г. Краснодар |
|
27 января 2014 г. |
Дело N А32-27203/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Морской портовый сервис" (ИНН 2315143060, ОГРН 1082315002802) - Бадикова Д.В. (доверенность от 06.05.2013), Масленникова М.В. (доверенность от 05.06.2012) и Шорина В.В. (доверенность от 05.06.2012), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750) - Андрияновой Е.А. (доверенность от 08.02.2013), Селихова М.Ю. (доверенность от 10.07.2013), Шевцовой О.Ю. (доверенность от 20.12.2013) и Фурса Т.Н. (доверенность от 26.11.2013), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 по делу N А32-27203/2012 (судьи Стрекачев А.Н., Герасименко А.Н., Шимбарева Н.В.), установил следующее.
ЗАО "Морской портовый сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений инспекции от 04.07.2012 N 1742 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленного к возмещению; N 56157 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 29.04.2013 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Судебный акт мотивирован доказанностью инспекцией отсутствия у общества права на применение ставки НДС 0% на основании подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Суд исходил из того, что на период подачи декларации за IV квартал 2011 года общество не было включено в реестр субъектов естественных монополий, а государственное государственное регулирование деятельности в отношении общества как субъекта естественной монополии введено в IV квартале 2012 года; нефтеперевалочные базы "Грушовая" и "Шесхарис" не являются морскими терминалами и к территории морского порта Новороссийск не относятся в силу значительной территориальной отдаленности от него.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.09.2013 решение суда от 29.04.2013 отменено, заявленные требования удовлетворены. В пользу общества с инспекции взыскано 5 тыс. рублей в возмещение судебных расходов.
Судебные акт мотивирован тем, что в силу нормативного определения транспортировки нефтепродуктов трубопроводным транспортом и технологических особенностей этого процесса услуги общества как дочерней организации ОАО "АК "Транснефть"", входящей в реестр субъектов естественных монополий, по перемещению нефтепродуктов по принадлежащим им участкам магистрального трубопровода являются неотъемлемой составной частью единого процесса транспортировки данных продуктов, в связи с чем общество вправе применить ставку 0% НДС на основании подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда. По мнению подателя жалобы, постановление апелляционного суда принято с нарушением норм материального права: общество не представило доказательства принадлежности арендованного обществом оборудования к магистральному трубопроводу; в рассматриваемый налоговый период общество не являлось субъектом монополии; принадлежность акционеров общества к субъектам естественных монополий не доказывает наличие у общества такого же статуса, услуги по перевалке оказывались не на территории морского порта.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения постановление апелляционной инстанции, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители инспекции и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 20.01.2014 до 14 часов 24.01.2014. Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 20.02.2012 общество представило налоговому органу уточненную налоговую декларацию по НДС за IV квартал 2011 года.
В период с 20.02.2012 по 21.05.2012 инспекция провела камеральную налоговую проверка представленной декларации, составила акт от 04.06.2012 N 43438 и приняла решения от 04.07.2012 N 1742 об отказе в возмещении 32 254 488 рублей НДС и N 56157, о начислении к уплате в бюджет 99 078 462 рублей НДС, 2 995 408 рублей 08 копеек пеней по НДС и 17 153 366 рублей 02 копеек штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Кодекса за неуплату НДС.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 22.08.2012 N 20-12-879 решения инспекции утверждены.
Общество, не согласившись с указанными решениями инспекции, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Суды установили, что общество (арендатор) и ОАО "Черномортранснефть" (арендодатель; далее - ОАО "ЧТН") заключили договор от 25.02.2011 N 2, согласно которому арендодатель обязался предоставить обществу за плату во временное владение и пользование имущество перевалочных нефтебаз "Грушовая" и "Шесхарис" (недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности по приему/передаче от железнодорожного перевозчика, выгрузке/погрузке из/в железнодорожных вагонов-цистерн, хранению нефти и продуктов ее переработки и последующей их отгрузке на внутренний или внешний рынок), а именно: операторной сливных эстакад; эстакады; подъездных железнодорожных путей; насосной нижнего слива дизельного топлива, насосов, тепловых сетей площадки резервуара, молниеотводов, задвижек, нежилого строения/Площадки КИПиА, оборудования площадки КИП, нефтепровода от насосной до резервуарного парка, напорных трубопроводов, нефтепровода от резервуарного парка к Северному порталу, самотечных трубопроводов, трубопроводов в тоннеле, эстакад, сливных эстакад, подъездных железнодорожных путей, резервуаров, напорных трубопроводов, пункта налива темных нефтепродуктов, нежилых строений, нефтепроводов-перемычек и другого оборудования.
