г. Краснодар |
|
20 января 2014 г. |
Дело N А32-20040/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Территория закона" (ИНН 2626041342, ОГРН 1102650000133), органов, осуществляющих публичные полномочия: департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310041258, ОГРН 1022301172475), администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Петренко Евгения Владимировича, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.06.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 по делу N А32-20040/2012, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Территория закона" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) и департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) о признании незаконным изложенного в письме от 04.06.2012 N 26585.26 решения об отказе в проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка ориентировочной площадью 992 кв. м, расположенного по адресу:
ул. Бородинская, 162 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, предназначенного для размещения объектов складского назначения, (далее - земельный участок) и о возложении на департамент обязанности по организации и проведению торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Петренко Евгений Владимирович (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.06.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013, оспариваемое решение департамента признано незаконным, на администрацию возложены обязанности по организации проведения работ по формированию земельного участка, определению его разрешенного использования, определению технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за такое подключение, направлению обществу подписанного проекта договора аренды земельного участка. Суды исходили из того, что право на заключение договора аренды земельного участка для строительства при наличии нескольких претендентов подлежит выставлению на торги, а ввиду отзыва третьим лицом своего заявления о предоставлении земельного участка, единственным претендентом на приобретение земельного участка в аренду в целях строительства оказалось общество.
Администрация обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Податель жалобы считает, что предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не предполагает проведения торгов, поскольку названная процедура совершается в отношении конкретного объекта и субъекта строительства, суды не учли, что информационное сообщение, опубликованное в средствах массовой информации, не является извещением о наличии свободного, надлежащим образом сформированного земельного участка, а принятие решения о продаже права на заключение договора аренды земельного участка на торгах входит в исключительную компетенцию администрации, и не может быть возложена как обязанность судебным актом.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат изменению в части.
Из материалов дела видно и судами установлено, что в выпуске газеты "Краснодарские Известия" от 03.05.2012 N 64 (4865) опубликовано объявление администрации о предстоящем предоставлении Петренко Е.В. земельного участка для размещения объектов складского назначения.
Ссылаясь на объявление, общество 29.05.2012 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду посредством проведения аукциона.
Письмом от 04.06.2012 N 26585.26 департамент сообщил заявителю о том, что опубликованное в выпуске газеты "Краснодарские Известия" от 03.05.2012 N 64 (4865) информационное сообщение не является публикацией о наличии свободного земельного участка.
Департаментом изготовлен акт о выборе земельного участка для строительства от 03.09.2012.
В материалах дела имеются копии адресованных в администрацию заявлений третьего лица от 17.10.2012, 18.10.2012 и 25.10.2012 об утверждении материалов предварительного согласования места размещения объекта, о прекращении оказания соответствующей муниципальной услуги и возврате документов.
Считая изложенное в письме от 04.06.2012 N 26585.26 решение органа местного самоуправления незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требовании о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решении и действии (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действии (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочии на совершение оспариваемых действии (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действии (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Как следует из статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление его государственного кадастрового учета, принятие решения о предоставлении земельного участка заинтересованному лицу.
Орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Компетентный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, а в случае невозможности строительства объекта на испрашиваемом участке - решение об отказе в размещении объекта.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, обеспечение выбора земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления, разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах, исполнением органом местного самоуправления обязанности по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства обеспечивается реализация гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами - поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Анализ положений статьи 1 и пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса позволяет заключить, что заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка после опубликования информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении участка для строительства.
При этом Земельный кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Поскольку порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае наличия конкурирующих заявлений земельным законодательством не урегулирован, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 данного Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. Изложенный правовой подход содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 и от 15.11.2011 N 7638/11.
Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть право на заключение договора аренды сформированного земельного участка (пункт 1 статьи 38 Земельного кодекса).
