г. Краснодар |
|
30 декабря 2013 г. |
Дело N А32-31158/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2013 г.
Постановлением Верховного Суда РФ от 20 марта 2015 г. N 308-АД14-5086 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Мясо и Рыба" (ИНН 2312172640, ОГРН 1102312005839) - Степанова Г.Д. (доверенность от 08.09.2013), от заинтересованного лица - государственного управления ветеринарии Краснодарского края (ИНН 2309055979, ОГРН 1022301196015) - Никитиной Я.С. (доверенность от 18.12.2013), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мясо и Рыба" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013 по делу N А32-31158/2012 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Смотрова Н.Н.), установил следующее.
ООО "Мясо и Рыба" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к государственному управлению ветеринарии Краснодарского края (далее - управление) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 05.10.2012 N 410 о привлечении к административной ответственности по статье 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 10 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 31.05.2013 (судья Иванова Н.В.) признано незаконным и отменено постановление управления от 05.10.2012 N 410, поскольку управление уведомило общества о начале проведения проверки 14.08.2012, однако проверка начата 16.08.2012, чем нарушило срок проведения проверки, установленный Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Между тем фотографии сделаны 14.08.2012. План проведения мероприятий по контролю не согласован с прокуратурой.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.09.2013 отменено решение суда от 31.05.2013. Отказано в удовлетворении требований общества о признании незаконным и отмене постановления от 05.10.2012 N 410.
Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 23.09.2013, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Податель жалобы указывает, что суд апелляционной инстанции не применил закон, подлежащий применению. Управление до проведения проверки не предъявило приказ о назначении проверки. Приказ от 03.08.2012 N 160 подписан неуполномоченным лицом. У управления отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки. К проверке в качестве экспертов привлечены сотрудники управления, состоящие с обществом в гражданско-правовых отношениях. У управления не имелось оснований для отбора проб дезинфицирующего раствора. Акт отбора проб не приложен к материалам проверки, фотоматериалы не читаемы. Управление отказалось от заполнения журнала учета проверок. В действиях общества отсутствует состав правонарушения. Административный орган нарушил требования Закона N 294-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель управления в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, по поручению прокурора Краснодарского края от 27.07.2012 N 7/4-25-2012 и на основании приказа от 03.08.2012 N 160 управление провело 14.08.2012 с 10-00 по 12-00 и 16.08.2012 с 8-00 по 9-00 внеплановую проверку общей продолжительностью 3 часа на территории бойни, расположенной по адресу: г. Гулькевичи, ул. Парковая, 1, промзона, по вопросам соблюдения требований законодательства в области ветеринарии.
В ходе проверки управление установило, что баз предубойного содержания сельскохозяйственных животных и изолятор занавожен, тележки для перевозки биоотходов и каныги грязные, в цехе кишечного сырья стол для разделки с выбоинами, в шкуропосолочной стены поражены грибком, штукатурка осыпана, дезинфекционные коврики у входов в производственные помещения не соответствуют необходимым размерам, не предоставлены документы, подтверждающие дезинфекцию спецодежды, акты на сжигание биоотходов, полученных при убое 30 и 31 июля 2012 года, 8 и 9 августа 2012 года, душевые в нерабочем состоянии, ролики на крючьях подвергнуты коррозии, косметический ремонт стен и потолка убойного цеха не проведен, согласно экспертизе ГБУ "Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория" от 15.08.2012 N 1982 концентрация дезинфицирующего раствора (NaOН в дезинфекционном барьере бойни установлена 0,89% (ниже требуемой нормы). Вышеуказанные нарушения обязательных требований являются нарушениями статьи 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии); пунктов 3.14, 6.5, 6.8, 7.1, 7.6, 7.7 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных заместителем руководителя департамента ветеринарии 15.07.2002 N 13-5-02/0522 (далее - Правила N 13-5-2/0525); пунктов 6.6, 6.10. 7.1. 11.7 Санитарных правил для предприятий мясной промышленности, согласованных начальником Главного управления ветеринарии министерства сельского хозяйства СССР 27.03.1985, утвержденных заместителем главного государственного санитарного врача СССР 27.03.1986 N 3238-85 и заместителем министра мясной и молочной промышленности СССР 05.08.1986 (далее - Санитарные правила для предприятий мясной промышленности); пунктов 1.5, 2.7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - Правила N 469).
