Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 14
к приказу
министерства труда и социальной
защиты Тульской области
от 17 марта 2023 г. N 143-осн
Положение о школе ухода
1. Настоящее положение устанавливает порядок деятельности школы ухода, которая создается в организации социального обслуживания независимо от ее организационно-правовой формы, являющейся поставщиком социальных услуг (далее соответственно - положение, поставщик социальных услуг).
2. Основной целью создания школы ухода является обучение граждан практическим навыкам общего ухода за гражданами, частично или полностью утратившими способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
3. Поставщик социальных услуг должен иметь достаточную материально-техническую базу для проведения теоретических и практических занятий по уходу.
4. Функционирование школы ухода обеспечивается работниками, которые обладают необходимыми знаниями и навыками, соответствуют требованиям профессионального стандарта "Специалист по социальной работе" или "Психолог в социальной сфере", прошли и (или) готовы пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации по вопросам ухода за инвалидами и престарелыми, психологических особенностей граждан пожилого возраста и инвалидов.
К проведению занятий могут привлекаться медицинские работники, включая врачей-гериатров, сиделки (помощники по уходу) организаций социального обслуживания, представители организаций, занимающихся оказанием помощи и организацией ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
5. Приоритетным правом на обучение в школе ухода обладают лица из числа ближайшего окружения граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (далее - граждане, нуждающиеся в уходе).
6. Обучение в школе ухода осуществляется на основании заявления, поданного лицом, осуществляющим (планирующим осуществлять) уход за гражданином, нуждающимся в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей (далее - лицо из числа ближайшего окружения) в школу ухода или территориальный координационный центр, с которым взаимодействует школа ухода.
7. Занятия в школе ухода организуются на бесплатной основе.
8. Сведения об обращении в школу ухода вносятся и хранятся в ведомственной информационной системе.
9. Поставщик социальных услуг организует обучение в школе ухода в форме групповых и индивидуальных занятий, в том числе с выездом на дом.
10. Поставщик социальных услуг заключает с гражданином, осуществляющим (планирующим осуществлять) уход, договор об обучении в школе ухода, в котором указывается форма проведения занятий, их тематика и количество.
11. Информация о школе ухода размещается:
1) на информационных стендах в помещениях организаций социального обслуживания, медицинских организаций, органов местного самоуправления, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области и иных организаций.
2) на сайте министерства труда и социальной защиты Тульской области, сайтах органов местного самоуправления, поставщиков социальных услуг;
3) в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
12. Поставщик социальных услуг, на базе которого создана школа ухода, осуществляет консультирование граждан по вопросам получения и использования технических средств реабилитации, устанавливает время работы пункта проката исходя из региональных особенностей, в том числе в вечернее время, выходные и праздничные дни.
13. Контроль за деятельностью школы ухода осуществляется руководителем поставщика социальных услуг, на базе которого создана школа ухода.
14. Мониторинг работы школы ухода осуществляется территориальными координационными центрами.
15. Рекомендуемая программа обучения:
N |
Наименование темы |
Содержание |
1. |
Составные компоненты процесса ухода на дому |
Мир пожилого человека. Мифы о пожилых людях. Эйджизм. Особенности пожилых людей и инвалидов. Психология общения и взаимодействие с подопечными. Пирамида потребностей Маслоу. Принципы организации и составные компоненты процесса ухода. Искусство ухода. Систематизация домашнего ухода. Физиологические показатели, нуждающиеся в контроле. |
2. |
Организация пространства в доме |
Падение как одна из причин маломобильности: понятие "маломобильность", факторы риска падений, профилактика падений, ответственность ухаживающего. Основы безопасности при осуществлении ухода на дому. Особенности помещения, основное и вспомогательное оборудование и его размещение. |
3. |
Осложнения, риски и профилактики заболеваний маломобильных и немобильных граждан |
Проблемы и риски осложнений у маломобильных граждан. Застойная пневмония у немобильных: определение, причины возникновения, провоцирующие факторы, симптомы и профилактика. Тромбоз: определение, причины образования и факторы риска развития, последствия, симптомы и профилактика. Контрактура: определение, причина, факторы риска и механизм развития контрактур, профилактика, ортезы, уход при контрактурах. Дегидратация (обезвоживание, эксикоз): определение, степени обезвоживания, симптомы, причины, тест для определения обезвоживания, питьевой режим, профилактика и контроль. Пролежни: определение, факторы возникновения; части тела, наиболее подверженные образованию пролежней; механизм образования пролежней; стадии пролежней; контроль образования пролежней; фазы заживления раны; ошибки