г. Краснодар |
|
30 января 2014 г. |
Дело N А25-673/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии от заинтересованного лица - Мэрии муниципального образования город Черкесск (ИНН 0901020490, ОГРН 1020900511279) - Кремня М.И. (доверенность от 18.12.2013), в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Лопатинского Сергея Владимировича (ОГРНИП 304091404100067), третьего лица - Управления имуществом и коммунальным комплексом города Мэрии муниципального образования город Черкесск (ИНН 0901025603, ОГРН 1020900515140), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лопатинского Сергея Владимировича на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09.09.2013 (судья Шишканов Д.Г.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013 (судьи Джамбулатов С.И., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу N А25-673/2013, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Лопатинский Сергей Владимирович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Мэрии муниципального образования город Черкесск (далее - мэрия) о признании незаконными действий мэрии по выдаче предписания от 29.04.2013 о демонтаже торгового павильона, расположенного в г. Черкесске по ул. Доватора, в районе жилого дома N 64 (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования город Черкесск (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09.09.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Выданное мэрией предписание от 29.04.2013 суды признали законным.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить указанные судебные акты и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Предприниматель считает, что суды неправильно применили нормы материального права, неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению предпринимателя, предписание о демонтаже торгового павильона фактически приводит к прекращению его предпринимательской деятельности по реализации продовольственных товаров, которой он занимается с 1999 года; предписание выдано без учета действующего договора аренды земельного участка (срок действия до 01.12.2013) и разрешения на установку торгового павильона (срок действия до 01.03.2014).
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель мэрии, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просил оставить их без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя мэрии, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по договорам купли-продажи от 10.06.1999 N 1082, 1083 предприниматель приобрел у гражданина Анушко В.И. в собственность два торговых киоска, ранее приобретенных названным гражданином в ходе приватизации муниципального имущества у Фонда имущества города Черкесска, в том числе торговый киоск "Мороженое" в г. Черкесске по ул. Доватора, в районе жилого дома N 64.
Постановлением Главы города Черкесска от 30.06.1999 N 2231 предпринимателю разрешена установка нестационарного торгового объекта - киоска в легких конструкциях и выдано разрешение, срок действия которого неоднократно продлевался (последний срок установлен постановлением от 28.05.2012 N915).
До истечения срока действия выданного разрешения на установку торговых киосков предприниматель обратился в мэрию с заявлением о продлении срока действия разрешения.
Письмом от 21.11.2012 N 6290 мэрия отказала в удовлетворении заявления, сославшись на то, что торговый киоск в г. Черкесске по ул. Доватора, 64 не включен в проект Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования города Черкесска.
Предприниматель оспорил отказ в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики. До рассмотрения судом по существу дела N А25-2429/2012 мэрия приняла постановление от 15.03.2013 N 535 о выдаче заявителю разрешения на размещение нестационарного торгового объекта (спорного киоска) сроком до 01.03.2014, а постановлением управления от 27.02.2013 N 25 земельный участок под спорным киоском предоставлен предпринимателю в аренду сроком до 01.12.2013. Определением суда от 21.03.2013 производство по делу N А25-2429/2012 прекращено в связи с отказом предпринимателя от заявленных требований.
В связи с принятием мэрией постановления от 29.03.2013 N 649 о реконструкции улиц города Черкесска (в том числе улицы Доватора), 29.04.2013 отдел градостроительства и контроля за использованием земель мэрии выдал предпринимателю предписание о демонтаже спорного торгового киоска в срок до 13.05.2013.
Не согласившись в предписанием от 29.04.2013, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" нестационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Суды установили, что киоск, принадлежащий предпринимателю, не имеет фундамента, выполнен из легких сборных металлических конструкций и представляет собой нестационарный торговый объект.
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Черкесска установлен Положением, утвержденным постановлением мэрии муниципального образования город Черкесск от 24.07.2012 N 1292 (далее - Положение N 1292).
В пункте 4.2 Положения N 1292 установлено, что основанием для размещения субъектом торговли нестационарного торгового объекта на территории города Черкесска является решение мэрии муниципального образования город Черкесск о выдаче разрешения на размещение нестационарного торгового объекта и правоустанавливающие документы на земельный участок.
На момент выдачи предписания от 29.04.2013 у предпринимателя имелось разрешение на размещение нестационарного торгового объекта, выданное на основании постановления мэрии от 15.03.2013 N 534 сроком действия до 01.03.2014, и договор аренды земельных участков от 27.02.2013 N 25, предоставленных предпринимателю в аренду до 01.12.2013.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Аналогичные вопросы отнесены к вопросам местного значения пунктом 25 статьи 8 Устава муниципального образования город Черкесск, утвержденного решением Думы муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 30.10.2012 N 12.
