Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипов А.В.
при секретаре Красюк А.О.,
с участием прокурора Петрушенко К.Ф.,
представителя административного истца ООО "РУСИНВЕСТ" Гагарина М.В., представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области Сергеевой А.В., представителя заинтересованного лица ГБУ ТО "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации" Мадеевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "РУСИНВЕСТ" в лице представителя Гагарина М.В. о признании не действующим в части распоряжение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26 ноября 2020 года N 856/08-1, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РУСИНВЕСТ" в лице представителя Гагарина М.В. с учетом уточнения требований обратилось в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пунктов 1685, 1687, 1688 Перечня к распоряжению Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26 ноября 2020 года N 856/08-1.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26 ноября 2020 года N 856/08-1 утвержден перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых в 2021 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Объект недвижимости с кадастровым номером <.......>, расположенный по адресу: <.......>, включен в пункт 1685 Перечня к распоряжению от 26 ноября 2020 года N 856/08-1.
Объект недвижимости с кадастровым номером <.......>, расположенный по адресу: <.......>, включен в пункт 1690 Перечня к распоряжению от 26 ноября 2020 года N 856/08-1.
Объект недвижимости с кадастровым номером <.......>, расположенный по адресу: <.......>, включен в пункт 1691 Перечня к распоряжению от 26 ноября 2020 года N 856/08-1.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что на основании договоров купли-продажи является собственником помещений с кадастровыми номерами <.......>, <.......>, расположенными в здании с кадастровым номером <.......>. В связи с этим у ООО "РУСИНВЕСТ" возникла обязанность по уплате налога на имущество организаций в отношении вышеуказанных объектов недвижимости.
Налог на имущество организаций за 2021 год по объектам недвижимости с кадастровыми номерами <.......>, <.......> рассчитан и уплачен административным истцом исходя из среднегодовой стоимости недвижимого имущества. Кадастровая стоимость указанные объектов недвижимости превышает их балансовую стоимость. Превышение кадастровой стоимости над среднегодовой влечет за собой доначисление налога на имущество.
Технические паспорта на нежилые помещения с кадастровыми номерами <.......>, <.......> не свидетельствуют о размещении в них офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, которые явились бы основанием для признания спорного здания административно-деловым и торговым центром.
Административный истец указывает, что на момент включения здания с кадастровым номером <.......>, а также нежилых помещений с кадастровыми номерами <.......>, <.......> в перечень к распоряжению от 26 ноября 2020 года N 856/08-1 его фактическое использование не устанавливалось. Фактически указанные нежилые помещения используются в целях производственно-хозяйственной деятельности филиала ООО "РУСИНВЕСТ" - "ТНПЗ", а именно для размещения гаража, административно-бытового корпуса и проходной диспетчерской.
Административный истец полагает, что нежилые помещения с кадастровыми номерами <.......>, <.......> не отвечают признакам, содержащимся в ст. 378.2 НК РФ и не подлежали включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Административный истец полагает, что оспариваемое распоряжение в части включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2021 году определялась как их кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами <.......>, <.......> затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "РУСИНВЕСТ" Гагарин М.В. заявленные требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области Сергеева А.В. в судебном заседании возражала против исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что учрежденческие помещения были отнесены к офисным помещениям.
Представитель заинтересованного лица ГБУ ТО "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации" Мадеева Е.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала письменные возражения на административный иск.
Прокурор Петрушенко К.Ф. полагает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом Департаментом имущественных отношений Тюменской области. Объекты недвижимости с кадастровыми номерами <.......>, <.......>, <.......> принадлежат на праве собственности административному истцу и включены в пункты 1688, 1687, 1685 Перечня к оспариваемому распоряжению. Техническая документация на объект недвижимости не свидетельствует о том, что здание является административно-деловым или торговым центром. Принадлежащие административному истцу объекты недвижимости не отвечают критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 3 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц филиала ППК "Роскадастр" по Тюменской области, ООО "Геохим" не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
На основании ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации (статьи 72, 76) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения принимаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Решение вопросов установления, изменения, отмены региональных налогов и сборов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии со статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории субъекта Российской Федерации с момента введения в действие.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направить указанный перечень в электронной форме в налоговый орган, а также разместить его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании статьи 1.1. Закона Тюменской области от 27 ноября 2003 года N 172 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 квадратных метров и помещений, введенных в эксплуатацию до 01 января 2013 года, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 1.1 Распоряжения Правительства Тюменской области от 28 июня 2010 года N 885-рп (ред. от 05 ноября 2020 года) "О принятии исполнительными органами власти Тюменской области нормативных правовых актов" Департамент имущественных отношений Тюменской области наделен полномочиями по утверждению перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
26 ноября 2020 года Департаментом имущественных отношений Тюменской области принято распоряжение N 856/08-1 (далее - Распоряжение N 856/08-1) "Об утверждении перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Перечень).
