В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 16 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" в целях реализации Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 2577-р:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития приграничного сотрудничества Республики Тыва с аймаками Монголии до 2030 года.
2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Республики Тыва от 15 июня 2016 г. N 213-р "Об утверждении Концепции развития приграничного сотрудничества Республики Тыва с аймаками Монголии до 2025 года".
3. Разместить настоящее распоряжение на официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заместитель Председателя |
А. Брокерт |
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Тыва
от 16 марта 2023 г. N 147-р
Концепция
развития приграничного сотрудничества Республики Тыва Российской Федерации с аймаками Монголии до 2030 года
I. Общие положения
Республика Тыва, являясь приграничным субъектом Российской Федерации, участвует в пределах полномочий, предоставленных ей Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, в приграничном сотрудничестве. Правовой основой развития приграничного сотрудничества являются Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640, положения Федерального закона от 16 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", положения Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 2577-р, Закон Республики Тыва от 31 марта 2005 г. N 846 ВХ-I "О межрегиональных, международных и внешнеэкономических связях Республики Тыва", постановление Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2018 г. N 638 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года".
В настоящее время для Республики Тыва вопросы приграничного экономического сотрудничества с соседней Монголией становятся все более актуальными в связи с расширением российско-монгольской внешнеэкономической деятельности на основе естественного географического положения и культурно-этнической близости народов.
Сотрудничество Республики Тыва с приграничными аймаками Монголии развивается в различных сферах деятельности, инициаторами процесса выступают исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований приграничных территорий Республики Тыва и Монголии.
В целях нормативно-правового обеспечения взаимных отношений в 2002 году были подписаны соглашения между Правительством Республики Тыва и администрациями приграничных Увсанурского, Завханского, Ховдского, Баян-Ульгийского аймаков о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном приграничном сотрудничестве, а в 2004 году такие же соглашения подписаны с Архангайским и Хубсугульским аймаками. Заключены соглашения между Барун-Хемчикским, Монгун-Тайгинским и Тес-Хемским кожуунами и Администрацией Увсанурского аймака, между мэриями г. Кызыла и г. Улангома Увсанурского аймака.
В сфере правоохранительной деятельности Министерством внутренних дел по Республике Тыва (далее - МВД по РТ), Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва (далее - Главное управление МЧС России по РТ) осуществляется взаимодействие с монгольскими коллегами по борьбе с нарушениями государственной границы, скотокрадством, контрабандой и стихийными бедствиями. Подписаны трехсторонние договоры о сотрудничестве в области предупреждения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий между Главным управлением МЧС России по РТ и отделами по чрезвычайным ситуациям Увсанурского и Завханского аймаков Монголии. В 2010 году подписаны соглашения между МВД по РТ и управлениями полиций Увсанурского и Баян-Ульгийского аймаков Монголии. На регулярной основе проводятся двусторонние встречи пограничных уполномоченных с целью обмена оперативной информацией. Заключены соглашения между отделами внутренних дел приграничных кожуунов и отделами полиции приграничных аймаков. В октябре 2010 года подписан Протокол о сотрудничестве между МВД по РТ и начальником полиции Завханского аймака Монголии по вопросам скотокрадства, государственной границы и взаимодействия. В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 945, организация совместных комиссий по розыску и возвращению угнанного и перепасшегося через государственную границу скота возлагается на председателей администраций приграничных районов. Кроме этого, в приграничных районах созданы межведомственные оперативные рабочие группы для незамедлительного реагирования и непосредственного участия в проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий при совершении криминальных проявлений на государственной границе.
Основными задачами вышеуказанной программы являются формирование экономических условий для развития и расширения международных, межрегиональных и внешнеэкономических связей со странами дальнего и ближнего зарубежья, субъектами Российской Федерации, а также формирование положительного инвестиционного имиджа Республики Тыва на международном и межрегиональном уровнях, что является одним из условий для привлечения инвестиций.
