г. Краснодар |
|
20 декабря 2013 г. |
Дело N А18-145/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Рогальского С.В. и Чесняк Н.В., в отсутствие заявителя - Министерства финансов Республики Ингушетия (ИНН 0602000061, ОГРН 1020600986735), ответчика - Управления Федерального Казначейства по Республике Ингушетия (ИНН 0606001813, ОГРН 1020600984876), заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Царх" (ИНН 0607001534, ОГРН 1020601369766), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.05.2013 (судья Мержоев М.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Сулейманов З.М.) по делу N А18-145/2013, установил следующее.
Министерство финансов Республики Ингушетия (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с исковым заявлением к Управлению федерального Казначейства по Республике Ингушетия (далее - управление) о признании незаконными действий управления по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах министерства на основании исполнительного листа от 10.07.2012 N 000114555 по делу А18-378/10 и возобновление операций по счетам.
Решением суда от 14.05.201, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.09.2013, в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемые действия управления соответствуют нормам бюджетного законодательства.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции, удовлетворить заявленные требования. По мнению министерства, судебным актом денежные средства взысканы с публично-правового образования за счет его казны, а не с государственного органа в субсидиарном порядке, поэтому в силу пункта 3 статьи 242.2 и пункта 9 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации у управления отсутствовали полномочия по исполнению спорных исполнительных документов. Суды неправильно применили нормы материального права, а исполнение судебного акта от 21.03.2012 возможно только в порядке статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации путем направления исполнительного листа в министерство.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 12.10.2011 по делу N А18-378/2010 в пользу общества за счет средств казны Республики Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия взыскана задолженность Министерства по физической культуре, спорту и туризму Республики Ингушетия в сумме 17 286 300 рублей.
Постановлением арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012 решение от 12.10.2012 отменено в связи с процессуальными нарушениями. После рассмотрения дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, апелляционный суд в порядке субсидиарной ответственности с Республики Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия за счет средств казны Республики Ингушетия взыскал задолженность Министерства по физической культуре, спорту и туризму Республики Ингушетия в размере 17 286 300 рублей в пользу общества.
Исполнительный лист N 000114555 от 10.07.2012, выданный на основании постановления арбитражного апелляционного суда, предъявлен для исполнения в казначейство.
Казначейство 20.07.2012 приняло исполнительный документ и 24.07.2012 направило министерству уведомление о его поступлении и необходимости представления в казначейство ряда документов.
Уведомлением от 17.12.2012 в связи с неисполнением требований исполнительного документа Управлением Федерального казначейства по Республике Ингушетия приостановлены операции по всем лицевым счетам Министерства финансов Республики Ингушетия.
Министерство, полагая, что действия казначейства по приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах министерства на основании исполнительного листа нарушают его права, обратилось в суд с заявлением.
В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По смыслу пунктов 4 - 5 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в течение которых при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 данной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В рамках дела N А18-592/2012 рассмотрены требования министерства о признании незаконными действий управления по принятию исполнительного листа, направлению уведомления от 24.07.2012 N УПЛ-12-5325/14-04-03/0801 и о возложении на управление обязанности возвратить исполнительный лист и приложенные к нему документы взыскателю для предъявления их министерству. Решением от 30.11.2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.03.2013 и суда кассационной инстанции от 03.06.2013, в удовлетворении требований министерства отказано. Суды пришли к выводу о законности действий управления.
В силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку законность действий управления по принятию исполнительного листа и направлению министерству уведомления о поступлении исполнительного документа подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А18-592/2012, доказательств исполнения исполнительного листа в течение трех месяцев с момента поступления в управление министерство не представило, то суды, руководствуясь статьями 16, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу о законности оспариваемых действий управления.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании заявителем норм материального права, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, а также в рамках дела N А18-592/2012, не опровергают правильности окончательных выводов судов и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.05.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по делу N А18-145/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
С.В. Рогальский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.