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства закреплен в статье 38.1 Земельного кодекса. Аукцион по продаже такого земельного является открытым по составу участников и по форме подачи заявок (пункт 3). Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона (пункт 8). Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок заявку на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка, а также документы, подтверждающие внесение задатка (пункт 12).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - правила), которыми предусмотрено, что извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать сведения о форме торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы, о сроке принятия решения об отказе в проведении торгов, о предмете торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные, о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, о реквизитах указанного решения, о наименовании организатора торгов, начальной цене предмета торгов или начальном размере арендной платы, о "шаге аукциона", о размере задатка и реквизитах счета для его перечисления, о форме заявки об участии в торгах, о порядке приема, адресе места приема, дате и времени начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также о перечне документов, представляемых претендентами для участия в торгах, об условиях конкурса, месте, дате, времени и порядке определения участников торгов, о месте и сроке подведения итогов торгов, порядке определения победителей торгов, о сроке заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка, о дате, времени и порядке осмотра земельного участка на местности, об условиях договора купли-продажи или аренды земельного участка, о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.
Для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов. Заявка и опись представленных документов составляются в 2 экземплярах, один из которых остается у организатора торгов, другой - у претендента.
Заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируются организатором торгов в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре документов организатором торгов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов.
Для участия в торгах претендент вносит задаток на указанный в извещении о проведении торгов счет (счета) организатора торгов. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет (счета) организатора торгов, является выписка (выписки) со счета (счетов) организатора торгов.
В день определения участников торгов, установленный в извещении о проведении торгов, организатор торгов рассматривает заявки и документы претендентов, устанавливает факт поступления от претендентов задатков на основании выписки (выписок) с соответствующего счета (счетов). По результатам рассмотрения документов организатор торгов принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске претендентов к участию в торгах, которое оформляется протоколом.
Претендент приобретает статус участника торгов с момента оформления организатором торгов протокола о признании претендентов участниками торгов.
Торги проводятся в указанном в извещении о проведении торгов месте, в соответствующие день и час.
Результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов, аукционистом (при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы) и победителем торгов в день проведения торгов.
Торги по каждому выставленному предмету торгов могут быть признаны несостоявшимися в случае, если в торгах участвовало менее 2 участников.
С учетом установленных по делу обстоятельств, вышеприведенных нормативных положений и позиций высшей судебной инстанции, суды пришли к обоснованным выводам о том, что предоставление земельного участка должно было производиться на торгах, изложенное в письме от 04.06.2012 N 26585.26 решение органа местного самоуправления незаконно и нарушает права общества, а у администрации при наличии двух конкурирующих заявок возникла обязанность по организации проведения работ по формированию земельного участка, определению вида его разрешенного использования и технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также платы за такое подключение.
Вместе с тем, в отсутствие доказательств выполнения определенных правилами мероприятий у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по направлению одному из заявителей проекта договора аренды земельного участка независимо от того, что второй заявитель отозвал свое заявление. Установленный порядок распоряжения земельными участками, относящимися к публичной собственности, не исключает возможности поступления после опубликования извещения о проведении торгов заявки на участие в них от иных лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Кодекса кассационный суд вправе изменить решение и (или) апелляционное постановление, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но ими неправильно применена норма права.
В связи с тем, что по делу не требуется установления фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и исследования доказательств, суд кассационной инстанции считает возможным на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Кодекса изменить резолютивную часть решения арбитражного суда первой инстанции в части возложения на администрацию обязанности по направлению обществу проекта договора аренды земельного участка.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.06.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 по делу N А32-20040/2012 изменить, изложив абзац 6 резолютивной части решения в редакции " - организовать и провести торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - правила), которыми предусмотрено, что извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать сведения о форме торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы, о сроке принятия решения об отказе в проведении торгов, о предмете торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные, о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, о реквизитах указанного решения, о наименовании организатора торгов, начальной цене предмета торгов или начальном размере арендной платы, о "шаге аукциона", о размере задатка и реквизитах счета для его перечисления, о форме заявки об участии в торгах, о порядке приема, адресе места приема, дате и времени начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также о перечне документов, представляемых претендентами для участия в торгах, об условиях конкурса, месте, дате, времени и порядке определения участников торгов, о месте и сроке подведения итогов торгов, порядке определения победителей торгов, о сроке заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка, о дате, времени и порядке осмотра земельного участка на местности, об условиях договора купли-продажи или аренды земельного участка, о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 января 2014 г. N Ф08-8536/13 по делу N А32-20040/2012