Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Оренбургской области
от 14.03.2023 N 237-пп
Государственная программа
"Содействие занятости населения Оренбургской области"
1. Стратегические приоритеты развития государственной программы "Содействие занятости населения Оренбургской области"
(далее - государственная программа)
1.1. Оценка состояния сферы реализации государственной программы
В 2022 году ситуация на рынке труда Оренбургской области характеризовалась как относительно стабильная.
По данным еженедельного мониторинга на 29 декабря 2022 года, обследованию подлежали 7 предприятий со списочной численностью работников 0,7 тыс. человек. Под риском увольнения находились 0,7 тыс. человек.
В государственные казенные учреждения центры занятости населения (далее - ГКУ ЦЗН) за содействием в поиске подходящей работы обратилось 55,0 тыс. человек, официальный статус безработного получили 26,6 тыс. человек.
Работодатели сообщили в ГКУ ЦЗН о потребности в рабочей силе для замещения 111,7 тыс. вакантных рабочих мест, из них 69,0 процента - по рабочим профессиям.
Для расширения возможностей трудоустройства проведены 1,0 тыс. ярмарок вакансий и открытых отборов. Их посетили 8,7 тыс. человек, из них 2,1 тыс. человек нашли подходящую работу.
В общественных работах приняли участие 4,0 тыс. человек.
Всего при содействии ГКУ ЦЗН трудоустроено 37,7 тыс. человек, в том числе на постоянную работу - 24,0 тыс. человек, на временную - 13,7 тыс. человек.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 года N 362 "О государственной поддержке в 2023 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан" обеспечена занятость 0,7 тыс. человек.
Государственной услугой по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению ГКУ ЦЗН воспользовались 0,1 тыс. человек.
Рабочими местами обеспечены более 0,3 тыс. выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, обратившихся в ГКУ ЦЗН.
В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда организованы профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 2,6 тыс. человек.
Государственную услугу по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования получили 40,4 тыс. человек.
Проводилась работа по снижению неформальной занятости. В результате за 2022 год трудовую занятость легализовали 24,2 тыс. человек.
В целях реализации постановления Правительства Оренбургской области от 24 марта 2022 года N 260-пп "Об утверждении Порядка предоставления в 2022 году субсидий на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Оренбургской области" заключено 599 соглашений с 468 работодателями на организацию общественных и временных работ для 6,9 тыс. человек.
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 5 апреля 2022 года N 292-пп "Об утверждении Порядка предоставления в 2022 году грантов в форме субсидий на поддержку работодателей, трудоустроивших граждан при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области" организовано предоставление субсидии из областного бюджета работодателям на повышение заработной платы работников, трудоустроенных при содействии ГКУ ЦЗН. В отчетном периоде заключено 368 соглашений с 280 работодателями на повышение заработной платы около 3,8 тыс. человек.
Для промышленных предприятий действовала программа субсидирования опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 24 марта 2022 года N 261-пп "Об утверждении Порядка предоставления в 2022 году субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения". В результате заключено 22 соглашения с 13 предприятиями на обучение 168 человек.
На 1 января 2023 года на учете в ГКУ ЦЗН в качестве безработных состояло 8,6 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,9 процента.
Коэффициент напряженности на рынке труда составил 0,6 незанятого гражданина на 1 вакансию, что считается комфортным уровнем конкуренции за рабочие места.
В стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп, одним из приоритетных направлений развития рынка труда является создание комфортных условий труда, в том числе за счет разработки и реализации мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствованию управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства.
За последние пять лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости имеют положительную динамику, вместе с тем ситуация с созданием безопасных условий труда в организациях остается напряженной.
Основными причинами возникновения большинства несчастных случаев на производстве являются неудовлетворительная организация работы по охране труда и недостаточный контроль за безопасным проведением работ со стороны руководящих работников.
Отсутствие средств для усовершенствования технологий производства ведет к продлению сроков использования неэффективных и устаревших машин и оборудования. Во многих случаях они ликвидируются только при отсутствии возможности их дальнейшей эксплуатации вследствие физической изношенности. Подобная ситуация оказывает негативное влияние на безопасность производства и рост числа зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний.
