Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 марта 2023 г. N 233
"О внесении изменений в государственную программу "Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014-2025 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1140 "Об утверждении государственной программы "Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014-2025 годы"
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 сентября 2023 г. N 1129 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2024 г.
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в государственную программу "Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014-2025 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1140 "Об утверждении государственной программы "Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014-2025 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.05.2014 N 349, от 30.03.2015 N 198, от 24.03.2016 N 165, от 22.04.2017 N 238, от 09.04.2018 N 224, от 10.09.2018 N 766, от 22.03.2019 N 214, от 29.05.2019 N 455, от 13.02.2020 N 106, от 12.06.2020 N 484, от 23.03.2021 N 154, от 03.08.2021 N 677, от 28.02.2022 N 176, от 07.06.2022 N 529) (далее - Программа), следующие изменения:
строку "Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам" паспорта Программы изложить в следующей редакции:
"Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам |
Общий объем финансирования Программы составит 19301,34 млн. рублей, из них: за счет средств бюджета Республики Татарстан - 19136,51 млн. рублей, в том числе: 2014 год - 1016,48 млн. рублей; 2015 год - 3376,21 млн. рублей; 2016 год - 1886,84 млн. рублей; 2017 год - 1415,82 млн. рублей; 2018 год - 3734,22 млн. рублей; 2019 год - 2331,99 млн. рублей; 2020 год - 501,72 млн. рублей; 2021 год - 848,76 млн. рублей; 2022 год - 2973,48 млн. рублей; 2023 год - 311,89 млн. рублей; 2024 год - 313,8 млн. рублей; 2025 год - 425,3 млн. рублей; за счет планируемых к привлечению средств федерального бюджета - 164,83 млн. рублей, в том числе: 2022 год - 5,31 млн. рублей; 2023 год - 7,46 млн. рублей; 2024 год - 2,19 млн. рублей; 2025 год - 149,87 млн. рублей. Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта бюджета на соответствующий финансовый год. Объемы средств федерального бюджета будут определены в соответствии с ежегодно заключаемыми договорами и соглашениями"; |
в разделе I Программы:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"Настоящая Программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Перечнем инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р, Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N 13-ЗРТ, Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ и ведомственных целевых программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан".";
в абзаце шестнадцатом слова "от 26 июля 2007 г. N 35-ЗРТ (в редакции от 10 октября 2011 г.) "Об управлении и распоряжении государственным имуществом Республики Татарстан" заменить словами "от 23 декабря 2022 года N 96-ЗРТ "О государственном имуществе Республики Татарстан";
абзац после таблицы "Информация о мероприятиях с незадействованными объектами, отнесенными к аварийным, которые не пригодны к использованию и подлежат списанию, находящимися в собственности Республики Татарстан и муниципальной собственности, проведенных в 2021 году" подраздела 1.3 дополнить предложением следующего содержания:
"При планировании строительства новых объектов недвижимости необходимо учитывать возможность капитального ремонта, реконструкции или завершения строительством уже существующих объектов.";
раздел III Программы изложить в следующей редакции:
"III. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы составит 19301,34 млн. рублей, из них:
за счет средств бюджета Республики Татарстан - 19136,51 млн. рублей, в том числе:
2014 год - 1016,48 млн. рублей;
2015 год - 3376,21 млн. рублей;
2016 год - 1886,84 млн. рублей;
2017 год - 1415,82 млн. рублей;
2018 год - 3734,22 млн. рублей;
2019 год - 2331,99 млн. рублей;
2020 год - 501,72 млн. рублей;
2021 год - 848,76 млн. рублей;
2022 год - 2973,48 млн. рублей;
2023 год - 311,89 млн. рублей;
2024 год - 313,8 млн. рублей;
2025 год - 425,3 млн. рублей;
за счет планируемых к привлечению средств федерального бюджета - 164,83 млн. рублей, в том числе:
2022 год - 5,31 млн. рублей;
2023 год - 7,46 млн. рублей;
2024 год - 2,19 млн. рублей;
2025 год - 149,87 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта бюджета на соответствующий финансовый год.
Объемы средств федерального бюджета будут определены в соответствии с ежегодно заключаемыми договорами и соглашениями.";
раздел V Программы изложить в следующей редакции:
"V. Оценка экономической и социальной эффективности Программы
Оценка эффективности управления государственным имуществом предусматривает определение разных видов эффективности, которые обусловлены различными функциями государственной собственности на уровне субъекта Российской Федерации как материальной основы государственного управления, а именно:
решение социальных задач (образование, здравоохранение, жилищное строительство и т.д.);
поддержание и развитие инженерной инфраструктуры (в т.ч. в сфере энергетики, транспорта);
привлечение инвестиций и реализация стратегических инвестиционных проектов;
создание условий для развития предпринимательства;
пополнение бюджета неналоговыми поступлениями от использования и реализации государственного имущества.
