Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Департамента Смоленской области по
образованию и науке
от 14 февраля 2023 г. N 136-ОД
Положение
о предметных комиссиях при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Смоленской области в 2023 году
Перечень условных обозначений и сокращений
Бланк-копия |
Обезличенные бланки-копии с изображениями письменных развернутых ответов участников экзаменов (форма 2-РЦОИ) |
Бланк-протокол |
Протокол проверки экспертом предметной комиссии результатов выполнения заданий экзаменационной работы с развернутым ответом, в том числе с устным ответом, ответом на задания ОГЭ, и заданий ГВЭ (форма 3-РЦОИ, форма 3-РЦОИ-У) |
ГВЭ |
Государственный выпускной экзамен |
ГИА |
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования |
ГЭК |
Государственная экзаменационная комиссия Смоленской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования |
Департамент |
Департамент Смоленской области по образованию и науке |
ОГЭ |
Основной государственный экзамен |
Изображения экзаменационных работ, образцы экзаменационных работ |
Изображения текстов развернутых ответов участников экзаменов, используемые на этапах подготовки и аттестации экспертов предметных комиссий |
Квалификационное испытание |
Испытание для установления уровня квалификации эксперта предметной комиссии |
Квалификация эксперта ПК |
Уровень знаний, умений, навыков (компетенций), характеризующий подготовленность к выполнению деятельности по проверке заданий с развернутым, в том числе с устным, ответом на задания ОГЭ, ГВЭ |
КИМ |
Контрольные измерительные материалы |
КК |
Конфликтная комиссия Смоленской области |
Минпросвещения России |
Министерство просвещения Российской Федерации |
Образовательная организация |
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования |
ПК |
Предметная комиссия Смоленской области |
ПО |
Программное обеспечение |
Порядок |
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 N 189/1513 |
ППЭ |
Пункт проведения экзаменов |
Правила формирования и ведения ФИС/РИС |
Правила формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования |
Развернутые ответы |
Ответы участников экзаменов на задания экзаменационной работы, предусматривающие развернутые ответы, в том числе устные ответы |
РИС |
Региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования |
Рособрнадзор |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
РЦОИ |
Региональный центр обработки информации |
Система согласования |
Система согласования подходов к оцениванию ответов участников экзаменов с целью обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов |
Статус эксперта ПК |
Подтвержденный уровень квалификации эксперта предметной комиссии |
ТПП |
Территориальные предметные подкомиссии Смоленской области |
Участники экзамена |
Участники ГИА - обучающиеся, экстерны, допущенные в установленном порядке к ГИА |
ФИПИ |
ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" |
ФИС |
Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования |
ФПК |
Предметная комиссия для проведения ГИА и перепроверки экзаменационных работ в случаях, устанавливаемых Порядком, создаваемая Рособрнадзором |
ФЦТ |
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр тестирования" |
Эксперт ПК |
Лицо, отвечающее требованиям, указанным в Порядке, включенное распорядительным актом Департамента в состав ПК по соответствующему учебному предмету |
ЭМ |
Экзаменационные материалы |
Настоящее Положение о предметных комиссиях при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Смоленской области в 2023 году (далее - Положение) разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 N 2085 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
- приказом Рособрнадзора от 11.06.2021 N 805 "Об установлении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы";
- приказом Минпросвещения и Рособрнадзора от 07.11.2018 N 189/1513 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования";
- приказом Минобрнауки России от 28.06.2013 N 491 "Об утверждении Порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников";
- приказом Рособрнадзора от 26.08.2022 N 924 "Об утверждении Порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников" (вступает в силу с 1 марта 2023 года).
1. Общие положения
1.1. Проверка развернутых ответов участников экзаменов осуществляется ПК по следующим учебным предметам: русскому языку, математике, физике, химии, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), биологии, истории, географии, обществознанию, литературе, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский).
1.2. ПК по каждому учебному предмету создает Департамент в соответствии с Порядком.
1.3. В составе ПК на территории муниципальных районов и городских округов Смоленской области создаются ТПП по русскому языку, биологии и обществознанию. ТПП осуществляют отдельные полномочия ПК на территории одного или нескольких муниципальных районов и городских округов Смоленской области.
1.4. Кандидатуры председателей ПК по соответствующим учебным предметам представляются на согласование в Рособрнадзор председателем ГЭК.
1.5. Формирование составов ПК организуется председателем ГЭК по представлению председателей ПК не позднее чем за один месяц до начала проведения ГИА.
1.6. ПК в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Минпросвещения России, Рособрнадзора, методическими документами Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА, нормативными правовыми актами Департамента, в том числе настоящим Положением.
1.7. ПК по соответствующему учебному предмету прекращает свою деятельность с момента создания ПК по соответствующему учебному предмету для проведения ГИА в Смоленской области в следующем году.
1.8. Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.
1.9. Председатель ПК:
- представляет председателю ГЭК предложения по составу предметной комиссии;
- представляет председателю ГЭК кандидатуры членов предметных комиссий, направляемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;
- по согласованию с руководителем РЦОИ формирует график работы предметной комиссии;
- определяет из числа экспертов ПК лицо, обеспечивающее учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов;
- осуществляет консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ (в том числе устных ответов);
- взаимодействует с руководителем РЦОИ, председателем конфликтной комиссии, Комиссией по разработке КИМ;
- представляет в Департамент информацию о случаях нарушения экспертом настоящего Порядка.
1.10. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется согласно порядку формирования предметных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Смоленской области из лиц, отвечающих следующим требованиям:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках 1 и (или) профессиональных стандартах 2;
- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов ЭР по соответствующему учебному предмету.
Кандидату в эксперты ПК необходимо иметь положительные результаты квалификационного испытания, организованного и проведенного в текущем году в порядке, установленном Департаментом.
1.11. Департамент организует деятельность по недопущению ситуаций, при которых личная заинтересованность членов ПК (председателя, заместителя председателя, экспертов) влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение функций, возложенных на ПК, в том числе ситуаций использования в рекламных целях публикации информации о принадлежности членов ПК (председателя, заместителя председателя, экспертов) к числу лиц, участвующих в проверке ЭР.
1.12. Департамент обеспечивает работу ПК в помещениях, расположенных в РЦОИ, исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц и несанкционированного распространения информации ограниченного доступа.
Организация допуска в помещения для работы ПК должна обеспечивать допуск только лиц, определенных Порядком и приказами Департамента.
