В целях актуализации локальных правовых актов Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Порядок осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового контроля, утвержденный распоряжением Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 05.08.2015 N 52-Р "Об утверждении Порядка осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового контроля" (с изменениями, внесенными распоряжениями Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 18.11.2016 N 77-Р, от 19.01.2018 N 4-Р, от 24.12.2018 N 68-Р, от 29.03.2019 N 73-Р, от 02.09.2019 N 111-Р, от 17.12.2019 N 156-Р, от 24.12.2019 N 162-Р, от 27.09.2021 N 71-Р).
2. Управлению организационного обеспечения Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области обеспечить размещение настоящего распоряжения на официальном сайте Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за выполнением пункта 2 настоящего распоряжения возложить на заместителя Управляющего делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области Жидикова С.В.
Управляющий делами Губернатора |
Р.Н. Мамедов |
Утверждены
распоряжением Управления делами
Губернатора Московской области и
Правительства Московской области
от 15.03.2023 N 24-Р
Изменения,
которые вносятся в Порядок осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового контроля
Порядок осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового контроля изложить в следующей редакции:
"Утвержден
распоряжением Управления делами
Губернатора Московской области и
Правительства Московской области
от 05.08.2015 N 52-Р
(в редакции распоряжения
Управления делами Губернатора
Московской области и Правительства
Московской области
от 15.03.2023 N 24-Р)
Порядок
осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового контроля
I. Общие положения и определения
1. Настоящий Порядок определяет правила и особенности осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области (далее - Управление делами) внутреннего финансового контроля.
Внутренний финансовый контроль - внутренний процесс Управления делами, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, в том числе осуществляемый посредством совершения контрольных действий.
Контрольные действия - вид действий по выполнению бюджетной процедуры, совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) перед, во время, после выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, и осуществляемых в целях обеспечения (подтверждения) законности, целесообразности совершения указанных операций (действий), в том числе полноты и достоверности данных, используемых для их совершения, либо выявления и устранения нарушений и (или) недостатков, в том числе их причин и условий.
Бюджетные процедуры - процедуры Управления делами, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемые в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - значения показателей качества финансового менеджмента), в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.
Владельцы бюджетного риска - субъекты бюджетных процедур, ответственные за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, в рамках которой выявлен бюджетный риск, в том числе ответственные за реализацию (выполнение) мер по минимизации (устранению) бюджетного риска.
Операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры - одна из совокупности операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, и (или) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе контрольное действие, последовательное выполнение которых в соответствии с требованиями правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и ведомственных (внутренних) актов Управления делами позволяет достичь результат выполнения бюджетной процедуры.
Нарушение - несоблюдение установленных правовыми актами требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры.
Недостаток - правомерная и не являющаяся нарушением операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры и (или) действие (бездействие) субъекта бюджетных процедур, которые оказывают негативное влияние на значения показателей качества финансового менеджмента Управления делами, определяемое в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Результат выполнения бюджетной процедуры - сформированный (подписанный) в соответствии с требованиями к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры документ и (или) совершенное действие, в отношении которого нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, установлены форма, требования к содержанию, сроки и порядок выполнения.
II. Осуществление внутреннего финансового контроля
2. Внутренний финансовый контроль в Управлении делами осуществляется субъектами бюджетных процедур - руководителями (заместителями руководителя) Управления делами, руководителями и должностными лицами (работниками) структурных подразделений Управления делами, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры.
3. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля несет первый заместитель Управляющего делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области, осуществляющий ведение вопросов финансового обеспечения в Управлении делами, в соответствии с распределением обязанностей между первыми заместителями Управляющего делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области и заместителями Управляющего делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области, утвержденным распоряжением Управления делами (далее - должностное лицо, ответственное за организацию внутреннего финансового контроля).
4. Предметом внутреннего финансового контроля являются бюджетные процедуры и составляющие их операции (действия).
5. Задачами внутреннего финансового контроля являются:
управление событиями, негативно влияющими на выполнение бюджетных процедур;
оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также действий должностных лиц (работников), негативно влияющих на осуществление бюджетных полномочий Управления делами и (или) эффективность использования бюджетных средств;
повышение экономности и результативности использования бюджетных средств, а также достижение целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий Управления делами (качества финансового менеджмента), характеризующих результаты выполнения бюджетных процедур, путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.
6. Внутренний финансовый контроль основывается на принципах законности, объективности и профессиональной компетентности, системности, надежности (эффективности), ответственности.
