г. Краснодар |
|
16 января 2014 г. |
Дело N А25-501/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рогальского С.В., судей Кухаря В.Ф. и Леоновой О.В., в отсутствие заявителя - Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Аркада", Карачаево-Черкесского республиканского государственного унитарного предприятия "Карачаево-Черкесия-Туризм", Правительства Карачаево-Черкесской Республики, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15.07.2013 (судья Калмыкова М.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 (судьи Сулейманов З.М., Казакова Г.В., Сомов Е.Г.) по делу N А25-501/2013, установил следующее.
Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минфин республики) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным направленного ему Управлением Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление, УФК по КЧР) уведомления о поступлении исполнительного документа, а также признании незаконными действий управления по принятию к исполнению исполнительного листа по делу N А25-807/2009.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО "Аркада", Карачаево-Черкесское республиканское государственное унитарное предприятие "Карачаево-Черкесия-Туризм" (далее - предприятие, ГУП "КЧ-Туризм"), Правительство Карачаево-Черкесской Республики.
Решением от 15.07.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.09.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что у УФК по КЧР отсутствовали предусмотренные статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) основания для возврата исполнительного листа взыскателю или в арбитражный суд. Оспариваемые действия не нарушают права и законные интересы заявителя и совершены в соответствии с нормами бюджетного законодательства. Довод Минфина республики о том, что исполнение взыскания за счет субсидиарного должника возможно только после завершения конкурсного производства в отношении основного должника - ГУП "КЧ-Туризм", признан несостоятельным. Суды указали, что отсутствие у предприятия достаточных денежных средств для погашения долга перед ООО "Аркада" подтверждено решением арбитражного суда от 17.01.2013 по делу N А25-1866/2012 о признании ГУП "КЧ-Туризм" банкротом. Требование ООО "Аркада" включено в реестр требований кредиторов должника.
В кассационной жалобе Минфин республики просит отменить судебные акты, полагая, что УФК по КЧР не вправе было принимать от общества "Аркада" (взыскателя) исполнительный документ о взыскании долга с субсидиарного должника, поскольку взыскатель в нарушение статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не представил управлению доказательств предварительного направления исполнительного листа основному должнику и отсутствия у последнего денежных средств. По мнению Минфина, управление в этом случае должно было возвратить взыскателю исполнительный лист на основании пункта 3 статьи 242.1 БК РФ - ввиду несоответствия документов, поступивших на исполнение, требованиям арбитражного процессуального законодательства.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 02.05.2012 по делу N А25-807/2009 с ГУП "КЧ-Туризм" в пользу ООО "Аркада" взыскано 87 219 600 рублей долга по договору подряда. В решении указано, что в случае недостаточности денежных средств у предприятия-должника указанная сумма в порядке субсидиарной ответственности подлежит взысканию с Карачаево-Черкесской Республики в лице Минфина республики за счет казны Карачаево-Черкесской Республики. При этом суд признал, что обществом "Аркада" соблюдены положения статьи 399 ГК РФ о предъявлении требований к основному должнику до предъявления требований к лицу, несущему субсидиарную ответственность, а также признал установленным, что ГУП "КЧ-Туризм" не имеет достаточных денежных средств для расчетов с кредитором.
Исполнительный лист серии АС N 000166189 выдан взыскателю арбитражным судом на основании указанного решения 26.02.2013, после признания предприятия банкротом решением арбитражного суда от 17.01.2013 и открытия в отношении его конкурсного производства по упрощенной процедуре как отсутствующего должника.
Данные обстоятельства с достоверностью свидетельствовали о том, что основной должник в предусмотренный статьей 399 ГК РФ разумный срок не удовлетворил требования кредитора, у которого в связи с этим не имелось препятствий для предъявления требований к субсидиарному должнику.
Указанные обстоятельства взыскатель изложил в заявлении, направленном в УФК по КЧР 27.02.2013 и поступившем в управление вместе с исполнительным документом 28.02.2013.
Последовавшие за этим действия управления: принятие исполнительного документа; уведомление (04.03.2013) о его поступлении Минфин республики, а также о необходимости представления в течение 10 рабочих дней информации об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа (т. 1, л. д. 13), - полностью соответствовали положениям статьи 242.4 БК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Названные требования обществом "Аркада" соблюдены, в связи с чем основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, предусмотренные пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ, отсутствовали.
Пунктом 9 статьи 242.4 БК РФ предусмотрено, что в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично не исполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации для исполнения.
Минфин республики является главным распорядителем средств республиканского бюджета. Органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, является Федеральное казначейство и его территориальные подразделения (статья 166.1 БК РФ).
При указанных обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Минфином требований, так как его права и законные интересы действиями управления не нарушены. Вывод об отсутствии у основного должника денежных средств, достаточных для расчетов с кредитором, заявителем не опровергнут. Утверждение о том, что такой вывод возможен только по окончании конкурсного производства в отношении основного должника, не основано на нормах права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15.07.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 по делу N А25-501/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Рогальский |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.