Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 22 февраля 2023 г. N Исх-7802/05
В целях проведения работ по совершенствованию элементов структуры и классификации воздушного пространства Российской Федерации, до утверждения Минтрансом России соответствующего нормативного правового акта, Росавиация полагает целесообразным использовать в работе следующий порядок разработки и представления предложений по совершенствованию структуры и классификации воздушного пространства Российской Федерации:
1. Настоящий порядок разработки и представления предложений по совершенствованию структуры и классификации воздушного пространства Российской Федерации (далее - порядок) определяет обеспечение реализации пунктов 11, 19, 22, 38, 67 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 (далее - Федеральные правила).
2. В соответствии с настоящим порядком разрабатываются и представляются предложения по установлению (изменению) (далее - предложения):
зон Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации 1 (далее - Единая система);
районов контролируемых и неконтролируемых аэродромов (вертодромов);
границ классов A и C воздушного пространства;
воздушного пространства свободной маршрутизации;
запретных зон;
постоянных опасных зон;
зон ограничения полетов;
маршрутов (условных маршрутов) обслуживания воздушного движения.
3. Предложения разрабатываются пользователями воздушного пространства, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами), федеральными органами исполнительной власти, а также юридическими лицами, в интересах которых устанавливаются элементы структуры и классификация воздушного пространства (далее - разработчики).
4. Предложения оформляются в формализованном виде с обоснованием необходимости установления (изменения) элементов структуры и классификации воздушного пространства (рекомендуемый образец предложений приведен в приложении N 1).
5. К предложениям прилагается карта структуры воздушного пространства в масштабе:
не менее чем 1:4000000 при установлении (изменении) зон Единой системы, воздушного пространства свободной маршрутизации, границ классов A и C воздушного пространства;
не менее чем 1:2000000 при установлении (изменении) границ районов контролируемых и неконтролируемых аэродромов (вертодромов), границ запретных зон, зон ограничения полетов, постоянных опасных зон, маршрутов (условных маршрутов) обслуживания воздушного движения.
На карте структуры воздушного пространства наносятся существующие и предлагаемые границы элементов структуры воздушного пространства, границы классов A и C воздушного пространства.
6. При установлении (изменении) границ зон Единой системы в предложениях указываются:
наименование зоны;
горизонтальные и вертикальные границы.
7. При установлении (изменении) границ, аэронавигационных данных районов контролируемых и неконтролируемых аэродромов (вертодромов) в предложениях указываются:
наименование аэродрома (вертодрома);
федеральный орган исполнительной власти, организация, в ведении которых находится аэродром (вертодром);
горизонтальные и вертикальные границы района аэродрома (вертодрома).
8. При установлении границ классов A и C воздушного пространства в предложениях указываются:
горизонтальные и вертикальные границы;
класс воздушного пространства.
9. При установлении (изменении) границ, аэронавигационных данных воздушного пространства свободной маршрутизации в предложениях указываются:
наименование воздушного пространства свободной маршрутизации;
горизонтальные и вертикальные границы воздушного пространства свободной маршрутизации;
период доступности воздушного пространства свободной маршрутизации;
основные точки воздушного пространства свободной маршрутизации;
информация о сохранении/упразднении существующих маршрутов (участков маршрутов) обслуживания воздушного движения в границах воздушного пространства свободной маршрутизации;
условия использования воздушного пространства свободной маршрутизации для полетов воздушных судов иностранных государств.
10. При установлении (изменении) границ, аэронавигационных данных запретных зон, постоянных зон ограничения полетов, постоянных опасных зон в предложениях указываются:
обозначение и номер зоны (при внесении изменений в границы зоны);
горизонтальные и вертикальные границы зоны;
период (регламент) работы зоны;
ведомственная принадлежность объекта (организации) в зоне, вид деятельности в зоне, вид объекта;
полное и (или) сокращенное (при наличии) наименование, адрес в пределах места нахождения, номер телефона и (или) адрес электронной почты (при их наличии) организации;
11. При установлении (изменении) границ, аэронавигационных данных временных зарезервированных зон ограничения полетов в предложениях указываются:
обозначение и номер зоны (при внесении изменений в границы зоны);
горизонтальные и вертикальные границы зоны;
информация о вводе в действие (активации) зоны;
ведомственная принадлежность объекта (организации) в зоне, вид деятельности в зоне, вид объекта;
полное и (или) сокращенное (при наличии) наименование, адрес в пределах места нахождения, номер телефона и (или) адрес электронной почты (при их наличии) организации;
частоты радиосвязи авиационного диапазона, установленные в зоне (в случае применения), позывные;
данные о действии временно зарезервированной зоны ограничения полетов.
