Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательной Думы Томской области
от 28.02.2023 N 671
Отчет
комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике об итогах работы за 4 квартал 2021 года и 2022 год
Комитет Законодательной Думы Томской области по экономической политике (далее - комитет) образован в соответствии с постановлениями Законодательной Думы Томской области от 14.10.2021 N 6 "О структуре Законодательной Думы Томской области седьмого созыва" и от 14.10.2021 N 7 "Об образовании комитетов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва".
Состав комитета утвержден постановлением Законодательной Думы Томской области от 14.10.2021 N 13 "О составах комитетов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва". В отчетном периоде в составе комитета произошли кадровые изменения. В частности, в ноябре 2021 года постановлением Законодательной Думы Томской области от 18.11.2021 N 79 "О внесении изменений в постановление Законодательной Думы Томской области от 14 октября 2021 года N 13 "О составах комитетов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва" в состав комитета включен Рулевский Виктор Михайлович. Таким образом, в отчетном периоде в составе комитета работали следующие депутаты: Власов В.А. (председатель комитета), Котов С.А., Лучшев М.А., Немцева Г.Г., Пушкарев И.И., Рулевский В.М. (с 18.11.2021), Сергеенко Г.Н.
В соответствии с распоряжением Председателя Законодательной Думы Томской области от 19.10.2016 N 482-р "О вопросах ведения комитетов Законодательной Думы Томской области" (далее - распоряжение Председателя Думы N 482-р) к вопросам ведения комитета отнесены следующие.
1. Стратегическое и программно-целевое планирование, в том числе:
- рассмотрение и утверждение Стратегии социально-экономического развития Томской области, внесение изменений и осуществление контроля за ее реализацией;
- создание условий для реализации приоритетных проектов развития Томской области, таких как создание центра образования, исследований и разработок ИНО Томск, в том числе создание условий для формирования и функционирования институтов развития на территории Томской области, а также механизмов проектного финансирования;
- рассмотрение прогноза социально-экономического развития Томской области на среднесрочный период и проектов концепций приоритетных направлений развития Томской области;
2. Промышленная политика и развитие предпринимательства, в том числе:
- содействие развитию передового промышленного производства продукции с высокой добавленной стоимостью и экспортным потенциалом;
- создание условий для защиты рынка от фальсифицированной и контрафактной продукции;
- создание благоприятной деловой и инвестиционной среды для предпринимателей, малого и среднего бизнеса, в том числе через установление оптимальной налоговой нагрузки и предоставление мер государственной поддержки, стимулирующих развитие производственного сектора в целях импортозамещения;
- создание условий для эффективного функционирования и развития нефтегазодобывающего комплекса;
- развитие экспортного потенциала несырьевого бизнеса за счет мер системной государственной поддержки экспортеров;
- развитие и создание промышленных парков, создание условий для привлечения резидентов промышленных парков;
- повышение эффективности промышленного использования возобновляемых природных ресурсов, внедрение ресурсосберегающих технологий;
- государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", а также создание благоприятных условий для развития предпринимательства и привлечения инвестиций;
- создание благоприятных условий и делового климата для привлечения инвестиций в регион;
- содействие развитию института уполномоченного по защите прав предпринимателей.
3. Инновационная деятельность, наука и высшее образование, в том числе:
- создание условий для развития и увеличения числа инновационных компаний, стимулирование объединения академической науки, высшей школы и промышленных предприятий в продвижении инноваций на российский и зарубежные рынки;
- стимулирование развития территориальных инновационных кластеров, особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Томск", инновационного окружения томских университетов и научных организаций.
4. Потребительский рынок, в том числе:
- регулирование отдельных вопросов ценообразования на товары и услуги организаций, повышение доступности населению качественных и безопасных потребительских товаров и услуг, содействие развитию профессиональных объединений и ассоциаций в сфере потребительского рынка;
- создание условий для минимизации возможных негативных последствий от вступления России во Всемирную торговую организацию.
5. Регулирование отношений, связанных с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
6. Лесопромышленный комплекс, в том числе:
- создание условий для формирования и реализации политики, обеспечивающей эффективное, многоцелевое, рациональное, неистощительное промышленное использование лесов и лесных ресурсов и устойчивое развитие лесопромышленного комплекса;
- содействие развитию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, глубокой переработки древесины и создание лесопромышленного кластера.
7. Агропромышленный комплекс и ветеринария, в том числе:
- создание условий для активного импортозамещения в сельском хозяйстве путем реализации мероприятий по государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей и создание условий для устойчивого развития сельских территорий Томской области;
- стимулирование институциональных и отраслевых преобразований в экономике сельских районов, ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, формирование эффективного кадрового потенциала сельского хозяйства, обеспечение продовольственной безопасности в Томской области;
- регулирование земельных отношений, в части оборота земель сельскохозяйственного назначения и особо ценных продуктивных земель.
8. Регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.
9. Иные вопросы, отнесенные к ведению комитета актами Думы и распоряжениями Председателя Думы.
Всего в отчетном периоде проведено 13 заседаний комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике, на которых рассмотрено 79 вопросов. По итогам рассмотрения подготовлено 55 проектов постановлений Законодательной Думы Томской области. Также в отчетном периоде проведено 10 заседаний постоянных комиссий комитета.
В отчетном году комитетом в соответствии с Положением о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области (постановление Законодательной Думы Томской области от 25.06.2015 N 2768), и Планом мониторинга (постановление Законодательной Думы Томской области от 18.11.2021 N 82) проведен мониторинг правоприменения Закона Томской области от 15 декабря 2014 года N 182-ОЗ "О промышленных (индустриальных) парках в Томской области". В рамках мониторинга проведен анализ и обобщение положений регионального и федерального законодательства, информации, представленной Администрацией и прокуратурой Томской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, органами местного самоуправления, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Томской области, а также использованы сводные материалы, находящиеся в свободном доступе, подготовленные Ассоциацией индустриальных парков России, Минпромторгом России и Минэкономразвития России. Результаты мониторинга рассмотрены и утверждены на октябрьском собрании Законодательной Думы Томской области (постановление Законодательной Думы Томской области от 27.10.2022 N 483).