Следует отметить, что несмотря на достаточно большое количество соглашений между Республикой Тыва и аймаками Монголии большая часть их положений, касающихся в основном экономического сотрудничества, не реализуются или реализуются не в полной мере. Выделение в рамках государственных программ финансовых средств недостаточно для обеспечения развития приграничного сотрудничества республики.
Рассмотрение экономического сотрудничества Республики Тыва с приграничными территориями Монголии, очевидно, должно исходить из сравнительных характеристик их социально-экономического развития.
Численность населения Республики Тыва и приграничных аймаков Монголии практически сопоставима. На приграничных с Монголией территориях расположено пять кожуунов: Тес-Хемский, Эрзинский, Овюрский, Монгун-Тайгинский и Тере-Хольский. Наиболее низкий уровень социально-экономического развития имеют два кожууна (Тере-Хольский, Монгун-Тайгинский), что связано со сложными климатическими условиями, труднодоступностью, высокогорьем и вытекающими последствиями - слабой развитостью транспортной и энергетической инфраструктур. Наличие трех таможенных пропускных пунктов "Цаган-Толгой", "Шара-Сур", "Хандагайты - Боршо" смягчает социально-экономическое положение приграничных кожуунов республики, способствуя вовлечению части населения, например, в активную торговлю на территории республики относительно дешевыми китайскими товарами, закупленными в Монголии, или сдаче недвижимого имущества в аренду приезжим специалистам пограничных войск и др.
С Республикой Тыва граничат четыре западных аймака Монголии: Баян-Ульгийский, Завханский, Ховдинский, Убсу-Нурский. Протяженность тувинско-монгольского участка государственной границы - 1313 км, или 38 процентов от всей российско-монгольской границы. В настоящее время приграничные районы Тувы и Монголии имеют в основном схожую структуру экономики, в ней большую часть (более 60 процентов) занимает сельское хозяйство (животноводство), доля услуг - 39 процентов, промышленности - около 1 процента. Одной из основ экономики современной Монголии продолжает оставаться сельское хозяйство, а именно большое и разнообразное по видам стадо. Животноводство дает Монголии главную и массовую ее продукцию - скот, экспортируемый в живом виде, а также шерсть, мясо, молоко и зерно. Ежегодно заготавливают десятки и сотни тысяч тонн этих видов продукции.
Приграничные аймаки Монголии, имея переизбыток производства мяса, молока, шерсти и других продуктов животноводства, испытывают недостаток в продукции растениеводства - объем ежегодно производимого картофеля и зерновых в два раза ниже, чем в Туве. Важно также отметить, что такие показатели, как уровень безработицы и преступлений в Монголии существенно ниже, чем в приграничных регионах России. Так, средний уровень безработицы в приграничных районах Монголии не превышает 5 процентов (4,4 процента), что почти в 4 раза ниже, чем в Туве (17,5 процента), число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения в Монголии, как и предыдущий показатель, также ниже, чем в Туве, в 5 раз.
В области гуманитарных и культурных связей в Республике Тыва регулярно проводятся совместные мероприятия и обмены делегациями для участия в фестивалях, научно-практических конференциях, спортивных мероприятиях и симпозиумах. По состоянию на 2023 год в Тувинском государственном университете обучаются 136 иностранных граждан (по совмещённым программам с иностранными высшими учебными заведениями Монголии и Казахстана в дистанционной форме обучения - 102 иностранных гражданина, по очной форме обучения - 34 иностранных граждан).
В 2001 году в г. Кызыле открыто Генеральное консульство Монголии, полномочия которого распространяются и на соседние регионы - Республику Хакасия, Республику Алтай и Алтайский край, а в 2013 году - Представительство Республики Тыва в г. Улан-Баторе Монголии. Открытие этих учреждений позволило повысить эффективность торгово-экономических, культурных и гуманитарных связей.