12. При установлении (изменении) маршрутов обслуживания воздушного движения, условных маршрутов обслуживания воздушного движения в предложениях указываются:
а) для воздушных трасс:
обозначение маршрута, название основных точек, их координаты и назначение (пункт обязательного донесения или пункт донесения по запросу);
магнитные путевые углы (МПУ), истинные путевые углы (для воздушных трасс выше 70 градуса северной широты);
расстояние между основными точками маршрута;
верхняя граница/нижняя граница маршрута;
минимальная абсолютная высота (в нижнем воздушном пространстве);
ширина участка маршрута;
направление крейсерских эшелонов;
наименование органа диспетчерского обслуживания воздушного движения, каналы связи (частота), условия использования;
б) для маршрутов зональной навигации на базе глобальной навигационной спутниковой системы:
обозначение маршрута, название основных точек, их координаты и назначение (пункт обязательного донесения или пункт донесения по запросу);
тип требуемой навигационной характеристики для маршрута;
магнитные путевые углы (МПУ), истинные путевые углы (для маршрутов зональной навигации выше 70 градуса северной широты);
расстояние между основными точками маршрута;
верхняя граница/нижняя граница маршрута;
минимальная абсолютная высота (в нижнем воздушном пространстве);
направление крейсерских эшелонов;
наименование органа диспетчерского обслуживания воздушного движения, каналы связи (частота), условия использования;
в) для маршрутов зональной навигации на базе всенаправленных азимутальных и дальномерных радиомаяков:
обозначение маршрута, название основных точек, их координаты и назначение (пункт обязательного донесения или пункт донесения по запросу);
тип требуемой навигационной характеристики для маршрута;
обозначение станции опорного всенаправленного азимутального и дальномерного радиомаяков;
пеленг и расстояние от опорного всенаправленного азимутального и дальномерного радиомаяков, если точка пути не совмещена с опорной станцией;
превышение дальномерного радиомаяка (антенны);
расстояние между основными точками маршрута;
верхняя граница/нижняя граница маршрута;
минимальная абсолютная высота (в нижнем воздушном пространстве);
направление крейсерских эшелонов;
наименование органа диспетчерского обслуживания воздушного движения, каналы связи (частота), условия использования;
г) для местных воздушных линий:
обозначение маршрута, название основных точек, их координаты и назначение (пункт обязательного донесения или пункт донесения по запросу);
магнитные путевые углы (МПУ);
расстояние между основными точками маршрута;
верхняя граница/нижняя граница (абсолютная высота) маршрута;
ширина участка маршрута;
абсолютная высота наивысшей точки рельефа на участке маршрута;
истинная высота наивысшего препятствия на участке маршрута;
абсолютная высота наивысшего препятствия на участке маршрута;
наименование органа диспетчерского обслуживания воздушного движения, каналы связи (частота), условия использования;
д) для условных маршрутов обслуживания воздушного движения дополнительно указывается:
категория условного маршрута обслуживания воздушного движения;
верхняя и нижняя граница (диапазон используемых высот/эшелонов);
период использования условного маршрута обслуживания воздушного движения;
обозначение и номер временной зарезервированной зоны ограничения полетов, через воздушное пространство которой проходит условный маршрут обслуживания воздушного движения;
согласование установления условного маршрута обслуживания воздушного движения с пользователем воздушного пространства, в интересах которого установлена временная зарезервированная зона ограничения полетов, через воздушное пространство которой проходит условный маршрут обслуживания воздушного движения;
информация о наличии процедуры координации при использовании условного маршрута.
е) при исключении участков маршрута обслуживания воздушного движения, условного маршрута обслуживания воздушного движения:
обозначение маршрута;
название и географические координаты точек исключаемого участка маршрута.