Размер ежемесячной арендной платы за имущество составляет 155 329 750 рублей 38 копеек, в том числе НДС 23 694 368 рублей 73 копейки. В арендную плату не включаются расходы, связанные с обеспечением арендатора коммунальными услугами. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и заключен на неопределенный срок.
Арендуемое заявителем оборудование используется с целью обеспечения осуществления основной деятельности предприятия - выполнения работ и оказания услуг по перевалке нефти и нефтепродуктов, сверхнормативному хранению груза, сохранению и улучшению качества нефти, наливу нефти на НПЗ.
Для данных целей общество использует оборудование и имущество, относящееся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Перечень N 504), а именно:
- пункт приема-сдачи и налива нефти, включая оборудование учета транспортируемой продукции (код ОКОФ 11 4526522);
- перевалочные нефтебазы, включая резервуарные парки и резервуары для приема, перевалки, хранения и смешения нефти и нефтепродуктов (код ОКОФ 11 4526526);
- отопительные производственные котельные (код ОКОФ 11 4527391);
- технологические трубопроводы (код ОКОФ 12 0001110);
- резервуары вертикальные, стальные и железобетонные (код ОКОФ 12 0001130 и 12 2812131);
- сливоналивные эстакады, сливные насосные станции для нефти и нефтепродуктов (код ОКОФ 12 2811250); а также другое вспомогательное оборудование (запорная и регулирующая арматура, объекты электроснабжения, здания и т. д.).
Согласно приложению "Д" Правил технической эксплуатации магистральных нефтепроводов РД-153-39.4-056.00, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации 14.08.2000, вышеперечисленное оборудование и сооружения относятся к объектам магистрального нефтепровода.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.12.2012 N 901-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" (далее - Приказ N 901-э) введено государственное регулирование деятельности в отношении общества в сфере перевалки нефти из системы магистральных трубопроводов на территории перевалочной нефтебазы "Грушовая".
Пунктом 2 Приказа N 901-э общество, осуществляющее деятельность в сфере перевалки нефти из системы магистральных трубопроводов, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел III "Транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам", под регистрационным N 23.3.4.
Кроме того, приказом Федеральной службы по тарифам от 20.03.2013 N 293-э в пункт 1 Приказа N 901-э внесены изменения - пункт 1 изложен в следующей редакции: "1. Ввести государственное регулирование деятельности в отношении общества в сфере оказания услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам на территории перевалочной нефтебазы "Грушовая", г. Новороссийск, Краснодарский край"".
Суд апелляционной инстанции установил, что общество входит в одну группу компаний ОАО ""АК "Транснефть"". 100% акций общества принадлежит организациям трубопроводного транспорта: ОАО "Приволжскнефтепровод" (95%) и ОАО "Верхневолжскнефтепровод" (5%). Наряду с этим 100% акций указанных компаний принадлежит ОАО "АК "Транснефть", которое полностью находится в государственной собственности. Основным видом деятельности является перевалка экспортируемых нефти и нефтепродуктов с использованием объектов арендуемых у ОАО "ЧТН" на нефтебазах "Грушовая" и "Шесхарис", также налив нефти в вагоны-цистерны для последующей отправки на российские нефтеперерабатывающие заводы. Перевалка экспортируемых нефти и нефтепродуктов осуществляется по договорам с компаниями, которые вывозят их в таможенном режиме экспорта на основании внешнеэкономических сделок. Нефтебазы и оборудование, на которых и с помощью которых заявитель осуществляет свою деятельность, являются неотъемлемыми технологическими частями магистрального трубопровода.