В связи с подписанием Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Монголии от 3 сентября 2014 г. увеличился транспортный и пассажирский поток через пункты пропуска, расположенные на территории Республики Тыва.
Анализ состояния торгово-экономических отношений между Тувой и Монголией показал, что динамика экспортно-импортных тувинско-монгольских потоков за 2011 - 2021 годы (таблица 1), отражает отрицательное экспортное сальдо. Так, в 2021 году внешнеторговый оборот между Тувой и Монголией составил 813,7 тыс. долл. США, что в 2,7 раза меньше, чем в 2011 году (рис. 1), при этом в 2011 году основная доля внешнеторгового оборота приходится на импорт, а в остальные годы - на экспорт. В структуре товарооборота в 2021 году доля экспорта составила 91,7 процента, импорта - 8,3 процента.
Таблица 1
Экспорт и импорт Тувы с Монголией 2011 - 2021 годы, тыс. долл. США
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Экспорт |
639,1 |
647,1 |
41,5 |
250,3 |
413,0 |
416 |
177,0 |
200,0 |
322 |
369,3 |
746,2 |
Импорт |
1537,8 |
112,6 |
- |
- |
- |
- |
5,3 |
- |
- |
28,4 |
67,5 |
В рассматриваемом периоде (рис. 1) объемы товарооборота между Тувой и Монголией характеризуются трендом на понижение (2011-2012 годы), в 2013 году динамика тувинско-монгольской торговли пережила глубокий спад, далее (2014-2015 годы) наблюдался некоторый подъем. Вступление в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об условиях взаимных поездок граждан России и Монголии от 3 сентября 2014 г. многократно увеличило поток граждан и грузов, пересекающих границу в пунктах пропуска на тувинском участке российско-монгольской государственной границы. Рост сменился очередным периодом снижения (2017-2018 годы). Тем не менее в последние годы (2019-2021 годы) отмечается некоторое экономическое оживление грузопотоков в Монголию и обратно. В сравнении с 2020 годом в 2021 году экспорт из Тувы в Монголию вырос в 2 раза, импорт увеличился в 2,4 раза (рис. 1).
Рис. 1.
Внешнеторговый оборот Тувы с Монголией и доля экспорта в нем (2011-2021 годы)
Для Тувы Монголия является важным рынком сбыта, куда вывозится широкий спектр товаров народного потребления, продовольствия, а также готовая к употреблению продукция. Из 10 товарных позиций экспорта в товарной структуре товарооборота в 2011 году лидерами поставок стали (рис. 2): котлы, оборудование и механические устройства, их части (29,4 процента); средства наземного транспорта, их части (27,5 процента), мебель, постельные принадлежности, матрацы (22 процента). В структуре импортных поставок в 2011 году единственной статьей были мясо и пищевые мясные субпродукты, которых поставлено в Туву на сумму 1532,1 тыс. долл. США.
Рис. 2.
Товарная структура экспорта Тува - Монголия в 2011 и 2021 годы (тыс. долл. США)
В структуре экспорта в 2021 году представлено 17 наименований товаров. Основными экспортными товарами стали:
пшеничные отходы - остатки и отходы пищевой промышленности, корма для животных (22 процента), также злаки (21 процент);
на втором месте - пластмассы и изделия из них (18 процентов);
на третьем месте - котлы, оборудование и механические устройства, их части (15 процентов);
далее - мебель, постельные принадлежности, матрацы (5 процентов); изделия из черных металлов (4 процента) и т.д.
Как видно, на общем фоне экспортных операций в Монголию выделяется тенденция увеличения и расширения номенклатуры товаров.
Товарная структура импорта 2021 года значительно скромнее структуры экспорта, всего 6 позиций: больше всего ввезено предметов одежды и принадлежностей к одежде, что занимает 86,5 процента импорта товаров, далее - головные уборы и их части (11,4 процента), топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки (0,8 процента), пластмассы и изделия из них (0,8 процента) и прочие готовые текстильные изделия (0,5 процента).
