Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2023 г. N 19-КАД22-23-К5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 16 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11 мая 2022 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 августа 2022 года по административному делу N За-1/2022 по административному исковому заявлению Легкобитова Георгия Георгиевича о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 года N 280-п "Об утверждении Порядка принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае" (далее также - постановление N 280-п), постановления Правительства Ставропольского края от 7 июня 2021 года N 231-п "О внесении изменений в Порядок принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае, утверждённый постановлением Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 года N 280-п" (далее - постановление N 231-п) и постановления Правительства Ставропольского края от 26 января 2022 года N 36-п "О внесении изменений в раздел 4 Порядка принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 года N 280-п" (далее - постановление N 36-п).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Правительства Ставропольского края Демьяновой Н.Е., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против удовлетворения кассационной жалобы Легкобитова Г.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего, что судебные акты подлежат отмене в части, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 года N 280-п утверждён Порядок принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае (далее - Порядок). Первоначальный текст документа опубликован 25 декабря 2009 года в издании "Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края" N 27.
Разделом 4 (пунктами 4.1-4.5) Порядка регулируются вопросы изменения границ, площади, категории, вида и профиля особо охраняемой природной территории краевого значения, границ её функциональных зон, признания особо охраняемой природной территории краевого значения утратившей правовой статус особо охраняемой природной территории краевого значения.
Так, пунктом 4.1 Порядка установлено, что решение об изменении категории, профиля, режима особой охраны, площади, границы особо охраняемой природной территории краевого значения и (или) границ её функциональных зон (в случае зонирования особо охраняемой природной территории краевого значения), признании особо охраняемой природной территории краевого значения утратившей правовой статус особо охраняемой природной территории краевого значения принимается Правительством Ставропольского края по представлению уполномоченного органа.
Пунктом 4.2 Порядка (в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 20 июня 2017 года N 243-п) определено, что изменение категории и (или) профиля особо охраняемой природной территории краевого значения осуществляется в следующих случаях: 1) установление изменения компонентов природных комплексов и природных объектов, ранее имевших особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, для охраны которых была создана особо охраняемая природная территория краевого значения, и нецелесообразности их сохранения; 2) необходимость изменения режима особой охраны особо охраняемой природной территории краевого значения.
Пунктом 4.2 1 Порядка (в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 19 октября 2018 года N 452-п) определено, что для принятия Правительством Ставропольского края решения об изменении категории и (или) профиля особо охраняемой природной территории краевого значения уполномоченный орган в случаях, указанных в пункте 4.2 Порядка, направляет в установленном порядке в Правительство Ставропольского края проект правового акта Правительства Ставропольского края об изменении категории и (или) профиля особо охраняемой природной территории краевого значения, к которому должны быть приложены материалы комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории краевого значения, обосновывающие необходимость изменения категории и (или) профиля особо охраняемой природной территории краевого значения.
Согласно пункту 4.3 Порядка (введённого постановлением Правительства Ставропольского края от 17 июля 2014 года N 278-п) для принятия Правительством Ставропольского края решения об изменении режима особой охраны особо охраняемой природной территории краевого значения уполномоченный орган направляет: 1) в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 3.5 Порядка, проект постановления Правительства Ставропольского края о внесении изменений в положение об особо охраняемой природной территории краевого значения либо об утверждении нового положения об особо охраняемой природной территории краевого значения; 2) в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 3.5 Порядка, и в органы местного самоуправления проект постановления Правительства Ставропольского края о внесении изменений в положение о природном парке либо об утверждении нового положения о природном парке.
