Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипов А.В.
при секретаре Красюк А.В.,
с участием прокурора Козыревой М.В.,
представителя административного истца ЗАО ПО "Восход" Шалатова Е.А., представителя административных ответчиков Правительства Тюменской области, Департамента имущественных отношений Тюменской области Адамова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества обувного производственного объединения "Восход" в лице представителя в лице представителя Шалатова Е.А. о признании недействующими в части распоряжения Правительства Тюменской области от 03 декабря 2018 года N 1500-рп, распоряжения Правительства Тюменской области от 27 ноября 2019 года N 1573-рп, распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26 ноября 2020 года N 856/08-1, распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 25 ноября 2021 года N 407/08-1, установил:
Закрытое акционерное общество производственное объединение "Восход" (далее - административный истец, ЗАО ПО "Восход", Общество) обратилось в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия:
- пункта 61 Перечня к распоряжению Правительства Тюменской области от 03 декабря 2018 года N 1500-рп, пункта 61 Перечня к распоряжению Правительства Тюменской области от 27 ноября 2019 гола N 1573-рп в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: г. <.......>;
- пунктов 1768, 1773 Перечня к распоряжению Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26 ноября 2020 года N 856/08-1, пунктов 259, 264 Перечня к распоряжению Департамента имущественных отношений Тюменской области от 25 ноября 2021 года N 407/08-1 в отношении объектов недвижимости: здания с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: г <.......>; помещения с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>;
Распоряжением Правительства Тюменской области от 03 декабря 2018 года N 1500-рп утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 года.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 27 ноября 2019 года N 1573-рп утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26 ноября 2020 года N 856/08-1 утвержден перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых в 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 25 ноября 2021 года N 407/08-1 утвержден перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых в 2022 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Объект недвижимости с кадастровым номером 72:23:0216004:5020, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Семакова, д. 30, включен в пункт 61 Перечня к распоряжению Правительства Тюменской области от 03 декабря 2018 года N 1500-рп, пункт 61 Перечня к распоряжению Правительства Тюменской области от 27 ноября 2019 гола N 1573-рп, пункт 1768 Перечня к распоряжению Департамента имущественных отношений Тюменской от 26 ноября 2020 года N 856/08-1, пункт 259 Перечня к распоряжению Департамента имущественных отношений Тюменской области от 25 ноября 2021 года N 407/08-1.
Объект недвижимости с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, включен в пункт 1773 Перечня к распоряжению Департамента имущественных отношений Тюменской от 26 ноября 2020 года N 856/08-1, пункт 264 Перечня к распоряжению Департамента имущественных отношений Тюменской области от 25 ноября 2021 года N 407/08-1.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером <.......>, которое расположено в здании с кадастровым номером <.......>, расположенном по адресу: <.......>
Здание с кадастровым номером <.......> расположено на земельном участке с кадастровым номером <.......>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под имущественный комплекс обувной фабрики. Разрешенное использование земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, общественного питания и бытового обслуживания.
Административный истец полагает, что оспариваемые в части нормативные правовые акты нарушают его права, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации такое включение исключает для административного истца, применяющего упрощенную систему налогообложения, освобождение от уплаты налога на имущество организаций в связи с владением указанным объектом недвижимости.
Определением Тюменского областного суда от 03 ноября 2022 года производство по делу в части требований о признании не действующим в части распоряжения Правительства Тюменской области от 03 декабря 2018 года N 1500-рп прекращено.
В судебном заседании представитель административного истца ЗАО ПО "Восход" Шалатов Е.А. заявленные требования поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что акт обследования составлен с нарушениями, кроме того оснащение помещений оргтехникой и мебелью не свидетельствуют о фактическом использовании здания.
Представитель административных ответчиков Правительства Тюменской области, Департамента имущественных отношений Тюменской области Адамов Е.В. в судебном заседании возражал против исковых требований, поддержав письменные возражения на административное исковое заявление. Полагал, что производство по делу в части признания пункта 61 Перечня к распоряжению Правительства Тюменской области от 03 декабря 2018 года N 1500-рп подлежит прекращению в связи с тем, что данное требования было рассмотрено Арбитражным судом Тюменской области в 2019 году. Спорное здание включено в Перечень, утвержденный распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 25 ноября 2021 года N 407/08-1, на основании обследования, по результатам которого установлено, что более 20% от общей площади здания используется для размещения офисов, объектов общественного питания и торговых объектов.
Представитель заинтересованного лица ГБУ ТО "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации" Мадеева Е.С. в судебном заседании 01 ноября 2022 года с заявленными требованиями не согласилась. Суду пояснила, что форма акта обследования утверждена Департаментом имущественных отношений Тюменской области, акт обследования подписан уполномоченными лицами. Обследование проводилось на основании поэтажного плана, измерения не проводились.
Прокурор Козырева М.В. полагала, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части признании недействующими пункта 61 Перечня, утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области от 27 ноября 2019 года N 1573-рп, пунктов 1768, 1773 Перечня, утвержденного распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26 ноября 2020 года N 856/08-1. Указала, что административными ответчиками не представлены акты обследования, требования ст. 378.2 Налогового кодекса РФ не соблюдены, что влечет нарушение прав административного истца. В части требований о признании недействующими пунктов 259, 264 Перечня, утвержденного распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 25 ноября 2021 года N 407/08-1. Полагала, что производство по делу в части требования о признании недействующим пункта 61 Перечня, утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области от 03 декабря 2018 года N 1500-рп подлежит прекращению, поскольку имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Тюменской области.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц ООО "Промойл", ГБУ ТО "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации", заинтересованные лица Гончар О.В., Климина И.Р., Сухинина И.В. не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
На основании ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей административного истца, административных ответчиков, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации (статьи 72, 76) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения принимаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Решение вопросов установления, изменения, отмены региональных налогов и сборов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Согласно Конституции Российской Федерации (статьи 72, 76) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения принимаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Решение вопросов установления, изменения, отмены региональных налогов и сборов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии со статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории субъекта Российской Федерации с момента введения в действие.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направить указанный перечень в электронной форме в налоговый орган, а также разместить его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании статьи 1.1. Закона Тюменской области от 27 ноября 2003 года N 172 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 квадратных метров и помещений, введенных в эксплуатацию до 01 января 2013 года, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 1.1 Распоряжения Правительства Тюменской области от 28 июня 2010 года N 885-рп (ред. от 05 ноября 2020 года) "О принятии исполнительными органами власти Тюменской области нормативных правовых актов" Департамент имущественных отношений Тюменской области наделен полномочиями по утверждению перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Правительством Тюменской области 27 ноября 2019 года принято распоряжение N 1573-рп (далее - Распоряжение N 1573-рп), "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Перечень 1), 26 ноября 2020 года Департаментом имущественных отношений Тюменской области принято распоряжение N 856/08-1 (далее - Распоряжение N 856/08-1) "Об утверждении перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Перечень 2) и 25 ноября 2021 года Департаментом имущественных отношений Тюменской области принято распоряжение N 407/08-1 (далее - Распоряжение N 407/08-1) "Об утверждении перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень 3).
Оспариваемое административным истцом распоряжение Правительства Тюменской области от 27 ноября 2019 года N 1573-рп опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации от 26 ноября 2020 года N 856/08-1, от 25 ноября 2021 года N 407/08-1 опубликованы на официальном портале органов государственной власти Тюменской области http://www.admtyumen.ru, 26 ноября 2021 года и 02 декабря 2020 года.
Указанные средства массовой информации являются источником официального опубликования областных правовых актов (пункт 2.1. статьи 32 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 года N 121). Кроме того, тексты Распоряжений размещены в информационно-справочных системах "Гарант" и "КонсультантПлюс".
Таким образом, оспариваемые Распоряжение N 1573-рп, Распоряжение N 856/08-1 и Распоряжение N 407/08-1 приняты полномочными органами с соблюдением процедуры принятия и опубликования, что не оспаривается административным истцом.
Распоряжение N 1573-рп, Распоряжение N 856/08-1, Распоряжение N 407/08-1 подлежат судебной проверке судом общей юрисдикции в порядке, установленном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что включенный в пункт 1773 Перечня к распоряжению от 26 ноября 2020 года N 856/08-1, пункт 264 Перечня к распоряжению N 407/08-1 от 25 ноября 2021 года объект недвижимости с кадастровым номером <.......> является нежилым помещением, принадлежащим на праве собственности административному истцу (т.1 л.д.43-46), то есть включение указанного объекта недвижимости в Перечни затрагивает права и обязанности административного истца, связанные с уплатой налога на имущество.
Указанный объект недвижимости расположен в здании с кадастровым номером <.......>.
Здание с кадастровым номером <.......> общей площадью 6108,6 кв. м, назначение - нежилое, наименование - обувная фабрика, административное, расположено по адресу: г. Тюмень, ул. Семакова, д. 30, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (т.1 л.д.41-42).
Пунктом 61 Перечня 1, пунктом 1768 Перечня 2, пунктом 259 Перечня 3 в соответствующие Перечни включено здание с кадастровым номером <.......>.
Земельный участок с кадастровым номером <.......>, на котором расположено здание, относится к категории - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - под имущественный комплекс обувной фабрики (т.1 л.д.47-54).