лечения; профилактика пролежней. Обстипация: определение, причины, симптомы, последствия; лечение и профилактика. Контроль дефекации. Аспирация: определение аспирации и дисфагии; профилактика аспирации во время кормления; способ кормления пациента с нарушением функции глотания, проверка глотательного рефлекса, захват F.O.T.T. nachKayCoombes. Интертриго: определение, причины появления, локализация, последствия заболевания, симптомы, профилактика. Молочница: определение, причины, симптомы, локализация, профилактика молочницы. Инконтиненция: определение континенции (удержание мочи) и инконтиненция (недержание мочи); причины возникновения и факторы риска; профилактика; частичное или полное восстановление континенции. Инфекции мочевыводящих путей: причины возникновения инфекции мочевыводящих путей, группы риска, симптомы, профилактика. |
4. |
Основы эргономики перемещения маломобильных и немобильных граждан |
Кинестетика - наука о движении, инструмент профессиональной деятельности специалиста по уходу. Принцип транспортировки человека. "Золотые правила перемещения". Эргономичные методы перемещения маломобильного и немобильного гражданина. |
5. |
Организация питания маломобильных и немобильных граждан |
Потребность в пище как одна из базовых потребностей человека. Пирамида Маслоу (повторение). Мальнутриция, её распространённость среди пожилых людей. Подходы к организации питания: сбалансированность, безопасность приёма пищи, важность для пожилого человека. Организация питьевого режима. Алгоритм кормления маломобильного и мобильного гражданина. Правила поведения, ухаживающего при кормлении. Приспособления для приёма пищи маломобильными (нескользящие коврики, чашки с вырезом для носа, кружки с 2-мя ручками, поильники, тарелки с ограничительными бортиками и т.д). Кормление подопечных с дисфагией. Проверка глотательного рефлекса. Приём для определения сокращения глотательных мышц. Первая помощь при аспирации, маневр Геймлиха. Кормление через зонд. Гастростома: чем кормить; уход за гастростомой. Эстетика питания. |
6. |
Коммуникация как центральный элемент ухода |
Особенности коммуникации с лицами, нуждающимися в постороннем уходе. Риски недооценки коммуникативных проблем. Виды коммуникации. Межличностная коммуникация. Модель "4 уха". Зоны близости в общении. Позитивная коммуникация: условия и критерии. Особенности коммуникации с гражданами с сенсорными дефицитами, когнитивными и психическими расстройствами. Коммуникация при деменции: формы, стадии, факторы риска. Основные концепции и подходы при оказании помощи и поддержки людям с деменцией: ориентация в реальности, валидация, личностно-ориентированный подход, салютогенез, терапия самосохранения, арттерапия, психобиографическая модель, сенсорные методы. Коммуникация паллиативном уходе: Коммуникация у постели умирающего. Болезнь на поздних стадиях: претерминальный период (декомпенсация), терминальная фаза, агония (стадия умирания). Пять стадий психического состояния умирания по Кюблер-Росс: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Как поддержать умирающего. Модель траура по Шмидинг: время Шлюзов - время Януса - время лабиринта. Точка невозврата. Время радуги. |
7. |
Гигиена и личная безопасность ухаживающего и гражданина, нуждающегося в постороннем уходе |
Инфекционная безопасность ухаживающего: гигиена рук, правила мытья; индивидуальные средства защиты. Мытье немобильного в кровати, ванной (душе). Оборудование для мытья в ванной (душе). Гигиена ушей, носа, глаз, ротовой полости. Последовательность действий при бритье. Маникюр. Педикюр. Смена подгузника. Постановка судна. Интимная гигиена. Смена постельного и нательного белья. Уход за больными со стомами: колостома, илеостома, уростома, нефростома, цистостома, гастростома, еюностома, трахеостома. Уход за разными видами стом. Калоприемник. Виды калоприемников. Смена калоприемника. Мочевой катетер. Уход за катетером. Освобождение мочевого дренажного мешка. |
8. |
Особенности ухода при заболеваниях, приводящих к дефициту самообслуживания, действия при неотложных состояниях |
Неотложные состояния: гипер- и гипогликемия, инфаркт миокарда, инсульт, - актуальность распознавания их признаков. Алгоритм действия родственников при возникновении неотложных состояний. Инсульт: определение, статистические данные по России, факторы риска. Виды инсульта: геморрагический и ишемический. Симптомы инсульта. Первая доврачебная помощь. Недопустимые действия при оказании первой медицинской помощи. Принципы лечения больных инсультом. Профилактика первичная и вторичная. Реабилитация и уход за гражданами после инсульта. Концепция Бобат. Инфаркт: определение, факторы риска, последствия, симптомы. Первая доврачебная помощь при инфаркте. Приёмы сердечно-легочной реанимации. Гипогликемия и гипергликемия: определения, факторы риска, последствия. Использование глюкометра. Первая доврачебная помощь. |
9. |
Оборудование и вспомогательные средства, облегчающие уход |
Оборудование для позиционирования в кровати. Оборудование для перемещения немобильного, подъема с пола. Оборудования для ходьбы маломобильного. Оборудование и вспомогательные средства для проведения гигиенических мероприятий и опорожнения. Оборудование для кормления. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.