В силу пункта 4.3 1 Порядка изменение площади, границы особо охраняемой природной территории краевого значения и (или) границ её функциональных зон (в случае зонирования особо охраняемой природной территории краевого значения) осуществляется в следующих случаях:
1) включение в состав особо охраняемой природной территории краевого значения дополнительной территории, влекущее увеличение площади особо охраняемой природной территории краевого значения на величину не более чем десять процентов площади, указанной в правовых актах Ставропольского края о создании особо охраняемой природной территории краевого значения и (или) утверждении положения об особо охраняемой природной территории краевого значения, границ особо охраняемой природной территории краевого значения, а также границ функциональных зон особо охраняемой природной территории краевого значения (в случае зонирования особо охраняемой природной территории краевого значения);
2) включение в состав особо охраняемой природной территории краевого значения дополнительной территории, влекущее увеличение площади особо охраняемой природной территории краевого значения на величину более чем десять процентов площади, указанной в правовых актах Ставропольского края о создании особо охраняемой природной территории краевого значения и (или) утверждении положения об особо охраняемой природной территории краевого значения, границ особо охраняемой природной территории краевого значения, а также границ функциональных зон особо охраняемой природной территорий краевого значения (в случае зонирования особо охраняемой природной территории краевого значения);
3) исключение из состава особо охраняемой природной территории краевого значения части территории в связи с утратой природными комплексами и природными объектами особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения, для охраны которых была создана особо охраняемая природная территория краевого значения;
4) уточнение площади, границы особо охраняемой природной территории краевого значения и (или) границ её функциональных зон (в случае зонирования особо охраняемой природной территории краевого значения) на величину не более чем один процент площади, указанной в правовых актах Ставропольского края о создании особо охраняемой природной территории краевого значения и (или) утверждении положения об особо охраняемой природной территории краевого значения, границ особо охраняемой природной территории краевого значения, а также границ функциональных зон особо охраняемой природной территории краевого значения (в случае зонирования особо охраняемой природной территории краевого значения), по результатам проведения землеустроительных работ относительно фактического местоположения природных комплексов и природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, для охраны которых была создана особо охраняемая природная территория краевого значения.
Пунктом 4.3 2 Порядка установлено, что для принятия Правительством Ставропольского края решения об изменении площади, границы особо охраняемой природной территории краевого значения и (или) границ ее функциональных зон (в случае зонирования особо охраняемой природной территории краевого значения) уполномоченный орган в случаях, указанных в пункте 4.3 1 Порядка, направляет в установленном порядке в Правительство Ставропольского края проект правового акта Правительства Ставропольского края об изменении площади, границы особо охраняемой природной территории краевого значения и (или) границ её функциональных зон (в случае зонирования особо охраняемой природной территории краевого значения), к которому должны быть приложены следующие документы:
1) пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости изменения площади, границы особо охраняемой природной территории краевого значения и (или) границ её функциональных зон (в случае зонирования особо охраняемой природной территории краевого значения); 2) картографический материал, содержащий сведения о местоположении существующей и предлагаемой границы особо охраняемой природной территории краевого значения и (или) границ её функциональных зон (в случае зонирования особо охраняемой природной территории краевого значения); 3) карта (план) предлагаемой границы особо охраняемой природной территории краевого значения и (или) границ её функциональных зон (в случае зонирования особо охраняемой природной территории краевого значения).
В случаях, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 4.3 1 Порядка, к проекту правового акта Правительства Ставропольского края об изменении площади, границы особо охраняемой природной территории краевого значения и (или) границ её функциональных зон (в случае зонирования особо охраняемой природной территории краевого значения) кроме документов, указанных в пункте 4.3 2 Порядка, также должны быть приложены материалы комплексного экологического обследования участков территорий, предлагаемых для включения (исключения) в границу особо охраняемой природной территории краевого значения и (или) границы её функциональных зон (в случае зонирования особо охраняемой природной территории краевого значения), обосновывающие необходимость изменения границы особо охраняемой природной территории краевого значения и (или) границ её функциональных зон (в случае зонирования особо охраняемой природной территории краевого значения) (пункт 4.3 3 Порядка).
Признание особо охраняемой природной территории краевого значения утратившей правовой статус особо охраняемой природной территории краевого значения осуществляется в случаях, установленных Законом Ставропольского края "Об особо охраняемых природных территориях" (пункт 4.4 Порядка).
Согласно пункту 4.5 Порядка для принятия Правительством Ставропольского края решения о признании особо охраняемой природной территории краевого значения утратившей правовой статус особо охраняемой природной территории краевого значения уполномоченный орган направляет в установленном порядке в Правительство Ставропольского края проект правового акта Правительства Ставропольского края о признании особо охраняемой природной территории краевого значения утратившей правовой статус особо охраняемой природной территории краевого значения, к которому должны быть приложены следующие документы:
1) материалы обследования особо охраняемой природной территории краевого значения, содержащие оценку ее современного состояния и обосновывающие признание особо охраняемой природной территории краевого значения утратившей правовой статус особо охраняемой природной территории краевого значения (в случае утраты природными комплексами и природными объектами особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения);
2) пояснительная записка, содержащая обоснование нецелесообразности продления срока функционирования особо охраняемой природной территории краевого значения (в случае истечения срока функционирования особо охраняемой природной территории краевого значения, установленного при её организации, и нецелесообразности его продления);
3) пояснительная записка, содержащая краткую информацию об особо охраняемой природной территории федерального или местного значения с указанием реквизитов нормативного правового акта Российской Федерации или муниципального нормативного правового акта Ставропольского края о создании особо охраняемой природной территории федерального или местного значения (в случае придания особо охраняемой природной территории краевого значения правового статуса особо охраняемой природной территории федерального или местного значения).