Оспариваемое административным истцом распоряжение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26 ноября 2020 года N 856/08-1 опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (admtyumen.ru) 02 декабря 2020 года.
Указанные средства массовой информации являются источником официального опубликования областных правовых актов (пункт 2.1. статьи 32 Закона Тюменской области от 07.03.2003 г. N 121). Кроме того, текст Распоряжения размещен в информационно-справочных системах "Гарант" и "КонсультантПлюс".
Таким образом, Распоряжение N 856/08-1 принято полномочным органом с соблюдением процедуры принятия и опубликования, что не оспаривается административным истцом.
Материалами дела установлено, что включенные в пункты 1687, 1688 Перечня к распоряжению от 26 ноября 2020 года N 856/08-1 объекты недвижимости с кадастровыми номерами <.......>, <.......> являются нежилыми помещениями, принадлежащими на праве собственности административному истцу (т.1 л.д.221-222), то есть включение указанных объектов недвижимости в Перечень затрагивает права и обязанности административного истца, связанные с уплатой налога на имущество.
Нежилые помещения с кадастровыми номерами расположены в здании с кадастровым номером <.......>.
Здание с кадастровым номером <.......>, общей площадью 7 154,3 кв. м, назначение - нежилое, наименование - производственный корпус, АБК, проходная-диспетчерская, магазин-столовая, расположено по адресу: <.......>, что следует из выписки из ЕГРН (т.1 л.д.223-224).
Здание с кадастровым номером <.......> включено в пункт 1685 Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Площадь здания 7154,3 кв. м, что превышает 5000 кв. м, объект введен в эксплуатацию до 01 января 2013 года. Эти данные позволяют рассматривать вопрос включения здания в Перечень в рамках статьи 1.1. Закона Тюменской области от 27 ноября 2003 года N 172 "О налоге на имущество организаций".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Согласно положениям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
Анализ данных положений закона позволяет сделать вывод о том, что для включения в Перечень достаточно одного из перечисленных условий.
Из письменных возражений Департамента имущественных отношений Тюменской области следует, что спорное нежилое здание включено в оспариваемый Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании статьи 1.1. Закона Тюменской области от 27 ноября 2003 года N 172 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из назначения помещений "учрежденческое", "торговое", "общественное питание", обследование объектов не проводилось.
Заинтересованное лицо ГБУ ТО "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации" в возражениях на административный иск следует, что обследование Здания в 2020 году не было проведено в связи с эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.
Филиалом ППК "Роскадастр" по Тюменской области представлен ответ на запрос суда от 10 января 2023 года, согласно которому ЕГРН не содержит сведений о земельном участке, в границах которого расположено здание с кадастровым номером <.......> (т.2 л.д.170).
Таким образом, судом, исходя из материалов дела, установлено, что на момент утверждения оспариваемого Перечня, информации о земельном участке, на котором расположено спорное здание, в ЕГРН не содержалось.
Следовательно, для того чтобы признать спорное здание, в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, более 20% общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
Из содержания представленного в материалы дела технического паспорта следует, что здание с кадастровым номером <.......> включает в себя помещения с назначением "токарный цех", "цех", "цех обкатки", "бойлерная", "санузел", "электроцех", "сварочный цех", "автомойка", "покрасочная", "компрессорная", "коридор", "инструментальная", "склад", "аккумуляторная", "душевая", "раздевалка", "подсобное помещение", "бытовое помещение", "коридор", "тамбур", "торговое помещение", "холл", "кабинет", "кухня", "вестибюль", "диспетчерская", "комната охраны", "котельная", "спортзал", "тренажерный зал", "зал заседаний", "мясной цех", "обеденный зал", "раздаточная", "вентиляционная", "овощной цех", "моечная", "цех хол.закусок", "пекарня", "касса" (т.1 л.д.95-108).
