Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 января 2023 г. N 66а-12/2023 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Сальниковой В.Ю.
при секретаре Астрейко М.Н.
с участием прокурора Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Общества с ограниченной ответственностью "Рыбный Порт" о признании нормативного правового акта недействующим в части со дня принятия, установил:
24 декабря 2021 года Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее также - Комитет) издан приказ N 141-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень), размещенный на сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 28 декабря 2021 года.
В пункт 6504 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год включено нежилое здание по адресу: Санкт-Петербург, Элеваторная площадка (Угольная гавань), д. 10, лит. Р, общей площадью 3394,8 кв. м, с кадастровым номером 78:15:0008244:2052 (далее также - Здание лит. Р).
В пункт 6505 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год включено нежилое здание по адресу: Санкт-Петербург, Элеваторная площадка (Угольная гавань), д. 10, лит. С, общей площадью 6381,8 кв. м, с кадастровым номером 78:15:0008244:2036 (далее также Здание лит. С).
В пункт 6506 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год включено нежилое помещение с кадастровым номером 78:15:0008244:2154, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Элеваторная площадка (Угольная гавань), д. 10, лит. С, пом. 5-Н, общей площадью 2110,5 кв. м (далее также - Помещение).
Административный истец обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня принятия пункты 6504, 6505, 6506 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года N 141-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", поскольку указанные в данных пунктах и принадлежащие административному истцу Объекты не относятся к объектам недвижимого имущества, приведенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, что влечет увеличение налогового бремени административного истца.
Административный иск мотивирован тем, что объект недвижимости (нежилое здание), расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Элеваторная площадка (Угольная гавань), д. 10, лит. Р, общей площадью 3394,8 кв. м, с кадастровым номером 78:15:0008244:2052, имеет назначение - нежилое, расположен на земельном участке с кадастровым номером 78:15:0008244:2225, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - склады.
Объект недвижимости (нежилое здание), расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Элеваторная площадка (Угольная гавань), д. 10, лит. С, общей площадью 6381,8 кв. м, с кадастровым номером 78:15:0008244:2036, имеет назначение - нежилое, расположен на земельном участке с кадастровым номером 78:15:0008244:44, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения промышленных объектов. Указанный объект недвижимости состоит из следующих нежилых помещений: помещение 1-Н, кадастровый номер 78:15:0008244:2149, общая площадь 1691,4 кв. м, назначение - нежилое, вид разрешенного использования - производственное; помещение 2-Н, кадастровый номер 78:15:0008244:2151, общая площадь 1898,2 кв. м, назначение - нежилое, вид разрешенного использования - производственное; помещение 3-Н, кадастровый номер 78:15:0008244:2152, общая площадь 15,6 кв. м, назначение - нежилое, вид разрешенного использования - производственное; помещение 4-Н, кадастровый номер 78:15:0008244:2153, общая площадь 77,7 кв. м, назначение - нежилое, вид разрешенного использования - производственное; помещение 5-Н, кадастровый номер 78:15:0008244:2154, общая площадь 2110,5 кв. м, назначение - нежилое, вид разрешенного использования - производственное; помещение 6-Н, кадастровый номер 78:15:0008244:2155, общая площадь 499,8 кв. м, назначение - нежилое, вид разрешенного использования - производственное.
В здании по адресу: Санкт-Петербург, Элеваторная площадка (Угольная гавань), д. 10, лит. Р, располагаются сотрудники инженерной службы, грузовой группы, а также администрация порта, обеспечивающие производственный процесс ООО "Рыбный порт".
Помещение 5-Н включено в оспариваемый Перечень дважды: в составе пункта 6505 Перечня, а также в качестве самостоятельного объекта в пункте 6506 Перечня. В Здании по адресу: Санкт-Петербург, Элеваторная площадка (Угольная гавань), д. 10, лит. С, безвозмездно без заключения какого-либо договора располагаются сотрудники 5 Отдела пограничного контроля по Санкт-Петербургу.