Постановлением Правительства Ставропольского края от 7 июня 2021 года N 231-п в постановление N 280-п внесены изменения, пункты 4.4, 4.5 Порядка признаны утратившими силу. Изменения вступили в силу на следующий день после дня официального опубликования, распространены на правоотношения, возникшие с 18 октября 2016 года; текст постановления размещён 8 июня 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края (www.pravo.stavregion.ru) и официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
26 января 2022 года Правительством Ставропольского края принято постановление N 36-п о внесении изменений в постановление N 280-п, согласно которым:
пункт 4.1 Порядка изложен в следующей редакции: решение об изменении категории, профиля и режима особой охраны особо охраняемой природной территории краевого значения принимается Правительством Ставропольского края по представлению уполномоченного органа;
пункты 4.3 1-4.3 3 Порядка признаны утратившими силу.
Текст постановления N 36-п размещён 27 января 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края (www.pravo.stavregion.ru), официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Легкобитов Г.Г. обратился в суд с административным иском о признании не действующими с даты принятия раздела 4 Порядка, постановления N 231-п и постановления N 36-п. Требования мотивировал тем, что Порядок в редакции указанных постановлений противоречит Федеральному закону от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральному закону от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", поскольку позволяет органам государственной власти Ставропольского края при возникновении ситуации, влекущей негативное воздействие на окружающую среду, не принимать меры, направленные на сохранение исчезающего особо охраняемого природного разнообразия, а путём изменения категории, профиля, режима особой охраны особо охраняемой природной территории без учёта мнения населения исключать имеющие особое значение объекты природного разнообразия из зоны особой охраны, в результате чего будут нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права административного истца на благоприятную окружающую среду.
Решением Ставропольского краевого суда от 16 февраля 2022 года заявленные требования Легкобитова Г.Г. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11 мая 2022 года решение суда по существу оставлено без изменения, абзацы второй, третий и четвёртый изложены в новой редакции, согласно которой признаны не действующими со дня принятия раздел 4 постановления N 280-п, постановление N 231-п и постановление N 36-п.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 августа 2022 года указанные судебные акты оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Правительство Ставропольского края просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объёме.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 6 февраля 2023 года передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив административное дело, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия приходит к выводу о необходимости её частичного удовлетворения по следующим основаниям.
Удовлетворяя административный иск Легкобитова ГГ., суд первой инстанции, с которым согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, исходил из того, что раздел 4 Порядка наделяет органы государственной власти Ставропольского края полномочиями по изменению категории, профиля, режима особой охраны, площади, границ особо охраняемой природной территории краевого значения и (или) границ её функциональных зон, признанию особо охраняемой природной территории краевого значения утратившей правовой статус особо охраняемой природной территории краевого значения, в то время как положениями части 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлены полномочия только в части создания особо охраняемых природных территорий регионального значения (заказников), изменения режима их особой охраны, создания охранных зон.
Судом отмечено несоответствие оспариваемых норм раздела 4 Порядка общеправовому критерию формальной определённости.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда в части пункта 4.2 1 раздела 4 Порядка по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 26 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшему на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов, создание и обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом "д" части 1 статьи 16 Устава (Основного закона) Ставропольского края, действовавшим на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов, определено, что вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий находятся в совместном ведении Российской Федерации и Ставропольского края.
Правительство Ставропольского края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Ставропольского края, иных законов Ставропольского края издаёт постановления и распоряжения (часть 2 статьи 41 Устава (Основного закона) Ставропольского края).
Порядок принятия законов Ставропольского края установлен Законом Ставропольского края от 24 июня 2002 года N 24-кз "О порядке принятия законов Ставропольского края".
Разрешая административное дело, суд пришёл к верному выводу о том, что постановление N 280-п, а также постановление N 231-п и постановление N 36-п, которыми в него внесены изменения, приняты в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, в рамках его полномочий, в надлежащей форме и с соблюдением процедуры принятия, предусмотренной нормативными правовыми актами, действовавшими на дату их принятия.