7. Внутренний финансовый контроль в Управлении делами осуществляется в отношении следующих бюджетных процедур:
составление и представление в Министерство экономики и финансов Московской области сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета Московской области, в том числе обоснований бюджетных ассигнований, реестра расходных обязательств, реестра источников доходов бюджета Московской области;
составление и представление в Министерство экономики и финансов Московской области сведений (документов), необходимых для составления и ведения кассового плана исполнения бюджета Московской области; составление, утверждение и ведение бюджетной росписи; составление и направление в Министерство экономики и финансов Московской области сведений (документов), необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Московской области, доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств; составление, утверждение и ведение бюджетной сметы;
исполнение бюджетной сметы, принятие и исполнение бюджетных обязательств;
формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных государственных учреждений;
осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет Московской области, пеней и штрафов по ним;
принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет Московской области, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
принятие решений о зачете (уточнении) платежей в бюджет Московской области;
ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, проведение инвентаризаций;
составление и представление бюджетной отчетности, сводной бюджетной отчетности.
III. Оценка бюджетных рисков
8. Под бюджетным риском понимается возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента Управления делами.
Бюджетные риски подразделяются на:
риски несоблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обуславливающих расходные (бюджетные) обязательства;
риски искажения бюджетной отчетности;
риски несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств;
риски несоблюдения законодательства о противодействии коррупции в ходе выполнения бюджетных процедур;
риски недостижения целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий (качества финансового менеджмента), установленных Министерством экономики и финансов Московской области в целях проведения мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов (администраторов) средств бюджета Московской области (за исключением показателей, отражающих несоблюдение бюджетного законодательства и принципа эффективности использования бюджетных средств);
риски недостатков при исполнении бюджетных процедур.
9. Оценкой бюджетного риска является осуществляемое субъектом внутреннего финансового аудита (структурным подразделением, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита) и субъектами бюджетных процедур выявление (обнаружение) бюджетного риска, а также определение значимости (уровня) бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
Выявление (обнаружение) бюджетного риска проводится в соответствии с Порядком осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового аудита, утвержденным распоряжением Управления делами (далее - Порядок осуществления Управлением делами внутреннего финансового аудита), путем анализа информации о нарушениях и недостатках (их причинах и условиях), а также определения по каждой операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, на качество финансового менеджмента Управления делами.
10. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки ведется реестр бюджетных рисков.
Предварительная оценка бюджетных рисков осуществляется субъектами бюджетных процедур, являющимися владельцами бюджетных рисков.
В целях формирования реестра бюджетных рисков в Управлении делами субъекты бюджетных процедур оценивают бюджетные риски, анализируют способы их минимизации, и в соответствии с Порядком осуществления Управлением делами внутреннего финансового аудита представляют субъекту внутреннего финансового аудита предложения по ведению реестра бюджетных рисков (далее - Предложения).
11. Бюджетный риск оценивается с применением критериев вероятности и степени влияния:
"вероятность" - степень возможности наступления выявленного бюджетного риска;
"степень влияния" - уровень потенциального негативного воздействия выявленного бюджетного риска на результат выполнения бюджетной процедуры.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как "низкое", "среднее" или "высокое".
Критерий "вероятность" оценивается с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетного риска:
а) отсутствие организованного внутреннего финансового контроля в Управлении делами и (или) неосуществление контрольных действий;
б) недостаточность положений правовых актов Управления делами, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение бюджетной процедуры и (или) их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
в) низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых субъектам бюджетных процедур и необходимых для совершения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
г) наличие конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур;
д) отсутствие разграничения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий Управления делами, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
е) недостаточная укомплектованность подразделения Управления делами, ответственного за выполнение бюджетной процедуры;
ж) иные причины и условия (обстоятельства), которые могут привести к реализации бюджетного риска.
Критерий "степень влияния" оценивается с учетом результатов анализа возможных последствий реализации бюджетного риска:
а) низкие значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе недостижение Управлением делами целевых значений показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
б) искажение бюджетной отчетности;
в) причинение ущерба публично-правовому образованию;
г) отклонение от целевых значений показателей государственной (муниципальной) программы;
д) применение мер уголовной, административной, материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (работникам) Управления делами;
е) негативное воздействие последствий реализации бюджетного риска на репутацию Управления делами;
ж) снижение результативности и экономности использования бюджетных средств Управлением делами;
з) иные последствия реализации бюджетного риска, которые могут оказать влияние на деятельность Управление делами.
12. Бюджетный риск оценивается как значимый, если значение хотя бы одного из критериев его оценки - "вероятность" или "степень влияния" - оценивается как "высокое", либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как "среднее", а также по решению Управляющего делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области (далее - Управляющий делами) (в случае его отсутствия уполномоченным лицом) бюджетный риск может быть оценен как значимый.
В иных случаях бюджетный риск оценивается как незначимый.
13. При формировании Предложений в операциях со значимыми бюджетными рисками возникает необходимость принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска - конкретные, достижимые и имеющие срок выполнения действия, направленные на снижение вероятности и (или) степени влияния бюджетного риска, устранение его причин, в том числе контрольные действия.