Общество начало осуществлять свою деятельность в третьем квартале 2011 года, в связи с чем заблаговременно (26.04.2011) обратилось с заявлением в Федеральную службу по тарифам России (далее - ФСТ) о включении его в реестр субъектов естественных монополий.
В материалах дела имеется переписка между обществом и ФСТ России, которая проверяла его деятельность, направляя запросы, получала от заявителя документы.
Результатом рассмотрения заявления общества явилось включение его в Реестр субъектов естественных монополий, что подтверждается Приказом N 901-э и приказом Федеральной службы по тарифам от 20.03.2013 N 293-э о внесении изменений.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о введении в отношении общества государственного регулирования и контроля в сфере оказания услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам. При этом с момента начала своей деятельности (I - III квартал 2011 года) и до момента включения в реестр субъектов естественных монополий (21.12.2012) деятельность заявителя не изменялась, что не оспаривается инспекцией.
Из изложенного следует, что имеющиеся у общества с начала его деятельности условия хозяйствования, связанные с перевалкой экспортируемой нефти и нефтепродуктов на перевалочных базах "Грушовая" и "Шесхарис" на другие виды транспорта, явились основанием для включения заявителя в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел III "Транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам".
Факт включения/невключения общества в Реестр субъектов естественных монополий не влияет на экономическую суть совершаемых им операций по перевалке нефти и нефтепродуктов
В силу пункта 2.2 части 1 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по ставке 0% при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов по перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, в том числе в морских, речных портах, вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру. При этом под перевалкой в целях названной статьи понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация. Этот подпункт распространяется на работы, услуги, выполняемые (оказываемые) на основании договоров (контрактов) с иностранным или российским юридическим лицом, заключившим внешнеэкономическую сделку по реализации нефти и (или) нефтепродуктов, транспортируемых за пределы территории Российской Федерации, или является лицом, от имени либо по поручению которого была заключена указанная внешнеэкономическая сделка.
Суды установили и общество подтверждает, что оно выполняет работы (оказывает услуги) по:
- разработке графика перевалки на месяц для ОАО "АК "Транснефть"", согласование его с заинтересованными сторонами;
- подтверждению приема нефти и нефтепродуктов по железной дороге, планированию подвода составов, взаимодействию со станцией "Грушевая", расстановке вагонов на путях эстакад;
- оформлению прибывших на железнодорожную станцию "Грушевая" вагонов-цистерн ("раскредитование");
- постановке вагонов-цистерн на железнодорожные эстакады;
- осуществлению подготовительных работ по сливу;
- отбору из вагонов-цистерн/автоцистерн проб нефти/нефтепродукта для последующих анализов;
- измерению уровней продукта в вагонах-цистернах/автоцистернах;
- сливу нефти/нефтепродукта из вагонов-цистерн/автоцистерн, перекачке насосами по трубопроводам в резервуары: подключению вагонов цистерн к сливным устройствам, открытию вагонов-цистерн на слив, заполнению сливного коллектора, контролю за состоянием оборудования, запуску насосов, оперированию запорной арматурой;
- сливу нефти/нефтепродукта из цистерн, транспортировке по трубопроводам в резервуары: диспетчеризации (управлению по системе телемеханики) процесса транспортировки;
- оформлению первичной документации по сливу нефти/нефтепродукта;
- контролю нефти/нефтепродукта в резервуарах (проведению замеров, сливу подтоварной воды);
- наливу танкера по трубопроводам из резервуаров: контролю за состоянием оборудования;
- наливу танкера по трубопроводам из резервуаров: диспетчеризации (управлению по системе телемеханики) процесса налива;
- осуществлению хранения груза клиента в резервуарах более согласованного срока: определению возможностей, выделения резервуаров, извещению РЖД (по необходимости), корректировке графиков подвода составов (при необходимости);
- планированию и выделению резервуаров для осуществления приема, хранения и отгрузки на танкер нефти клиента без изменения ее качества;
- смешению нефти клиента в потоке нефти на танкер с нефтью других клиентов в определенной пропорции для взаимного улучшения одного или нескольких показателей нефти;
- определению соотношения смеси;
- приему нефти, поступившей по системе магистральных нефтепроводов, из резервуаров ОАО "ЧТН" в резервуары общества;
- диспетчеризации процесса приема;
- отбору проб нефти/нефтепродукта из резервуаров для налива;
- транспортировке нефти по трубопроводам из резервуаров в вагоны-цистерны: открытию вагонов-цистерн, подключению устройств налива, контролю за осуществлением налива, учету налитого количества;
- транспортировке нефти по трубопроводам из резервуаров в вагоны-цистерны: диспетчеризации процесса;
- измерению уровней продукта в вагонах-цистернах;
- оформлению документации на налитые вагоны-цистерны;
- отправке вагонов-цистерн на НПЗ.