Частью 1 статьи 2 Закона N 131-ФЗ благоустройство территории поселения (городского округа) определено как комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В оспариваемом предписании от 29.04.2013 основанием для демонтажа спорного киоска названо начало проведения реконструкции улицы Доватора, на основании постановления мэрии от 29.03.2013 N 649 "О реконструкции улиц города Черкесска", в котором предусмотрено проведение в 2013 году реконструкции, в том числе улицы Доватора (в промежутке от ул. Парковая до ул. Октябрьская).
В пункте 4 данного постановления отделу градостроительства и контроля за использованием земель мэрии муниципального образования город Черкесск поручено провести организационные мероприятия с владельцами нестационарных торговых объектов, находящихся в зоне реконструкции и подлежащих сносу (демонтажу).
Суды установили, что киоск, принадлежащий предпринимателю, расположен на пешеходной части улицы Доватора (в промежутке от ул. Парковая до ул. Октябрьская), где согласно проектным документам должны проводиться работы по реконструкции улицы. Киоск препятствует проведению этих работ, его внешний вид не вписывается в современный дизайн бульвара по завершении реконструкции, он расположен вблизи планируемой детской игровой площадки, поэтому предпринимателю выдано предписание о его демонтаже.
Предприниматель считает, что предписание от 29.04.2013 незаконно, поскольку не истекли сроки разрешения на размещение нестационарного торгового объекта (спорного киоска).
Суды правомерно отклонили эти доводы.
Согласно подпункту "г" пункта 6.1 положения N 1292 действие разрешения прекращается мэрией муниципального образования города Черкесска досрочно в одностороннем порядке в случае принятия мэрией следующих решений: о необходимости ремонта и (или) реконструкции автомобильных дорог, в случае, если нахождение нестационарного торгового объекта препятствует осуществлению указанных работ; об использовании территорий, занимаемой нестационарным торговым объектом, для целей, связанных с развитием улично-дорожной сети, размещением остановок городского общественного транспорта, оборудованием бордюров, организацией парковочных мест; о размещении объектов капитального строительства муниципального значения.
Пунктом 2 постановления мэрии от 29.03.2013 N 649 "О реконструкции улиц города Черкесска", управлению поручено осуществление подготовки и оформления проектно-сметной документации, в которой необходимо предусмотреть максимально возможное расширение проезжей части улицы Доватора с заменой бордюрного камня, выделением технической полосы, парковочных мест, капитальным ремонтом пешеходных дорожек (тротуаров).
Кроме того, в пункте 3 постановления мэрии от 15.03.2013 N 534 о выдаче разрешения на размещение нестационарного торгового объекта предпринимателю, предусмотрено право мэрии досрочно прекращать в одностороннем порядке действие разрешения в случае нарушения предпринимателем пункта 2 постановления или при необходимости использования территории под торговым объектом для муниципальных нужд.
Установив названные обстоятельства и правильно применив нормы права, суды сделали обоснованный вывод о соответствии оспариваемого предписания закону и названным нормативным правовым актам.
Соответствие ненормативного правового акта закону исключает нарушение прав и законных интересов предпринимателя.
Суды установили соблюдение мэрией порядка выдачи спорного предписания - оно соответствует установленной муниципальными правовыми актами процедуре демонтажа и вывоза торговых киосков, других нестационарных торговых объектов - Положению по сносу (демонтажу) и вывозу торговых киосков, павильонов, временных сооружений и иных объектов некапитального строительства, утвержденному постановлением мэрии от 21.01.2013 N 52.
Довод предпринимателя о нарушении его прав, поскольку демонтаж торгового киоска ведет к прекращению его предпринимательской деятельности по торговле продовольственными товарами, обоснованно не принят судами во внимание, поскольку предприниматель владеет иным нестационарным торговым объектом в г. Черкесске, расположенным по пр. Ленина, 73. Кроме того, предприниматель не лишен возможности обратиться в мэрию в установленном порядке за получением разрешения на установку торгового киоска в ином месте (на перенос спорного киоска в другое место) в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Черкесска на основании статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Так как выданное предпринимателю предписание от 29.04.2013 о демонтаже торгового павильона (киоска) является правомерным, суды обоснованно отказали предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09.09.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013 по делу N А25-673/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А.Трифонова |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.