Решение Приморского краевого суда от 12 января 2023 г. по делу N 3а-14/2023
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Бабицкой Е.П.
с участием прокурора Романовой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кривец Е.Н. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - министерство экономического развития Приморского края, министерство промышленности и торговли Приморского края, администрация Уссурийского городского округа Приморского края об оспаривании в части нормативного правового акта,
установил:
распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 24 декабря 2020 года.
Объект недвижимости - нежилое помещение площадью 457,1 кв. м, кадастровый N, расположенное по адресу: <адрес>, включен в указанный Перечень под пунктом ....
Собственник указанного объекта недвижимости - индивидуальный предприниматель Кривец Е.Н. (далее - ИП Кривец Е.Н.) обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного нормативного акта в части, указав, что принадлежащий ей объект недвижимости необоснованно включен в Перечень на 2021 год, так как по состоянию на 23 декабря 2020 года на большей части объекта площадью 370,5 кв. м велись работы по перепланировке и разделению. Часть объекта площадью 69 кв. м арендовалась обществом с ограниченной ответственностью "Владлинк Регион". По мере увеличения площади, на которой производились работы по перепланировке и разделению в период с 1 августа по 20 ноября 2021 года, обществом с ограниченной ответственностью "Владлинк Регион" арендовалась часть объекта недвижимости площадью 45 кв. м, что составляло менее 20% от общей площади объекта недвижимости.
21 декабря 2021 года были завершены работы по перепланировке и разделу объекта недвижимости, в результате чего были образованы шесть нежилых помещений разной площади, которые поставлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. До производства работ объект недвижимости состоял из помещений, каждое из которых имело площадь менее 20% общей площади объекта недвижимости и использовалось для медицинских целей, что подтверждается документами технического учета объекта недвижимости по состоянию на 3 октября 2016 года.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта нежилое помещение с кадастровым N не обладало признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база должна определяться равной кадастровой стоимости. Кроме того, помещение располагалось и в настоящее время располагается на земельном участке с разрешенным видом использования - "для эксплуатации и обслуживания пятиэтажного жилого дома". Данный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости уполномоченной организацией не проводилось. Решение об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого нормативного правового акта не принималось. Объект недвижимости был включен в Перечень на основе данных, имеющихся в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о виде разрешенного использования объекта недвижимости с кадастровым N отсутствовали.
По причине включения объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, Кривец Е.Н. отказано в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц в отношении данного объекта недвижимости.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Кривец Е.Н. просит суд признать пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
В судебное заседание представители министерства экономического развития Приморского края и администрации Уссурийского городского округа не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, представили письменные отзывы, в которых просят рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Поляков А.С. поддержал заявленные требования по доводам и основаниям административного иска.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Пастухов П.Р. просил в удовлетворении заявленных требований отказать, суду пояснил, что спорный объект был включён в Перечень на 2021 год на основании информации, представленной министерством промышленности и торговли Приморского края. Оснований для проведения проверки на предмет фактического использования здания не имелось.
Представитель министерства промышленности и торговли Приморского края Абакумов Д.Ю. суду пояснил, что сведения о спорном объекте недвижимости переданы в министерство земельных и имущественных отношений Приморского края на основании информации, поступившей из администрации Уссурийского городского округа Приморского края и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора Романовой О.Н., полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемого административным истцом пункта распоряжения недействующим с момента его издания, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в числе иных обстоятельств (соответственно), нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Из материалов административного дела следует, что Кривец Е.Н. с 23 декабря 2020 года по 28 февраля 2022 года на праве собственности принадлежал объект недвижимости - нежилое помещение площадью 457,1 кв. м, кадастровый N, расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в результате разделения нежилого помещения N образованы нежилые помещения N, N, N, N N, N и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Кривец Е.Н. на нежилые помещения с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N, N, расположенные на первом этаже пятиэтажного жилого дома по адресу: <адрес>.
Согласно представленным в материалы дела документам, налоговым органом произведен расчет налога на имущество физических лиц Кривец Е.Н. за 2021 год в размере 303 420 рублей, в том числе в отношении объекта недвижимости с кадастровым N.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).
В силу пункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 399 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ) устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
На территории Уссурийского городского округа Приморского края налог на имущество физических лиц, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Решением Думы Уссурийского городского округа от 29 октября 2019 года N 70-НПА "Об установлении налога на имущество физических лиц".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень). Объект с кадастровым N включен в Перечень под пунктом ....