Утверждение Легкобитова Г.Г. о нарушении процедуры принятия постановления N 231-п и постановления N 36-п ввиду непроведения общественных (публичных) слушаний является несостоятельным.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учётом мнения населения или результатов референдума.
При таких данных публичные слушания по вопросу внесения изменений в региональное законодательство, регулирующее вопросы порядка принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий, проводить не требуется.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьёй 28 данного федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования (пункт 4).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с: уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт 6).
Пунктом 4.2 1 Порядка (в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 19 октября 2018 года N 452-п) установлено, что для принятия Правительством Ставропольского края решения об изменении категории и (или) профиля особо охраняемой природной территории краевого значения уполномоченный орган в случаях, указанных в пункте 4.2 Порядка, направляет в установленном порядке в Правительство Ставропольского края проект правового акта Правительства Ставропольского края об изменении категории и (или) профиля особо охраняемой природной территории краевого значения, к которому должны быть приложены материалы комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории краевого значения, обосновывающие необходимость изменения категории и (или) профиля особо охраняемой природной территории краевого значения.
Признавая не действующим пункт 4.2 1 раздела 4 Порядка суд первой инстанции, с которым согласились апелляционный и кассационный суды, правильно исходил из того, что отсутствие в данном пункте положений о необходимости согласования уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды проекта решения об изменении категории и (или) профиля особо охраняемых природных территорий краевого значения противоречит требованиям пункта 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
Судом верно отмечено, что пункт 4.2 1 раздела 4 Порядка не соответствует общеправовому критерию формальной определённости, поскольку предоставляет правоприменителю необоснованно широкие пределы усмотрения, исключает по сути сферу спорных правоотношений из предмета совместного ведения субъекта Российской Федерации и Российской Федерации, что позволяет органам государственной власти края в более упрощённом порядке, нежели создание особо охраняемой природной территории и определение границ её охраны, решать вопрос об утрате такого статуса без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Между тем нельзя согласиться с выводами судов о противоречии пункта 4.3 раздела 4 Порядка указанной выше федеральной норме, поскольку для принятия решения об изменении режима особой охраны особо охраняемой природной территории краевого значения оспариваемым пунктом предусмотрено предварительное согласование изменений уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Судебная коллегия считает необоснованным вывод суда о несоответствии положений раздела 4 Порядка, за исключением пункта 4.2 1, общеправовому критерию определённости.
Из анализа этих норм за исключением пункта 4.2 1 раздела 4 Порядка следует, что они имеют ясно выраженное правовое содержание и не свидетельствуют о возможности неограниченного усмотрения в процессе их правоприменения.
Согласно пункту 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в случае, когда после уточнения заявленных требований будет установлено, что административный истец оспаривает основные нормативные положения в определённой редакции, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции. Если иное не указано в резолютивной части решения суда, то признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.
Административным истцом фактически оспариваются отдельные положения постановления N 280-п в редакции постановления N 36-п, которым в раздел 4 Порядка внесены изменения.
Исходя из приведённой выше позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации применительно к настоящему делу у судебных инстанций не было оснований, признавая недействующим раздел 4 Порядка, дополнительно признавать недействующим постановление N 36-п, которым в указанный нормативный правовой акт внесены изменения и (или) дополнения.
Кроме того, суды оставили без внимания, что постановление N 36-п помимо внесения изменений и дополнений в раздел 4 Порядка содержит также указание на признание утратившими силу:
подпункта 7.5 изменений, внесённых в Порядок принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае, утверждённых постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2017 года N 243-п;
пункта 7 изменений, внесённых в Порядок принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае, утверждённых постановлением Правительства Ставропольского края от 19 октября 2018 года N 452-п.
Между тем законность положений о признании утратившими силу вышеназванных норм истцом не оспаривалась и судами не проверялась.
С учётом изложенного принятые по настоящему делу судебные акты являются незаконными и подлежат частичной отмене.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 16 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11 мая 2022 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 августа 2022 года в части признания не действующим пункта 4.2 1 раздела 4 Порядка принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 года N 280-п, оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Ставропольского края - без удовлетворения.
В остальной части эти же судебные акты отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Легкобитова Г.Г. отказать.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2023 г. N 19-КАД22-23-К5
Опубликование:
-