калмыкия проводится проактивная работа по строительству и модернизации инженерной инфраструктуры, необходимой для запуска новых инвестиционных проектов. В 2023 - 2024 годах запланирована реализация проекта по строительству Агропромышленного парка в г. Элиста на площади 10 га. Агропромышленный парк будет создан на площадке типа "greenfield", расположенной в границах города Элисты, южнее территории Аэропорта. Основной специализацией агропромышленного парка является выращивание и производство пищевой продукции. Проводится работа по привлечению 10 потенциальных резидентов, планируемый объем инвестиций составит более 1,5 млрд. рублей с созданием 270 новых рабочих мест.
IV. Инвестиционные обязательства Республики Калмыкия
Республика Калмыкия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Калмыкия гарантирует:
неухудшение условий реализации инвестиционных проектов в течение всего срока их реализации;
защиту инвестиций, а также защиту прав и интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
равное отношение ко всем субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности;
участие субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в процессе принятия решений и оценке их реализации;
защиту капитальных вложений;
невмешательство государственных органов и должностных лиц в заключение инвестором договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств;
доступ к публичной информации органов исполнительной власти Республики Калмыкия и получение полной, актуальной и достоверной информации при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Калмыкия, за исключением информации, составляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
соблюдение условий предоставления мер поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Калмыкия;
соблюдение алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил, разработанного в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации. Нарушение процедур и сроков, установленных сводом инвестиционных правил, является основанием для обращения инвестора в инвестиционный комитет;
оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Калмыкия, Инвестиционным комитетом Республики Калмыкия под председательством Главы Республики Калмыкия, Обязательным условием досудебного урегулирования споров и разногласий, возникающих при реализации инвестиционных проектов, выступает проведение переговоров и консультаций;
обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Республики Калмыкия. Распределение земельных, энергетических и иных видов ресурсов, необходимых для реализации инвестиционных проектов на территории Республики Калмыкия, осуществляется с учетом приоритетов инвестиционного развития Республики Калмыкия и не преследует цели создания со стороны Правительства Республики Калмыкия каких-либо преимуществ для конкретных субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и ограничения конкуренции на товарных рынках;
повышение уровня доходов населения Республики Калмыкия.
V. Инвестиционная команда Республики Калмыкия
5.1. Состав инвестиционной команды Республики Калмыкия утверждается указом Главы Республики Калмыкия.
5.2. В состав инвестиционной команды Республики Калмыкия входят:
1) Глава Республики Калмыкия, определяющий основные направления государственной инвестиционной политики Республики Калмыкия;
2) Председатель Правительства Республики Калмыкия, координирующий и контролирующий реализацию государственной инвестиционной политики республиканскими органами исполнительной власти;
3) первый заместитель Председателя Правительства Республики Калмыкия, первый заместитель Председателя Правительства Республики Калмыкия - Министр финансов Республики Калмыкия, заместители Председателя Правительства Республики Калмыкия;
4) Министр экономики и торговли Республики Калмыкия;
5) руководители республиканских органов исполнительной власти, осуществляющие реализацию государственной инвестиционной политики Республики Калмыкия по курируемым направлениям, обеспечивающие достижение основных показателей эффективности инвестиционной деятельности, а также развитие инвестиционной инфраструктуры, взаимодействующие с бизнес-сообществом;
6) Уполномоченный по правам предпринимателей в Республике Калмыкия (по согласованию);
7) директор Фонда развития Республики Калмыкия, способствующий привлечению частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов на территории Республики Калмыкия, формированию инвестиционных площадок, обеспечивающий режим "одного окна" для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Калмыкия, повышению инвестиционной привлекательности Республики Калмыкия;
8) главы муниципальных образований Республики Калмыкия (по согласованию);
9) руководители региональных представительств общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей", общероссийской общественной организации "Деловая Россия", торгово-промышленной палаты, иных общественных организаций, представляющих интересы бизнес-сообщества в Республике Калмыкия (по согласованию).
Инвестиционная команда Республики Калмыкия обладает необходимыми компетенциями, опытом и полномочиями в сфере инвестиционной деятельности, определяет основные направления инвестиционного развития республики и несет ответственность за принятие решений в соответствии с возложенными полномочиями.
Организационную функцию по координации деятельности инвестиционной команды Республики Калмыкия осуществляет Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Главными целями инвестиционного развития Республики Калмыкия являются:
реальный рост инвестиций в основной капитал на 70% до 2030 года по сравнению с показателем 2020 года в качестве вклада в достижение национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство";
взаимодействие органов государственной власти Республики Калмыкия с инвесторами при реализации инвестиционных проектов.
Основными направлениями инвестиционного развития региона являются: развитие АПК, обеспечение продовольственной безопасности; расширение промышленной инфраструктуры; развитие транспортно-логистической инфраструктуры; улучшение инвестиционного климата и развитие конкуренции; расширение межрегионального сотрудничества и др.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Указ Главы Республики Калмыкия от 7 марта 2023 г. N 45 "Об утверждении Инвестиционной декларации Республики Калмыкия"
Вступает в силу с 7 марта 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 марта 2023 г. N 0800202303140001
газета "Хальмг Унн" от 18 марта 2023 г. N 27
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Главы Республики Калмыкия от 12 сентября 2023 г. N 174
Изменения вступают в силу с 12 сентября 2023 г.