г. Краснодар |
|
24 декабря 2013 г. |
Дело N А32-37906/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Горторгкомплекс" (ИНН 2312090437, ОГРН 1022301978346) - Погорелова Д.В. (доверенность от 23.11.2013), в отсутствие представителя органа, осуществляющего публичные полномочия, - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горторгкомплекс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2013 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 (судьи Смотрова Н.Н., Гуденица Т.Г., Соловьева М.В.) по делу N А32-37906/2012, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Горторгкомплекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - учреждение) о понуждении к исключению из государственного кадастра недвижимости с 01.01.2012 сведений об определенной на названную дату по результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 67 608 кв. м с кадастровым номером 23:43:0403020:185, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Уральская, 116, с разрешенным использованием для строительства оптово-розничного рынка (далее - земельный участок), равной 1 767 765 306 рублям 24 копейкам, и включению в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2012 в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком по состоянию на названную дату и равной 542 433 тыс. рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2013 с учётом определения от 16.07.2013 об исправлении опечатки, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013, в удовлетворении иска отказано по мотивам допустимости существования различия величин определенной в результате государственной кадастровой оценки земель кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, отсутствия доказательств недостоверности кадастровой стоимости земельного участка, определенной в результате государственной кадастровой оценки земель, правомерности существования в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной в результате государственной кадастровой оценки земель, до момента внесения сведений о его рыночной стоимости, отсутствия законных оснований для внесения информации о рыночной стоимости задним числом. Апелляционный суд, квалифицировав заявление общества как преобразовательный иск, обуславливающий возможность изменения кадастровой стоимости земельного участка лишь на будущее время, указал, что правовые последствия, связанные с установлением кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, возникают с момента внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих измененных сведений, а до этого момента подлежит применению нормативный акт, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель.
Общество обжаловало судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Заявитель кассационной жалобы полагает, что требование о применении величины, являющейся результатом оспаривания (в судебном или административном порядках) кадастровой стоимости земельного участка, не может быть квалифицировано как преобразовательный иск, а является по сути иском о признании, направленным на уточнение кадастровой стоимости, новое значение которой подлежит применению с момента утверждения нормативным актом результатов государственной кадастровой оценки земель. По мнению заявителя, только результаты индивидуальной оценки объекта недвижимости могут быть действительными (достоверными), применение в качестве налоговой базы кадастровой стоимости земельного участка, значительно отличающейся от его рыночной стоимости, влечет обязанность налогоплательщика по внесению в бюджет экономически необоснованного налога, что противоречит статье 57 Конституции Российской Федерации, а возможность ретроспективного применения уточненной величины кадастровой стоимости зависит от своевременности оспаривания собственником земельного участка результатов массовой оценки земель.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество является собственником земельного участка.
На основании приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.11 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края", (далее - приказ департамента) учреждением в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка (1 767 765 306 рублей 24 копеек) и дате ее утверждения (01.01.2012).
В результате произведенной в марте 2012 года обществом с ограниченной ответственностью "Бюро оценки Касьянова" оценки рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 установлена равной 542 433 тыс. рублей, что подтверждено отчётом об оценке от 23.03.12 N 01-39-12.
По заявлению общества решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от 26.06.2012 N 18/40 кадастровая стоимость земельного участка установлена равной его рыночной стоимости (далее - решение комиссии). Соответствующие изменения внесены учреждением в государственный кадастр недвижимости 12.07.2012.
В графе "особые отметки" выданного обществу кадастрового паспорта земельного участка от 06.11.2012 N 2343/12/12-763015 указано, что кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2012 составляла величину, установленную по результатам государственной кадастровой оценки земель (1 767 765 306 рублей 24 копейки).
Полагая, что установленная решением комиссии кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, должна быть внесена в государственный кадастр недвижимости с момента нормативного утверждения государственной кадастровой оценки земель (01.01.2012), общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно сформулированному в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 правовому подходу, требования, имеющие своим предметом внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, предъявленное к органу кадастрового учета, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
Кадастровая стоимость земельного участка, в силу части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), устанавливается для целей налогообложения и может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка, когда кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости, а в действующей с 26.07.2010 редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) - равной его рыночной стоимости.