1. Законотворческая деятельность
В отчетном периоде работа комитета была выстроена с учетом необходимости поддержки и содействия предпринимателям в условиях распространения коронавирусной инфекции и введенных внешних ограничений, а также с учетом приоритетных направлений законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области, утвержденных постановлениями Законодательной Думы Томской области от 25.02.2021 N 2803 "О плане законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области на 2021 год" и от 24.02.2022 N 177 "О плане законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области на 2022 год":
- развитие системы стратегического планирования в Томской области в целях создания условий для достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года;
- создание правовых условий для формирования комплекса мер по антикризисной стабилизации инвестиционного климата региона и повышению инвестиционной привлекательности в долгосрочной перспективе;
- устойчивое наращивание объемов экспорта региона за счет потенциала роста несырьевого бизнеса и развития кооперационных связей с привлечением центров поддержки экспорта;
- создание условий для кооперации организаций реального сектора экономики, томских университетов и научных организаций в целях формирования новых отраслей экономики и технологической модернизации промышленности на базе отечественных решений;
- поддержка устойчивого развития агропромышленного комплекса региона за счет реализации мероприятий по государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей, включая малые формы хозяйствования, формирование кластерной кооперации фермеров, а также создание условий для реализации мероприятий по комплексному развитию сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.
В процессе законотворческой деятельности депутаты комитета осуществляли постоянное взаимодействие с депутатами других комитетов Законодательной Думы Томской области, Администрацией Томской области, прокуратурой Томской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Томской области, Ассоциацией "Совет муниципальных образований Томской области", органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области.
Всего за отчетный период комитетом рассмотрены 36 проектов законов Томской области, 8 проектов постановлений Законодательной Думы Томской области, 181 проект федеральных законов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также 9 законодательных инициатив и 13 обращений субъектов Российской Федерации. Комитетом подготовлены к рассмотрению и приняты Думой 23 постановления о поддержке проектов федеральных законов, в том числе 2 - с замечаниями и предложениями и 1 - о направлении поправок к проекту федерального закона, принятого в первом чтении.
Отметим, что в отчетном периоде работа комитета была сфокусирована на следующем:
- поддержка сфер бизнеса, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции;
- сохранение и развитие производственной деятельности в регионе с учетом введенных санкций;
- оперативная актуализация положений областного законодательства в целях обеспечения возможности получения региональными предпринимателями федеральных мер поддержки.
Итогом данной работы стало принятие Законодательной Думой Томской области 30 законов Томской области, по 22 из которых комитет являлся основным, и более 30 постановлений Законодательной Думы Томской области, основные из них представлены далее.
1.1 Стимулирование инвестиционной активности
В целях совершенствования законодательства в сфере инвестиционной деятельности депутатами комитета поддержан Закон Томской области от 2 декабря 2021 года N 108-ОЗ "О внесении изменения в статью 8 Закона Томской области "О промышленных (индустриальных) парках в Томской области", которым конкретизированы условия присвоения статуса резидента промышленного парка. В частности в законе устранена юридико-лингвистическая неопределенность путем замены термина "экологические ограничения" на "соответствие инвестиционного проекта требованиям законодательства об охране окружающей среды и видам разрешенного использования земельных участков, составляющих территорию промышленного парка". В результате претенденты на получение данного статуса, могут своевременно и точно оценить соответствует ли их проект необходимым критериям.
В феврале 2022 года на заседании комитета совместно с постоянной комиссией по промышленности и предпринимательству рассмотрен проект постановления Законодательной Думы Томской области "Об обращении Законодательной Думы Томской области к Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусову по дополнительной проработке вопросов и принятию мер по повышению инвестиционной привлекательности территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Томск", внесенный депутатами О.В. Козловской, А.Б. Куприянцем и В.А. Власовым. Обращение было подготовлено в целях решения вопросов, связанных с финансированием строительства "Центра инноваций и технологий" (Инжиниринговый центр), что, в свою очередь, позволило бы закрыть дефицит производственных и лабораторных помещений для компаний-резидентов, а также в целях привлечения новых резидентов в особую экономическую зону. Восстановление пониженных тарифов по уплате страховых взносов на 10 лет с даты получения статуса резидента особой экономической зоны позволило бы повысить привлекательность данной площадки для потенциальных резидентов, особенно привлекающих квалифицированный и соответственно высокооплачиваемый персонал. По итогам состоявшегося обсуждения концепция обращения поддержана и с учетом последующей доработки обращение направлено для дальнейшего рассмотрения на Совете Думы.
В соответствии с вопросами ведения комитетом в декабре 2022 года в целях повышения инвестиционной привлекательности региона рассмотрен и рекомендован к принятию Закон Томской области от 27 декабря 2021 года N 124-ОЗ "О внесении изменений в статью 2 Закона Томской области "О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области, установленных Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации". Благодаря этому закону у организаций, реализующих в регионе инвестиционные проекты, появилась возможность компенсировать затраты: на технологическое присоединение (примыкание) к инженерным и транспортным сетям, на демонтаж объектов, расположенных на территориях военных городков, на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для реализации инвестиционного проекта, а также затраты на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.
Также данным законом Администрация Томской области наделена полномочиями по утверждению:
- порядка осуществления мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений, а также условий реализации инвестиционного проекта (включая этапы), в отношении которого заключено такое соглашение.
- перечня законов и иных областных нормативных правовых актов, которые не применяются к организациям, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений, в случае если они ухудшают условия ведения деятельности или реализации инвестиционного проекта.
1.2 Совершенствование законодательства в сфере сельского хозяйства
Традиционно значительная часть областных законов, рассмотренных и поддержанных депутатами комитета, относится к сфере сельского хозяйства. Так, в декабре 2021 года в целях приведения в соответствие нормами Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" подготовлен и принят Закон Томской области от 27 декабря 2021 года N 123-ОЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 6 Закона Томской области "Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Томской области", внесший ряд уточнений. В частности уточнено наименование органов государственной власти Томской области, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, а также, что к ввозу на территорию Томской области допускаются животные, завозимые из местности, благополучной в эпизоотическом отношении, признанные здоровыми по результатам ветеринарных исследований и прошедшие необходимые ветеринарные обработки. Также определено, что некачественные пищевые продукты в целях их утилизации допускаются для последующего использования в качестве корма для сельскохозяйственных животных только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.
В оказания содействия развитию агропромышленного комплекса в регионе, в том числе малых форм хозяйствования, поддержано принятие Закона Томской области от 5 марта 2022 года N 3-ОЗ "О внесении изменений в Закон Томской области "О племенном животноводстве в Томской области". В результате крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица и индивидуальные предприниматели также могут претендовать на получение статуса "племенного хозяйства" и получать меры государственной поддержки, установленные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Также в феврале комитетом рекомендованы к принятию Законы Томской области от 14 марта 2022 года N 12-ОЗ "О внесении изменений в Закон Томской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственной поддержке сельскохозяйственного производства" и от 14 марта 2022 года N 13-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области", которыми скорректированы направления государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Томской области. В частности первым законом в связи с полной реализацией исключены субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в части возмещения затрат на уплату процентов по кредитам и займам по договорам, заключенным до 31 декабря 2016 года включительно, а вторым законом введены новые меры поддержки:
- поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками;
- поддержка и развитие сельского туризма.