Данное распоряжение размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 24 декабря 2020 года, в настоящее время является действующим.
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий министерства земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и к введению его в действие.
Проверяя доводы административного истца об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения объекта недвижимости с кадастровым N в оспариваемый нормативный правовой акт, суд учитывает следующее.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
По смыслу приведенных положений законов в Перечень подлежит включению такое помещение, которое отвечает одному из установленных критериев.
В соответствии с техническим паспортом на нежилое помещение N по состоянию на 3 октября 2016 года, помещение, расположенное на первом этаже пятиэтажного жилого дома, включало в себя холл, нежилые помещения для персонала, коридоры, санузлы, манипуляционные, медицинские кабинеты врачей.
Абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2021 года N 383-ФЗ) определено, что в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Сведения о вновь образованных нежилых помещениях внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, до указанной даты вид разрешенного использования нежилого помещения площадью 439,5 кв. м с кадастровым N определялся исходя из технической документации помещения по состоянию на 3 октября 2016 года, который не предусматривал размещение в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Кроме того, согласно договору аренды от 1 июля 2018 года N 4/21-07/17, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "Владлинк Регион", и действовавшему до 31 июля 2021 года, в аренду для использования в коммерческих целях были переданы нежилые помещения площадью 69 кв. м (15,7% от общей площади нежилого помещения).
При таких обстоятельствах до принятия оспариваемого Перечня объектов на 2021 год министерство имущественных и земельных отношений Приморского края должно было выяснить фактическое использование объекта недвижимости.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (далее - Порядок).
Между тем в ходе судебного разбирательства установлено, что соответствующих мероприятий по установлению вида фактического использования спорного объекта недвижимости, его площади уполномоченной краевой организацией не проводилось, решения об определении вида и площади фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого пункта нормативного правового акта не принималось.
Каких-либо допустимых доказательств того, что спорное нежилое помещение на момент вынесения оспариваемого распоряжения имело коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, использовалось в указанных целях, суду не представлено.
Такой подход к определению вида фактического использования зданий и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па, и не соответствует предписанию федерального законодательства о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ).
В связи с этим, суд приходит к выводу, что пункт ... Перечня объектов на 2021 год подлежит признанию недействующим со дня принятия распоряжения от 23 декабря 2020 года N 611-ри (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50).
Согласно пункту 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в связи с тем, что нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107, частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
В связи с удовлетворением заявленных требований в соответствии с положениями части 1 статьи 103 КАС РФ в пользу Кривец Е.Н. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, оплата которой подтверждается имеющимся в материалах дела платежным документом.
Расходы на оплату услуг представителя стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны в разумных пределах (статья 112 КАС РФ).
В пунктах 10, 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Разрешая требования Кривец Е.Н. о взыскании судебных расходов, суд соглашается с доводами административного ответчика о чрезмерности заявленных к возмещению расходов на представителя.
Интересы административного истца в суде представлял Поляков А.С., который принимал участие в подготовке дела к судебному разбирательству и в одном судебном заседании, на котором принят итоговый судебный акт.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, заявителем понесены расходы на представителя в размере 45 000 рублей, что подтверждается договором на оказание юридических услуг от 11 ноября 2022 года, распиской Полякова А.С. от 11 ноября 2022 года о получении оплаты по договору в полном объеме.
Соотнося сумму расходов с объёмом защищенного права административного истца, принимая во внимание объём оказанных юридических услуг, степень сложности дела, его конкретные обстоятельства, собранные по делу доказательства, продолжительность участия представителя истца в рассмотрении административного дела, критерии разумности и соразмерности, суд приходит к выводу о взыскании расходов на представителя в размере 10 000 рублей.
Подлежащие возмещению административному истцу судебные расходы в сумме 10300 рублей в связи с рассмотрением настоящего административного дела подлежат взысканию с административного ответчика - министерства имущественных и земельных отношений Приморского края.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 111, 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Кривец Е.Н. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края об оспаривании нормативного правового акта органа исполнительной власти Приморского края в части - удовлетворить.
Пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в пользу Кривец Е.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, всего - 10 300 рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 12 января 2023 г. по делу N 3а-14/2023
Опубликование:
-