По смыслу названных нормативных положений, рыночная стоимость земельного участка представляет собой альтернативу соответствующему результату государственной кадастровой оценки земель, а определение рыночной стоимости земельного участка исключает необходимость как проведения в отношении него государственной кадастровой оценки, так и применения ее результатов в установленных законом целях.
Законом N 167-ФЗ в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", статьей 24.11 которой раскрыто понятие государственной кадастровой оценки, а также установлено, что рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Такие особенности установлены статьей 24.19 названной главы, допускающей возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде, в котором также допускается оспаривание решения комиссии.
Оспаривание (обжалование) результатов определения кадастровой стоимости представляет собой пересмотр названных результатов, осуществляемый в случаях установления или недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, или его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Итогом такого пересмотра является установление рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, и внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости в установленном статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ и пунктом 3.1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон N 221-ФЗ) порядке.
Согласно положениям статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ пересмотр кадастровой стоимости в связи с установлением рыночной стоимости объекта недвижимости возможен вне зависимости от установления процедурных и (или) методологических нарушений, допущенных уполномоченными органами при проведении государственной кадастровой оценки.
В постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 указано на взаимосвязь кадастровой и рыночной стоимостей объектов, по существу отличающихся только методами проведения оценки (массовым или индивидуальным). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Определение кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, допустимо и в отсутствие спора о достоверности кадастровой стоимости земельного участка и законности нормативного акта о ее утверждении.
Не смотря на применение законодателем термина "оспаривание" как к случаю использования органом кадастрового учета недостоверных сведений об объекте недвижимости, так и к случаю определения рыночной стоимости такого объекта, сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой. Иные доказательства использования органом кадастрового учета при определении кадастровой стоимости земельного участка недостоверных сведений о нем в деле отсутствуют.
В связи с отсутствием доказательств использования органом кадастрового учета при определении кадастровой стоимости земельного участка недостоверных сведений о нем, нарушения процедуры и (или) методики проведения государственной кадастровой оценки, суд кассационной инстанции признает несостоятельным довод заявителя кассационной жалобы о том, что с учетом установленных пунктом 3 статьи 3 и статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговой кодекс) требований (экономическая обоснованность налогов и сборов, недопустимость их произвольности и воспрепятствования реализации гражданами своих конституционных прав) и порядка определения налоговой базы по земельному налогу применение обществом в качестве налоговой базы кадастровой стоимости земельного участка, значительно отличающейся от его рыночной стоимости, приведет к внесению в бюджет экономически необоснованного налога.
Сведения о кадастровой стоимости отнесены пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, объем которых установлен Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42.
Подпунктом 7 пункта 8 раздела II Порядка ведения государственного кадастра недвижимости в структуру записи об объекте недвижимости в Реестре включены сведения о кадастровой стоимости, в числе которых кроме самой кадастровой стоимости объекта недвижимости, должны быть дата ее утверждения и реквизиты акта о ее утверждении.
По смыслу статей 24.19, 24.20 Закона N 135-ФЗ таким актом в случае пересмотра кадастровой стоимости может служить или решение комиссии или вступившее в законную силу решение суда.
Последним абзацем статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ императивно установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для предусмотренных законодательством целей только с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации отметил, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета к внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В развитие названной правовой позиции в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 высшей судебной инстанцией указано, что доказывание истцом и установление решением суда рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
С учетом вышеназванных нормативных положений и правовых позиций Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, не допускающих их неоднозначное толкование в вопросе определения момента применения пересмотренной в установленном порядке кадастровой стоимости земельного участка, у органа кадастрового учета отсутствовали законные основания для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений, допускающих возможность применения измененной кадастровой стоимости с момента утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель.
Квалификация заявления общества с точки зрения существующей в теории права и подвергающейся перманентной критике доктринальной классификации исков не может оказать какого-либо влияния на оценку обжалуемых судебных актов на предмет их законности.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции находит обоснованным вывод апелляционного суда о том, что требования общества обладают такими характерными чертами, как направленность на изменение существующего правоотношения и создание соответствующих такому изменению взаимных прав и обязанностей у сторон.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 по делу N А32-37906/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.