Учитывая изменения, внесенные в Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", депутатами поддержан Закон Томской области от 28 декабря 2022 года N 170-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в сфере государственной поддержки сельскохозяйственного производства", нацеленный на сохранение возможности получения региональными сельхозтоваропроизводителями мер государственной поддержки, предусмотренных на федеральном уровне.
1.3 Стимулирование развития туристической отрасли
С 1 января 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2021 года N 318-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства". Одним из основных изменений внесенных данным законом стало введение понятия "сельский туризм".
Как уже отмечалось ранее, Законом Томской области от 14 марта 2022 года N 13-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области", направления государственной поддержки сельскохозяйственного производства в регионе дополнены новым - поддержкой и развитием сельского туризма.
Также в целях реализации вышеуказанного Федерального закона N 318-ФЗ принят Закон Томской области от 11 апреля 2022 года N 16-ОЗ "О внесении изменения в статью 7 Закона Томской области "О туристской деятельности на территории Томской области", внесенный председателем комитета В.А. Власовым. Данным законом расширены полномочия Администрации Томской области в части реализации мер по поддержке приоритетных направлений туризма в Томской области - "сельским туризмом".
В целях создания в регионе благоприятных условий для развития и иных видов туризма депутаты комитета поддержали принятие Законов Томской области от 9 июня 2022 года N 51-ОЗ "О внесении изменений в Закон Томской области "О туристской деятельности на территории Томской области" и от 12 сентября 2022 года N 76-ОЗ "О внесении изменений в Закон Томской области "О туристской деятельности на территории Томской области", реализация положений которых предполагает:
- создание аттестационной комиссии для аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, включая формирование и утверждение её состава и председателя, внесение сведений о них в единый федеральный реестр;
- утверждение положения о комиссии для аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков;
- утверждение перечня вопросов тестирования и практических заданий для аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков;
- организацию рассмотрения апелляций на результат квалификационного экзамена;
- утверждение формы нагрудной идентификационной карточки экскурсовода (гида) или гида-переводчика;
- организацию и осуществление регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, которые оказывают услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и (или) инструкторов-проводников, а также утверждение положения о данном виде контроля.
Также законами уточнен предмет правового регулирования и понятие "субъект туристкой деятельности", исключены положения, дублирующие нормы федерального законодательства либо противоречащие ему.
1.4 Регулирование торговой деятельности
В отчетном периоде на заседаниях комитета рассмотрены и рекомендованы к принятию ряд законов, направленных на совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в сфере торговли.
Так, в декабре 2021 года принят Закон Томской области от 28 декабря 2021 года N 130-ОЗ "О внесении изменений в Закон Томской области "Об отдельных вопросах регулирования розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Томской области", которым Администрация Томской области наделена полномочием по утверждению положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории региона. Отметим, что вышеуказанный проект положения о региональном государственном контроле (надзоре) предполагает изменение в подходе при проведении проверок: от "карательного" к "предупредительному" (профилактическому).
Еще один закон, принятый в рамках регулирования торговой деятельности внесен в Законодательную Думу Томской области в порядке реализации права законодательной инициативы прокурором Томской области. Закон Томской области от 11 апреля 2022 года N 17-ОЗ "О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области "О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в области государственного регулирования торговой деятельности" направлен на приведение положений Закона Томской области от 11 октября 2013 года N 176-ОЗ "О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в области государственного регулирования торговой деятельности", регламентирующих представление обобщенных сведений, содержащихся в торговом реестре Томской области, в соответствие с нормами Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Также принят Закон Томской области от 6 декабря 2022 N 136-ОЗ "О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области "О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в области государственного регулирования торговой деятельности", которым за Администрацией Томской области закреплены полномочия по установлению особенностей разрешительной деятельности в сфере торговли в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В частности, нормативным правовым актом Администрации Томской области будут устанавливаться сроки и порядок продления сроков следующих договоров и разрешительных документов:
- договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности;
- разрешений на право организации рынка;
- договоров и иных разрешительных документов на право организаций и проведения ярмарок.
1.5 Оценка регулирующего воздействия
Ввиду принятия Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" возникла необходимость корректировки положений областного законодательства. В результате подготовлен и рекомендован к принятию Закон Томской области от 27 декабря 2021 года N 25-ОЗ "О внесении изменений в Закон Томской области "Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Томской области", которым внесены необходимые технические правки, а также уточнено, что оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
1.6 Развитие межрегионального сотрудничества
Развивая сотрудничество между регионами союзного государства, представители комитета в составе делегации Томской области приняли участие в мероприятиях IX Форума регионов Беларуси и России. В рамках Форума подписано соглашение о сотрудничестве между Законодательной Думой Томской области (Российская Федерация) и Гродненским областным Советом депутатов (Республика Беларусь). Годом ранее было заключено соглашение между Томской областью и Гродненской областью (Республика Беларусь), направленное на дальнейшее развитие торгово-экономических, научно-технических и социально-культурных связей.
В целях утверждения соглашений в марте 2022 года принят Закон Томской области от 9 марта 2022 года N 9-ОЗ "Об утверждении соглашения между Администрацией Томской области (Российская Федерация) и Гродненским областным исполнительным комитетом (Республика Беларусь) о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве", а в сентябре т.г. по инициативе депутатов О.В. Козловской, А.Б. Куприянца, В.А. Власова - Закон Томской области от 12 сентября 2022 года N 89-ОЗ "Об утверждении Соглашения о сотрудничестве между Законодательной Думой Томской области (Российская Федерация) и Гродненским областным Советом депутатов (Республика Беларусь)".
1.7 Поддержка научной деятельности
В 2022 году на федеральном уровне принят закон (Федеральный закон от 16 апреля 2022 года N 108-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"), которым предусмотрено право субъекта Российской Федерации осуществлять финансовое обеспечение проведения научных исследований и разработок в федеральных научных организациях, участвовать в формировании инфраструктуры научных организаций, а также осуществлять финансовое обеспечение получения высшего образования и участвовать в формировании инфраструктуры (учебной, производственной, социальной) федеральных государственных образовательных организаций высшего образования.