Указанные объекты недвижимости располагаются на территории, которая носит закрытый режимный характер, находится в границах пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, где действует пограничный режим, проход через которую возможен только при наличии соответствующего пропуска, оформленного в установленном порядке и согласованного в Пограничном управлении ФСБ России.
При этом, административный истец является производственной организацией, осуществляющей деятельность по складированию и хранению, а также транспортной обработке грузов, не осуществляет деятельность по размещению офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Названные объекты недвижимого имущества используются только в целях обеспечения деятельности порта по перевалке и хранению поступающих через государственную таможенную границу Российской Федерации грузов, следовательно, Здания лит. Р и лит. С и Помещение не относятся к объектам налогообложения, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. N 684-96 "О налоге на имущество организаций".
Представитель административного истца Попов И.А., действующий на основании доверенности от 22 ноября 2021 года, в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга - Бибина А.В., действующая на основании доверенности от 22 июля 2022 года, поддержала позицию, изложенную в возражениях. В удовлетворении административных исковых требований просила отказать, ссылаясь на то, что визуальным осмотром установлено фактическое использование более 20 процентов от общей площади Объектов для размещения офисов, объектов делового и административного назначения.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества. Согласно пункту 2 статьи 1-1 названного Закона Санкт-Петербурга налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 - 2022 годах определяется в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п, который размещен на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 28 декабря 2021 года (том 1 л.д. 217, 218), т.е. до начала соответствующего налогового периода. Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным лицом и опубликован в установленном порядке.
Согласно выпискам из ЕГРН, объект недвижимости (Здание лит. Р), принадлежащий ООО "Рыбный порт" с 3 октября 2011 года, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Элеваторная площадка (Угольная гавань), д. 10, лит. Р, общей площадью 3394,8 кв. м, кадастровый номер 78:15:0008244:2052, имеет назначение - нежилое, наименование - административно-бытовой корпус 1, расположен на земельном участке с кадастровым номером 78:15:0008244:2225, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - склады (том 1 л.д. 89-107, том 2 л.д. 18-51).
Объект недвижимости (Здание лит. С), расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Элеваторная площадка (Угольная гавань), д. 10, лит. С, общей площадью 6381,8 кв. м, кадастровый номер 78:15:0008244:2036, имеет назначение - нежилое, наименование - ОГМ, цех орудий лова, административно-бытовой корпус, АБК2, АБК3, расположен на земельном участке с кадастровым номером 78:15:0008244:44, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения промышленных объектов (том 1 л.д. 45-64, том 2 л.д. 52-69). Указанный объект недвижимости состоит из нежилых помещений, в том числе: помещение 1-Н, кадастровый номер 78:15:0008244:2149, общая площадь 1691,4 кв. м, назначение и наименование - нежилое помещение; помещение 2-Н, кадастровый номер 78:15:0008244:2151, общая площадь 1898,2 кв. м, назначение и наименование - нежилое помещение; помещение 3-Н, кадастровый номер 78:15:0008244:2152, общая площадь 15,6 кв. м, назначение и наименование - нежилое помещение; помещение 4-Н, кадастровый номер 78:15:0008244:2153, общая площадь 77,7 кв. м, назначение и наименование - нежилое помещение; помещение 5-Н, кадастровый номер 78:15:0008244:2154, общая площадь 2110,5 кв. м, назначение и наименование - нежилое помещение; помещение 6-Н, кадастровый номер 78:15:0008244:2155, общая площадь 499,8 кв. м, назначение и наименование - нежилое помещение, принадлежащих на праве собственности административному истцу (том 1 л.д. 65-96), а также включает помещение 1ЛК, кадастровый номер 78:15:0008244:2150, общая площадь 88,6 кв. м, назначение - нежилое, сведения о наименовании которого и о зарегистрированных правах в отношении которого отсутствуют (том 2 л.д. 14-17).
Согласно пункту 1 статьи 1.1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в частности, в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Абзацем вторым пункта 2 этой же статьи установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 - 2022 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 указанной статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 той же статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1 000 кв. м.
Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с подпунктами 1 , 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом), отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой же статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 23 июня 2015 года N 1259-О, сводится к тому, что указанные налоговые нормы устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость.