1.13. В местах работы ПК могут присутствовать:
- члены ГЭК - по решению председателя ГЭК;
- должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, должностные лица Департамента - по решению соответствующих органов;
- специалисты РЦОИ, обеспечивающие работу ПК;
- аккредитованные общественные наблюдатели - по желанию.
1.14. В помещениях работы ПК ведется видеонаблюдение, в том числе видеозапись.
1.15. В помещениях работы ПК во время проверки экзаменационных работ эксперты ПК могут использовать дополнительные средства и материалы в соответствии с перечнем, определённым Департаментом по представлению председателя ПК.
1.16. В помещениях работы ПК оборудуются специальные рабочие места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для предоставления возможности экспертам ПК уточнить и (или) проверить изложенные в экзаменационных работах участников экзаменов факты (например, сверка с информацией из источников, проверка приведенных участниками экзаменов фамилий, названий, фактов и т.п.). При необходимости на указанные рабочие места может быть заблаговременно установлено ПО в соответствии с перечнем дополнительных средств и материалов, допустимых к использованию экспертами ПК в помещениях работы ПК во время проверки экзаменационных работ.
1.17. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет РЦОИ.
1.18. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, соответствующее решение принимает председатель ПК и (или) руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК о принятом решении.
1.19. В период организации и проведения ГИА ПК осуществляет проверку:
- развернутых письменных ответов участников экзаменов в форме ОГЭ, выполненных на бланках ответов N 2 (в том числе и на дополнительных бланках ответов N 2);
- развернутых письменных ответов участников экзаменов в форме ГВЭ, выполненных на бланках ответов на задания (в том числе на дополнительных бланках ответов на задания);
- устных ответов участников экзаменов в форме ОГЭ по иностранным языкам;
- устных ответов участников экзаменов в форме ГВЭ;
- ответов (файлов) на задания КИМ ОГЭ по информатике и ИКТ;
- выполнение лабораторной работы по химии (задание 24) (непосредственно в аудитории при выполнении задания 24 участником экзамена).
1.20. Экзаменационные работы участников экзаменов в форме ОГЭ проходят следующие виды проверок:
- проверку двумя экспертами ПК (далее - первая и вторая проверки), в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
- третью проверку, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
- перепроверку;
- установление правильности оценивания развернутого ответа апеллянта (в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами);
- межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
1.21. Экзаменационные работы участников экзаменов в форме ГВЭ проходят следующие виды проверок:
- первую и вторую проверки, третью проверку;
- перепроверку;
- установление правильности оценивания развернутого ответа апеллянта (в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами).
1.22. Обработка бланков ОГЭ и ГВЭ, включая проверку ПК развернутых ответов, ответов на задания текстов, тем, заданий, билетов ГВЭ, должна завершиться в сроки, определенные Порядком.
1.23. Департамент назначает лицо, обеспечивающее учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов на задания ОГЭ и ГВЭ и ключей правильных ответов на задания ГВЭ.
1.24. Во время работы экспертам ПК запрещается:
- самостоятельно изменять рабочие места;
- копировать и выносить из помещений, выделенных для работы ПК, копии экзаменационных работ, критерии оценивания, бланки-протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах;
- иметь при себе и/или использовать средства связи, фото, аудио- и видеоаппаратуру;
- без уважительной причины покидать аудиторию;
- переговариваться с другими экспертами, если речь не идет о консультировании с председателем ПК или с экспертом, назначенным по решению председателя ПК, консультантом.
1.25. В случае нарушения экспертом ПК требований Порядка, а именно недобросовестное выполнение возложенных на него обязанностей, использование статуса эксперта ПК в личных целях, а также игнорирование согласованных подходов к оцениванию экзаменационных работ, систематическое допущение ошибок в оценивании экзаменационных работ или нарушение процедуры проведения проверки, председатель ПК направляет в ГЭК информацию о данных фактах. В указанных случаях председатель ПК имеет право отстранить эксперта ПК от работы в ПК, окончательное решение по вопросу исключения эксперта ПК из состава ПК принимает Департамент после проведенного ГЭК рассмотрения ситуации.
1.26. По завершении проверки использованные экспертами материалы (за исключением бланков-протоколов) уничтожаются лицами, определёнными руководителем РЦОИ.
1.27. ПК формируется из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов. Статус "ведущего", "старшего" или "основного" эксперта присваивается каждому эксперту по результатам квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном Департаментом.
1.28. Распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
2. Порядок формирования ПК и привлечения экспертов ПК к работе в ПК
2.1. Общие положения
2.1.1. Настоящий Порядок регулирует процедуру формирования предметных комиссий и порядок присвоения статуса экспертам предметных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Смоленской области в 2023 году.
2.1.2. Формирование составов ПК организуется председателем ГЭК по представлению председателей ПК не позднее чем за один месяц до начала проведения ГИА.
2.1.3. Состав ПК по каждому учебному предмету утверждается приказом Департамента.
2.1.4. Кандидатуры председателей ПК представляются на согласование в Рособрнадзор.
2.1.5. Председатели ПК и их заместители назначаются приказом Департамента.
2.1.6. Заместителем(-ями) председателя ПК может быть назначен только эксперт, имеющий статус "ведущий эксперт ПК".
2.1.7. Председатели ПК и их заместители выполняют свои функции с момента назначения до момента утверждения Департаментом председателей ПК для проведения ГИА в следующем году.
2.1.8. Председатель ПК представляет председателю ГЭК предложения по составу предметной комиссии. Численный состав ПК определяется, исходя из количества участников ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом установленных сроков и нормативов проверки.
2.1.9. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих требованиям настоящего порядка, из числа ведущих экспертов ПК, старших экспертов ПК, основных экспертов ПК.
2.1.10. Лица, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав ПК и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников экзаменов в текущем году.
2.1.11. Председатели ПК осуществляют анализ работы экспертов ПК и статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленными баллами по следующим параметрам:
- количество проверенных работ;
- количество затраченного на проверку времени;
- соответствие требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
2.1.12. Председатели ПК анализируют результаты третьей проверки экзаменационных работ:
- по каждому факту третьей проверки выявляются эксперты, допускающие в ходе первой и второй проверок значительные расхождения с баллами, выставленными третьим экспертом;
- данные о несогласованности суммируются по персоналиям, особо выделяются варианты рассогласования на 2 и более балла, а также технические ошибки, которые свидетельствуют об ошибочных действиях основного эксперта.
2.1.13. Результаты проведенных аналитических мероприятий используются председателями ПК при подготовке экспертов и для составления списка кандидатов в члены ПК на следующий год.