С учетом данных изменений депутатами комитета В.А. Власовым и В.М. Рулевским внесен законопроект, которой по итогам рассмотрения поддержан комитетом и принят на Собрании Думы: Закон Томской области от 2 ноября 2022 года N 98-ОЗ "О внесении изменений в Закон Томской области "О научной деятельности и научно-технической политике Томской области" и Закон Томской области "Об образовании в Томской области". Кроме вышеуказанных изменений законом актуализирована цель, принципы и задачи научно-технической политики Томской области, скорректирован перечень субъектов организационно-правового обеспечения научной и (или) научно-технической деятельности на территории Томской области, в том числе исключены несуществующие в настоящее время организации и структуры, а также расширенны и актуализированы полномочия Законодательной Думы Томской области и Губернатора Томской области.
1.8 Совершенствование положений областного законодательства
В декабре 2021 года принят Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", которым внесен ряд изменений, в том числе в наименовании высшего исполнительного органа власти в субъектах Российской Федерации. В целях приведения региональных и муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с нормами федерального закона в отчетном периоде комитетом рассмотрено и рекомендовано к принятию несколько областных:
Закон Томской области от 6 декабря 2022 года N 137-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области",
Закон Томской области от 28 декабря 2022 года N 148-ОЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 11 Закона Томской области "О договорах Томской области с другими субъектами Российской Федерации об осуществлении межрегиональных связей" и Закон Томской области "О соглашениях Томской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей",
Закон Томской области от 28 декабря 2022 года N 150-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области",
Закон Томской области от 28 декабря 2022 года N 171-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области",
Закон Томской области от 28 декабря 2022 года N 172-ОЗ "О внесении изменений в Закон Томской области "О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области" и статью 8 Закона Томской области "Об инновационной деятельности в Томской области".
В результате положения более 15 областных законов актуализированы и соответствуют действующим нормам федерального законодательства.
1.9 Участие в доработке и рассмотрении проектов законов Томской области в смежных отраслях
Кроме вышеуказанных законов в отчетном периоде депутаты комитета также принимали активное участие в рассмотрении проектов областных законов и постановлений в смежных отраслях. При этом наибольшее количество таких законопроектов рассмотрено и поддержано в сфере налогового законодательства.
Так, в феврале 2022 года поддержано принятие Закона Томской области от 4 марта 2022 года N 1-ОЗ "О внесении изменения в статью 1.2 Закона Томской области "Об установлении на территории Томской области налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения". Закон направлен на поддержку субъектов малого предпринимательства, виды деятельности которых подверглись в 2021 году ограничению в условиях введения OR-кодов: деятельность в сферах общественного питания, дополнительного образования, в области искусства и организации развлечений, в том числе деятельность кинотеатров, зоопарков кинозалов, музеев, гостиничный бизнес. Для данных налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения "доходы" налоговая ставка на 2022 год была снижена в 2 раза с 6% до 3%.
В августе того же года в целях повышения инвестиционной привлекательности региона депутатами комитета поддержано принятие Закона Томской области от 12 сентября 2022 года N 77-ОЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Томской области "О предоставлении налоговых льгот участникам специальных инвестиционных контрактов - инвесторам в Томской области". Данный закон обеспечивает возможность получения налоговых льгот всеми инвесторами, которые будут реализовывать инвестиционные проекты на территории Томской области в рамках специальных инвестиционных контрактов "СПИК 1.0" и "СПИК 2.0", стороной которых выступает Томская область.
Еще одним "налоговым законом", рекомендованным комитетом к принятию, является Закон Томской области от 29 ноября 2022 года N 119-ОЗ "О внесении изменений в Закон Томской области "О налоге на имущество организаций", который нацелен не только на стимулирование предпринимательской активности в регионе, но и поддержку социально-значимых# инвестиций. В частности, законом на 3 года (до 2026 года) продлеваются льготы по налогу на имущество для следующих организаций:
- занимающихся производством, переработкой и хранением сельскохозяйственной продукции, выращиванием, ловлей и переработкой рыбы и морепродуктов;
- для газораспределительных организаций, осуществляющих распределение и транспортирование газообразного топлива для обеспечения коммунально-бытовых нужд;
- для организаций, являющимся специализированными обществами проектного финансирования в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Благодаря данным льготам предприятия сельскохозяйственного комплекса могут производить обновление основных фондов и модернизацию производственных мощностей в условиях опережающего роста затрат на энергию, нефтепродукты всех видов, минеральные удобрения, сельскохозяйственную технику и запасные запчасти к ней, газораспределительные организаций направляют дополнительные средства на реализацию проекта "Социальная газификация", в рамках которого без привлечения средств бюджета и средств населения осуществляется строительство газовых сетей в 91 населенном пункте Томской области. Кроме того, наряду с вышеуказанным положительными эффектами, льготы способствуют достижению показателя "Объем жилищного строительства, млн. кв. м в год" регионального проекта "Жилье" государственной программы "Жилье и городская среда Томской области".
Также депутатами комитета дважды (в 2021 и в 2022 году) с начала текущего созыва рассмотрены и поддержаны областные законы, устанавливающие региональный коэффициент, применяемый при исчислении НДФЛ иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму на территории области на основании патента: от 29 ноября 2021 года N 91-ОЗ "Об установлении коэффициента, отражающего особенности рынка труда Томской области, на 2022 год" и от 29 ноября 2022 года N 117-ОЗ "Об установлении коэффициента, отражающего особенности рынка труда Томской области, на 2023 год". Данными законами установлен размер вышеуказанного коэффициента равный 2, в результате чего стоимость патента в 2022 году составляет 4 752 рублей в месяц, а 2023 около 5 500 рублей в месяц.
Кроме того в декабре 2022 года по итогам рассмотрения поддержано принятие Закона Томской области от 28 декабря 2022 года N 144-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области", которым ряд областных законов, входящих в сферу ведения комитета приводится в соответствие с нормами Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
2. Совершенствование федерального законодательства
В отчетном периоде на заседаниях комитета рассмотрен 181 проект федеральных законов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также 9 законодательных инициатив и 13 обращений субъектов Российской Федерации. Комитетом подготовлены к рассмотрению и приняты Думой 25 постановлений о поддержке проектов федеральных законов, в том числе 2 - с замечаниями и предложениями и 1 - о направлении поправок к проекту федерального закона, принятого в первом чтении.
Основные изменения федерального законодательства подготовлены с целью создания условий для развития экономики в условиях внешнего санкционного давления и нивелирования последствий ограничений в отношении РФ.
