г. Краснодар |
|
20 ноября 2013 г. |
Дело N А32-12422/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Транспорт и услуги" (ИНН 2315076952, ОГРН 10223002387667) - Ворониной Н.В. (доверенность от 14.08.2012) Акимовой И.С. (доверенность от 14.08.2012), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2013 (судья Бутченко Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2013 (судьи Николаев Д.В., Гуденица Т.Г., Стрекачев А.Н.) по делу N А32-12422/2012, установил следующее.
ООО "Транспорт и услуги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 05.03.2012 N 54312 о привлечении к ответственности в виде 451 678 рублей 80 копеек штрафа, начисления 2 258 394 рублей недоимки по налогу на добавленную стоимость и 49 141 рубля 76 копеек пеней (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2013, заявленные обществом требования удовлетворены. Решение инспекции от 05.03.2012 N 54312 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде 451 678 рублей 80 копеек штрафа, начислении 2 258 394 рублей недоимки по налогу на добавленную стоимость и 49 141 рубля 76 копеек пеней признано недействительным; в остальной части принят отказ от требований и производство по делу прекращено. Судебные акты мотивированы тем, что налоговый орган не имел законных оснований для отказа в применении налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость по оказанным обществом услугам по договорам транспортной экспедиции при организации международной перевозки и неправомерно начислил обществу налог на добавленную стоимость, пени и штраф, а также отказал в возмещении налога на добавленную стоимость.
В кассационной жалобе инспекция просит судебные акты отменить и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. Как считает инспекция, норма статьи 164 Кодекса направлена на применение ставки 0 % при осуществлении не любой деятельности, связанной с вывозом товаров за пределы территории Российской Федерации, а только с деятельностью экспедиторов по организации международной перевозки. Из представленных обществом документов следует, что общество не является экспедитором, так как не несет ответственность за товар, не осуществляет организацию перевозки товаров от пункта отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до пункта назначения, расположенного за пределами территории Российской Федерации. Услуги общества в рамках представленных договоров направлены только на обеспечение возможности перевозки товара, а не на организацию международной перевозки, поэтому право на применение ставки 0 % по налогу на добавленную стоимость в отношении реализованных услуг у общества отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 19.10.2011 по 19.01.2012 инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2011 года.
По результатам проверки инспекция составила акт от 01.02.2012 N 41271 и вынесла решение от 05.03.2012 N 54312 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением обществу доначислено 2 258 394 рубля налога на добавленную стоимость, 49 141 рубль 76 копеек пеней, а также общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде 451 678 рублей 80 копеек штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 19.04.2012 N 20-12-397 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, в решение налогового органа утверждено.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 146 Кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в силу пункта 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
До 01 января 2011 года в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса содержалось положение о применении ставки 0% по налогу на добавленную стоимость в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Положение данного подпункта распространялось на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
С 01 января 2011 года подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса дополнен еще двумя видами услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость - это услуги по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Действие указанного подпункта распространяется и на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях названной статьи законодатель отнес к транспортно-экспедиционным услугам такие виды услуг как: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, услуги по разработке и согласованию технических условий погрузки и крепления грузов, розыску груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировке грузов, обслуживанию и ремонту универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживанию рефрижераторных контейнеров и хранению грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
Помимо норм Гражданского кодекса Российской Федерации суды руководствовались Федеральным законом 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, классификацией транспортно-экспедиторских услуг, содержащейся в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденном приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст, где указано, что к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Следовательно, правильными являются выводы судов о том, что договоры транспортной экспедиции могут отличаться содержанием обязанностей экспедитора. Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза и на них распространяются нормы главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации о транспортной экспедиции, а не общие положения о договорах возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг; выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
Основанием для начисления 2 258 394 рублей налога на добавленную стоимость послужил вывод инспекции о необоснованном применении обществом налоговой ставки 0%. По мнению инспекции, применение ставки 0% при оказании транспортно-экспедиционных услуг возможно при непосредственной организации экспедитором международной перевозки, тогда как общество не участвовало в организации самой международной перевозки.