В настоящий момент основным и дорогим способом транспортировки грузов в республике является автомобильный транспорт (99,84 процента от общего объема грузоперевозок). Большая часть грузов перевозится по следующим автомобильным дорогам, соединяющими Туву с другими регионами России и с соседней Монголией. Это автодороги Эрзин - Госграница (с Монголией), Кызыл - Тес-Хем - Госграница (с Монголией), Абакан - Ак-Довурак - Чадан - Хандагайты - Госграница (с Монголией) и Красноярск - Кызыл - Чадан - Хандагайты - Госграница (с Монголией). Состояние существующей транспортной инфраструктуры не обеспечивает в полной мере потребности региональной экономики.
Развитие транспортной инфраструктуры автодороги Абакан - Ак-Довурак - Чадан - Хандагайты - Госграница позволит обеспечить последовательное использование автомобильного трансграничного коридора Абакан (Хакасия) - Ак-Довурак - Хандагайты (Тува) - Улангом - Ховд - Булган (Монголия) - Такишкен - Урумчи (Китай) протяженностью около 2000 км.
Приведенный анализ показывает, что по производству животноводческой продукции показатели по Монголии значительно выше, чем по приграничной территории Республики Тыва. В связи с этим можно ожидать, что торгово-экономические связи окажутся выгодными для обеих сторон. Монголия может экспортировать в Россию и Республику Тыва поголовье овец и коз, а также крупного рогатого скота, а через приграничную Республику Тыва может быть налажен экспорт в Монголию продукции растениеводства, продовольственных товаров, стройматериалов, древесины, мебели и другой продукции.
Существующее состояние погранично-таможенной инфраструктуры, транспортных коммуникаций, социальной инфраструктуры, недостаточное количество финансовых средств на их развитие и проблемы по таможенному оформлению ввозимой продукции не способствуют увеличению взаимного товарооборота. Уровень взаимодействия в сфере образования, здравоохранения, науки и культуры не соответствует темпам развития интеграционных процессов на межгосударственном уровне. На региональном уровне требуются новые и совместные подходы к оптимизации и расширению торгово-экономических и кооперационных связей, сотрудничеству в гуманитарной и социальной сферах.
На выработку данных подходов и их практическое применение направлена настоящая Концепция.
II. Принципы и виды приграничного сотрудничества
Под приграничным сотрудничеством понимаются согласованные действия исполнительных органов государственной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва в пределах их полномочий по укреплению взаимодействия Российской Федерации и Монголии при решении вопросов устойчивого развития экономики, укрепления гуманитарных связей, повышения благосостояния населения приграничных территорий Республики Тыва и Монголии.
Приграничное сотрудничество Республики Тыва осуществляется в соответствии с принципами, установленными Концепцией приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 2577-р, а также принципами:
1) соблюдения общепризнанных принципов, норм и правил международного и внешнеэкономического сотрудничества;
2) взаимного уважения интересов партнеров по приграничному сотрудничеству;
3) систематического совершенствования приграничного взаимодействия в торгово-экономической, экологической, научно-технической, культурной, спортивной, гуманитарной и иных областях.
Приграничное сотрудничество может осуществляться в следующих видах:
1) проведение встреч высших должностных лиц;
2) осуществление взаимодействия уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам приграничного сотрудничества;
3) создание рабочих групп по развитию приграничного сотрудничества в рамках межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству;
4) заключение юридическими лицами с зарубежными партнерами гражданско-правовых договоров о приграничном сотрудничестве.
На территории Республики Тыва применимы и другие виды приграничного сотрудничества, не противоречащие российскому законодательству и отвечающие целям развития интеграционного взаимодействия субъектов сотрудничества.
