Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 14 марта 2023 г. N 119-р
(приложение)
Региональный план
адаптации Республики Коми к изменениям климата
1. Общие положения
1.1. Наименование субъекта адаптации по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
Код или раздел по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности |
Наименование |
1 |
2 |
Раздел А |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
01. |
Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях |
01.1. |
Выращивание однолетних культур |
02.10.2 |
Деятельность лесохозяйственная прочая |
02.10.11 |
Выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) |
02.10.19 |
Выращивание прочей продукции лесопитомниками |
02.20 |
Лесозаготовки |
02.40 |
Предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок |
03. |
Рыбоводство и рыболовство |
Раздел С |
Обрабатывающие производства |
Раздел D |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
35.12 |
Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям |
35.23 |
Торговля газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям |
35.30 |
Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха |
Раздел Е |
Водоснабжение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
36.00 |
Забор, очистка и распределение воды |
38.21 |
Обработка и утилизация неопасных отходов |
38.22 |
Обработка и утилизация опасных отходов |
39.00 |
Предоставление услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов |
Раздел F |
Строительство |
41.10 |
Разработка строительных проектов |
42.11 |
Строительство автомобильных дорог и автомагистралей |
42.21 |
Строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения |
43.12 |
Подготовка строительной площадки |
Раздел Н |
Транспортировка и хранение |
52.21 |
Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом |
52.22.21 |
Деятельность инфраструктуры речных портов и гидротехнических сооружений |
Раздел М |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
71.12.5 |
Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения |
71.12.56 |
Гидрометеорологическое обеспечение предприятий и организаций агропромышленного комплекса |
Раздел О |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение |
84.11.5. |
Управление в области прогнозирования и планирования |
1.2. Общее описание характерных климатических рисков (ретроспективных и прогнозных).
Под природно-климатическим риском понимается риск, обусловленный воздействием на социально-экономические системы случайных природных (стихийные бедствия) и климатических факторов (аномальные метеорологические, гидрологические и иные подобные явления), при котором существует вероятность получения отрицательного результата (убытков, ущерба) без возможности получения положительного результата.
Среди природных явлений на территории Республики Коми опасность по степени риска возможного нанесения ущерба представляют стихийные проявления следующих природных факторов:
гидрологические (паводки с затоплением пойменных территорий, наводнения в период весеннего половодья, низкие уровни воды);
метеорологические (экстремально высокая температура воздуха, жара, экстремальные осадки, сильный ветер, шквалы, гололедно-изморозевые явления, снегопады, град);
пожароопасность (ландшафтные пожары (весенний пал травы), лесные пожары).
Сильные атмосферные осадки (обильные продолжительные дожди), приводящие к переувлажнению почвы, угрожают гибелью посевов сельскохозяйственных культур.
Рост температуры воздуха в тундре ведет к таянию вечной мерзлоты, что, в свою очередь, приводит к изменению состава растительного покрова оленьих пастбищ (вытеснение ягеля травами, кустарником).
Рост температуры воды в реках и озерах, а также снижение уровня воды повышает риск исчезновения ценных видов рыб.
1.3. Информация о наличии и распространенности климатических рисков опасного уровня.
К наиболее опасным погодно-климатическим рискам Республики Коми относятся риски жары, подтопления и наводнений, наледеобразования, заморозков, града, сильного ветра и лесных пожаров.
Определяющим фактором рисков жары на территории Республики Коми, вызванных в том числе ростом температуры, является изменение режима увлажнения.
В отношении возможных наводнений проявляется четкая взаимосвязь с погодными условиями. При сочетании ливневых осадков с высоким уровнем снегозапасов в районе Уральских гор на р. Печора возможно подтопление населенных пунктов, расположенных в Усть-Цилемском, Усинском и Ижемском районах Республики Коми.
На реках Вычегодского и Мезенского бассейнов Республики Коми высокие уровни воды в половодье отмечаются в среднем один раз в 4-6 лет, когда возможно подтопление населенных пунктов в бассейнах рек. Комплексный анализ чрезвычайных ситуаций и предпосылок их возникновения показал, что наиболее уязвимыми по отношению к природным источникам чрезвычайных ситуаций гидрологического характера (высокие уровни воды, подтопления) являются населенные пункты Усть-Цилемского, Ижемского, Усинского, Печорского, Вуктыльского, Ухтинского, Усть-Куломского, Усть-Вымского, Корткеросского, Прилузского, Сысольского, Сыктывдинского районов.
Сильный ветер и наледеобразование - явления весьма распространенные. В летний период на территории Республики Коми периодически проявляются сильные ветры, иногда достигающие ураганной силы. Проявление жары в периоды длительных высоких положительных температур при отсутствии осадков. Подобные явления провоцируют угрозы повышенной пожароопасности и усиливают риски возникновения лесных пожаров.
Продолжительность периода с высокой и чрезвычайной пожарной опасностью в среднем составляют 1,5-2 месяца. Наиболее уязвимыми по отношению к природным источникам, обуславливающим возникновение чрезвычайной лесопожарной ситуации, являются многолесные районы Республики Коми (Удорский, Ухтинский, Сосногорский, Троицко-Печорский, Усть-Куломский, Усть-Вымский, Корткеросский, Сыктывдинский, Сысольский, Прилузский, Койгородский Княжпогостский районы).