По результатам проверки управление составило акт от 16.08.2012 N 184, протокол от 14.09.2012 N 307 и постановлением от 05.10.2012 N 410 привлекло общество к административной ответственности по статье 10.8 Кодекса в виде 10 тыс. рублей штрафа.
В порядке статей 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Частью 2 статьи 2 Закона о ветеринарии установлено, что ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии со статьей 8 Закона о ветеринарии государственный ветеринарный надзор направлен на организацию противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятий по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и надзор за их выполнением.
Согласно статье 15 Закона о ветеринарии продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
В соответствии со статьей 18 Закона о ветеринарии производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства, соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.
Обществу вменено нарушение пункта 3.14 Правил N 13-5-2/0525 для дезинфекции обуви у входа в производственные здания на всю ширину прохода оборудуют дезванночки длиной 1,5 м, которые на глубину 10 см заполняют дезинфицирующим раствором.
Внутри здания у входа в каждую изолированную секцию (бокс) устанавливают дезковрики, заполненные поролоном, опилками или другим пористым эластичным материалом, которые обильно пропитывают дезинфицирующим раствором, используемым для дезинфекции помещений.
Транспортные средства (тару) после перевозки мяса и мясопродуктов ежедневно, по окончании работы, очищают от пищевых остатков щетками и метелками, промывают горячей водой из шланга и дезинфицируют орошением 2%-ным раствором едкой щелочи или осветленным раствором хлорной извести, гипохлора, содержащих 1 - 2% активного хлора, 4%-ным раствором хлорамина, 0,1%-ным раствором дихлоризоцианурита натрия при норме расхода каждого из указанных средств 0,5 л/кв. м площади, 0,3%-ным раствором глутарового альдегида, 1%-ным раствором йодеза (пункт 6.5 Правил N 13-5-2/0525).
Пунктом 6.8 Правил N 13-5-2/0525 установлено, что с целью дезинфекции колес автомобильного транспорта у въезда на территорию ферм оборудуют дезбарьеры длиной по зеркалу дезинфицирующего раствора не менее 9 - 10 м и по днищу 6 м, которые на глубину 20 - 30 см заполняют одним из растворов: 4%-ным горячим (60 - 70 °С) раствором едкого натра, 4%-ным раствором формальдегида, 5%-ным раствором хлорной извести, 2%-ным раствором глутарового альдегида или другими химическими дезинфицирующими средствами, разрешенными для дезинфекции Департаментом ветеринарии Минсельхоза России. После прохождения автотранспорта через дезбарьер его выдерживают на площадке отстоя не менее 20 - 30 мин.
Дезбарьеры оборудуют в отапливаемом помещении ветсанпропускника или под навесом (от дождя и снега). В последнем случае под днищем прокладывают трубы центрального отопления для подогрева раствора в зимнее время.
В неотапливаемых дезбарьерах (в зимнее время) для предотвращения замерзания к растворам добавляют 10 - 15% поваренной соли.
Согласно пункту 7.1 Правил N 13-5-2/0525 стирку и профилактическую дезинфекцию спецодежды работников, занятых на обслуживании животных и приготовлении кормов, проводят по установленному в хозяйстве графику, но не реже одного раза в неделю, а также каждый раз при переводе работника на обслуживание новой группы животных даже в пределах одного цеха (участка, бригады).
Спецодежду работников санитарно-убойного пункта и подменных рабочих стирают и дезинфицируют ежедневно или в дни, соответственно графику подмены.
В соответствии с пунктом 7.6 Правил N 13-5-2/0525 для дезинфекции обуви у входа в помещение для животных и каждую изолированную их часть, кормоприготовительные, склады кормов, санитарно-убойный пункт и другие сооружения, расположенные на территории производственной зоны, устанавливают дезковрики, заполненные опилками, поролоном или другим пористым эластичным материалом, или дезванночки. Дезковрики периодически обильно пропитывают дезинфицирующим раствором, соответствующим по активности виду возбудителя, а в дезванночки наливают раствор на глубину 10 см. Спецодежду дезинфицируют парами или аэрозолями формальдегида, методом замачивания в дезинфицирующих растворах, кипячением или текучим паром (пункт 7.7 Правил N 13-5-2/0525).