Таким образом, из представленных документов не следует, что указанный объект недвижимости является административно-деловым или торговым центром (комплексом), назначение нежилых помещений в нем предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Отражение на экспликации к плану здания помещений с наименованием "кабинет" не свидетельствует об использовании данных помещений в целях размещения офисов, поскольку термин "кабинет" не тождествен термину "офис". Выполненная в техническом паспорте запись в графе использование помещения "учрежденческое", "общественное питание", "торговое" не позволяет достоверно установить фактическое использование находящихся в здании нежилых помещений.
Иных сведений, позволяющих определить принадлежность указанных помещений к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, объектам коммерческого назначения, объектам общественного питания в материалах административного дела не содержится.
Вместе с тем на момент включения здания с кадастровым номером <.......> в оспариваемые Перечни его фактическое использование не устанавливалось.
По общему правилу, обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Между тем каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих правомерность включения в перечень принадлежащего административному истцу нежилых помещений, административным ответчиком не представлено.
Изложенное свидетельствует о том, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости не отвечает критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 3 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, о назначении помещений для использования или их фактическом использовании для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что не позволяет отнести его к административно-деловому или торговому центру по данному основанию.
Исходя из приведенных обстоятельств, суд считает, что нежилое здание с кадастровым номером <.......> не отвечает признакам, содержащимся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, оно не подлежало включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Суд не находит оснований для прекращения производства по делу в части оспаривания пунктов 1685, 1687, 1688 Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26 ноября 2020 года N 856/08-1.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указывается, что если при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Вместе с тем, в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
В материалах дела имеется копия налоговой декларации по налогу на имущество ООО "РУСИНВЕСТ" по объектам недвижимости с кадастровыми номерами <.......>, <.......> за 2021 год, платежное поручение по уплате налога на имущество организаций за 2021 год (т.1 л.д. 221-228).
Таким образом, необоснованное включение здания в оспариваемый Перечень повлекло возложение на административного истца обязанности по уплате налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, что привело к увеличению размера подлежащего уплате налога, чем нарушило экономические интересы административного истца.
Следовательно, пунктами 1685, 1687, 1688 Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26 ноября 2020 года N 856/08-1 затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
С учетом изложенного, требования административного истца о признании недействующими пунктов 1685, 1687, 1688 Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26 ноября 2020 года N 856/08-1 подлежат удовлетворению, поскольку нормативный правовой акт в данной части не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является не обоснованными в отношении административного истца и непосредственно нарушает его права.
Разрешая вопрос о времени, с которого оспариваемые положения подлежат признанию недействующими, суд учитывает положения части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснения, изложенные в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов в актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд может признать не действующим полностью или в части со дня, когда он вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта не действующим с иной даты (пункт 1 части 2, пункт 1 части 4 статьи 215 КАС РФ). Оспариваемый нормативный правовой акт вошел в противоречие с действующим законодательством со дня его принятия - 26 ноября 2020 года, с указанной даты и подлежат признанию недействующим.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете "Тюменская область сегодня", обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Правительство Тюменской области.
Руководствуясь ст. 208-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "РУСИНВЕСТ" в лице представителя Гагарина М.В. о признании недействующим в части распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26 ноября 2020 года N 856/08-1 удовлетворить.
Признать не действующим с 26 ноября 2020 года пункты 1685, 1687, 1688 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26 ноября 2020 года N 856/08-1 в отношении объектов недвижимости: здания с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, помещений с кадастровыми номерами <.......>, <.......>, расположенных по адресу: <.......>.
Возложить на Департамент имущественных отношений Тюменской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 января 2023 года.
Судья Тюменского областного суда |
А.В. Осипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменского областного суда от 16 января 2023 г. N 3а-13/2023 "О признании недействующими пунктов 1685, 1687, 1688 Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утв. распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26.11.2020 N 856/08-1"
Опубликование:
официальный сайт Тюменского областного суда (www.oblsud-tum.sudrf.ru)