2.2. Статусы экспертов ПК
2.2.1. Экспертам, вошедшим в состав ПК, по результатам прохождения квалификационных испытаний может быть присвоен один из статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
2.2.2. Ведущий эксперт - статус, присваиваемый председателю и заместителю(-ям) председателя ПК, позволяющий:
- осуществлять руководство подготовкой и (или) подготовку экспертов на региональном уровне;
- консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА (по поручению председателя ПК);
- осуществлять первую, вторую, третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
- устанавливать правильность оценивания развернутого ответа апеллянта и присутствовать во время рассмотрения апелляции (в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами) (по поручению председателя ПК);
- осуществлять межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами;
- осуществлять отбор изображений незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
2.2.3. Старший эксперт - статус, позволяющий:
- консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА (по поручению председателя ПК);
- осуществлять первую, вторую и третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
- устанавливать правильность оценивания развернутого ответа апеллянта и присутствовать во время рассмотрения апелляции (в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами) (по поручению председателя ПК);
- осуществлять отбор изображений незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
2.2.4. Основной эксперт - статус, позволяющий:
- осуществлять первую, вторую проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
- участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК, осуществляя первую и вторую проверки развернутых ответов участников экзаменов;
- осуществлять отбор изображений незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
2.2.5. Для присвоения экспертам ПК того или иного статуса устанавливаются квалификационные требования:
- требованиям к экспертам, определенным Порядком;
- требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА;
- требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций (кроме экспертов ПК, включаемых в ПК в первый раз);
- требованиям к результатам квалификационного испытания.
2.2.6. Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются всем экспертам, включаемым в ПК (кроме председателя ПК), в зависимости от уровня квалификации эксперта.
2.2.7. Председателю ПК присваивается статус "ведущий эксперт ПК" без участия в квалификационных испытаниях.
2.2.8. Для присвоения статуса "ведущий эксперт ПК" необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек.
2.2.9. Статусы "ведущий эксперт ПК" и "старший эксперт ПК" могут присваиваться только экспертам ПК, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников экзаменов.
Для присвоения статуса "ведущий эксперт ПК" опыт оценивания должен составлять не менее 3-х лет. Требования к опыту оценивания развернутых ответов участников экзаменов устанавливаются настоящим порядком. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых ПК по соответствующему иностранному языку (в случаях, когда ранее в субъекте Российской Федерации не создавалась ПК по соответствующему иностранному языку).
2.2.10. Квалификационные требования для присвоения статуса экспертам.
2.2.10.1. Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях, установленные Порядком:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету.
2.2.10.2. Требования к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА:
- для присвоения статуса "ведущий эксперт" необходим опыт организационной работы в ПК (в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек, допускается отсутствие такого опыта), опыт оценивания развернутых ответов участников экзаменов не менее 3-х лет;
- для присвоения статуса "старший эксперт" опыт оценивания развернутых ответов участников экзаменов не менее 2-х лет;
- для присвоения статуса "основной эксперт" требований к опыту оценивания развернутых ответов участников экзаменов не предъявляется.
2.2.10.3. Требования к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций:
- факты выхода работ на третью проверку по вине эксперта;
- качество проверки работ;
- расхождение с баллами, выставленными во время работы КК.
2.2.11. Для присвоения статуса экспертам создается комиссия.
2.3. Порядок формирования и структура комиссии по присвоению статуса экспертам
2.3.1. Комиссия по присвоению статуса экспертам (далее - Комиссия) в своей деятельности руководствуется: нормативными правовыми актами Минпросвещения России, Рособрнадзора, правовыми актами и инструктивно-методическими документами Департамента, настоящим порядком.
2.3.2. Состав Комиссии формируется и утверждается приказом Департамента из числа представителей Департамента; организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - образовательные организации); научных, общественных и иных организаций и объединений.
2.3.3. Комиссия создается в количестве не менее 5 человек в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, членов. При формировании Комиссии должна быть исключена возможность возникновения конфликта интересов.
2.3.4. Общее руководство, координацию деятельности Комиссии, контроль за её работой осуществляет председатель.
2.3.5. Делопроизводство Комиссии ведет ответственный секретарь.
2.3.6. Срок полномочий Комиссии - до 31 декабря текущего года.
2.4. Деятельность Комиссии
2.4.1. Информационное и организационно-технологическое обеспечение работы Комиссии осуществляет Департамент.
2.4.2. В целях выполнения своих функций Комиссия вправе:
- запрашивать и получать от заявителей, образовательных организаций, РЦОИ необходимые документы и сведения об экспертах, в том числе их образовании, обучении по программам дополнительного профессионального образования, наличии опыта работы в образовательных организациях и в предметных комиссиях, результаты оценивания работ в предыдущем году, статистику удовлетворенных апелляций, результаты зачетов и квалификационных испытаний;
- привлекать при рассмотрении документов председателей ПК по соответствующему предмету (по мере необходимости).
2.4.3. Комиссия в рамках подготовки к проведению ГИА в период формирования ПК:
- принимает и рассматривает представленные по итогам квалификационного испытания списки кандидатов на присвоение статуса эксперта;
- принимает решение о присвоении статуса "ведущий" эксперт, "старший" эксперт, "основной" эксперт на основании представленных ведомостей результатов квалификационных испытаний, итогов обучения (представляет ГАУ ДПО СОИРО) и сведений о результатах оценивания работ в предыдущие годы, статистике удовлетворенных апелляций (представляет РЦОИ);
- направляет в Департамент информацию о принятых решениях.
2.4.4. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов от списочного состава Комиссии при наличии кворума (2/3 списочного состава). В случае равенства голосов председатель Комиссии имеет право решающего голоса.
2.4.5. Решения Комиссии оформляются протоколами, которые заверяются подписями председателя и ответственного секретаря.
2.4.6. На основе решения Комиссии экспертам выдается сертификат за подписью председателя по форме согласно приложению к настоящему порядку.
2.4.7. Квалификационный статус присваивается эксперту сроком на 1 год.
2.4.8. Комиссия направляет в Департамент и ГЭК список экспертов с указанием статуса для включения их в состав предметных комиссий по соответствующему учебному предмету.
2.4.9. Значение показателей согласованности оценивания для присвоения статуса экспертам по итогам квалификационного испытания.