Доходы от использования государственной собственности, поступая в бюджет, обеспечивают покрытие доли расходов бюджета на социальную политику, здравоохранение и образование, они являются источником формирования целевых бюджетных фондов развития территории и, следовательно, определяют не только экономический, но и социальный результат функционирования государственной собственности.
Более того, абсолютная величина доходов от использования государственной собственности имеет определенное значение в процессе бюджетного планирования.
В соответствии с вышеизложенным имеет место следующая оценка эффективности Программы.
Экономическая эффективность определяется улучшением инвестиционного климата, созданием условий для развития предпринимательской деятельности; надлежащим функционированием транспортной и инженерной инфраструктуры; обеспечением материальной базы бюджетной сферы.
В рамках Программы экономическая эффективность будет достигнута по следующим направлениям:
участие в обеспечении реализации стратегических для республики инвестиционных проектов, таких, как строительство Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра; создание территориально обособленного инновационного центра "Иннополис Казань" в Верхнеуслонском районе, в том числе создание технико-внедренческой особой экономической зоны "Иннополис" на площадках в Верхнеуслонском и Лаишевском муниципальных районах; "СМАРТ-Сити Казань" в Лаишевском муниципальном районе с участием Малайзийского консорциума; расширение особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Алабуга";
создание условий для развития нефтедобывающей отрасли при оформлении земельных участков;
привлечение инвестиций при управлении государственным портфелем акций путем реализации корпоративных схем и создания новых структур;
развитие форм государственно-частного партнерства;
расширение сферы предпринимательства, малого и среднего бизнеса в результате вовлечения в хозяйственный оборот объектов государственного имущества;
обеспечение надлежащего функционирования объектов инженерной инфраструктуры (газовых, тепловых сетей и т.д.) путем оформления технической документации и передачи специализированным эксплуатирующим организациям.
Бюджетная эффективность отражает финансовые последствия мероприятий по управлению объектами государственной собственности, в т.ч. капитализацию государственного имущества (в т.ч. пакетов акций, объектов недвижимости), динамику налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан.
В части бюджетной эффективности неналоговые доходы бюджета Республики Татарстан от реализации и использования государственного имущества и средств от продажи акций прогнозируются в следующих объемах:
(млн. рублей) | |
Год |
Доходы бюджета Республики Татарстан от реализации и использования государственного имущества и средств от продажи акций |
2014 |
799,1 |
2015 |
917,9 |
2016 |
746,7 |
2017 |
1925,4 |
2018 |
1967,4 |
2019 |
450,9 |
2020 |
1200,7 |
2021 |
826,9 |
2022 |
10746,3 |
2023 |
527,9 |
2024 |
542,7 |
2025 |
547,8 |
Итого |
21199,7 |
При оценке данных цифр необходимо принимать во внимание следующее. Прогноз не включает в себя доходы, полученные крупными холдингами с государственным участием, принимающими участие в отраслевом управлении рядом ключевых предприятий республики. Также сюда не отнесена прибыль, капитализируемая крупными компаниями с государственным участием и направляемая на развитие производства и социальные цели. Кроме того, значительная часть государственного имущества Республики Татарстан не является доходной, так как нацелена на выполнение социальных и инфраструктурных функций.
На постоянной основе при реализации Программы будут проводиться мероприятия по профилактике банкротства предприятий с государственным участием, повышению их рентабельности.
Также будет осуществляться мониторинг доходности от использования и реализации муниципального имущества и земельных участков, процесса расширения доходной базы муниципалитетов за счет надлежащего оформления населением и организациями объектов недвижимости. Прогнозное значение доходов муниципальных бюджетов от использования и реализации муниципального имущества к 2021 году - 4,5 млрд. рублей.
Социальная эффективность Программы будет достигнута посредством:
предоставления земельных участков многодетным семьям (с учетом постоянного прироста количества многодетных семей);
оптимизации сроков предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
социального ипотечного жилищного строительства;
обеспечения повышения качества территориального планирования в целях формирования комфортной городской среды и благоустройства территорий;
обеспечения дорожного строительства и развития придорожной инфраструктуры путем резервирования, изъятия, изменения категории земельных участков;
сохранения существующих и создания новых рабочих мест на коммерческих предприятиях с государственным участием;
обеспечения качественного предоставления государственных услуг для предпринимателей и населения, оптимизации сроков предоставления услуг и их перевода в электронный вид.
