Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по просвещению
на проект федерального закона N 304185-8 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части наделения Правительства Российской Федерации полномочием по установлению особенности проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность)",
внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, О.М. Казаковой, А.Г. Мажугой и другими, сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, О.С. Забраловой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по просвещению рассмотрел проект федерального закона N 304185-8 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации в 2023 году правом устанавливать особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования для обучающихся в отдельных общеобразовательных организациях, а также наделить правом устанавливать особенности приема на обучение в образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию по образовательным программам высшего образования.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее. В соответствии с нормами статьи 5 Федерального закона от 17 февраля 2023 года N 19-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для некоторых категорий школьников и абитуриентов уже предусмотрены особенности проведения государственной итоговой аттестации и вступительных экзаменов до 2026 года.
Особенности правового регулирования в различных сферах в новых субъектах Российской Федерации обусловлены не только вопросами интеграции в правовое поле Российской Федерации, но и действующим на их территориях военным положением, введенным Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756 "О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей".
В свою очередь, Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756" на территориях ряда субъектов Российской Федерации введен средний уровень реагирования, при котором перечень реализуемых по защите населения и территорий мер, сроки, особенности и порядок их реализации определяются решениями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом текущей ситуации и возникающих рисков на территории этого субъекта Российской Федерации.
В таких регионах может быть усилена охрана общественного порядка, жители населенных пунктов, которым грозит опасность, могут быть временно отселены в безопасные места. В первую очередь речь идет о жителях населенных пунктов, приграничных с Украиной районов, обеспечение безопасности населения в которых - каждодневная задача властей. В таких условиях с целью обеспечения безопасности детей во многих школах введено дистанционное обучение, для проведения итоговой государственной аттестации и вступительных экзаменов в колледжи и высшие учебные заведения необходимо наличие отвечающих всем требованиям и правилам безопасности, в том числе антитеррористической, помещений экзаменационных пунктов, что требует оперативного принятия вынужденных мер, направленных за защиту интересов и безопасности детей.
Обучающиеся, осваивающие образовательные программы в особых условиях, безусловно, должны иметь право на особый порядок сдачи государственных экзаменов.
Комитет отмечает важность и актуальность законопроекта для обеспечения безопасности детей при сдаче государственной итоговой аттестации и при организации приема на дальнейшее обучение, а также подчеркивает необходимость оперативного принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти для реализации положений законопроекта.
Комитет Государственной Думы по просвещению поддерживает проект федерального закона N 304185-8 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.М. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.