Из 181 законопроекта, рассмотренных комитетом, 42 % законопроектов предполагают изменения в сфере предпринимательства и промышленности, основные из которых направлены на законодательное обеспечение социально-экономического развития, в том числе: создание условий для развития среднего и малого бизнеса, предпринимательской деятельности; повышение инвестиционной привлекательности и усовершенствование механизма реализации региональных инвестиционных проектов с участием субъектов малого и среднего предпринимательства; совершенствование механизмов государственно-частного партнерства; повышение эффективности работы государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке; уточнение порядка применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов за реализуемый товар с использованием торговых автоматов; эффективное и рациональное использование имущества в границах территорий опережающего социально-экономического развития; создание благоприятных условий для резидентов особых экономических зон; формирование благоприятной среды для развития социального предпринимательства; развитие этнокультурного туризма.
18 % проектов федеральных законов призваны усовершенствовать законодательство в сфере сельского хозяйства и ветеринарии, основные цели которых: обеспечение контроля за назначением и применением лекарственных препаратов для ветеринарного применения; укрепление механизмов государственного регулирования плодородия земель сельскохозяйственного назначения; поддержка отечественных производителей органической продукции, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечение условий для реализации сельхозпродукции собственного производства; уточнение маркировки органической продукции; усовершенствование терминологии, применяемой в пчеловодстве; безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами; создание льготных условий предоставления гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности; совершенствование порядка предоставления земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель.
13 % законопроектов направлены на развитие и усовершенствование законодательства в сфере науки и высшего образования, основные из которых направлены: на интеграцию науки и образования; предоставление права научным организациям осуществлять образовательную деятельность по программам специалитета; разработку программ по стимулированию заключения договоров целевого обучения студентов с работодателями в регионах; усовершенствование механизма выявления и поддержки талантливых детей, обеспечение комфортных, справедливых и равных условий для получения высшего образования для всех граждан Российской Федерации; совершенствование механизма целевого приема и целевого обучения; предоставление государственных услуг по государственной аккредитации образовательной деятельности и признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в электронном виде. Кроме этого, изменения направлены на совершенствование законодательного регулирования в области развития и использования генетических технологий, в том числе: продвижение отечественных генетических технологий и их продуктов для применения в российской медицине, биофармацевтике, промышленности и сельском хозяйстве; создание национальной базы генетических данных.
Еще 27 % составляют законопроекты, направленные на повышение эффективности:
- государственного контроля в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе: уточнение требований к выкладке винодельческой продукции при ее розничной продаже; уточнение требований по соблюдению норм мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции; соблюдение требований регионального законодательства об обеспечении тишины и покоя граждан.
- налогообложения и административного регулирования в сферах экономической деятельности и деятельности на цифровых товарных рынках; реализации государственной политики в сфере информационных технологий;
- контрактной системы обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Среди рассмотренных комитетом проектов федеральных законов можно выделить следующие, имеющие наибольшее значение:
Проект федерального закона N 9703-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части установления права заказчиков обеспечивать реализацию программ по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг) устанавливает право заказчиков обеспечивать реализацию программ по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг. Такие программы предусматривают мероприятия по оказанию финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки субъектам МСП. Они могут быть реализованы заказчиками при участии АО "Корпорация "МСП", организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП и иных заинтересованных органов (организаций). Кроме этого, законопроектом определены требования к содержанию программ развития и обозначены основные этапы их реализации. Законопроектом предусмотрено наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению: перечня заказчиков, которые вправе обеспечивать реализацию программ развития; формы программ развития с учетом требований, предусмотренных законопроектом; порядка ведения АО "Корпорация "МСП" реестра программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и осуществления мониторинга реализации программ развития поставщиков; порядка отбора субъектов МСП для участия в программах развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и требований к участникам программ развития.
Проект федерального закона N 83061-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов государственно-частного партнерства для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и повышения их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов) совершенствует механизмы государственно-частного партнерства для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и повышения их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов, а также повышения прозрачности процесса отбора потенциального исполнителя. Законопроект предусматривает, в частности, признание размера и порядка финансового участия концедента существенным условием для концессий. Кроме того, законодательно закреплены сложившиеся на рынке названия форм финансового участия: капитальный грант, плата концедента, минимальный гарантированный доход от использования объекта и т.д. При этом предельный размер финансового участия концедента не может покрывать все расходы концессионера на создание и использование объекта. Для концессий, в которых предусмотрено финансовое участие концедента, установление в соглашении концессионной платы становится необязательным, включая объекты тепло- и водоснабжения. Также среди нововведений - возможность передачи концессионеру недостроенных объектов, разъяснение понятия техобслуживания объекта концессии, запрет на обладание прав третьими лицами на момент передачи объекта в концессию, изменения условий проведения конкурса, а также возможность изменения условий уже заключённого соглашения под влиянием особых обстоятельств, прежде всего - макроэкономических факторов. Кроме того, проектом предусматривается, что субъект РФ будет выступать в качестве четвертой стороны прямого соглашения применительно к концессиям в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, при условии определения прав и обязанностей субъекта РФ в прямом соглашении и соблюдения бюджетного законодательства.
Проект федерального закона N 84812-8 "О внесении изменений в статью 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части уточнения механизма изменения контрактов на выполнение работ по геологическому изучению недр) предлагает унификацию порядка изменения контрактов на выполнение работ по геологическому изучению недр с механизмами, предусмотренными положениями ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ для контрактов в сфере строительства, учитывая необходимость утверждения проектной документации для проведения работ по геологическому изучению недр. Законопроектом установлен особый порядок вступления в силу его положений в целях обеспечения подготовки к проектируемым изменениям, издания подзаконных актов. Необходимость внесения указанных изменений обусловлена наличием особенностей выполнения геологоразведочных работ, связанных с длительным технологическим циклом их осуществления, а также с рядом рисков, в том числе неполучения перспективной с геологической точки зрения информации, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие проведения указанных работ.