Площадь здания 6108,6 кв. м, что превышает 5000 кв. м, объект введен в эксплуатацию до 01 января 2013 года, что соответствует требованиям статьи 1.1 Закона Тюменской области от 27 ноября 2003 года N 172 "О налоге на имущество организаций".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Согласно положениям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений. Анализ данных положений закона позволяет сделать вывод о том, что для включения в Перечень достаточно одного из перечисленных условий.
Из пояснений представителя Правительства Тюменской области, Департамента имущественных отношений Тюменской области следует, что спорное нежилое здание включено в оспариваемые пункты Перечня 1 и Перечня 2 на основании статьи 1.1. Закона Тюменской области от 27 ноября 2003 года N 172 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из документов технического учета, а именно технического паспорта здания.
Из представленного технического паспорта на здание с кадастровым номером <.......> следует, что оно включает в себя помещения с назначением "компрессорная", "склад", "коридор", "гараж", "кабинет", "цех", "кабинет", "кухня", "санузел", "торговый зал", "кафе", "подсобное помещение", "холл", "раздевалка", "кладовая", "столовая", "вспомогательное помещение", "бойлерная", "гардероб", "моечная", "кузница", "душевая", "приемная", "комната отдыха", "конференц-зал", "умывальник" (т.1 л.д.88-98).
Отражение на экспликации к поэтажному плану здания помещений с наименованием "кабинет", "помещение" не свидетельствует об использовании данных помещений в целях размещения офисов, поскольку термин "кабинет" не тождествен термину "офис". Выполненная в техническом паспорте запись в графе использование помещения "учрежденческое" не позволяет установить идентичность понятий этих наименований, и охарактеризовать их использование, как офисные.
Таким образом, технический паспорт на нежилое здание однозначно не свидетельствует о размещении в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, которые бы явились основанием для признания спорного здания предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, то есть административно-деловым и торговым центром.
Фактическое использование спорного объекта административным ответчиком в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ на момент включения здания в оспариваемые Перечни 1 и Перечень 2 не проверялось.
Вид разрешенного использования земельного участка также однозначно не свидетельствует о том, что он предусмотрен для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо торговых центров, поскольку данный вид разрешенного использования земельного участка "под имущественный комплекс обувной фабрики" не является тождественным понятию ни офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, содержащемуся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ни торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, из представленных документов не следует, что указанный объект недвижимости является административно-деловым или торговым центрам (комплексом), назначение нежилых помещений в нем предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Изложенное свидетельствует о том, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости не отвечает критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 3 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, о назначении помещений для использования или их фактическом использовании для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что не позволяет отнести его к административно-деловому или торговому центру по данному основанию.
Исходя из приведенных обстоятельств, суд считает, что нежилое здание с кадастровым номером <.......> не отвечает признакам, содержащимся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, оно не подлежало включению в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 и 2021 годы.
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
По общему правилу, обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Между тем каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих правомерность включения в перечни принадлежащего административному истцу нежилого помещения, административным ответчиком не представлено.
Установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что, поскольку Здание не отвечает критериям, установленным в статье 378.2 НК РФ, оно необоснованно включено административным ответчиком в оспариваемые пункты нормативных правовых актов, что является основанием удовлетворения заявленных исковых требований.
С учетом изложенного, требования административного истца о признании недействующими пункта пункта 61 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области от 27 ноября 2019 года N 1573-рп, и пунктов 1768, 1773 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26 ноября 2020 года N 856/08-1 подлежат удовлетворению, поскольку нормативный правовой акт в данной части не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, являются не обоснованными в отношении административного истца и непосредственно нарушают его права.
При этом суд полагает обоснованным включение в Перечень на 2022 год спорного объекта недвижимости с кадастровым номером <.......> исходя из фактического использования объекта для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
ГБУ ТО "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации" проведено обследование здания с кадастровым номером <.......> в целях определения его фактического использования, о чем составлен послуживший основанием для включения здания в Перечень 3 акт обследования объекта недвижимости от 12 октября 2021 года.
Приказом Департамента имущественных отношений от 06 октября 2021 года определено провести мероприятия по определению вида фактического использования объектов, утверждена форма акта обследования (т.1 л.д. 114).
Приказом ГБУ ТО "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации" от 06 октября 2021 года назначены уполномоченные лица на проведение выездного обследования объектов (т.1 л.д. 110 - 111).
Согласно акту обследования объекта недвижимости, с кадастровым номером <.......> от 12 октября 2021 года, установлено, что общая площадь помещения составляет 6108,6 кв. м, при этом 2622,5 кв. м площади объекта используется для размещения объектов общественного питания, торговых помещений, объектов бытового обслуживания, офисных помещений, что составляет 42,9% от общей площади спорного нежилого помещения (т.1 л.д.73-83).
Допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании 27 сентября 2022 года, ведущий специалист отдела кадастровой оценки ГБУ ТО "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации" ФИО13 суду пояснил, что 12 октября 2021 года было обследования здания с целью определения его фактического использования. При обследовании была проведена фотосъемка, замеры в здании не проводились, площадь помещений была взята из поэтажного плана. Производственных помещений в здании не имелось.
Суд признает акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования здания с кадастровым номером <.......> от 12 октября 2021 года надлежащим доказательством по делу, отвечающим требованиям относимости и допустимости доказательств по делу, поскольку он составлен уполномоченными должностными лицами, в соответствии с требованиями Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 26 ноября 2014 года N 595.
Изложенные в акте обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля ФИО14., а также приложенной к акту фото-таблицей, в которой зафиксировано наличие в здании объектов общественного питания, офисов, объектов бытового обслуживания.
Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, поскольку они согласуются с актом обследования от 12 октября 2021 года, с технической документацией здания, а также с информацией, предоставленной Межрайонной ИНФС России N 14 по Тюменской области.
Согласно сведениям налогового органа, адрес здания с кадастровым номером 72:23:0216004:5020 указан в качестве юридического лица не менее 10 юридических ли и индивидуальных предпринимателей, в том числе ООО "АЙ-ПРОФФ", ООО "ДАГАЗ", ООО "ДИАМАНТ", ООО "ЧИКАГО", ООО Многопрофильная производственная фирма "ЛЕГИОН-3000", ООО "Тюменская топливная компания", ООО "Торговый дом "Сибирь", ООО "Сибирьгазсервис", ООО "Сибирская обувь", ООО "НИКА", ООО "НХК РТ-Тюмень", ООО "Мой юрист".
К основным видам деятельности указанных организаций относятся, в том числе консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию, оптовая торговля одеждой и обувью, деятельность предприятий общественного питания, ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.
Административным истцом не представлено каких-либо доказательств, которые бы объективно опровергали результаты обследования здания, отраженные в акте обследования от 12 октября 2021 года и свидетельствовали об ином фактическом использовании здания. При этом из приобщенной административным истцом таблицы с указанием организаций с разрешенным видом деятельности следует, что более 20% от общей площади здания используется организациями как торговые и офисные помещения.
Доводы представителя административного истца сводятся к его несогласию с приведенным выше актом обследования фактического использования здания от 12 октября 2021 года, составленным ГБУ ТО "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации". Однако, указанный акт составлен в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 26 ноября 2014 года N 595-п.
Следовательно, акт обследования объекта недвижимости от 12 октября 2021 года не противоречит требованиям части 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем суд признает его достоверным доказательством фактического использования здания.
Разрешая вопрос о времени, с которого оспариваемые положения подлежат признанию недействующими, суд учитывает положения части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснения, изложенные в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов в актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд может признать не действующим полностью или в части со дня, когда он вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта не действующим с иной даты (пункт 1 части 2, пункт 1 части 4 статьи 215 КАС РФ). Оспариваемые нормативные правовые акты вошли в противоречие с действующим законодательством со дня их принятия, 27 ноября 2019 года, 26 ноября 2020 года, с указанных дат и подлежат признанию недействующими.
В силу пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете "Тюменская область сегодня", обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Правительство Тюменской области, Департамент имущественных отношений Тюменской области.
Руководствуясь статьями 208-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Закрытого акционерного общества производственного объединения "Восход" о признании недействующими в части нормативных правовых актов удовлетворить частично.
Признать не действующим с 27 ноября 2019 года пункт 61 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области от 27.11.2019 г. N 1573-рп. в отношении объекта недвижимости: здания, с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>.
Признать не действующим с 26 ноября 2020 года пункты 1768, 1773 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26 ноября 20202 года N 856/08-1 в отношении объектов недвижимости: здания с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, помещения с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: г. <.......>.
Возложить на Правительство Тюменской области, Департамент имущественных отношений Тюменской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме будет изготовлено 17 ноября 2022 года.
Судья Тюменского областного суда |
А.В. Осипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменского областного суда от 3 ноября 2022 г. N 3а-56/2022 "О признании недействующими пункта 61 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утв. распоряжением Правительства Тюменской области от 27.11.2019 N 1573-рп, пунктов 1768, 1773 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утв. распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26.11.2020 N 856/08-1"
Опубликование:
официальный сайт Тюменского областного суда (www.oblsud-tum.sudrf.ru)
газета "Тюменская область сегодня" от 3 марта 2023 г. N 36 (5782)