г. Краснодар |
|
27 ноября 2013 г. |
Дело N А18-96/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Леоновой О.В. и Савенко Л.И., при участии от ответчика - государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (ИНН 0602015269, ОГРН 1020600985503) - Оздоева Р.Т. (доверенность от 22.01.2013), в отсутствие от истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Ингушетия (ИНН 0603278359, ОГРН 1040600282975), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 по делу N А18-96/2013 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.), установил следующее.
Управление Росприроднадзора по Республике Ингушетия (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее - фонд, учреждение) о взыскании 69 517 рублей 16 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением от 17.05.2013 (судья Цечоев Р.Ш.) в иске отказано со ссылкой на то, что фонд не занимается деятельностью по размещению, хранению и утилизации отходов производства и потребления в смысле, придаваемом Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах). Суд указал, что требование в отношении платы за выбросы веществ загрязняющих атмосферный воздух от передвижных источников и эксплуатации автотранспортных средств заявителем не предъявлялись, так как данные платы ответчиком произведены.
Постановлением апелляционного суда от 06.09.2013 решение отменено, с фонда в пользу управления взыскано 69 517 рублей 16 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду. Суд исходил из того, что в результате деятельности учреждения образуются отходы производства и потребления, собственником которых является ответчик. По мнению суда, субъектом внесения платы за размещение отходов является собственник отходов, который несет полную ответственность за их размещение.
В кассационной жалобе фонд просит отменить постановление и оставить в силе решение. Заявитель указывает на то, что размещение, складирование, хранение им на своей территории предметов, определенных управлением в качестве отходов, до их сдачи специализированным в области обращения с отходами организациям, не является доказательством осуществления им деятельности по накоплению отходов в качестве самостоятельного вида деятельности по обращению с отходами. К деятельности по обращению с отходами относятся только специализированные виды деятельности по осуществлению различных операций с отходами. Апелляционный суд не учел позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 17.03.2009 N 14561/08. В определении от 12.08.2013 суд предложил управлению представить документы, подтверждающие, что фонд занимается деятельностью по размещению, хранению и утилизации отходов, однако истец таких доказательств не представил, а суд не обеспечил исполнение своего определения.
Отзыв на жалобу управление в суд не направило.
Изучив материалы дела и выслушав представителя ответчика, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании докладной записки от 06.02.2012 начальника отдела надзора за водными ресурсами, экологического контроля, экологической экспертизы и нормирования об отсутствии платежей за негативное воздействие на окружающую среду по итогам принятых отчетов за 4 квартал 2011 года в отношении фонда проведено административное расследование, в ходе которого управлением вынесено определение от 08.02.2012 о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Управление произвело расчет платы за негативное воздействие фондом на окружающую среду на сумму 123 197 рублей 82 копейки, в том числе:
162 рубля 12 копеек за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников; 66 рублей 55 копеек за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных объектов; 122 969 рублей 15 копеек за образование отходов.
Платежными поручениями от 11.08.2011 N 450 и от 04.10.2011 N 568 фонд уплатил 53 680 рублей 66 копеек. Остаток суммы в размере 69 517 рублей 16 копеек фондом не оплачен, в связи с чем управление вынесло постановление от 29.03.2012 N 15 о привлечении фонда к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 50 тыс. рублей.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15.06.2012 по делу N А18-217/2012 фонду отказано в удовлетворении заявления об отмене указанного постановления.
В письме от 05.10.2012 в адрес фонда управление потребовало погасить задолженность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, на которое учреждение ответило, что в 2011 году им осуществлена переплата за воздействие на окружающую среду в сумме 53 273 рубля 38 копеек.
Ссылаясь на то, что ответчиком в добровольном порядке плата за негативное воздействие на окружающую среду не произведена, управление обратилось в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя иск, апелляционный суд указал, что в результате хозяйственной деятельности фонда образуются отходы производства и потребления. Однако договоры по оказанию коммунальных услуг, заключенные ответчиком с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, предусматривают вывоз твердых бытовых отходов, а не размещение и захоронение данных отходов. Кроме того, эти предприятия не являются специализированными организациями и не имеют лицензии на осуществление деятельности в области обращении с отходами. Отказ от права собственности на отходы допускается при условии соблюдения требований законодательства об отходах и не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении этих отходов до момента приобретения права собственности на них другим лицом, за исключением случаев, когда отходы в соответствии с законодательством государства подвергнуты удалению. Собственник отходов несет полную ответственность за размещение своих отходов, при этом он должен отчитываться в установленном порядке не только за отходы, находящиеся в собственности, но и за отходы, образованные в результате его хозяйственной и иной деятельности, переданные в собственность другим лицам.
Однако судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Исходя из статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.).
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Законом об охране среды.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Поскольку фонд не осуществляет специализированную деятельность по размещению отходов по смыслу Закона об охране среды и Закона об отходах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика обязанности по внесению платежей за размещение отходов. Названный правовой подход изложен в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08, от 20.07.2010 N 4433/10, от 12.07.2011 N 1752/11.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что учреждение как собственник отходов должно вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду, противоречат действующему законодательству и сложившейся практике по рассмотрению аналогичных споров.
Отказывая в иске, суд первой инстанции учел, что обязанность ответчика по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов веществ, загрязняющих атмосферный воздух от передвижных и стационарных источников, фондом исполнена в полном объеме.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Поскольку суд апелляционной инстанции неправильно истолковал закон и пришел к ошибочному выводу, принятый им судебный акт подлежит отмене, а решение - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 по делу N А18-96/2013 отменить, решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 17.05.2013 оставить в силе.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Ингушетия (ИНН 0603278359) в пользу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (ИНН 0602015269) 2 тыс. рублей расходов по уплате госпошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.