Показатель 1: доля заданий / критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
Предмет |
Максимальное значение показателя |
||
ведущий эксперт |
старший эксперт |
основной эксперт |
|
Русский язык Иностранные языки Обществознание Литература |
10% |
15% |
25% |
Биология История |
10% |
15% |
20% |
Физика Химия География Информатика |
5% |
7% |
10% |
Математика |
1% |
5% |
7% |
Показатель 2: доля позиций оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания
Статус |
Максимальное значение показателя |
Ведущий эксперт |
0 |
Старший эксперт |
0 |
Показатель 3: доля экзаменационных работ, направленных на третью проверку, от общего количества проверенных экспертом ПК работ.
Предмет |
Максимальное значение показателя |
||
ведущий эксперт |
старший эксперт |
основной эксперт |
|
Биология |
5% |
10% |
20% |
География |
5% |
10% |
20% |
Иностранные языки |
15% |
20% |
30% |
История |
10% |
15% |
20% |
Литература |
12% |
15% |
30% |
Математика |
1% |
2,5% |
15% |
Обществознание |
10% |
15% |
25% |
Русский язык |
15% |
20% |
50% |
Физика |
5% |
10% |
15% |
Химия |
5% |
7% |
15% |
Информатика |
5% |
10% |
15% |
2.5. Согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном и региональном уровнях
2.5.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА используется система согласования подходов к оцениванию (далее - система). Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
На федеральном уровне система включает следующие мероприятия для экспертов, имеющих статус ведущих экспертов ПК:
- проверка и оценивание образцов экзаменационных работ в удалённом режиме;
- анализ результатов проверки и оценивания.
На региональном уровне система включает следующие мероприятия:
- внедрение согласованных подходов к проверке и оцениванию в процессе подготовки экспертов ПК. Подготовка экспертов осуществляется под руководством экспертов ПК, имеющих статус "ведущий эксперт ПК", и включает практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников экзаменов предыдущих лет;
- обязательное проведение оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников экзаменов или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ, в течение не менее чем 60 минут.
2.5.2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном уровне организуются ФИПИ.
2.5.3. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на региональном уровне организуются Департаментом. Подготовка экспертов проводится в соответствии с образовательными программами с использованием:
- учебно-методических материалов для подготовки экспертов ОГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ (www.fipi.ru);
- образцов развернутых ответов участников экзаменов прошлых лет, предоставленных РЦОИ в соответствии с перечнем требований к ЭР, сформулированным председателем ПК.
2.6. Порядок проведения подготовки экспертов ПК и допуска лиц, претендующих на включение в ПК, к прохождению квалификационного испытания
2.6.1. Председатели ПК представляют в ГЭК предложения по составу предметных комиссий. Департамент направляет предложения по составу предметных комиссий ГАУ ДПО СОИРО.
2.6.2. ГАУ ДПО СОИРО на основании представлений председателей ПК формирует группы обучения экспертов.
2.6.3. ГАУ ДПО СОИРО совместно с председателями ПК ежегодно проводит обучение членов ПК по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации специалистов "Экспертиза экзаменационных работ ОГЭ 2023 года" в объеме 24 часов, завершающееся выдачей удостоверения установленного образца о повышении квалификации.
2.6.4. По завершении повышения квалификации претендент на включение в ПК допускается к прохождению квалификационного испытания.
2.7. Проведение квалификационного испытания для претендующих на включение в ПК
2.7.1. Квалификационные испытания проводятся в целях определения уровня готовности претендента ПК к объективной проверке работ участников ГИА с дальнейшим присвоением им соответствующего статуса эксперта.
2.7.2. Квалификационные испытания претендентов ПК проводятся на базе ГАУ ДПО СОИРО или дистанционно, на базе общеобразовательной организации, являющейся пунктом проведения ОГЭ (далее - ПП ОГЭ). В случае проведения квалификационных испытаний на базе ПП ОГЭ, организация испытаний осуществляется ответственным лицом, назначенным органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
2.7.3. Условием, подтверждающим право на участие в квалификационных испытаниях, является прохождение претендентом ПК обучения по соответствующим образовательным программам.
2.7.4. Квалификационные испытания проводятся в компьютерной форме.
2.7.5. Квалификационные испытания признаются пройденными при условии достижения установленных Департаментом значений показателей согласованности оценивания для присвоения статуса эксперта.
2.7.6. При прохождении квалификационных испытаний участник оставляет личные вещи, а также предметы, запрещенные к использованию, в специально организованном месте.
2.7.7. Участники занимают в аудитории проведения квалификационных испытаний рабочие места, указанные организатором.
2.7.8. Изменение рабочего места участником не допускается.
2.7.9. Каждому участнику предоставляется индивидуальное автоматизированное рабочее место, оборудованное компьютером, отвечающим техническим требованиям, с установленным специализированным программным обеспечением для выполнения заданий квалификационного испытания (далее - программное обеспечение).
2.7.10. На выполнение заданий квалификационных испытаний отводится 60 минут. Прохождение квалификационного испытания включает в себя:
- авторизацию участника в программном обеспечении с использованием специального кода доступа;
- ознакомление с заданиями и ввод ответов на задания;
- получение результата по завершении выполнения заданий.
2.7.11. Во время проведения квалификационных испытаний на рабочем столе участника могут находиться:
- краткая инструкция по проведению квалификационных испытаний;
- код доступа для работы в программном обеспечении;
- черновики;
- гелевая или капиллярная ручка;
- лекарства и питание (при необходимости).
2.7.12. Во время проведения квалификационных испытаний запрещается:
а) участникам:
- иметь при себе телефон (иные средства связи, электронно-вычислительную технику и иные средства хранения информации), письменные заметки, справочные материалы, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;
- пересаживаться с места на место;
- обмениваться любыми материалами;
- фотографировать или переписывать задания квалификационного испытания;
- обсуждать какие-либо вопросы, в том числе и профессиональные.
б) организаторам и другим лицам, задействованным в организации и проведении квалификационных испытаний:
- иметь при себе средства связи;
- оказывать содействие участникам в выполнении заданий, в том числе передавать им средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
2.7.13. Во время проведения квалификационных испытаний участники могут выходить из аудитории проведения только с разрешения организатора в аудитории. В случае выхода из аудитории во время проведения квалификационных испытаний участники оставляют черновики, инструкции и иные материалы, относящиеся к проведению квалификационного испытания, на рабочем месте.
2.7.14. Результаты квалификационных испытаний участников отображаются в программном обеспечении сразу после завершения выполнения заданий.
2.7.15. Подача апелляции о несогласии с выставленными результатами не предусматривается.