На регулярной основе будет проводиться работа по профилактике коррупционных проявлений в земельно-имущественной сфере.
Кроме того, на основе анализа процесса реализации прав граждан в земельно-имущественной сфере будут выдвигаться нормотворческие и иные инициативы, направленные на улучшение условий предоставления соответствующих услуг населению.
Управленческая эффективность предполагает создание условий для наиболее оперативного и адекватного принятия управленческих решений, оптимизацию состава и структуры объекта управления.
В связи с вышеизложенным актуальными остаются задачи разработки и проведения мероприятий, направленных на повышение эффективности управления государственной собственностью.
Следует отметить, что оценка эффективности управления представляет собой одну из важнейших задач системы управления государственной собственностью: измерение эффективности позволяет проанализировать результативность применяемых методов управления, выявить их недостатки и определить направления повышения эффективности управления.
В части обеспечения управленческой эффективности в рамках Программы будут реализованы следующие направления:
1) Оптимизация состава и структуры государственного имущества.
В собственности государства должно быть сосредоточено только то имущество, которое обеспечивает реализацию его основных функций.
На период действия Программы направлениями оптимизации будут являться сокращение количества государственных унитарных предприятий, государственных пакетов акций, объектов недвижимости.
Государственные унитарные предприятия должны сохраняться (создаваться) только в следующих случаях:
осуществление социально значимой деятельности;
функционирование в приоритетных с точки зрения государственной политики отраслях;
осуществление деятельности, предусмотренной законодательством исключительно для унитарных предприятий;
производство отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в гражданском обороте, а также обеспечивающих национальную безопасность Республики Татарстан и Российской Федерации в целом;
в иных случаях, предусмотренных законодательством.
В результате реализации Программы в Республике Татарстан планируется сохранить в текущей организационно-правовой форме 1 государственное унитарное предприятие.
По отношению к акционерным обществам функции государства как собственника реализуются опосредованно - через механизм корпоративного права. Значительное количество пакетов акций имеет миноритарный размер, что фактически не позволяет государству оказывать реальное влияние на принятие управленческих решений.
Оптимизация структуры государственного фондового портфеля направлена на обеспечение участия государства только в стратегически значимых акционерных обществах, включающих бюджетообразующие предприятия, предприятия ключевых отраслей, социально значимые предприятия.
В настоящее время структура фондового портфеля Республики Татарстан достаточно близка к целевой, однако в ряде случаев государство является участником нерентабельных и незначимых хозяйственных обществ, пакеты акций которых должны быть приватизированы. Принимая во внимание неустойчивое состояние фондового рынка и неликвидность госпакетов акций, подлежащих отчуждению, их приватизация будет осуществляться поэтапно и взвешено.
Реализация Программы обеспечит вовлечение в хозяйственный оборот неэффективно используемых объектов недвижимости. В ходе ежегодно осуществляемых проверок использования государственного имущества выявляются неэффективно используемые или неиспользуемые площади, часть из которых после капитального ремонта будет использована для государственных нужд, а часть реализована.
2) Обеспечение полного и достоверного учета государственного имущества.
В целях обеспечения полного и достоверного учета государственного имущества ежегодно будут выполняться мероприятия по актуализации данных Реестра государственного имущества. Также планируются разработка и внедрение новой учетной информационной системы (что потребует дополнительного финансирования, не предусмотренного настоящей Программой).
Последовательная, планомерная и системная реализация Программы является одним из существенных условий обеспечения роста экономики Республики Татарстан. Формирование оптимальной структуры имущества Республики Татарстан позволит снизить бремя расходов на содержание объектов управления, которые не задействованы для реализации функций и стратегических приоритетов республики, расширить материальную базу коммерческого сектора экономики. Планируемые изменения позволят повысить конкурентоспособность экономики Республики Татарстан и ускорить переход к инновационному социально ориентированному развитию, качественному улучшению инвестиционного климата, снижению избыточных административных и иных ограничений.";
приложение к Программе изложить в новой редакции (прилагается).
И.о. Премьер-министра |
Р.К. Нигматуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 марта 2023 г. N 233 "О внесении изменений в государственную программу "Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014-2025 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1140 "Об утверждении государственной программы "Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014-2025 годы"
Вступает в силу с 14 марта 2023 г.
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 14 марта 2023 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 22, 21 марта 2023 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 сентября 2023 г. N 1129 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2024 г.