Проект федерального закона N 122101-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования механизма целевого приема и целевого обучения" направлен на формирование комплексной системы выбора и доступности целевого обучения для всех граждан на основе публичного конкурса и публичных заявок работодателей, совершенствование системы подготовки специалистов, расширение возможностей для молодежи в бесплатном получении востребованной профессии и создание гарантий трудоустройства после завершения целевого обучения. Законопроектом предлагается использовать уже созданный суперсервис "Поступление в вуз онлайн", что позволит подавать через портал госуслуг онлайн-заявки на конкурсное целевое обучение по программам высшего профессионального образования. Суперсервис "Поступление в вуз онлайн" предлагается использовать в целях: выбора образовательного учреждения и конкурсной группы для поступления на целевое место; информирования об условиях конкурса на целевое место; информирования об условиях договора о целевом обучении; заполнения заявки на конкурсное целевое место и отправления ее в вузы. Все заявки на целевое обучение будут носить публичный характер. Порядок размещения заявок и сроки их размещения будет определяться Правительством Российской Федерации. Впервые в публичном доступе появятся заявки от работодателей, с которыми сможет ознакомиться любой выпускник школы и любая семья. Впервые открытым и публичным станет конкурс на каждую учебную и одновременно рабочую вакансию и впервые эта вакансия на конкурсной основе становится доступной для любого выпускника из любого региона, что открывает новые возможности для самореализации молодых людей и выбора места для жизни и работы. Дополнительно это позволит исключить, в том числе и коррупционные риски. Данный подход позволит увидеть объективную оценку работодателей по вопросам качества профессионального образования. По итогам конкурса на целевое место, соискатели смогут заключить в электронной форме договор с заказчиком целевого обучения и ВУЗом.
Проект федерального закона N 193122-8 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части предоставления самозанятым равного доступа для включения в реестр производителей органической продукции) направлен на представление самозанятым, желающим пройти сертификацию органического производства, равного доступа для включения в реестр производителей органической продукции. В проекте федерального закона: уточнен механизм включения в Реестр сведений о самозанятых (в рамках ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 280-ФЗ); предусмотрена возможность включения в реестр иностранных юридических и физических лиц, прошедших сертификацию органического производства согласно требованиям Федерального закона N 280-ФЗ (в рамках ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 280-ФЗ). Принятие законопроекта будет способствовать увеличению объемов органической продукции на российском рынке.
Проект федерального закона N 210529-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу использования имущества, расположенного на территории опережающего социально-экономического развития) предлагает установить возможность передачи управляющей компании движимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в целях осуществления функции управляющей компании, в том числе последующего предоставления его резидентам территории опережающего социально-экономического развития, а также порядок распоряжения управляющей компанией переданным ей в собственность или в аренду движимым имуществом, расположенным на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Устанавливается возможность передачи объектов движимого и недвижимого имущества индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, являющимся резидентами ТОСЭР, созданных на территориях ЗАТО (за исключением Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации), во временное пользование и владение. Кроме этого, в целях повышения доступности, предоставляемых резидентам услуг, законопроект уточняет в отношении ТОСЭР, созданных на территориях ЗАТО (за исключением Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации), полномочия уполномоченного федерального органа. Из полномочий уполномоченного федерального органа в отношении ТОСЭР, созданных на территории ЗАТО, исключаются полномочия по: выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства и реконструкции объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития; принятию решения о подготовке и утверждению проекта планировки территории опережающего социально-экономического развития в целях ее комплексного развития; принятию решения о резервировании земель и принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития; установлению сервитутов в отношении земельных участков в целях размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития. Данные полномочия будут осуществляться в общем порядке уполномоченными органами местного самоуправления, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Проект федерального закона N 212657-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (о формировании сведений при расчетах за маркированный товар) предлагает отменить обязанность для пользователей контрольно-кассовой техники передавать информацию о маркированных товарах при расчетах за него в информационные системы маркировки в ряде случаев: при расчетах за товар с использованием автоматического устройства; при оказании услуг общепита, предусматривающих передачу маркированного товара до или после расчетов; в отношении товара, который имеет один код товара, входящий в состав кода идентификации, если покупателем является организация или ИП, которые рассчитываются наличными или с предъявлением электронного средства платежа. В указанных случаях в момент расчета можно будет не формировать запрос о коде маркировки и вместо этого включать в уведомление о реализации маркированного товара код товара, входящий в состав кода идентификации.
Проект федерального закона N 226998-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка совместного владения, пользования и распоряжения имуществом общего пользования) предлагает добавить общему собранию садовых товариществ полномочие по принятию решения о передаче в пользование имущества общего пользования третьим лицам, включая определение условий использования указанного имущества. Данная мера позволит решить в том числе и вопросы размещения торговых объектов. Кроме того, по решению общего собрания возможно выделение земельных участков общего назначения для организации ярмарочных площадок для осуществления торговой деятельности посредством установки нестационарных торговых объектов, торговли с автоприцепов, автолавок (мобильных торговых объектов) для организации торговли товарами первой необходимости и оказания бытовых услуг на территории товариществ.
3. Иные вопросы, рассмотренные комитетом
За отчетный период комитетом рассмотрены 3 ходатайства депутатов о награждении Почетной грамотой Законодательной Думы Томской области, по которым подготовлены решения с рекомендацией о награждении Почетной грамотой Законодательной Думы Томской области двух коллективов организаций и одного гражданина Томской области за высокие достижения в образовательной и научно-технической сферах, способствующие укреплению и развитию Томской области, а также высокий профессионализм и значительный вклад в социально-экономическое развитие региона.
Также, в отчетном периоде депутатами комитета рассмотрено и поддержано представление комиссии по наградам Томской области о награждении знаком отличия "За заслуги перед Томской областью", о награждении Почетной грамотой Томской области и о награждении знаком отличия "Родительская доблесть", работающих в сферах, отнесенных распоряжением Председателя Думы N 482-р к вопросам ведения комитета.
4. Исполнение контрольных полномочий
В отчетном периоде комитетом также уделялось внимание вопросам контроля исполнения ранее принятых нормативных правовых актов Томской области, в том числе рассмотрены: Доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области о деятельности в 2021 году, Прогноз социально-экономического развития Томской области на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов, а также проекты постановлений Законодательной Думы Томской области:
- Об отчете Губернатора Томской области о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области за 2021 год;
- Об итогах рассмотрения доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области о деятельности в 2021 году.
На постоянной основе комитет подготавливал информацию об изменениях законодательства Российской Федерации в целях обеспечения социально-экономической стабильности (в условиях санкций).
В период осенних сессий комитетом рассмотрены и поддержаны проекты Законов Томской области "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Также в течение отчетного периода комитетом совместно с профильными комиссиями заслушана информация Администрации Томской области, руководителей федеральных территориальных органов исполнительной власти и иных региональных центров и объединений:
- "О мерах поддержки инвестиционной деятельности на территории Томской области: текущая ситуация и перспективы";
- "О реализации государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий Томской области" в 2022 году: текущая ситуация и перспективы".
- "О деятельности Управления Россельхознадзора по Томской области: кратко об итогах 2021 года, приоритеты в работе 2022 года, проблемные вопросы в условиях санкций и предложения по их решению";
- "О мерах поддержки бизнеса в условиях санкций: трансформация рынков сбыта".