2.7.16. В случае получения неудовлетворительного результата участнику предоставляется возможность пройти испытание повторно в другой день. Сроки прохождения квалификационного испытания согласуются с организатором. Максимально допустимое количество повторных испытаний не превышает трех.
2.7.17. Результаты квалификационных испытаний направляются в комиссию по присвоению статуса экспертам для принятия соответствующего решения.
3. Порядок привлечения экспертов к работе в ПК
3.1. Состав ПК формируется из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов.
3.2. Председателю ПК присваивается статус "ведущего эксперта" без участия в квалификационном испытании.
3.3. Заместителем председателя ПК может быть назначен только эксперт ПК, имеющий статус "ведущий эксперт".
3.4. Эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющие опыт первой и второй проверки в текущем году и ранее не проверявшие данные работы, могут привлекаться к проведению третьей проверки.
3.5. Эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющие опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году и ранее не проверявшие данные работы, могут привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами.
3.6. Эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт ПК", "старший эксперт ПК", имеющие опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы, а также эксперты ПК, которым присвоен статус "основной эксперт ПК", имеющие опыт первой и второй проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы, могут привлекаться для проведения перепроверки экзаменационных работ участников экзаменов, инициированной Департаментом.
3.7. Эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт ПК", могут привлекаться для проведения межрегиональной перекрестной перепроверки в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами.
3.8. Эксперты, которые являются членами ФПК, могут привлекаться для проведения перепроверки экзаменационных работ участников экзаменов, инициированной Рособрнадзором.
3.9. Для проверки экзаменационных работ участников ГИА, отказавшихся от автоматизированной обработки их персональных данных, председатель ПК создает подкомиссию из состава ПК в количестве не менее двух экспертов.
Оценивание ответов части 1 осуществляет председатель ПК с оформлением протокола проверки.
Часть 2 обезличенной экзаменационной работы проверяется независимо двумя экспертами из подкомиссии, результаты оформляются в виде протокола проверки. В случае необходимости выполняется третья проверка председателем ПК.
Проверенную работу и протоколы проверки всех частей работы председатель ПК возвращает руководителю РЦОИ с соблюдением требований информационной безопасности.
В РЦОИ первичные баллы участников переводятся в тестовые в соответствии с рекомендациями по определению минимального количества первичных баллов, подтверждающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в соответствиями с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования, рекомендациями по переводу суммы первичных баллов за экзаменационные работы ОГЭ и ГВЭ в пятибалльную систему оценивания в 2023 году.
4. Организация проверки развернутых ответов
4.1. РЦОИ обеспечивает ПК обезличенными копиями бланков ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, файлами с цифровой аудиозаписью устных ответов, а также бланками протоколов проверки экзаменационных работ ОГЭ и ГВЭ.
4.2. Развернутые ответы участников экзаменов в форме ОГЭ оцениваются двумя экспертами ПК (первая и вторая проверки).
4.3. По результатам первой и второй проверок эксперты ПК, независимо друг от друга, выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ОГЭ с развернутым ответом. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки развернутых ответов участников экзаменов. Протоколы проверки экзаменационных работ после заполнения передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.
4.4. В случае установления существенного расхождения между баллами, выставленными двумя экспертами ПК, работа направляется на третью проверку.
4.5. Эксперт ПК, который будет осуществлять третью проверку экзаменационной работы, оцененной двумя экспертами ПК с существенной разницей, назначается автоматизированно (с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ) из числа экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт ПК" или "старший эксперт ПК", ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
Эксперту ПК, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами ПК, ранее проверявшими экзаменационную работу.
4.6. Эксперт ПК, осуществляющий третью проверку, проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены автоматизированно при распечатке бланка-протокола.
4.7. Распределение работ участников экзаменов между экспертами ПК, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ОГЭ с развернутым ответом, а также определение необходимости направления экзаменационной работы на третью проверку осуществляются автоматизированно с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ и уполномоченной Рособрнадзором организации (ФГБУ "ФЦТ").
5. Порядок проведения проверки экзаменационных работ
5.1. Не позднее чем за один месяц до начала проведения экзаменов председатель ПК передает руководителю РЦОИ списочный состав экспертов ПК (с указанием статуса каждого эксперта ПК, присвоенного по результатам квалификационного испытания в текущем году) для внесения в РИС информации об экспертах ПК.
5.2. Списочный состав ПК, направляемый в РЦОИ для внесения в РИС, должен соответствовать списочному составу ПК, указанному в соответствующем приказе Департамента, и содержать информацию о статусе каждого эксперта ПК ("основной эксперт ПК", "старший эксперт ПК", "ведущий эксперт ПК") для корректного назначения экспертов ПК на соответствующие проверки.
5.3. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки ЭМ председатель ПК и руководитель РЦОИ согласуют график работы ПК в период проведения обработки ЭМ по соответствующему учебному предмету с учетом требований к срокам обработки ЭМ, установленных Порядком. Данная информация используется РЦОИ для назначения в РИС экспертов ПК на проверку экзаменационных работ.
5.4. Председатель ПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК, проводящих проверку изображений экзаменационных работ, предположительно не заполненных участниками экзаменов: бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
5.5. К проверке принимаются письменные развернутые ответы участников экзаменов ОГЭ, выполненные только на бланках ответов N 2 и дополнительных бланках ответов N 2, письменные развернутые ответы участников экзаменов ГВЭ, выполненные только на бланках ответов на задания (дополнительных бланках ответов на задания), установленной Рособрнадзором формы, заполненные в соответствии с правилами заполнения бланков государственной итоговой аттестации в 2023 году.
5.6. В рамках проверки экзаменационных работ ОГЭ ПК по соответствующему учебному предмету экспертами ПК могут быть выявлены экзаменационные работы, в которых:
а) бланк ответов N 2 (лист 1) и бланк ответов N 2 (лист 2) содержат знаки "Z". 3;
б) развернутые ответы, оформленные на бланке ответов N 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов N 2, расположены на фоне проставленного знака "Z";
в) пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов N 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов N 2, при этом бланк ответов N 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи).
Во всех описанных выше случаях (а также при выявлении подобных случаев) эксперту ПК необходимо произвести оценивание работы по критериям оценивания в полном объеме 4.
При выявлении случаев, указанных в подпунктах "б" и "в", а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка, эксперту ПК необходимо проинформировать председателя ПК, который, в свою очередь, информирует председателя ГЭК о выявленной экзаменационной работе с указанием всей необходимой информации об указанной экзаменационной работе. Председатель ГЭК рассматривает информацию, полученную от председателя ПК. В данном случае ГЭК рекомендуется провести служебную проверку по указанному выше факту в целях исключения нарушения пункта 64 Порядка, а именно выполнение участником экзамена экзаменационной работы несамостоятельно, с помощью посторонних лиц 5.