13. При разработке предложений по установлению (изменению) элементов структуры воздушного пространства Российской Федерации целесообразно использовать следующее описание границ:
а) горизонтальные границы элемента структуры воздушного пространства указываются в географических координатах или геометрической конфигурации с привязкой к географическим координатам:
географическая широта (первые две цифры - градусы, вторые две цифры - минуты, третьи две цифры - секунды, буква "с" - северная широта);
географическая долгота (первые три цифры - градусы, вторые две цифры - минуты, третьи две цифры - секунды, буквы "в" или "з" - восточная или западная долгота соответственно);
с севера на юг по часовой стрелке;
при описании горизонтальных границ допускается использовать фразы: "далее по часовой стрелке по дуге окружности радиусом _______ км с центром (_______)", "далее против часовой стрелки по дуге окружности радиусом ________ км с центром (______)", "далее по государственной границе...", "окружность радиусом ________км с центром (________)";
б) вертикальные границы (нижняя и верхняя) элемента структуры воздушного пространства:
нижняя граница обозначается как уровень земли (GND), земная или водная поверхность (SFC), абсолютная высота относительно среднего уровня моря (AMSL) в метрах с указанием в скобках значения в футах (например, "2000 м (6600 фут) AMSL") или эшелон полета (буквы FL, после которых без пробела три цифры, соответствующие эшелону полета, например, "FL050");
верхняя граница обозначается как абсолютная высота относительно среднего уровня моря в метрах с указанием в скобках значения в футах (например, "5050 м (16600 фут) AMSL"), эшелон полета (буквы FL, после которых без пробела три цифры, соответствующие эшелону полета, например, "FL200") или "без ограничений" (UNL);
при описании вертикальных границ допускается использовать фразы: "от земли", "от земной или водной поверхности", "все высоты".
14. Предложения, разработанные в соответствии с пунктами 6-12 настоящего порядка, за исключением предложений, предусмотренных пунктом 15 настоящего порядка, направляются разработчиками в одном экземпляре на бумажном носителе (подлиннике) или в электронном виде в территориальные органы Федерального агентства воздушного транспорта, осуществляющие функции руководящего органа Единой системы в границах соответствующей зоны Единой системы (далее - территориальные органы Росавиации).
15. Предложения по установлению (изменению) запретных зон, зон ограничения полетов, постоянных опасных зон, поступившие в Федеральное агентство воздушного транспорта от федеральных органов исполнительной власти, направляются для рассмотрения территориальные органы Росавиации.
16. Территориальные органы Росавиации согласовывают предложения:
а) с соответствующими региональными центрами Единой системы;
б) со старшими авиационными начальниками аэродромов (вертодромов) гражданской авиации (операторами аэродромов, вертодромов), государственной авиации, экспериментальной авиации:
при установлении (изменении) границ районов аэродромов (вертодромов) для данных аэродромов (вертодромов) или в районах данных аэродромов (вертодромов);
при установлении (изменении) маршрутов (условных маршрутов) обслуживания воздушного движения, которые проходят через районы данных аэродромов (вертодромов);
при установлении (изменении) границ запретных зон, зон ограничения полетов в районах данных аэродромов (вертодромов);
в) с пользователями воздушного пространства (организациями), в интересах которых установлены запретные зоны, зоны ограничения полетов:
при установлении (изменении) маршрутов (условных маршрутов) обслуживания воздушного движения в данных зонах;
при установлении (изменении) границ других запретных зон, зон ограничения полетов в данных зонах.
17. Согласованное предложение или отказ в его согласовании с указанием причины направляется в территориальный орган Росавиации в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня поступления предложения на согласование в соответствующий орган (организацию), указанный в пункте 16 настоящего порядка (рекомендуемая форма листа согласования приведена в приложении N 2).
18. В случае если границы элемента структуры воздушного пространства, классов А и С воздушного пространства располагаются в зоне ответственности двух и более территориальных органов Росавиации, территориальный орган Росавиации, получивший предложение, организует его согласование со смежными территориальными органами Росавиации.
19. Не требуют согласования с органами (организациями), указанными в подпунктах "б" и "в" пункта 16 настоящих Рекомендаций:
предложения по вопросам исключения участков маршрутов (условных маршрутов) обслуживания воздушного движения, уменьшения диапазона эшелонов полета в пределах установленного диапазона эшелонов на маршрутах (условных маршрутах) обслуживания воздушного движения;
предложения по упразднению элементов структуры воздушного пространства либо уменьшению их границ, если данные элементы структуры воздушного пространства установлены в интересах разработчиков предложений.
