г. Краснодар |
|
27 декабря 2013 г. |
Дело N А32-5593/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Мацко Ю.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "ИПП" (ИНН 2315000897, ОГРН 1022302377514) - Балала В.А. (доверенность от 10.12.2013), Катарановой Ю.Ю. (доверенность 14.01.2013), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (ИНН 2310023594, ОГРН 1042305724460) - Привезенцева В.Г. (доверенность от 25.11.2013), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2013 (судья Гонзус И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 (судьи Сулименко Н.В., Винокур И.Г., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-5593/2013, установил следующее.
ОАО "ИПП" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) со следующими требованиями:
- признать недействительным решение от 03.12.2012 N 09-23/1779 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления 6 834 257 рублей НДС, 496 359 рублей штрафа,
- взыскать с налоговой инспекции расходы по уплате государственной пошлины.
Решением суда от 02.07.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.09.2013, требования удовлетворены. Суды обязали налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения и взыскали с нее в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что услуги оказаны обществом в рамках договоров транспортной экспедиции и связаны с международной перевозкой. Общество представило необходимые документы, подтверждающие характер и степень его участия в организации международных перевозок.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 02.07.2013 и постановление суда апелляционной инстанции от 19.09.2013, отказать в удовлетворении требований общества. Податель жалобы указывает, что общество не представило документальных доказательств того, что оно является грузоотправителем, грузополучателем либо перевозчиком груза за пределы Российской Федерации. Наличие дополнительных услуг не являются основанием для возникновения транспортно-экспедиционных услуг. Под организацией перевозки понимается комплекс услуг, необходимый для достижения результата.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители общества в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку первичной налоговой декларации по НДС за II квартал 2012 года, по результатам которой составила акт от 25.10.2012 N 0923/716 и приняла решение от 03.12.2012 N 09-23/1779 о начислении 6 834 257 рублей, 496 359 рублей штрафа.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 18.02.2013 N 20-12-120 оставлено без изменения решение налоговой инспекции от 03.12.2012 N 09-23/1779, а жалоба общества - без удовлетворения.
В порядке статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
С 01 января 2011 года подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса дополнен еще двумя видами услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость - это услуги по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Действие указанного подпункта распространяется и на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях названной статьи законодатель отнес к транспортно-экспедиционным услугам такие виды услуг как: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, услуги по разработке и согласованию технических условий погрузки и крепления грузов, розыску груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировке грузов, обслуживанию и ремонту универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживанию рефрижераторных контейнеров и хранению грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
При этом помимо норм Гражданского кодекса Российской Федерации суды руководствовались классификацией транспортно-экспедиторских услуг, содержащейся в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст: к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
В соответствии пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг; выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
Суды установили, что на основании договора от 13.10.2011 N 20/11-БМ с компанией "LEXMER Ltd." (Британские Виргинские острова) оказала услуги по перевалке - приему груза из железнодорожных цистерн и автоцистерн, накоплению в береговых резервуарах и отгрузке на танкеры с помещением под таможенную процедуру экспорта нефтепродуктов для их вывоза с территории Российской Федерации; услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию при организации международных перевозок нефтепродуктов, отгружаемых по таможенной процедуре "экспорт": услуги по оформлению товаросопроводительных документов на нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации в режиме "экспорт" на танкерах, совершающих международные перевозки, а также услуги по экспедированию железнодорожных перевозок в части организации отправки порожних вагонов в соответствии с инструкциями заказчика. В соответствии с подпунктом 3.2.1 договора на общество возложены обязанности в части транспортно-экспедиционного обслуживания нефтепродуктов, вывозимых по таможенной процедуре "экспорт": оформлять необходимые товаросопроводительные документы на нефтепродукты, в том числе до начала погрузки, в соответствии с поручением заказчика, подготовить план погрузки нефтепродуктов на танкер в соответствии с требуемыми кинематической вязкостью и количеством мазута, а также выдать паспорт качества на погруженную партию мазута.
По договору от 15.11.2011 N 302/11-и с ООО "Росморагент" общество оказало услуги по перевалке: слив из ж/д цистерн, накопление судовых партий в резервуарном парке исполнителя и отгрузка на танкеры для вывоза с территории Российской Федерации в таможенном режиме "экспорт" светлых нефтепродуктов, а также услуги неполного транспортно-экспедиционного обслуживания в отношении нефтепродуктов. В соответствии с подпунктом 5.2 договора на общество возложены обязанности в части транспортно-экспедиционного обслуживания нефтепродуктов, вывозимых по таможенной процедуре "экспорт" - оформление необходимых товаросопроводительных документов на нефтепродукты: изготовление паспорта качества на судовую партию по композиту средней пробы отобранных из резервуаров и отгруженных нефтепродуктов; составление баланса движения нефтепродуктов, поступивших от заказчика, и погруженных на суда; составление актов замеров количества груза, отгруженного на судно; выполнение иных поручений, предусмотренных договором.
По договору от 01.01.2012 N 01/12-и с ООО "Росморагент" общество оказало услуги по перевалке на экспорт карбамидно-аммиачной смеси "КАС-32": услуги по сливу из железнодорожных цистерн, накоплению судовых партий в резервуарном парке исполнителя и отгрузка на танкеры для поставки вывозимой с территории Российской Федерации в таможенном режиме "экспорт" карбамидно-аммиачной смеси (КАС-32). В соответствии с пунктом 4.2 договора общество обязано оформлять необходимые товаросопроводительные документы на груз: проверять поступающие документы, проверять должное оформление грузов в таможне, оформлять соответствующие документы учета, передавать документы экспедитору заказчика, составлять баланс движения материальных ценностей (КАС-32), поступивших от заказчика и погруженных на суда, составлять и предоставлять заказчику акты замеров груза по резервуарам, отгруженного на судно, оформлять паспорт качества на судовую партию.
Суды исследовали представленные доказательства и установили, что предметом перечисленных договоров является предоставление обществом объема портовых услуг по перевалке и экспедированию, включая транспортно-экспедиторские услуги и таможенное оформление, связанное с отгрузкой сырых нефтепродуктов и карбамидно-аммиачной смеси. Связь оказанных заявителем услуг в отношении товаров с их международной перевозкой доказана представленными в материалы дела документами. Оказанные обществом услуги в полной мере подпадают под перечень транспортно-экспедиционных услуг, предусмотренных ГОСТ Р 52298-2004.
Выполнение названных операций подтверждается представленными в материалы дела выписками банка, инвойсами, счетами-фактурами, актами выполненных работ, ГТД, планами погрузки судна, паспортами качества с учетом требований пункта 3.1 статьи 165 Кодекса.
Исследованные судебными инстанциями документы в совокупности и взаимной связи позволили судам сделать вывод о том, что общество оказало в II квартале 2012 года предусмотренные подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки экспортируемого товара, перевозимого в непрямом международном сообщении, то есть конечным пунктом перевозки являлись порты иностранных государств, находившиеся за пределами территории Российской Федерации, что прямо следует из договоров по оказанию транспортно-экспедиционных услуг в отношении товаров, находящихся в режиме экспорта, услуги по оформлению заявителем документов осуществлялись с единственной целью - организовать именно международную перевозку. Наличие при этом у общества статуса грузоотправителя, грузополучателя либо перевозчика груза за пределы Российской Федерации законом не предусмотрено.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Нормы права при рассмотрении дела судебными инстанциями применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 по делу N А32-5593/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Ю.В. Мацко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.