5.7. Председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии оценивания развернутых ответов на задания ОГЭ и ГВЭ, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, полученные от уполномоченной Рособрнадзором организации (ФГБУ "ФЦТ") в день проведения экзамена, и проводит в течение не менее часа оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов (ОГЭ и ГВЭ) на каждое из заданий с развернутым ответом, опираясь на полученные критерии. При проведении семинара-согласования, помимо критериев оценивания развернутых ответов, рекомендуется использовать предоставляемые РЦОИ по запросу председателя ПК 6 изображения ЭР участников экзаменов по каждому варианту КИМ. Также рекомендуется провести повторный оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом ПК определенного председателем ПК количества первых ЭР для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию.
5.8. В целях обеспечения согласованной работы экспертов ПК председатель ПК может назначить из числа экспертов ПК, имеющих статус "ведущий эксперт ПК" или "старший эксперт ПК", консультантов, к которым могут обращаться эксперты ПК при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников экзаменов.
Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях для работы ПК таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов ПК.
5.9. В целях повышения уровня объективности оценивания развернутых ответов участников экзаменов председатель ПК или назначенный им эксперт ПК может использовать рабочие места, оборудованные выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", для предоставления экспертам ПК возможности уточнить и (или) проверить изложенные в экзаменационных работах участников экзаменов факты (например, сверка информации с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).
5.10. Проверку развернутых ответов участников экзаменов эксперты ПК осуществляют, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в ПК подходами к оцениванию развернутых ответов.
5.11. Развернутые ответы участников ОГЭ оцениваются двумя экспертами ПК независимо друг от друга. Оба эксперта ПК, проверяющие одну работу, выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается по нескольким критериям) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
5.12. Эксперт ПК, который оценивает письменные развернутые ответы участников экзаменов (в том числе и устные), получает рабочий комплект эксперта ПК, который содержит:
- бланк-копия (в количестве не более 10 в одном рабочем комплекте);
- бланк-протокол проверки развернутых ответов (форма 3-РЦОИ);
- при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного ПО, и бланк-протокол оценивания устных ответов (форма 3-РЦОИ-У).
Бланк-копия является изображением бланка ответов N 2 участника ОГЭ и дополнительных бланков ответов N 2, если они заполнялись участником ОГЭ, в регистрационной части которого указаны:
- код бланка-копии;
- информация об эксперте ПК, назначенном на проверку экзаменационных работ, включенных в данный рабочий комплект (фамилия, имя, отчество эксперта ПК, код эксперта ПК);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующий данному коду бланка-копии;
- номер варианта КИМ;
- номер страницы и количество заполненных страниц участником ОГЭ в бланке ответов N 2, включая дополнительные бланки ответов N 2;
- код субъекта Российской Федерации;
- баллы, выставленные двумя экспертами ПК, ранее проверявшими данную экзаменационную работу (в случае, когда экзаменационная работа направлена на третью проверку).
Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий, включенных в полученный рабочий комплект, и поля для внесения экспертами ПК баллов за ответы.
В регистрационной части бланка-протокола указаны:
- информация об эксперте ПК, назначенном на проверку бланка-копии (фамилия, имя, отчество эксперта ПК, код эксперта ПК);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола;
- код субъекта Российской Федерации.
Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
5.13. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта ПК в РЦОИ с учетом графика работы ПК.
5.14. Председатель ПК (или его помощник(-и) - для больших ПК, размещенных в нескольких помещениях) получает готовые рабочие комплекты экспертов ПК от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника РЦОИ).
5.15. Эксперты ПК проводят проверку экзаменационных работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов. Рекомендуется использовать черновики бланков-протоколов, не содержащие переменной информации: номеров работ, данных об эксперте ПК и т.п.), в которые эксперты ПК выставляют баллы до их внесения в бланк-протокол.
5.16. В случае возникновения у эксперта ПК затруднения в оценивании экзаменационной работы эксперт ПК может получить консультацию у председателя ПК или консультирующего эксперта ПК, назначенного председателем ПК.
5.17. Номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения при оценивании, эксперт ПК фиксирует для передачи председателю ПК.
5.18. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта председатель ПК (или его помощник(и) - для больших ПК) передают в РЦОИ для дальнейшей обработки. Передача из ПК в РЦОИ заполненных бланков-протоколов и обработка их в РЦОИ должна проводиться регулярно по мере заполнения экспертами ПК бланков-протоколов, не реже 3-4 раз в день.
5.19. В случае установления существенного 7 расхождения между баллами, выставленными двумя экспертами ПК, после проведения в РЦОИ автоматизированной обработки каждого бланка-протокола назначается третья проверка.
5.20. В случае направления экзаменационной работы на третью проверку, в регистрационной части бланка-копии такой работы, для сведения эксперта ПК, назначенного на третью проверку, указываются баллы, выставленные двумя экспертами ПК, проверявшими эту работу ранее. Эксперт ПК, назначенный на третью проверку, проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые эксперт ПК, назначенный на третью проверку, не проверяет, в протоколе заполнены автоматизированно.
5.21. На протяжении периода работы ПК председатель ПК и (или) его заместитель фиксирует у себя номера экзаменационных работ, вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов ПК при оценивании (на основании экзаменационных работ, проверенных собственноручно и (или) экзаменационных работ, номера которых фиксировали эксперты ПК в процессе оценивания). Информацию о номерах таких экзаменационных работ необходимо будет передать в уполномоченную Рособрнадзором организацию (ФИЛИ) после получения соответствующего запроса. Данные экзаменационные работы будут проанализированы и использованы для совершенствования критериев оценивания, проведения обучения экспертов ПК и согласования подходов к оцениванию экзаменационных работ.
5.22. В период работы ПК руководитель РЦОИ предоставляет председателю ПК статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов (не реже 2-3 раз в день). При этом председателю ПК предоставляется оперативная информация:
- о количестве проверенных экзаменационных работ на текущий момент времени;
- о количестве экзаменационных работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки;
- о количестве и доле экзаменационных работ, назначенных на третью проверку;
- другая информация, позволяющая определить качество работы ПК и необходимость проведения дополнительных согласований с экспертами ПК.
Результаты статистических отчетов председатель ПК использует для оптимизации организации работы ПК.
5.23. При необходимости председатель ПК дает дополнительные разъяснения по вопросам согласованности работы ПК.