В качестве основного критерия для названных целей законодатель определил вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости, вместе с тем, как указано выше, Здания лит. С и лит. Р расположены на земельных участках, вид разрешенного использования которых безусловно не предполагает отнесение указанных Зданий и Помещения к объектам, в отношении которых в силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости; при этом, в материалы дела не представлено сведений об изменении приведенного вида разрешенного использования данных земельных участков, в том числе на дату проведения обследования и дату утверждения Перечня.
Сведения об объектах недвижимого имущества, включенных в Перечень, содержащиеся в ЕГРН и представленной в материалы дела технической документации, не свидетельствуют об их соответствии критерию, установленному абзацем 2 подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что административным ответчиком не оспаривалось, в связи с чем включение Здания лит. С, Здания лит. Р и Помещения в Перечень могло быть осуществлено только при установлении их фактического использования под предусмотренные пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации цели на основании критериев, установленных абзацем 3 подпункта 2 пункта 3 и пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указал представитель Комитета в судебном заседании, Здания лит. С и лит. Р и Помещение включены в Перечень исходя из вида их фактического использования.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737, в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6), информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
В соответствии с Порядком проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года N 7-р "Об утверждении Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Порядок проведения обследований), в ходе проведения обследования осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.3); результаты Обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения (пункт 3.4); в акте обследования отражаются, в том числе, выявленные в ходе обследования признаки, свидетельствующие об использовании объекта недвижимого имущества в установленных целях (пункт 3.5), к акту обследования прилагаются документы, связанные с проведением мероприятий, или их копии, а также материалы фотосъемки и(или) видеосъемки, подтверждающие выводы, сделанные в акте обследования (пункт 3.7).
Как следует из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика, обследования Зданий лит. Р и лит. С, а также Помещения проведены Комитетом 15 июня 2021 года, по их результатам составлены акты N 08-09-2843/2021 (Здание лит. С), 08-09-2842/2021 (Здание лит. Р), 08-09-2846/2021 (Помещение).
Согласно Акту обследования N 08-09-2846/2021 от 15 июля 2021 года, объект с кадастровым номером 78:15:0008244:2154 представляет собой помещение 5-Н, общей площадью 2110,5 кв. м, назначение объекта: помещение (нежилое помещение), расположенное на земельном участке с кадастровым номером 78:15:0008244:44, по адресу: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, д. 10, лит. С, имеющем в соответствии с ЕГРН (РГИС) вид разрешенного использования: для размещения промышленных объектов; используется под размещение офисов, делового и административного назначения, площадь которых составляет более 20% от общей площади объекта. В акте также отмечено наличие неиспользуемых помещений, учебных классов, раздевалок (том 1 л.д. 187).
К Акту приложены фотоматериалы - фотографии в количестве 8 штук, при этом какого-либо документального расчета процентного соотношения площадей частей нежилого помещения, используемых для размещения офисов, делового и административного назначения, не приведено. На фотографии N 1 изображен общий вид Здания лит. С, на фотографиях N 2 и N 4 таблички на дверях (при этом фотографии помещений за указанными дверями отсутствуют), на фотографии N 3 изображен учебный класс, на фотографиях N 5-7 - отображены коридоры, на фотографии N 8 - неиспользуемое помещение.
В дополнительной информации в Акте указано, что на объекте располагаются офисы Пограничного управления по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ФСБ), доступ на которые не обеспечен, оставшаяся часть используется под учебные классы, раздевалки, либо не используется.
Актом обследования N 08-09-2842/2021 от 15 июля 2021 года установлено, что объект с кадастровым номером: 78:15:0008244:2052 представляет собой здание, общей площадью 3394,8 кв. м, назначение объекта: здание (нежилое здание, административно-бытовой корпус 1), расположенное на земельном участке с кадастровым номером 78:15:0008244:2225, по адресу: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, д. 10, лит. Р, имеющем в соответствии с ЕГРН (РГИС) вид разрешенного использования: для размещения складских помещений; используется под размещение офисов, делового и административного назначения, площадь которых составляет более 20% от общей площади объекта.