В целях минимизации бюджетных рисков можно использовать методы контрольных действий: самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, смежный контроль.
Самоконтроль осуществляется должностным лицом (работником) в соответствии с его должностным регламентом (должностной инструкцией) путем проведения проверки выполняемой им операции на соответствие требованиям правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства, и (или) сверки данных, а также путем оценки причин, негативно влияющих на совершение операции.
Контроль по уровню подчиненности осуществляется вышестоящими должностными лицами путем подтверждения (согласования) операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами (работниками).
Смежный контроль осуществляется уполномоченным на выполнение контрольных действий должностным лицом (работником) путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами (работниками) других структурных подразделений Управления делами, и (или) путем сверки данных, а также проведения анализа и оценки информации о результатах выполнения бюджетных процедур.
14. При формировании Предложений необходимо обеспечить возможность ранжирования бюджетных рисков по значимости (уровню) от наиболее значимого к наименее значимому (незначимому) бюджетному риску, а также возможность актуализации реестра бюджетных рисков.
Оценка бюджетных рисков проводится регулярно.
15. Предложения согласовываются должностным лицом, ответственным за организацию внутреннего финансового контроля и представляются субъекту внутреннего финансового аудита при наличии необходимости, но не реже одного раза в год (в срок до 1 декабря текущего финансового года).
IV. Ведение, учет и хранение журналов учета результатов внутреннего финансового контроля
16. По результатам внутреннего финансового контроля информация по выявленным недостаткам (нарушениям) заносится в журнал учета результатов внутреннего финансового контроля по мере совершения контрольных действий и выявлению недостатков (нарушений).
Журнал учета результатов внутреннего финансового контроля ведется структурными подразделениями Управления делами, осуществляющими внутренний финансовый контроль, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
17. Ведение журнала учета результатов внутреннего финансового контроля осуществляется с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в отношении сведений, составляющих государственную тайну.
18. В целях обеспечения сохранности журнал учета результатов внутреннего финансового контроля в соответствии с номенклатурой дел Управления делами формируется в дело.
V. Составление и представление отчета о результатах внутреннего финансового контроля
19. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля на основании данных журнала учета результатов внутреннего финансового контроля структурными подразделениями Управления делами, осуществляющими внутренний финансовый контроль, ежегодно составляется отчет о результатах внутреннего финансового контроля (далее - отчет) по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Отчет представляется должностному лицу, ответственному за организацию внутреннего финансового контроля, не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
Должностное лицо, ответственное за организацию внутреннего финансового контроля, по итогам рассмотрения отчетов, представленных структурными подразделениями Управления делами, осуществляющими внутренний финансовый контроль, направляет обобщенную информацию о результатах внутреннего финансового контроля, осуществляемого в Управлении делами, Управляющему делами (в случае его отсутствия уполномоченному лицу) не позднее 31 января года, следующего за отчетным.
Кроме того, в течение года в случае выявления нарушений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за совершение которых применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, информация о нарушении доводится до должностного лица, ответственного за организацию внутреннего финансового контроля, и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем обнаружения нарушений, представляется Управляющему делами (в случае его отсутствия уполномоченному лицу).
Приложение 1
к Порядку
ЖУРНАЛ
учета результатов внутреннего финансового контроля
_________________________________________________________________________________________________
(наименование структурного подразделения Управления делами Губернатора Московской области и
Правительства Московской области)
Начат: "__" __________ 20__ г.
Окончен: "__" _________ 20__ г.
Дата |
Наименование бюджетной процедуры |
Наименование операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры |
Владелец бюджетного риска |
Выявленные недостатки и (или) нарушения |
Сведения о причинах возникновения недостатков (нарушений) |
Предлагаемые меры по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения |
Отметка об устранении недостатков (нарушений) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В настоящем Журнале пронумеровано и прошнуровано листов.
Приложение 2
к Порядку
ОТЧЕТ
о результатах внутреннего финансового контроля по состоянию на "__" __________ 20__ года
_________________________________________________________________________________________________
(наименование структурного подразделения Управления делами Губернатора Московской области и
Правительства Московской области)
Наименование бюджетной процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры *) |
Выявленные недостатки (нарушения) |
Принятые меры по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения, заключений |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель структурного подразделения
Управления делами Губернатора
Московской области и Правительства
Московской области
_______________________________________ ____________________ ___________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"__" ____________ 20__ г.
* - заполняется при наличии недостатков (нарушений)
".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 15 марта 2023 г. N 24-Р "О внесении изменений в Порядок осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового контроля"
Опубликование:
сайт Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области (ud.mosreg.ru) 16 марта 2023 г.