5.24. Председатель ПК направляет в ГЭК информацию о случаях нарушения экспертом ПК требований Порядка, а именно недобросовестное выполнение возложенных на него обязанностей, использование статуса эксперта ПК в личных целях, а также игнорирование согласованных подходов к оцениванию экзаменационных работ, систематическое допущение ошибок в оценивании экзаменационных работ или нарушение процедуры проведения проверки. В указанных случаях председатель ПК имеет право отстранить эксперта ПК от работы в ПК, окончательное решение по вопросу исключения эксперта ПК из состава ПК принимает Департамент после проведенного ГЭК рассмотрения ситуации.
5.25. При проведении межрегиональной перекрестной проверки экзаменационные работы участников экзаменов, полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами ПК в общей очереди работ участников экзаменов. При этом экспертам ПК не предоставляется информация о том, экзаменационные работы из какого субъекта Российской Федерации были назначены им на проверку. Также экспертам ПК не предоставляется информация о том, включены ли в рабочий комплект, назначенный эксперту ПК на проверку, экзаменационные работы, полученные в рамках межрегиональной перекрестной проверки.
5.26. В период работы ПК с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников экзаменов все помещения работы ПК, включая помещение, в котором проводится семинар-согласование с разбором заданий и критериев оценивания развернутых ответов, должны быть оборудованы функционирующей системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
5.27. При выходе каждый эксперт ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов.
5.28. При выявлении экспертом ПК случаев, свидетельствующих о нарушении или возможном нарушении участником экзамена - автором проверяемой экспертом ПК экзаменационной работы - Порядка (например, выявлен факт выполнения экзаменационной работы несамостоятельно, наличие предположительно разных почерков, решение заданий разных вариантов, текст работы совпадает с текстом в других работах или опубликованных источниках, т.п.), а также случаев, указанных в подпунктах "б" и "в" подпункта 5.6 настоящего Положения, эксперт ПК уведомляет об обнаруженном факте председателя ПК.
Совместно с председателем ПК (при необходимости, с другими экспертами ПК, обнаружившими указанные факты) составляет акт в свободной форме с указанием номера экзаменационной работы и описанием обнаруженных фактов. Председатель ПК направляет служебную записку с приложением указанного акта председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения. Эксперт ПК, обнаруживший указанные факты, оценивает работу в полном объеме в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов, кроме случаев, указанных в критериях оценивания развернутых ответов и Указаниях по оцениванию (памятках экспертов, включенных в состав критериев).
5.29. В случае невозможности экспертом ПК оценить развернутые ответы участника экзамена по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.), эксперт ПК уведомляет об этом председателя ПК. Совместно с председателем ПК составляется акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием проблемы. Председатель ПК направляет служебную записку с приложением указанного акта руководителю РЦОИ для устранения причин, не позволяющих оценить экзаменационную работу. В случае если проблемы технического характера (например, некачественная запись устного ответа и т.п.) не удалось решить председатель ПК совместно с руководителем РЦОИ составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием обнаруженных фактов, который незамедлительно направляется председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения.
5.30. Окончательные баллы за развернутые ответы ЭР ОГЭ определяются, исходя из следующих положений:
- если баллы, выставленные двумя экспертами ПК, совпали, то эти баллы являются окончательными;
- если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами ПК, то окончательные баллы по каждой позиции оценивания определяются как среднее арифметическое баллов, выставленных двумя экспертами ПК в соответствии с правилами математического округления;
- если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами ПК, то назначается третья проверка. Баллы, выставленные экспертом ПК, назначенным на третью проверку, являются окончательными по тем позициям оценивания, которые направлялись на третью проверку.
5.31. В целях обеспечения соблюдения сроков обработки ЭМ необходимо в течение 1 календарного дня после завершения экзамена завершить процедуру проверки предположительно незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2 (лист 1 и лист 2) и дополнительных бланков ответов N 2.
График работы экспертов ПК должен предусматривать завершение проведения проверки ЭР первым и вторым экспертом (в том числе с учетом реализации межрегиональной перекрестной проверки) не позднее чем за сутки до сроков завершения обработки ЭМ на региональном уровне.
5.32. Проверка развернутых ответов участников экзаменов считается завершенной, когда все экзаменационные работы проверены экспертами ПК необходимое количество раз (определяется ПО РЦОИ), а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы ПО РЦОИ.
5.33. Полученные результаты в первичных баллах (сумма баллов за правильно выполненные задания экзаменационной работы) РЦОИ переводит в пятибалльную систему оценивания.
5.34. По завершении работы каждый эксперт ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов.
6. Особенности проведения проверки экзаменационных работ участников ГВЭ
6.1. Каждая работа ГВЭ проверяется двумя экспертами ПК.
6.2. При проверке ответов участников ГВЭ в устной форме экспертам ПК предоставляется доступ к единому хранилищу аудиозаписей ответов.
6.3. Председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ ключи правильных ответов (для заданий, предполагающих краткие ответы) и критерии оценивания развернутых ответов на задания ГВЭ и проводит семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГВЭ на каждое из заданий с развернутым ответом, руководствуясь полученными критериями оценивания развернутых ответов.
6.4. Эксперт ПК, проверяющий ЭР ГВЭ, выставляет баллы за каждый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается по нескольким критериям) согласно ключам правильных ответов и критериям оценивания развернутых ответов. Результаты оценивания выполнения заданий с кратким ответом, развернутым ответом, а также полученный участником ГВЭ первичный балл вносятся экспертами ПК в форму "Развернутая форма проверки выполнения заданий ГВЭ в 2023 году" (далее - Форма проверки работ ГВЭ). Формы проверки работ ГВЭ не являются машиночитаемыми и не подлежат автоматизированной обработке.
6.5. Эксперты ПК на основе данных о результатах оценивания ответов участников ГВЭ, внесенных в Формы проверки работ ГВЭ, осуществляют перевод первичных баллов участников ГВЭ в отметку по пятибалльной системе оценивания и вносят отметку в первое поле протокола проверки (см. Приложение 3. Правила заполнения протоколов проверки экспертов предметной комиссии), при этом отметки "0" и "1" не предусмотрены, и не вносятся в протоколы.
6.6. После заполнения бланки-протоколы обрабатываются в установленном порядке.
6.7. Результаты проверки работ участников ГВЭ автоматизированно сохраняются в РИС.
7. Организация работы ПК при перепроверках результатов ГИА
7.1. До 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, по решению Департамента или ГЭК ПК проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ ОГЭ.