III. Цели и задачи приграничного сотрудничества Республики Тыва
Республика Тыва намерена расширить торгово-экономическое сотрудничество в целях содействия стабильному развитию приграничных кожуунов и республики по ряду направлений. Это дальнейшее развитие взаимной торговли, сельского хозяйства и пищевой промышленности, эффективное использование природных ресурсов, улучшение транспортного сообщения и средств коммуникаций, развитие и внедрение результатов научных исследований, опытно-конструкторских разработок, академический обмен студентами, магистрами, а также специалистами и т.д.
Задачи приграничного сотрудничества Республики Тыва:
1) создание благоприятных условий для ведения бизнеса и создание совместных предприятий на территории Республики Тыва;
2) разработка государственной программы развития приграничных кожуунов Республики Тыва;
3) создание условий, способствующих прохождению экспортных, импортных и транзитных товаров через приграничную территорию Российской Федерации, включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную границу, транспортной инфраструктуры, таможенных складов, терминалов и т.д.;
4) разработка и внедрение механизмов поддержки и стимулирования производственных предприятий и товаропроизводителей республики, продукция которых может пользоваться спросом в приграничных аймаках Монголии (продовольственные товары, стройматериалы, пиломатериалы, мебель и др.);
5) содействие участникам внешнеэкономической деятельности в установлении контактов и заключении внешнеторговых контрактов с заграничными партнерами;
6) развитие механизмов поддержки соотечественников и этнических тувинцев, проживающих на приграничных территориях Монголии;
7) установление и укрепление обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства между органами власти, деловыми кругами и населением сопредельных территорий;
8) содействие обеспечению безопасности на тувинском участке российско-монгольской Государственной границы Российской Федерации, в том числе в сфере борьбы со скотокрадством, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и другими правонарушениями, а также при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имеющих трансграничные последствия;
9) совместное создание и эффективное развитие экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях Сторон;
10) совместное решение экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических, миграционных, гуманитарных и других проблем на приграничных территориях Сторон.
IV. Основные направления приграничного сотрудничества Республики Тыва, необходимые для решения задач и достижения цели Концепции
Приграничное сотрудничество Республики Тыва планируется развивать в шести направлениях (сферах) экономики путем реализации нижеприведенных основных мероприятий.
1. Приграничная торговля:
1) расширение перечня торговой продукции, повышение уровня взаимовыгодных торговых отношений между участниками приграничной торговли;
2) содействие юридическим и физическим лицам приграничных кожуунов в организации и осуществлении поставок продуктов и товаров в приграничные аймаки Монголии;
3) эффективное использование и развитие имеющихся в приграничных кожуунах торговой инфраструктуры, открытие и функционирование оптово-розничных центров, складов временного хранения, гостиничных комплексов;
4) проведение периодических торговых выставок и ярмарок в Республике Тыва с участием товаропроизводителей из приграничных аймаков Монголии.
2. Инвестиции в приграничное сотрудничество:
1) организация и проведение совместных конкурсов на лучшие инвестиционные проекты в целях развития взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества;
2) содействие созданию и развитию совместных предприятий, организующих поставку, прием и сбыт продукции товаропроизводителей Сторон;
3) активизация работы по информированию субъектов малого и среднего предпринимательства о порядке ведения экспортных операций и внешних рынках, поиску партнеров, оформлению внешнеторговых контрактов, проведению переговоров, таможенному оформлению и др.;
4) содействие хозяйствующим субъектам приграничных аймаков Монголии, намеревающимся инвестировать свой капитал в сферу сельскохозяйственной кооперации.