1.4. Информация о пороговых значениях для деятельности и показателей уязвимости.
Уязвимость зависит от географических и климатических особенностей территорий, формирующих определенные характеристики опасных явлений.
Значения показателей приемлемого риска зависят от комплекса природных, социально-экономических и политических факторов. Допустимые значения риска могут различаться в зависимости от природного объекта.
Гидрологические риски могут явиться причиной чрезвычайной ситуации на территории Республики Коми практически повсеместно с различной повторяемостью.
Опасность наводнений в период весенних половодий и дождевых паводков на реках Республики Коми характеризуется возможностью возникновения чрезвычайной ситуации локального и регионального уровня с площадью подтопления поймы реки и максимальным уровнем подъема воды с частичным подтоплением населенных пунктов. Подтопления и наводнения на территории Республики Коми также приводят к изменению русла рек и берегоукреплений, что приводит к изменению водной экосистемы.
В период длительных высоких положительных температур в летнее время возможно пиковое снижение притока воды в реках. Низкий уровень воды в реке Печора может негативно повлиять на судоходство.
Наледеобразования приводят к отложениям на проводах, повреждению изоляции, обрывам проводов, снижению качества дорожного покрытия, причинению ущерба жизни и здоровью людей на открытом воздухе.
Лесные пожары оказывают прямое влияние на состояние лесных экосистем. Они приводят к сдвигам природных зон и уменьшению биоразнообразия. Изменение климата одновременно влечет опасность значительной утраты биоразнообразия, нарушения циклов воспроизводства животных и растений и (или) миграции животных, продолжительности вегетационного периода, распределения видов и размеров популяций и даже вымирания видов во многих лесных районах по причине приближения к тепловой границе пригодной области распространения.
1.5. Общее описание информации о зафиксированном ущербе в результате воздействия климатических рисков.
Анализ данных за последние 15 лет показал, что большая часть опасных явлений приходится на теплый период года (май - сентябрь) когда активизируются конвективные явления, связанные с конвективным переносом (восходящие и нисходящие движения) больших масс воздуха под кучево-дождевыми облаками.
В холодный период в основном отмечаются такие опасные и неблагоприятные явления, как очень сильный снег, аномально-холодная погода, гололед, ледяной дождь и гололедно-изморозевые отложения на деревьях и линиях электропередач.
Наиболее часто встречающимися опасными явлениями на территории Республики Коми являются шквалы, очень сильный дождь (50 мм и более за 12 часов), сильный ливень (30 мм и более за 1 час). Также ежегодно отмечаются заморозки на поверхности почвы и в воздухе в период активной вегетации сельхозкультур.
В 2019 году на территории Республики Коми был введен режим ЧС вследствие опасного природного явления от продолжительных сильных дождей - переувлажнение почвы, повлекшее повреждение площадей сельскохозяйственных культур, гибель посевов сельскохозяйственных культур и снижение объемов производства растениеводства.
1.6. Описание новых возможностей для развития в связи с изменением климата.
Позитивное последствие от потепления климата проявляется в экономии тепловой энергии, которую можно приблизительно оценить по изменению индекса потребления топлива. С другой стороны, это приведет к уменьшению коэффициента использования установленной тепловой мощности источников тепловой энергии, уменьшению отпуска тепловой энергии, увеличению условно-постоянных затрат теплоснабжающих, теплосетевых организаций и организаций водопроводно-канализационного хозяйства, а также возможному удорожанию стоимости теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для потребителей.
Можно выделить следующие основные стратегии адаптации к современному и будущему климату:
жесткие стратегии - развитие инфраструктуры, более устойчивой к климатическим воздействиям;
мягкие стратегии - совершенствование институтов и систем управления (подготовка учреждений по координации откликов на климатические вызовы и поддержке комплексных решений, знание передовой науки в соответствующих областях для разработки современных технических решений, соответствующее финансирование и страхование).
В этой связи возможно развитие инфраструктуры, более устойчивой к климатическим воздействиям:
внедрение и активное использование возобновляемых источников энергии;
строительство, техническое перевооружение мелиоративной системы для полива сельскохозяйственных культур на территории Республики Коми;
подбор сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, максимально адаптированных к почвенно-климатическим условиям Республики Коми;
строительство сооружений биологической очистки; берегоукрепление и расчистка русел рек, восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, строительство комплекса гидротехнических сооружений. Данное направление является важнейшим мероприятием, направленным на повышение обводнения водных объектов, а также повышение надежности обеспечения водными ресурсами населения, проживающего в районе возникновения локального вододефицита;
использование новейших строительных материалов и технологий.
2. Перечень приоритетных адаптационных мероприятий
1. Результаты оценки климатических рисков на территории Республики Коми представлены в приложении 1 к настоящему Плану.
2. Результаты ранжирования адаптационных мероприятий представлены в приложении 2 к настоящему Плану.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.