Обществу также вменено нарушение Санитарных правил для предприятий мясной промышленности:
текущий ремонт помещений следует производить по мере необходимости, но не реже 1 раза в 6 месяцев (пункт 6.6);
побелку или покраску стен и потолков производственных, бытовых и вспомогательных помещений, как правило, совмещают с одновременной их дезинфекцией; все места с отбитой плиткой и штукатуркой подлежат срочному ремонту, с последующей побелкой или окраской оштукатуренных участков; при проведении в производственных цехах ремонтных работ без остановки производства ремонтируемые участки в обязательном порядке ограждают, исключая возможность загрязнения работающего оборудования, обрабатываемого сырья, готовой продукции и попадания в них посторонних предметов (пункт 6.10);
оборудование, инвентарь, тара должны быть изготовлены из материалов, допущенных органами здравоохранения для контакта с пищевыми продуктами, химически устойчивых, не подвергающихся коррозии (пункт 7.1);
работники производственных цехов перед началом работы должны принять душ, надеть чистую санитарную одежду так, чтобы она полностью закрывала личную одежду, подобрать волосы под косынку или колпак и двукратно тщательно вымыть руки теплой водой с мылом; в периоды эпидемиологического или эпизоотического неблагополучия, по указанию санитарно-эпидемиологической станции или органов государственного ветеринарного надзора, работники цехов перед мытьем рук должны их дезинфицировать 0,2%-ным раствором хлорамина или 0,1%-ным осветленным раствором хлорной извести; санитарную обработку рук производственный персонал должен также проводить после каждого перерыва в работе; все работники санитарной бойни и цехов первичной переработки скота при убое животных, неблагополучных по инфекционным болезням, обязаны по указанию ветеринарного врача цеха (санбойни) периодически дезинфицировать руки и рабочие инструменты (ножи, мусаты) (пункт 11.4).
На основании пункта 1.5 Правил N 13-7-2/469 биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
Транспортные средства, инвентарь, инструменты, оборудование дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов для утилизации, обеззараживания или уничтожения; для дезинфекции используют одно из следующих химических средств: 4-процентный горячий раствор едкого натра, 3-процентный раствор формальдегида, раствор препаратов, содержащих не менее 3 процентов активного хлора, при норме расхода жидкости 0,5 л на 1 кв. м площади или другие дезсредства, указанные в действующих правилах по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства. Спецодежду дезинфицируют путем замачивания в 2-процентном растворе формальдегида в течение 2 часов (пункт 2.7 Правил N 469).
Статьей 26.2 Кодекса установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд апелляционной инстанции установил, что материалами административного производства, в том числе актом проверки, протоколом, установлено место и время совершения правонарушения, указаны нарушенные обществом нормы ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, а также статья 10.8 Кодекса, по которой общество подлежит привлечению к ответственности. Выявленные нарушения, составляющие объективную сторону вмененного обществу правонарушения, отражены и в объяснениях генерального директора.
Суд апелляционной инстанции, оценив материалы проверки, признал их последовательными и не противоречащими друг другу, а потому на их основании сделал вывод о нарушении обществом положений ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно статье 10.8 Кодекса (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ, действовавшей на момент выявления нарушения и привлечения к административной ответственности) такое нарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.8 Кодекса, что не отрицается самим обществом в письме от 13.09.2012 N 121.
Доводы кассационной жалобы о нарушении управлением процедуры проведения проверки исследованы в суде апелляционной инстанции и направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судом. Нормы права при разрешении спора применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013 по делу N А32-31158/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции установил, что материалами административного производства, в том числе актом проверки, протоколом, установлено место и время совершения правонарушения, указаны нарушенные обществом нормы ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, а также статья 10.8 Кодекса, по которой общество подлежит привлечению к ответственности. Выявленные нарушения, составляющие объективную сторону вмененного обществу правонарушения, отражены и в объяснениях генерального директора.
...
Согласно статье 10.8 Кодекса (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ, действовавшей на момент выявления нарушения и привлечения к административной ответственности) такое нарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.8 Кодекса, что не отрицается самим обществом в письме от 13.09.2012 N 121."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 декабря 2013 г. N Ф08-8178/13 по делу N А32-31158/2012
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-30/14
16.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-30/14
30.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8178/13
23.09.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10503/13
31.05.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-31158/12