Из материалов дела следует, что в проверяемом периоде общество осуществляло деятельность на основании договоров, заключенных со следующими организациями:
- компанией "Crudex Energy International LTD" (от 15.06.2011 N 2011/01/ЭМ) на оказание услуг по перевалке мазута топочного;
- ООО "НефтеГазИндустрия" (от 15.06.2011 N 2011/02/ЭД, 2011/03/ЭД) на оказание услуг по перевалке дизельного топлива;
- филиалом акционерного общества "Палмпоинт Интернешнл Инк." (от 15.06.2011 N 2011/01/ЭД) на оказание услуг по перевалке дизельного топлива;
- ОАО "НК "Роснефть-Дагнефть"" (от 14.06.2011 N 2011/02/ЭН) на оказание услуг по перевалке нефти;
- ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (от 14.06.2011 N 2011/01/ЭН ТВХ-0433/11) на оказание услуг по перевалке нефти;
- ООО "Южная Бункерная Компания" (от 15.06.2011 N 2011/02/ЭМ) на оказание услуг по перевалке мазута топочного;
- Компанией "Флонтрано Трейдинг Лимитед" Россия (от 50.06.2011 N 2011/03/ЭН) на оказание услуг по перевалке нефти на нефтебазе "Грушовая" и "Шесхарис".
По условиям вышеуказанных договоров налив нефтепродуктов в нефтеналивные суда производится с причалов N 3, 6, 7 принадлежащих ОАО "НМТП".
Установив эти обстоятельства, суды сделали вывод, что общество осуществляет перевалку нефти и нефтепродуктов.
Из заявления общества также следует, что оно претендует на ставку 0%, поскольку является организацией трубопроводного транспорта, осуществляет перевалку грузов на основании договоров (контрактов), заключенных с иностранными и российскими юридическими лицами, заключившими внешнеторговые сделки.
Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя требования общества, не учел, что налогообложении по ставке 0% в случае оказания услуг по перевалке грузов (абзац 4 подпункта 2.2 части 1 статьи 164 Кодекса) производится в том случае, когда перевалка осуществляется в границах морского, речного порта.
Поэтому вывод суда первой инстанции об отсутствии у общества права на налогообложение по ставке 0% при оказании услуг по перевалке за пределами морского порта, является правильным и соответствует указанной норме права.
Поскольку суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права, постановление апелляционной инстанции надлежит отменить, а решение суда первой инстанции - оставить в силе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 по делу N А32-27203/2012 отменить.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2013 по настоящему делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2.2 части 1 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по ставке 0% при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов по перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, в том числе в морских, речных портах, вне зависимости от даты их помещения под соответствующую таможенную процедуру. При этом под перевалкой в целях названной статьи понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация. Этот подпункт распространяется на работы, услуги, выполняемые (оказываемые) на основании договоров (контрактов) с иностранным или российским юридическим лицом, заключившим внешнеэкономическую сделку по реализации нефти и (или) нефтепродуктов, транспортируемых за пределы территории Российской Федерации, или является лицом, от имени либо по поручению которого была заключена указанная внешнеэкономическая сделка.
...
Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя требования общества, не учел, что налогообложении по ставке 0% в случае оказания услуг по перевалке грузов (абзац 4 подпункта 2.2 части 1 статьи 164 Кодекса) производится в том случае, когда перевалка осуществляется в границах морского, речного порта."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 января 2014 г. N Ф08-8325/13 по делу N А32-27203/2012
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3833/14
20.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3833/14
27.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8325/13
26.09.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9621/13
29.04.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-27203/12
24.12.2012 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-27203/12