Судебные инстанции признали ошибочным данный вывод налогового органа, сославшись на доказанность материалами дела оказания обществом услуг в связи с международной перевозкой товара. При этом суды установили, что в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость общество представило договоры: от 15.10.2007 N AP/Y/07/1631 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный с "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В." (Республика Казахстан); от 01.01.2010 N 746398 на подрядные работы, заключенные с ТОО "Тенгизшевройл" (Республика Казахстан); от 14.12.2010 N 2745-20 о закупках транспортно-экспедиторских услуг, заключенные с АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз"" (Республика Казахстан); от 16.02.2011 N 04CSL2Yd11 на транспортно-экспедиторское обслуживание грузов, заключенный с ТОО "Казахойл Актобе" (Республика Казахстан); от 01.02.2011 N Т-17 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный с ТОО СП "Матин" (Республика Казахстан); от 16.08.2006 N 215 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный с ТОО "Саутс Ойл" (Республика Казахстан); от 14.01.2003 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный с ТОО СП "Арман" (Республика Казахстан); от 29.12.2010 N 44 на транспортно-экспедиторское обслуживание, заключенный с ТОО "Арнаойл" (Республика Казахстан).
Общество также представило копии коносаментов с указанием иностранных портов разгрузки, с оттиском печатей капитанов т/х о принятии товара на борт судна и вывозе в режиме экспорта; расписки капитана в получении документов с переводом; транзитные и экспортные грузовые таможенные декларации, подтверждающие ввоз нефтепродуктов из Казахстана на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации с отметками Центральной энергетической таможни "Выпуск разрешен", "Товар вывезен"; копии поручений экспедитору - документарной инструкции; копии поручений на погрузку с отметками Центральной энергетической таможни "Погрузка разрешена"; подтверждения на погрузку; акты приема-сдачи нефти, копии отчетов о погрузке нефти; инвойсы, паспорта качества, сертификаты количества и качества с переводом, счета-фактуры, выставленные в адрес заказчиков услуг; акты выполненных работ, с указанием количества обслуживаемого груза и стоимости услуг, заверенные двумя сторонами; акты учета стояночного времени; акты замера пустот в грузовых танках, сертификаты осмотра грузовых танков, расписка капитана в получении проб с переводом; копия грузового манифеста, выписки из банка; книга продаж за III квартал 2011 года и т.д.
Суды исследовали представленные договоры и сопроводительную документацию к ним и установили, что предметом перечисленных договоров является предоставление обществом объема портовых услуг по перевалке и экспедированию, включая транспортно-экспедиторские услуги и таможенное оформление, связанное с отгрузкой сырой нефти морским транспортом на морском терминале, таможенное оформление груза, своевременное извещение контрагентов общества о требованиях действующего таможенного законодательства Российской Федерации, выдача экспортного поручения на погрузку, оформление и подписание необходимых товарно-транспортных и других документов: коносамента, грузового манифеста, сертификата качества, сертификата количества, акта учета стояночного времени, сертификата происхождения, акта замера пустот в грузовых танках, сертификата осмотра грузовых танков, получение расписки капитана в получении проб от нефтебазы и в получении документов, оформление других необходимых документов.
Суды установили, что общество, выступая в качестве экспедитора, осуществляло обслуживание груза в морском терминале ЗАО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р", оказывало услуги по оформлению документов, приему и выдаче грузов, по подготовке и дополнительному оборудованию транспортных средств, информационные, платежно-финансовые, погрузочно-разгрузочные и складские услуги.
Суды правомерно сочли, что данные услуги относятся к транспортно-экспедиционным, вывод судов о наличии у общества права на применение ставки налога на добавленную стоимость 0 % является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалованных судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2013 по делу N А32-12422/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.