7.2. РЦОИ вносит в РИС сведения об участниках экзаменов, чьи экзаменационные работы отправлены по решению Департамента на перепроверку, и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.
7.3. Комплект документов для перепроверки содержит:
- копии бланков ответов N 2, включая дополнительные бланки ответов N 2 (ОГЭ); копии бланков ответов на задания, включая дополнительные бланки ответов на задания (ГВЭ);
- копии бланков-протоколов;
- бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов ПК о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;
- вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена;
- критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, выполнявшегося участником экзамена.
7.4. Председатель ПК получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника РЦОИ).
7.5. Эксперты ПК осуществляют перепроверку полученных экзаменационных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
7.6. Оформленные протоколы перепроверки председатель ПК передает в ГЭК для утверждения и руководителю РЦОИ (или уполномоченному им сотруднику РЦОИ) для внесения информации по результатам перепроверки в РИС.
7.7. Обеспечение внесения информации по результатам перепроверки в РИС с дальнейшей передачей в ФИС с целью пересчета баллов осуществляет РЦОИ совместно с уполномоченной Рособрнадзором организацией (ФЦТ) в рамках установленной компетенции.
8. Анализ работ ПК
8.1. По окончании проведения ГИА и проверки экзаменационных работ участников экзаменов проводится анализ работы ПК.
8.2. Анализ работы ПК проводится на основании информации, предоставленной РЦОИ, а также Рособрнадзором и уполномоченными Рособрнадзором организациями (ФИЛИ и ФГБУ "ФЦТ").
8.3. В целях обеспечения проведения анализа работы ПК группе экспертов ПК, анализирующих работу ПК, предоставляется доступ к КИМ в сроки и порядке, установленном Департаментом.
8.4. Анализ работы ПК проводится в целях оптимизации работы ПК по проверке развернутых ответов участников ГИА, ее максимальной объективности, выработке единых требований и подходов к оцениванию экзаменационных работ, минимизирующих субъективность проверяющих экспертов.
8.5. При методическом анализе результатов ГИА по учебным предметам характеризуются следующие направления:
8.5.1. Характер изменения количества участников ОГЭ по предмету (отмечается динамика количества участников ОГЭ по предмету в целом, по отдельным категориям, видам образовательных организаций).
8.5.2. Характер результатов ОГЭ по предмету в 2021 году и в динамике.
8.5.3. Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий по предмету (в соответствии с методическими традициями предмета и особенностями экзаменационной модели по предмету (например, по группам заданий одинаковой формы, по видам деятельности, по тематическим разделам и т.п.).
8.5.4. Краткая характеристика КИМ по предмету на основе спецификации КИМ ОГЭ с описанием содержательных особенностей, которые можно выделить на основе использованных в регионе вариантов КИМ.
8.5.5. Содержательный анализ выполнения заданий КИМ ОГЭ.
8.5.6. Меры методической поддержки изучения учебного предмета в следующем учебном году на региональном уровне.
8.5.7. Перечень элементов содержания / умений и видов деятельности, усвоение которых всеми школьниками региона в целом можно считать достаточным.
8.5.8. Перечень элементов содержания / умений и видов деятельности, усвоение которых всеми школьниками региона в целом, школьниками с разным уровнем подготовки нельзя считать достаточным.
8.5.9. Изменения успешности выполнения заданий разных лет по одной теме / проверяемому умению, виду деятельности (если это возможно сделать).
8.5.10. Предложения по возможным направлениям совершенствования организации и методики обучения школьников.
8.5.11. Предложения по возможным направлениям диагностики учебных достижений по предмету в регионе.
8.5.12. Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в Смоленской области (кроме общих рекомендаций приводятся рекомендации по темам для обсуждения на методических объединениях учителей-предметников, предлагаются возможные направления повышения квалификации, как в системе дополнительного профессионального образования, так и через самообразование). Рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета формулируются как всем обучающимся, так и по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки.
8.6. Рекомендации по использованию учебно-методических комплектов, обоснованные результатами анализа соответствия учебных программ и УМК требованиям подготовки к ГИА.
------------------------------
1Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";
приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования".
2Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
3В соответствии с пунктом 61 Порядка, в случае если бланки ответов на задания с развернутым ответом и дополнительные бланки содержат незаполненные области (за исключением регистрационных полей), организаторы погашают их следующим образом: "Z". Как правило, данный знак "Z" свидетельствует о завершении выполнения заданий КИМ, выполненных участником экзамена, которые оформляются на бланках ответов на задания с развернутыми ответами или на дополнительных бланках (при их использовании), а также свидетельствует о том, что данный участник экзамена свою ЭР завершил и более не будет возвращаться к оформлению своих ответов на соответствующих бланках (продолжению оформления ответов). Указанный знак проставляется на последнем листе соответствующего бланка ответов. Например, участник экзамена выполнил все задания с развернутым ответом (или посильные ему задания), оформил ответы на задания с развернутым ответом на бланке ответов N 2 (лист 1) и бланке ответов N 2 (лист 2), дополнительные бланки ответов не запрашивал и соответственно не использовал их, таким образом, знак "Z" ставится на бланке ответов N 2 (лист 2) в области указанного бланка, оставшейся незаполненной участником экзамена. Знак "Z" в данном случае на бланке ответов N 2 (лист 1) не ставится, даже если на бланке ответов N 2 (лист 1) имеется небольшая незаполненная область.
4Указанное требование относится также к оцениванию ЭР ГВЭ, выполненных на бланках ответов на задания (дополнительных бланках ответов на задания).
5В Порядке отсутствует норма, согласно которой запрещается проверять часть ЭР, следующую после знака "Z", а также нормы, согласно которой запрещается проверять ЭР в случаях, описанных в подпунктах "б" и "в" подпункта 5.6 настоящего Положения. В то же время данный факт не означает, что по указанным ситуациям ГЭК не проводятся соответствующие служебные проверки, позволяющие исключить факт нарушения Порядка. В случае установления факта нарушения Порядка (после проведения соответствующей проверки) председатель ГЭК принимает решение об аннулировании результатов экзаменов в соответствии с Порядком.
6Изображения ЭР, которые планируется использовать для проведения оперативного семинара-согласования, рекомендуется отбирать (формировать запрос в РЦОИ) по принципу максимального объема ЭР.
7Существенное расхождение между баллами, выставленными двумя экспертами ПК, определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету и опубликовано в спецификациях и демонстрационных вариантах КИМ по каждому учебному предмету на сайте ФИПИ.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.