Наряду с техническими проблемами на производстве сохраняются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях по видам экономической деятельности. На 1 января 2022 года в организациях, занимающихся добычей полезных ископаемых, на одного работающего затрачено 39 837,5 рубля, в сфере строительства - 11 243,2 рубля, сельского хозяйства - 6 343,6 рубля (в среднем по Оренбургской области - 18 348,8 рубля).
В результате контрольно-надзорной деятельности государственной инспекции труда в Оренбургской области за соблюдением требований законодательства в сфере охраны труда установлено, что наибольшее количество составляют нарушения, связанные с необеспечением работников сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, несоблюдением требований безопасности при использовании оборудования и инструментов, допуском к работе лиц, не прошедших обучение по охране труда, непроведением специальной оценки условий труда.
Решение проблем в области охраны труда сдерживается отсутствием четкой системы управления охраной труда в организациях, неудовлетворительным уровнем знаний требований безопасности, низкой дисциплиной труда. Отсутствует универсальная и эффективная практика управления профессиональными рисками в организациях.
Социальный диалог между представителями профсоюзов, работодателями и органами исполнительной власти Оренбургской области является наиболее эффективным инструментом для согласования экономических интересов.
В Оренбургской области осуществляет деятельность областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
В рамках системы социального партнерства на региональном уровне заключено соглашение между Правительством Оренбургской области, профсоюзами и работодателями Оренбургской области о взаимодействии в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения Оренбургской области.
На территориальном уровне действуют 39 трехсторонних соглашений и 44 отраслевых соглашения в различных отраслях экономики.
Сохраняется высокий уровень заключаемых коллективных договоров. За январь - ноябрь 2022 года прошли уведомительную регистрацию 1619 коллективных договоров.
Большинство коллективных договоров заключалось в образовательных организациях, организациях непроизводственной сферы деятельности.
Основными проблемами в сфере социального партнерства являются:
нежелание работодателей заключать коллективные договоры и пассивность работников в данном вопросе;
отсутствие у работодателей возможности включения в коллективные договоры льгот и социальных гарантий, направленных на улучшение положения работников;
снижение мотивации к вступлению в профсоюзы;
резкая дифференциация размера заработной платы основных работников и работников административно-управленческого аппарата.
Решение указанных проблем возможно в ходе реализации следующих мероприятий:
принятие областных, территориальных трехсторонних и отраслевых соглашений и своевременное внесение в них изменений, исходя из текущего социально-экономического положения;
повышение значимости коллективных договоров и соглашений в регулировании социально-трудовых отношений, наполнение коллективных договоров обязательствами, расширяющими социальные льготы и гарантии, направленными на улучшение положения работников;
развитие системы регулирования заработной платы на основе коллективных договоров и соглашений;
обеспечение уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений с целью недопущения включения в них положений, противоречащих законодательству Российской Федерации и снижающих уровень прав и гарантий работников, контроль за их исполнением;
повышение влияния областной и территориальных трехсторонних комиссий на регулирование социально-трудовых отношений.
В 2022 году министерством труда и занятости населения Оренбургской области (далее - МТиЗН) проводилась работа по определению потребности экономики региона в иностранных работниках и подготовке предложений по объемам квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Оренбургской области.
Состоялись 2 заседания областной межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников. Квота на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на 2022 год составила 46 человек, на 2023 год - 52 человека.
В соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 августа 2020 года N 541 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства" МТиЗН за 2022 год выдано 12 заключений о привлечении и об использовании 46 иностранных работников.
В 2022 году в МТиЗН поступили заявления от более 0,3 тыс. соотечественников, желающих переселиться в Оренбургскую область (с учетом членов их семей - 1,0 тыс. человек).
Наибольший удельный вес из числа соотечественников, подавших заявление, приходится на граждан Казахстана (71,7 процента), Таджикистана (13,9 процента), Узбекистана (4,9 процента), Кыргызстана (3,8 процента).