Кроме того, учитывая, что АО "ОЭЗ ТВТ "Томск" самый крупный актив, находящийся в собственности Томской области, в феврале и декабре 2022 года заслушивалась информация генерального директора Каминского К.В. о текущей ситуации и перспективах развития особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Томск" в новых условиях.
Замечания и предложения, поступившие от депутатов комитета и членов постоянных комиссий по итогам вышеуказанных информационных выступлений, направлены для проработки ответственным исполнителям.
В рамках реализации контрольных полномочий депутатами комитета дважды заслушаны отчеты Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники и Сибирского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации о реализации программ развития университетов на 2021-2030 годы в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030".
Также в отчетном периоде в комитет по экономической политике поступило три протокольных поручения с собраний Законодательной Думы Томской области по следующим вопросам:
- о комплексе мер, принятых на федеральном и региональном уровнях в целях обеспечения развития региональной экономики в условиях санкций (в разрезе направлений поддержки и источников финансирования) и оценку их долгосрочного влияния на стабилизацию социально-экономической ситуации в регионе, в том числе устойчивость бизнеса;
- о работе и перспективах развития фармацевтических предприятий на территории Томской области;
- об эффективности критериев и условий предоставления государственной поддержки инвесторов на территории Томской области.
Первое из протокольных поручений уже выполнено.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
4. Работа постоянных комиссий комитета
Согласно постановлению Законодательной Думы Томской области от 14.10.2021 N 6 "О структуре Законодательной Думы Томской области седьмого созыва" в структуре комитета образованы 3 постоянных комиссии, состав которых утвержден постановлением Законодательной Думы Томской области от 22.12.2021 N 130 "О составах постоянных комиссий комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике":
1) по вопросам стратегического развития, науке, высшей школе и инновационной политике (председатель - В.М. Рулевский);
2) по промышленности и предпринимательству (председатель - И.И. Пушкарев);
3) по вопросам агропромышленного комплекса (председатель - Г.Н. Сергеенко).
В отчетном периоде комитетом по экономической политике рассмотрены и поддержаны 2 проекта постановлений Законодательной Думы Томской области о внесении изменений в составы постоянных комиссий комитета. Изменения связанны# с включением депутата Журавлева Ю.Б. в состав постоянной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса, а также произошедшими кадровыми изменениями и возникшей необходимостью корректировки должностей экспертов.
В отчетном периоде проведено 10 заседаний постоянных комиссий комитета. Учитывая введенные ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, большинство заседаний постоянных комиссий проведено совместно с заседаниями комитета, в том числе в режиме видео-конференц-связи. По мере ослабления ограничений ряд вопросов рассмотрены также на "отдельных" заседаниях постоянных комиссий:
- развитие малых инновационных предприятий на базе ВУЗов г. Томска: проблемы и перспективы;
- поиск промышленных партнёров ВУЗами. Реализация модели интенсивного развития посредством создания механизмов эффективной кооперации бизнеса, науки и образования;
- развитие высшего образования и науки в Томской области в рамках мероприятий государственной программы "Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области: проблемы и перспективы".
По итогам вышеуказанной деятельности комиссиями приняты решения о поддержке ряда проектов законов и постановлений Законодательной Думы Томской области, государственных программ Томской области, а также подготовлены рекомендации по их совершенствованию и дополнительной проработке ряда вопросов Администрацией Томской области. В результате актуальные вопросы предпринимателей, а также вопросы совершенствования федерального и регионального законодательства не остались без внимания.
В соответствии с вопросами ведения комиссий по итогам рассмотрения проектов федеральных законов, законодательных инициатив и обращений субъектов Российской Федерации, поступивших в Законодательную Думу Томской области, председателями постоянных комиссий дополнительно направлено в комитет 3 решения.
Деятельность депутатов комитета носит открытый характер. Информация о результатах работы депутатов регулярно публикуется в информационных бюллетенях Думы, освещается в средствах массовой информации, материалы заседаний комитета, а также пресс-релизы по итогам заседаний размещаются на официальном сайте Законодательной Думы Томской области в сети Интернет.
Перечень
постановлений Законодательной Думы Томской области, подготовленных комитетом по экономической политике за период 4 квартал 2021-2022 годы
N п/п |
N постановления |
Дата принятия |
Наименование нормативного правового акта |
1. |
60 |
18.11.2021 |
О Законе Томской области "О внесении изменения в статью 8 Закона Томской области "О промышленных (индустриальных) парках в Томской области" |
2. |
61 |
18.11.2021 |
О проекте закона Томской области "О внесении изменений в статью 2 Закона Томской области "О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области, установленных Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" |
3. |
110 |
22.12.2021 |
О Законе Томской области "О внесении изменений в статьи 1 и 6 Закона Томской области "Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Томской области" |
4. |
111 |
22.12.2021 |
О Законе Томской области "О внесении изменений в Закон Томской области "Об отдельных вопросах регулирования розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Томской области" |
5. |
112 |
22.12.2021 |
О Законе Томской области "О внесении изменений в Закон Томской области "Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Томской области" |
6. |
113 |
22.12.2021 |
О Законе Томской области "О внесении изменений в статью 2 Закона Томской области "О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области, установленных Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" |
7. |
130 |
22.12.2021 |
О составах постоянных комиссий комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике |
8. |
143 |
22.12.2021 |
О проекте федерального закона N 9703-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части установления права заказчиков обеспечивать реализацию программ по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг) |
9. |
144 |
22.12.2021 |
О проекте федерального закона N 8802-8 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части предоставления самозанятым, желающим пройти сертификацию органической продукции, равного доступа для включения в реестр производителей органической продукции) |
10. |
145 |
22.12.2021 |
О проекте федерального закона N 8788-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О пчеловодстве в Российской Федерации" (в части дополнения понятийного аппарата) |
11. |
146 |
22.12.2021 |
О проекте федерального закона N 6598-8 "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (о наделении Торгово-промышленной палаты Российской Федерации полномочиями по обеспечению порядка свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы в договорах) |
12. |
147 |
22.12.2021 |
О проекте федерального закона N 9719-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части увеличения предельных значений выручки хозяйствующих субъектов в целях снижения антимонопольного контроля) |
13. |
148 |
22.12.2021 |
О проекте федерального закона N 9734-8 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части предоставления права духовным образовательным организациям реализовывать программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре) |
14. |
155 |
24.02.2022 |
О Законе Томской области "О внесении изменений в Закон Томской области "О племенном животноводстве в Томской области" |
15. |
156 |
24.02.2022 |
О Законе Томской области "О внесении изменений в Закон Томской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственной поддержке сельскохозяйственного производства" |
16. |
157 |
24.02.2022 |
О Законе Томской области "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области" |
