Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2023 г. N 3а-169/2023
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Сафиной М.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковым К.Н. с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Зорькиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Газизовой Светланы Марсовны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 145 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16 ноября 2020 года N 3495-р,
установил:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16 ноября 2020 года N 3495-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 25 ноября 2020 года за N 7027, опубликованным в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 25 ноября 2020 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень). Впоследствии в Перечень вносились изменения распоряжениями от 4 декабря 2020 года N 3814-р, от 26 декабря 2020 года N 4184-р, от 30 декабря 2020 года N 4343-р, от 27 июля 2021 года N 2267-р, от 30 сентября 2021 года N 2962-р, от 24 ноября 2021 года N 3605-р, от 15 декабря 2021 года N 3840-р, от 15 декабря 2021 года N 3845-р, от 4 февраля 2022 года N 300-р, от 25 апреля 2022 года N 1273-р, от 7 сентября 2022 года N 2658-р, от 12 января 2023 года N 35-р.
В пункте 145 Перечня качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, значится здание с кадастровым номером...., расположенное по адресу: <адрес>.
Газизова С.М., являющаяся собственником здания, обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 145 Перечня, полагая, что включение объекта в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как объект не входит в категорию торговых центров (комплексов).
В судебном заседании представитель Газизовой С.М. Морозов В.В. поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Файзрахманов Р.В. административный иск не признал, пояснил, что основанием для включения спорного здания в Перечень как торгового центра (комплекса) послужило его расположение на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, а также информация Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
Министерство юстиции Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направили.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения включено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
В подпункте 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных этой же статьей.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размере, не превышающем 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года N 3-38 "О налоге на имущество физических лиц" установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Казани, налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Подпунктом 4 пункта 2 данного решения ставка налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена в размере 2 процента, тогда как в отношении прочих объектов налогообложения установлена ставка 0,5 процента (подпункт 5 пункта 2).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Имеются в виду подпункты пункта 1 решения Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 г. N 3-38
Пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Указанными объектами недвижимого имущества являются, помимо прочих, торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В Республике Татарстан особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены частью 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Республики Татарстан), согласно которой налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт "а" пункта 2); форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты (подпункт "б" пункта 2); процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт "в" пункта 3); правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (подпункт "г" пункта 4), соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).
Частью 2 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан полномочиями по утверждению перечня объектов недвижимого имущества, указанных части 1 этой же статьи, наделен орган исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченный в области имущественных отношений, каковым в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407 является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пункту 2 названного Порядка в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ. Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).
В силу пункта 3.3.86 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407, к полномочиям Министерства отнесено определение в установленном порядке перечня объектов недвижимого имущества, указанного в статье 1.1 Закона Республики Татарстан.
Исходя из приведенных положений законодательства Республики Татарстан компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в части формирования перечня ограничена включением в него лишь тех объектов, которые определены в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан, то есть торговых центров (комплексов), отвечающих установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признакам, а также требованиям к площади и местонахождению, предусмотренным названным региональным законом. Включение в перечень иных объектов в полномочия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не входит.
Проверяя нормативный правовой акт в оспариваемой части на предмет полномочности принявшего его органа государственной власти, суд исходит из того, что спорный объект недвижимости с кадастровым номером.... включен в Перечень в качестве торгового центра (комплекса), что не выходит за пределы полномочий Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме распоряжения, что соответствует нормам пункта 4.1.1 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 года N 407.
Оспариваемое распоряжение зарегистрировано Министерством юстиции Республики Татарстан 25 ноября 2020 года за регистрационным номером 7027 в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Татарстан от 28 сентября 2017 года N УП-851 и постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 июля 2002 года N 426, в этот же день опубликовано на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан.
Оценивая законность оспариваемой нормы, которой объект недвижимости с кадастровым номером.... включен в Перечень в качестве торгового центра (комплекса), обоснованность решения уполномоченного органа об отнесении этого здания к категории торговых центров (комплексов), суд сопоставляет имеющиеся в материалах дела сведения о характеристиках данного объекта с признаками, перечисленными в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером...., поставленный на государственный кадастровый учет 17 мая 2011 года, представляет собой нежилое здание с наименованием "торгово-офисный и технический центр", состоящее из 3-х этажей, площадью 2557,3 квадратного метра, расположенное на земельном участке с кадастровым номером.... с видом разрешенного использования "под размещение торгово-офисного и технического центра".
По данным технического паспорта, составленного по состоянию на 28 мая 2013 года федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ", площадь здания составляет 2557,3 квадратного метра, при этом в здании отсутствуют площади, используемые для размещения предприятий общественного питания и объектов бытового обслуживания, основная площадь, предназначенная для размещения торговых объектов, составляет 468,3 квадратного метра, вспомогательная площадь этого же назначения отсутствует.
В пределах здания с кадастровым номером.... расположены помещения с кадастровыми номерами..... По сведениям, имеющимся в технических паспортах помещений с кадастровыми номерами...., также составленных по состоянию на 28 мая 2013 года, площадь, предназначенная для размещения торговых объектов, имеется в помещении с кадастровым номером.... и составляет 468,3 квадратного метра.
Как следует из пояснений представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, основаниями для включения здания в оспариваемый Перечень послужило наличие признака торгового центра (комплекса), предусмотренного подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть расположение на земельном участке с видом разрешенного использования "под размещение торгово-офисного и технического центра", а также предоставленная Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани информация о наличии торговых объектов площадью свыше 2000 квадратных метров на территории города Казани. Назначение площадей в здании по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, документам технического учета (инвентаризации), Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не устанавливалось. Вид фактического использования здания в порядке, установленном постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2016 года N 977, не определялся.
Вместе с тем, согласно позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
Представленные в материалах дела документы (технические паспорта спорного здания и помещений в нем, представленное суду реестровое дело спорного объекта недвижимости) не содержат достаточных и достоверных данных, позволяющих сделать однозначный вывод о назначении либо о фактическом использовании на момент принятия оспариваемого Перечня не менее 20 процентов общей площади здания в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, вывод Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о соответствии объекта недвижимости с кадастровым номером.... признакам торгового центра (комплекса), предусмотренным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 1.1 Закона Республики Татарстан, основанный исключительно на расположении объекта на земельном участке с видом разрешенного использования "под строительство административно-торговых объектов" при отсутствии достаточных доказательств использования объекта в коммерческих целях, является необоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2021 год), признание его отдельных положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем суд полагает необходимым признать оспариваемые нормы недействующими со дня принятия.
В силу части 3 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов. В соответствии с частью 1 статьи 103 названного Кодекса судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно статье 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев освобождения от возмещения издержек или уменьшения их размера (статья 107, часть 3 статьи 109 Кодекса), следовательно, уплаченная административным истцом при подаче административного искового заявления государственная пошлина подлежит возмещению за счет Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Газизовой Светланы Марсовны удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 145 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16 ноября 2022 года N 3495-р.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в пользу Газизовой Светланы Марсовны 300 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Сафина М.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2023 г. N 3а-169/2023
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 21 июня 2023 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 июня 2023 г. N 66а-1015/2023 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения