Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации Программы и формулировка основных проблем текущего состояния профилактики суицида среди несовершеннолетних
Подростковый возраст - важнейший в развитии человека. Этот уникальный период цикла развития человека важен для гармонизации душевного и физического благополучия в дальнейшем, но бурная стрессогенная реальность XXI века порой негативно отражается на жизни подростков.
Суицидальное поведение детей и подростков, как неизменно актуальная проблема современного общества, вызывает особую озабоченность, так как 1/3 из 800 тысяч гибнущих ежегодно от самоубийств в мире - молодые. На самоубийства приходятся 8,5% смертей подростков и молодых людей в возрасте 15-29 лет.
В 2022 году среди обучающихся МОО г. Шадринска зарегистрировано 7 случаев суицидального поведения. В 2021 году среди обучающихся МОО г. Шадринска зарегистрировано 2 случая суицидального поведения, т.е. в сравнении с 2021 годом в 2022 году количество случаев суицидального поведения несовершеннолетних повысилось в 3,5 раза.
В России подростки представляют возрастную группу до 18 лет, находящуюся под защитой государства, родителей (законных представителей), осуществляющих заботу и охрану их жизни и здоровья. Основные гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, закреплены в Федеральном законе от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 N 2098-р, от 26.04.2021 N 1058-р утверждены комплексы мер, включающие разработку методических рекомендаций по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, выявлению ранних суицидальных признаков, проведение семинаров, лекций для педагогов, школьных врачей и педагогов-психологов, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, других специалистов, занятых работой с несовершеннолетними с участием психиатров.
Распространенность, мотивация, особенности предсуицидального состояния отличаются в зависимости от возраста. В детском возрасте суицидальное поведение достаточно редко и, как правило, связано с тяжелыми психотравмирующими событиями. Основными проявлениями кризисного состояния являются повышенная утомляемость, соматическое недомогание, эмоциональная нестабильность, нарушение сна, аппетита, патологическое фантазирование на тему собственной смерти и похорон. Попытка само - убийства часто оказывается неожиданным событием для близких.
С 12-15 лет суицидальное поведение проходит через стадии оформленного суицидального кризиса. Пик суицидального поведения приходится на возрастную группу 1619 лет и в большинстве своем связан с манифестацией психических нарушений, в первую очередь расстройств аффективного спектра. В этой возрастной группе наблюдается максимальная выраженность актов самоповреждающего поведения в сочетании с девиантным поведением. Для девушек более характерны хронические депрессивные состояния, для молодых людей - острые стрессовые тревожно-дисфорические реакции.
Суицидальное поведение подростков может быть связано с физическими и неврологическими последствиями различных заболеваний и инвалидностью, что влечет тяжелое социально-экономическое и психологическое бремя.
При этом стоит учитывать, что подростки с суицидальным поведением и их близкие склонны уклоняться от специализированной профессиональной помощи.
Среди факторов и причин детского и подросткового суицида можно выделить биологические, психологические и социально-средовые. При этом суицидальное поведение многогранно. Обычно для объяснения мотивов самоубийства недостаточно какой-либо одной причины или стрессового фактора. Чаще всего параллельно действуют несколько факторов риска, которые в совокупности повышают уязвимость человека в отношении суицидального поведения. При этом присутствие факторов риска не всегда влечет за собой суицидальные действия.
К числу биологических факторов относятся устанавливаемые медицинскими работниками серотонинергические, норадренергические, дофаминергические дисфункции, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковная гиперактивность. К указанной группе факторов можно также отнести клинические факторы: депрессивные, тревожные симптомы, усугубляющие отсутствием психиатрической помощи в первые три месяца психического расстройства; формирующиеся расстройства личности, шизофрения, злоупотребление психоактивными веществами (часто как средствами самолечения); хронические соматические заболевания (особенно с ограничением повседневного функционирования и хроническим болевым синдромом); попытки самоубийства в последние полгода; семейная история самоубийств.
Психологические факторы формирования суицидального поведения у детей и подростков многочисленны: неблагоприятная семейная обстановка (отсутствие любви, наличие безразличия, жестокости, насилия физического, психологического, сексуального) или, напротив, отношение к ребенку как к кумиру семьи; развод родителей); отсутствие психологической безопасности образовательной среды (неспособность справиться с трудностями учебной программы; адаптация к учебному процессу; повышенная напряженность в экзаменационный период; конфликты с друзьями или педагогами; буллинг); индивидуальные психологические особенности (трудно протекающий пубертат, чувство неполноценности, заниженная самооценка; прессинг успеха (страх не оправдать надежды взрослых); слишком высокие собственные притязания на успех; крушение романтических отношений, неразделенная любовь; беременность; проблемы с правоохранительными органами; подражание своим сверстникам и кумирам, совершившим суицид).
Социально-средовые факторы - это стрессовые события, определенные социальные характеристики, доступность средств суицида. Риск самоубийств повышают вынужденная миграция, факты дискриминации социальных групп (лица, освободившиеся из заключения или содержащиеся под стражей, и члены их семей; лица, которые идентифицируют себя с представителями нетрадиционной сексуальной ориентации; беженцы), семейное неблагополучие.
Немаловажным риском суицида является психологический "барьер" в отношении обращения за помощью, все еще существующий в обществе. Продолжают подвергаться осуждению те, кто стремится получить помощь в связи с суицидальным поведением, нарушениями психического здоровья, злоупотреблением психоактивными веществами либо иными эмоциональными стресс-факторами, что может быть существенным препятствием к получению необходимой помощи. "Барьер" мешает друзьям и членам семьи уязвимого человека оказать ему нужную поддержку, а иногда даже признать наличие тревожной ситуации, играет важнейшую роль в неприятии перемен и нежелании предпринимать меры по предупреждению самоубийств. Часто роковую роль в самоубийстве несовершеннолетних играет освещение самоубийств в средствах массовой информации (далее - СМИ) и социальных сетях, где суициду могут придать сенсационную, гламурную или романтическую окраску, увеличивая риск того, что у самоубийц найдутся подражатели среди уязвимых людей. Важно, чтобы представители СМИ сознавали свою ответственность при необоснованно подробном освещении самоубийства известных людей, сообщениях о необычных способах самоубийства или о серии самоубийств, а также оправдании самоубийств, характеризуя их как допустимую реакцию на кризис или несчастье.
Доступ к средствам совершения самоубийства - один из важнейших факторов риска. Прямая доступность или близость таких средств повышает риск самоубийства. Для максимально успешного предупреждения самоубийств важно учитывать не только общие факторы риска формирования суицидального поведения, но и тип территории, населенных пунктов и застройки, наличие химических производств или предприятий сельского хозяйства (где есть свободный доступ к токсическим веществам), этнический состав населения, миграционные процессы и культуральные особенности, структура занятости населения и уровень социально-экономического благополучия, особенности социализации детей и подростков: возможности организации досуга, условия для разностороннего развития и дальнейшего трудоустройства, общий уровень криминогенности, профилактические ресурсы территории.
Одной из причин совершения суицидов среди несовершеннолетних являются просчеты и недостатки в работе органов системы профилактики, такие как несвоевременное выявление детей "группы риска" по суицидальному поведению, некачественное оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним данной группы и их семьям, часто вследствие увеличения педагогической нагрузки педагога-психолога.
Имеет место некачественное проведение работы по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, или находящихся в социально опасном положении, что способствует суицидальным проявлениям у детей данных категорий, а также неэффективная координация межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики.
С целью определения значимых факторов суицидального поведения необходимо регулярно проводить мониторинг случаев самоубийств и суицидального поведения, анализ проведенной профилактической работы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.