17. |
158 |
24.02.2022 |
О Законе Томской области "Об утверждении Соглашения между Администрацией Томской области (Российская Федерация) и Гродненским областным исполнительным комитетом (Республика Беларусь) о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве" |
18. |
185 |
24.02.2022 |
О проекте федерального закона N 50918-8 "О внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" (в части уточнения порядка изъятия животных и (или) продукции животного происхождения при ликвидации очагов особо опасных болезней животных) |
19. |
186 |
24.02.2022 |
О проекте федерального закона N 43016-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования корпоративных и земельно-имущественных отношений, возникающих при ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд) |
20. |
218 |
31.03.2022 |
О Законе Томской области "О внесении изменения в статью 7 Закона Томской области "О туристской деятельности на территории Томской области" |
21. |
219 |
31.03.2022 |
О Законе Томской области "О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области "О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в области государственного регулирования торговой деятельности" |
22. |
233 |
31.03.2022 |
О проекте федерального закона N 75205-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части заключения концессионного соглашения, соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве) |
23. |
234 |
31.03.2022 |
О проекте федерального закона N 61737-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования преференциальных режимов) |
24. |
235 |
31.03.2022 |
О проекте федерального закона N 61734-8 "О внесении изменений в статью 3515 Трудового кодекса Российской Федерации" (об исключении смешения понятий "территории опережающего социально-экономического развития" и "особые экономические зоны") |
25. |
254 |
22.04.2022 |
О докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области о деятельности в 2021 году |
26. |
280 |
22.04.2022 |
О проекте федерального закона N 83061-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов государственно-частного партнерства для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и повышения их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов) |
27. |
281 |
22.04.2022 |
О проекте федерального закона N 84812-8 "О внесении изменений в статью 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части уточнения механизма изменения контрактов на выполнение работ по геологическому изучению недр) |
28. |
300 |
26.05.2022 |
О Законе Томской области "О внесении изменений в Закон Томской области "О туристской деятельности на территории Томской области" |
29. |
311 |
26.05.2022 |
О внесении изменений в постановление Законодательной Думы Томской области от 22 декабря 2021 года N 130 "О составах постоянных комиссий комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике" |
30. |
312 |
26.05.2022 |
Об итогах рассмотрения доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области о деятельности в 2021 году |
31. |
370 |
28.06.2022 |
О проекте федерального закона N 119762-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
32. |
371 |
28.06.2022 |
О проекте федерального закона N 122101-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования механизма целевого приема и целевого обучения" |
33. |
394 |
30.08.2022 |
О Законе Томской области "О внесении изменений в Закон Томской области "О туристской деятельности на территории Томской области" |
34. |
404 |
30.08.2022 |
О Законе Томской области "Об утверждении Соглашения о сотрудничестве между Законодательной Думой Томской области (Российская Федерация) и Гродненским областным Советом депутатов (Республика Беларусь)" |
35. |
405 |
30.08.2022 |
О проекте закона Томской области "О внесении изменений в Закон Томской области "О научной деятельности и научно-технической политике Томской области" и Закон Томской области "Об образовании в Томской области" |
36. |
424 |
30.08.2022 |
О проекте федерального закона N 155128-8 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статью 3910 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель) |
37. |
425 |
30.08.2022 |
О проекте федерального закона N 150776-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" |
38. |
466 |
27.10.2022 |
О Законе Томской области "О внесении изменений в Закон Томской области "О научной деятельности и научно-технической политике Томской области" и Закон Томской области "Об образовании в Томской области" |
39. |
483 |
27.10.2022 |
О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 15.12.2014 N 182-ОЗ "О промышленных (индустриальных) парках в Томской области" |
40. |
486 |
27.10.2022 |
О внесении изменений в постановление Законодательной Думы Томской области от 22 декабря 2021 года N 130 "О составах постоянных комиссий комитета Законодательной Думы Томской области по экономической политике" |
41. |
492 |
27.10.2022 |
О проекте федерального закона N 193122-8 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части предоставления самозанятым равного доступа для включения в реестр производителей органической продукции) |
42. |
531 |
24.11.2022 |
Об отчете о реализации в 2021-2022 годах "Программы развития Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) на 2021-2030 годы" в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" |
43. |
532 |
24.11.2022 |
Об отчете о реализации в 2021-2022 годах "Программы развития Сибирского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации (СибГМУ) на 2021-2030 годы" в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" |
44. |
542 |
24.11.2022 |
О Законе Томской области "О внесении изменения в статью 2 Закона Томской области "О разграничении полномочий органов государственной власти Томской области в области государственного регулирования торговой деятельности" |
45. |
543 |
24.11.2022 |
О Законе Томской области "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области" |
46. |
560 |
24.11.2022 |
О проекте федерального закона N 210529-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу использования имущества, расположенного на территории опережающего социально-экономического развития) |
47. |
561 |
24.11.2022 |
О проекте федерального закона N 221974-8 "О внесении изменений в статьи 15 и 25 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части дополнения перечня организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, центрами компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров) |
48. |
562 |
24.11.2022 |
О проекте федерального закона N 212657-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (о формировании сведений при расчетах за маркированный товар) |
49. |
605 |
22.12.2022 |
О Законе Томской области "О внесении изменений в статьи 3 и 11 Закона Томской области "О договорах Томской области с другими субъектами Российской Федерации об осуществлении межрегиональных связей" и Закон Томской области "О соглашениях Томской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей" |
50. |
606 |
22.12.2022 |
О Законе Томской области "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в сфере государственной поддержки сельскохозяйственного производства" |
51. |
607 |
22.12.2022 |
О Законе Томской области "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области" |
52. |
608 |
22.12.2022 |
О Законе Томской области "О внесении изменений в Закон Томской области "О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области" и статью 8 Закона Томской области "Об инновационной деятельности в Томской области" |
53. |
609 |
22.12.2022 |
О Законе Томской области "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области" |
54. |
628 |
22.12.2022 |
О проекте федерального закона N 226998-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка совместного владения, пользования и распоряжения имуществом общего пользования) |
55. |
629 |
22.12.2022 |
О проекте федерального закона N 222259-8 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О пчеловодстве в Российской Федерации" (в части уточнения сроков оповещения о проведении работ по применению пестицидов и агрохимикатов) |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательной Думы Томской области от 28 февраля 2023 г. N 671 "Об отчете комитета Законодательной Думы Томской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.