3. Агропромышленный комплекс, рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей природной среды, ветеринарно-санитарное, эпизоотическое благополучие:
1) осуществление в рамках существующего законодательства мер по созданию наиболее благоприятных условий для ввоза из Монголии разновидностей скота;
2) своевременное взаимное информирование Сторон при возникновении и распространении особо опасных и карантинных болезней животных и птицы, вредителей и болезней растений и сорняков, массовых заболеваниях неизвестной этиологии, а при необходимости совместная разработка и осуществление оперативных мер по ликвидации очагов заболевания на приграничных территориях;
3) совместное проведение противоэпизоотических, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мероприятий по охране приграничных территорий от заноса заразных болезней животных, вредителей, болезней растений и сорняков, в том числе на территории государственного природного биосферного заповедника "Убсунурская котловина";
4) разработка и представление в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва законопроекта о внесении дополнений и изменений в существующее законодательство по созданию наиболее благоприятных условий для экспорта/импорта сырья и продуктов животного происхождения;
5) проведение политики, направленной на соблюдение интересов Республики Тыва при решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов, оказанием взаимной помощи в чрезвычайных ситуациях;
6) содействие осуществлению экологического контроля на приграничных территориях и взаимному информированию по предупреждению и ликвидации на приграничных территориях чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера.
4. Наука и образование:
1) содействие проведению научно-исследовательских работ по социально-экономическому развитию и информационному взаимодействию приграничных районов;
2) развитие прямых партнерских связей между образовательными учреждениями Республики Тыва, в том числе приграничных кожуунов, и аймаков Монголии;
3) содействие обменам и встречам между преподавателями, обучающимися образовательных учреждений, студентами;
4) содействие приграничным образовательным учреждениям в преподавании языков и культуры народов Монголии и России, Республики Тыва, а также при открытии в приграничных аймаках Монголии центров изучения русского и тувинского языков.
5. Культура, спорт, молодежная политика и туризм:
1) содействие культурному обмену, организации обменных гастролей профессиональных творческих коллективов и творческих коллективов приграничных районов и аймаков Монголии;
2) организация праздничных мероприятий, проведение концертов, совместных выставок работ художественного и декоративного прикладного творчества, совместных фестивалей, конкурсов, конференций, участие в массовых культурных мероприятиях;
3) содействие проведению совместных спортивных мероприятий;
4) поддержка и развитие различных форм обмена среди молодежи в указанных сферах деятельности и привлечение молодежи приграничных аймаков Монголии к проводимым мероприятиям;
5) содействие взаимодействию с молодежными и детскими общественными организациями приграничных районов;
6) содействие реализации международных проектов и программ, направленных на решение проблем молодежи;
7) участие молодежи в экономических форумах, конференциях, семинарах;
8) обмен информацией между органами власти о туристских возможностях и туристских событиях аймаков Монголии;
9) поддержка развития делового, образовательного, этнического, религиозного, молодежно-спортивного туризма;
10) осуществление мониторинга и проведение исследований в сфере туризма и культуры, оценка результатов и систематизация положительного опыта, разработка на основе проводимых исследований программ и рекомендаций с целью более эффективной деятельности в сфере туризма, культурной и иной гуманитарной деятельности.
6. Правоохранительная деятельность:
1) выработка совместных действий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;
2) осуществление взаимодействия в сфере охраны общественного порядка, скотокрадства, обеспечения безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, борьбы с трансграничной организованной преступностью и терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотиков.
7. Международные транспортные коридоры:
1) содействие развитию международных транспортных коридоров (автомобильный, авиационный, железнодорожный) между Российской Федерацией в пределах приграничных территорий и Монголией;
2) проведение совместных мероприятий для организации прямых авиарейсов "Кызыл - Улангом", "Кызыл - Улан-Батор".