20. Предложения, поступившие в территориальные органы Росавиации, как правило рассматриваются в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня их поступления, а при повторном представлении - в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.
21. Территориальные органы Росавиации направляют представление в Федеральное агентство воздушного транспорта ежемесячно не позднее 5 числа каждого месяца.
22. Представление, направляемое территориальным органом Росавиации в Федеральное агентство воздушного транспорта, предусматривает:
а) титульный лист (рекомендуемая форма приведена в приложении N 3);
б) предложение по установлению (изменению) элемента структуры воздушного пространства, границ классов A и C воздушного пространства;
в) обоснование предложения;
г) адресно-справочную информацию разработчика предложения;
д) карту структуры воздушного пространства, оформленную в соответствии с пунктом 5 настоящего порядка;
е) листы согласований предложения.
23. Представление, поступившие в Федеральное агентство воздушного транспорта от территориальных органов Росавиации, рассматриваются в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня их поступления.
24. В рассмотрении и/или реализации представления Федеральным агентством воздушного транспорта может быть отказано по следующим причинам:
а) предложение оформлено не в соответствии с пунктами 6-12 настоящего порядка;
б) содержание предложения не соответствует пункту 22 настоящего порядка;
в) получен отказ в согласовании предложения от органа (организации), указанного в пункте 16 настоящего порядка, на деятельность которого влияет реализация предложения;
г) при наличии замечаний по результатам анализа предложения;
д) при несоответствии предложения требованиям воздушного законодательства Российской Федерации.
25. В случае отказа в рассмотрении представления по причине его несоответствия пункту 22 настоящего порядка, территориальный орган Росавиации в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня отказа в рассмотрении представления, повторно направляет в Федеральное агентство воздушного транспорта доработанное представление.
26. Федеральным агентством воздушного транспорта на основе представлений разрабатываются предложения о внесении изменений в соответствующие нормативные правовые акты Минтранса России, устанавливающие элементы структуры воздушного пространства, границы классов A и C воздушного пространства.
27. Предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты Минтранса России, устанавливающие элементы структуры воздушного пространства, границы классов A и C воздушного пространства направляются Федеральным агентством воздушного транспорта в Минтранс России ежеквартально не позднее 15 числа первого месяца квартала.
28. Основанием для подготовки изменений (поправок, дополнений) в Сборник аэронавигационной информации Российской Федерации (АИП России), связанных с предложениями, являются:
вступившие в силу нормативные правовые акты Минтранса России, устанавливающие границы элементов структуры воздушного пространства, классов A и C воздушного пространства;
предложения, согласованные в соответствии с настоящим порядком, если для их реализации не требуется издание нормативных правовых актов.
Прошу довести данный порядок до всех заинтересованных лиц, участвующих в разработке предложений по совершенствованию элементов структуры воздушного пространства и границ классов A и C воздушного пространства.
Приложение: на 29 л. в 1 экз.
Заместитель руководителя |
Д.В. Ядров |
------------------------------
1 Пункт 2 статьи 14 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2007, N 50, ст. 6245), пункт 11 Федеральных правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 14, ст. 1649).
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Речь идет о предложениях по установлению:
- зон Единой системы организации воздушного движения;
- районов контролируемых и неконтролируемых аэродромов (вертодромов);
- границ классов A и C воздушного пространства;
- воздушного пространства свободной маршрутизации;
- запретных зон;
- постоянных опасных зон;
- зон ограничения полетов;
- маршрутов (условных маршрутов) обслуживания воздушного движения.
Разработчиками предложений выступают пользователи воздушного пространства, органы обслуживания воздушного движения (управления полетами), федеральные органы исполнительной власти, а также юрлица, в интересах которых устанавливаются элементы структуры и классификация воздушного пространства.
Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 22 февраля 2023 г. N Исх-7802/05
Опубликование:
-
Настоящий документ прекратил действие в связи с изданием письма Росавиации от 12 апреля 2023 г. N Исх-17348/05