Основные профессии соотечественников: техник (10,8 процента), педагог (9,8 процента), экономист (8,2 процента), инженер (6,4 процента), бухгалтер (4,6 процента) и другие.
За 2022 год численность соотечественников, прибывших и вставших на учет в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, составила более 0,6 тыс. человек.
Содействие в трудоустройстве оказано около 0,2 тыс. соотечественникам, 2 человека получили финансовую помощь в размере 100,0 тыс. рублей, около 0,2 тыс. человек получили единовременную материальную помощь, включая частичную компенсацию найма жилья на срок не менее 6 месяцев.
В рамках регионального проекта "Содействие занятости" федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" реализованы мероприятия по повышению эффективности работы службы занятости населения.
1.2. Цель, приоритеты, государственной политики в сфере содействия занятости населения, связь с национальными целями
Целью государственной политики в сфере содействия занятости населения в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду.
С учетом цели государственной политики в сфере занятости населения определены следующие приоритеты ее реализации:
снижение уровня регистрируемой безработицы (в среднегодовом исчислении);
реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда;
недопущение увеличения численности работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, в расчете на 1000 работающих;
привлечение на территории Оренбургской области иностранных работников из стран с визовым режимом въезда в Российскую Федерацию;
заключение коллективных договоров организациями с численностью работающих более 15 человек;
оказание содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
Реализация мероприятий государственной программы оказывает опосредованное влияние на достижение целевого показателя "Снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года" национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".
Содействие достижению целевого показателя по снижению уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года будет обеспечиваться в процессе реализации мероприятия по осуществлению социальных выплат безработным гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Социальные выплаты безработным гражданам, в том числе пособие по безработице, способствуют поддержанию их доходов и оказывают влияние на величину среднедушевых денежных доходов населения.
Размер максимальной величины пособия по безработице, установленный на уровне или выше величины прожиточного минимума трудоспособного населения, будет способствовать снижению уровня бедности.
2. Паспорт государственной программы
Паспорт государственной программы представлен в приложении к государственной программе.
Приложение
к государственной программе
"Содействие занятости населения
Оренбургской области"
Паспорт
государственной программы
"Содействие занятости населения Оренбургской области"
(далее - государственная программа)
Ответственный исполнитель государственной программы |
министерство труда и занятости населения Оренбургской области (далее - МТиЗН) |
Период реализации государственной программы |
2023 - 2030 годы |
Цель государственной программы |
создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду |
Направления (подпрограммы) |
отсутствуют |
Показатели государственной программы |
доля занятых граждан из числа участников дополнительных мероприятий; уровень регистрируемой безработицы (в среднегодовом исчислении); численность работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, в расчете на 1000 работающих; доля расходов МТиЗН, осуществляемых с применением программно-целевых инструментов, в общем объеме расходов МТиЗН; удельный вес организаций, охваченных коллективными договорами, в общем количестве организаций с численностью работающих более 15 человек; численность иностранных работников из стран с визовым режимом въезда в Российскую Федерацию, привлекаемых для осуществления трудовой деятельности на территории Оренбургской области; численность соотечественников, прибывших в Оренбургскую область и поставленных на учет в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области |
Объем бюджетных ассигнований государственной программы, в том числе по годам реализации |
14 140 012,4 тыс. рублей, в том числе: 2023 год - 2 468 281,8 тыс. рублей; 2024 год - 2 059 827,8 тыс. рублей; 2025 год - 1 601 983,8 тыс. рублей; 2026 год - 1 601 983,8 тыс. рублей; 2027 год - 1 601 983,8 тыс. рублей; 2028 год - 1 601 983,8 тыс. рублей; 2029 год - 1 601 983,8 тыс. рублей; 2030 год - 1 601 983,8 тыс. рублей |
Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации |
реализация мероприятий государственной программы оказывает опосредованное влияние на достижение целевого показателя "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" |
Связь с иными государственными программами Оренбургской области |
отсутствуют |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Оренбургской области от 14 марта 2023 г. N 237-пп "О внесении изменения в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.