К Акту приложены фотоматериалы, копии поэтажных планов, при этом, какого-либо документального расчета процентного соотношения площадей здания, используемых для размещения офисов, делового и административного назначения, не приведено. На фотографиях к Акту изображены: общий вид здания (фотография N 1), проходная (фотография N 2), коридоры (фотографии N 3, 5, 8, 11), помещения, оборудованные рабочими местами и офисной техничкой (фотографии N 4, 6, 7, 9, 10, 12).
В дополнительной информации к акту указано, что на объекте располагаются офисы и проходная Рыбного порта.
Как следует из Акта обследования N 08-09-2843/2021 от 15 июля 2021 года, объект с кадастровым номером: 78:15:0008244:2036 представляет собой здание, общей площадью 6381,8 кв. м, назначение объекта: здание (нежилое здание, административно-бытовой корпус 1), расположенное на земельном участке с кадастровым номером 78:15:0008244:44, по адресу: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, д. 10, лит. С, в соответствии с ЕГРН (РГИС) имеющем вид разрешенного использования: для размещения промышленных объектов; используется под размещение офисов, делового и административного назначения, площадь которых составляет более 20% от общей площади объекта, а также под размещение ремзоны, учебных классов, имеются неиспользуемые помещения.
К акту приложены фотоматериалы, при этом какого-либо документального расчета процентного соотношения площадей нежилого здания, используемых для размещения офисов, делового и административного назначения, не приведено. Приложенные к Акту фотографии N 1-5, 7 идентичны приложенным к Акту N 08-09-2846/2021, на фотографии N 6 изображен коридор, на фотографии N 8 - помещение ремзоны, где по пояснениям представителя административного истца производится ремонт погрузчиков.
В дополнительной информации к акту указано, что на объекте располагаются офисы Пограничного управления по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ФСБ), доступ в которые не обеспечен, а также кабинеты сотрудников рыбного порта. Оставшаяся часть объекта используется под учебные классы, раздевалки, либо не используется.
Оценивая представленные административным ответчиком акты обследования, суд исходит из того, что указанные письменные доказательства не отвечают требованиям, установленным Порядком проведения обследований, а именно: не содержат указание на фактическую площадь помещений, используемых под офисы, в данных актах не отражена информация о выявленных в ходе обследования признаках, свидетельствующих об использовании объектов недвижимого имущества в установленных обследованием целях. К Актам обследования не приложены схемы расположения помещений (частей Помещения), с отображением помещений (их частей), используемых под офисы, помещения делового, административного назначения, а поэтажные планы, приложенные к Акту обследования Здания лит. Р, соответствующей информации не содержат.
Материалы фотофиксации, приложенные к Актам, также не подтверждают сделанные в акте выводы о том, что вид фактического использования обследуемых объектов соответствует требованиям, установленным статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций", поскольку конкретные признаки, свидетельствующие об использовании под офисы помещений площадью более 20 процентов от общей площади Зданий лит. Р и лит. С, а также Помещения, в них не отражены; приложенные к актам фотографии не позволяют в полном объеме установить такое использование помещений и их площадь.
По смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для отнесения зданий и помещений к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, по критериям, определенным в пункте 3 данной статьи, должно быть установлено фактическое использование здания (его части, помещения) для размещения офисов, которое подразумевает осуществление в нем самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности. Вместе с тем, ни содержание вышеуказанных Актов, ни приложенные фотографии, а также данные технической документации об этом не свидетельствуют, использование помещений в качестве кабинетов сотрудников административного истца, участвующих в осуществлении уставной деятельности организации, а также сотрудников пограничной службы, не свидетельствует об их назначении, соответствующем статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из доводов стороны административного истца, не оспоренных ответной стороной, следует, что включенные в Перечень Объекты являются частью единого производственного комплекса порта, в них расположены его различные службы, кабинеты сотрудников, пограничной службы; ни Здания, ни Помещение административный истец в аренду под офисы третьим лицам, для размещения торговых объектов и т.д. не сдает, все помещения данных объектов недвижимости используются только для собственной производственной деятельности и обслуживания деятельности порта.