V. Меры по стимулированию развития приграничного сотрудничества
Стимулирование развития приграничного сотрудничества будет осуществляться путем:
1) формирования и совершенствования законодательства Республики Тыва, регулирующего в пределах своей компетенции вопросы торгово-экономического сотрудничества с приграничными аймаками;
2) финансовой поддержки в рамках государственных программ, приоритетных проектов и программ приграничного сотрудничества и налоговых льгот;
3) разработки государственной программы развития приграничного сотрудничества на ближайший период и перспективу;
4) разработки предложений по совершенствованию федерального законодательства по вопросам приграничного сотрудничества, в том числе разработки и введения мер по совершенствованию процедур пограничного, таможенного и иных видов контроля в отношении организаций и граждан, постоянно зарегистрированных на приграничной территории;
5) координации и эффективной реализации мероприятий соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном приграничном сотрудничестве;
6) применения иных мер по стимулированию международного и внешнеэкономического сотрудничества, не противоречащих федеральному законодательству;
7) развитие системы обеспечения национальной безопасности на приграничной территории Республики Тыва;
8) формирование условий для совместного развития приграничных территорий с привлечением заинтересованных органов власти, деловых кругов и населения территорий приграничного сотрудничества.
VI. Реализация Концепции
Орган исполнительной власти Республики Тыва, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере приграничного сотрудничества, разрабатывает меры по развитию приграничного сотрудничества, а также осуществляет иные полномочия в сфере приграничного сотрудничества, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение реализации Концепции предполагается осуществлять за счет средств федерального и республиканского бюджетов в рамках государственных программ, местных бюджетов, выделяемых на решение программных мероприятий Концепции, а также за счет внебюджетных источников, в том числе средств международных организаций, частных отечественных и зарубежных инвесторов, используемых для реализации целевых инвестиционных проектов, использование которых определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Концепция может дополняться и уточняться по мере изменения социально-экономического положения республики, задач приграничного сотрудничества.
Координация хода реализации Концепции будет осуществляться исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по развитию внешнеэкономических связей Республики Тыва, органами местного самоуправления муниципальных образований приграничных территорий Республики Тыва в пределах их компетенции.
VII. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Концепция будет реализовываться в период с 2023 по 2030 годы. Дополнения и уточнения в Концепцию могут вноситься по мере изменения социально-экономического положения Республики Тыва, бюджетного законодательства Республики Тыва.
По итогам реализации настоящей Концепции ожидаются следующие результаты в сравнении с соответствующими показателями на 2020 год:
1) увеличение товарооборота с Монголией не менее чем на 10 процентов к 2027 году, к 2030 году - на 15 процентов;
2) увеличение количества организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность с аймаками Монголии, не менее чем на 5 процентов к 2027 году, к 2030 году - на 10 процентов;
3) увеличение количества совместных российско-монгольских предприятий, зарегистрированных на территории Республики Тыва, не менее чем на 5 процентов к 2027 году, к 2030 году - на 10 процентов;
4) увеличение численности занятых в экономике в приграничных районах Республики Тыва до 1500 человек к 2030 году;
5) создание таможенной и приграничной инфраструктуры на приграничных территориях республики, соответствующей современным требованиям;
6) снижение уровня преступности на тувинском участке российско-монгольской Государственной границы Российской Федерации не менее чем на 10 процентов до 2030 года;
7) увеличение количества проводимых ярмарок, форумов, конференций, семинаров, спортивных соревнований и других мероприятий, способствующих установлению обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства;
8) создание условий для роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) создание условий для эффективного сельскохозяйственного производства, обеспечивающего потребности населения в продуктах питания;
10) создание условий для эффективного использования туристско-рекреационного потенциала, обеспечение имиджа и сохранение культурно-исторических ценностей;
11) улучшение сотрудничества в сфере науки и образования, увеличение количества проводимых семинаров, научно-исследовательских работ, создание условий для обмена студентами, а также повышение интереса к изучению русского и тувинского языков в аймаках Монголии;
12) увеличение совместных противоэпизоотических, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мероприятий по охране приграничных территорий от заноса заразных болезней животных, вредителей, болезней растений и сорняков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Тыва от 16 марта 2023 г. N 147-р "Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества Республики Тыва с аймаками Монголии до 2030 года"
Вступает в силу с 16 марта 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Правительства Республики Тыва (GOV.RTYVA.RU) 16 марта 2023 г.