Арбитражным судом г. Москвы было вынесено Определение о завершении конкурсного производства в отношении организации, являющейся отсутствующим должником. При этом данное Определение является основанием для внесения записи в единый государственный реестр о ликвидации должника.
Конкурсным управляющим были направлены документы на регистрацию предприятия в связи с ликвидацией в налоговый орган. Однако в данной регистрации было отказано по причине неуплаты государственной пошлины, уплата которой предусмотрена п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
Учитывая, что организация является отсутствующим должником и в процессе конкурсного производства конкурсная масса не была сформирована, денежные средства на уплату государственной пошлины отсутствуют.
Просьба разъяснить порядок действий конкурсного управляющего в данной ситуации
На основании ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" при ликвидации юридического лица в случае процедуры банкротства конкурсным управляющим в регистрирующий орган вместе с определением арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен быть представлен документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 177 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) отсутствующим должником признается юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность, руководитель которого отсутствует и установить его местонахождение не представляется возможным. В отношении указанных юридических лиц Законом предусмотрена упрощенная процедура банкротства.
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от размера кредиторской задолженности.
Обязанность по ликвидации отсутствующего должника в порядке параграфа 2 главы 10 Закона возложена на конкурсного управляющего, назначаемого арбитражным судом по представлению государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Арбитражный суд может назначить конкурсного управляющего из числа сотрудников государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 301 "Об утверждении положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству" Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (далее - Федеральная служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве) организаций.
На основании п. 2 ст. 25 Закона Федеральная служба должна обеспечивать реализацию процедуры банкротства отсутствующего должника.
В целях реализации указанного положения Закона, обеспечения организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации процедур банкротства, приказом Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 31.12.98 N 330 "О специализированном фонде ФСДН России" создан специализированный фонд Федеральной службы России по делам о несостоятельности и оздоровлению.
Средства данного фонда направляются в том числе и на обеспечение банкротства отсутствующего должника.
Таким образом, оплата государственной пошлины может производиться из средств специализированного фонда Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.
Непредставление в регистрирующий орган документа об уплате государственной пошлины влечет отказ в государственной регистрации на основании ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
Вместе с тем в случае если конкурсный управляющий назначен арбитражным судом из числа сотрудников государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, документ об уплате государственной пошлины в регистрирующий орган не предоставляется на основании пп. 1 п. 7 ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине".
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 11-17/46117 от 2 октября 2002 г., подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Ю.А. Мавашевым
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1