В то же время, представленные административным ответчиком Акты обследования от 15 июля 2021 года об ином не свидетельствуют, содержащиеся в них выводы о том, что более 20% площадей объектов недвижимости используются для размещения офисов, делового и административного назначения, не подтверждают фактическое использование указанных объектов недвижимости в объеме не менее 20% их площадей для размещения таких объектов.
Как указано выше, приложенные к актам фотографии не имеют привязки к конкретным помещениям; фотографии к Актам обследования Здания лит. С и Помещения 5-Н в нем не отражают их фактическое использование в качестве объектов для размещения офисов, делового и административного назначения; фотографии к Акту обследования Здания лит. Р применительно к помещениям, имеющим признаки делового назначения (фотографии N 4, 6, 7, 9, 10, 12), с достоверностью такое использование также не подтверждают и не позволяют определить фактическую площадь, используемую для размещения объектов, имеющих перечисленные в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаки. Расчеты используемой площади объектов недвижимости для размещения офисов, делового и административного назначения, к актам не приложены.
Позиция административного ответчика о том, что характер деятельности размещенных в Зданиях и Помещении служб правового значения не имеет, судом отклоняется, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что указанные Здания и нежилое помещение функционально неотделимы от единого производственного комплекса предприятия и входят в его состав в качестве мест размещения сотрудников, вспомогательных помещений, а также для размещения служб Пограничного управления по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ФСБ). Установленный при рассмотрении дела характер использования объектов не позволяет квалифицировать их как используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, при этом указанные объекты недвижимости в целом определяют структуру предприятия, а помещения (кабинеты, раздевалки, учебные классы) входят в состав объектов единого производственного комплекса вспомогательного назначения и направлены на обеспечение производственной деятельности ООО "Рыбный порт".
Административным ответчиком не представлены иные относимые и допустимые доказательства того, что Здания и Помещение фактически используются для размещения офисов, в которых осуществляется самостоятельная хозяйственная деятельность, не связанная с производственной деятельностью ООО "Рыбный порт". Из представленных актов обследования невозможно установить площадь помещений, которые административный ответчик относит к офисам, помещениям делового и административного назначения, а также нельзя установить процентное соотношение такой площади с общей площадью обследованных объектов недвижимости.
Приложенные к актам обследования фотоматериалы не несут какой-либо достоверной информации о фактическом использовании Зданий и Помещения, не отражают нахождение в объектах недвижимости организаций, которые фактически используют их для собственной коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности порта и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Таким образом, суд не может признать предоставленные административным ответчиком акты обследования достоверным доказательством того, что объекты недвижимости отвечают условиям, позволяющим включить их в Перечень, то есть доказательством, подтверждающим фактическое использование не менее 20% площади Зданий и 20% площади Помещения в целях размещения в них офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), иных доказательств указанных обстоятельств административным ответчиком суду не представлено.
Кроме того, заслуживают внимания доводы административного истца о том, что объекты недвижимости предприятия имеют пропускной режим сотрудников на предприятие, связаны, в том числе, с обеспечением деятельности Пограничной службы, что исключает свободный доступ посторонних лиц на данные объекты недвижимости.
Иных относимых и допустимых доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве необходимого условия для признания Зданий лит. Р и лит. С и Помещения объектами, налоговая база в отношении которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, в материалы дела не представлено.
По общему правилу, обязанность доказать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Поскольку административным ответчиком не представлено доказательств тому, что на дату утверждения Перечня нежилые помещения Зданий, в том числе Помещение 5-Н, использовались для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта в части пунктов 6504, 6505, 6506 Перечня, являющегося Приложением к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24.12.2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Ссылка административного ответчика на то, что административный истец в установленный срок не обращался в Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга с возражениями на проект Перечня, не может быть принята во внимание, поскольку такое обращение не является обязательным условием для предъявления административного иска о признании нормативного правового акта недействующим.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Рыбный Порт" удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 6504, 6505, 6506 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24.12.2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Рыбный Порт" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
В.Ю. Сальникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 31 августа 2022 г. по делу N 3а-193/2022
Опубликование:
-