Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Администрации
города Ханты-Мансийска
от 21.03.2023 N 120
Положение
о единой дежурно-диспетчерской службе города Ханты-Мансийска
(далее - Положение)
I. Термины, определения и сокращения
1. Термины, определения и сокращения, используемые в настоящем Положении:
ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба города Ханты-Мансийска;
ДДС - дежурно-диспетчерская служба;
система 112 - система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112";
ЧС - чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера;
ГО - гражданская оборона;
МЧС России - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Главное управление - Главное управление МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре;
ЦУКС Главного управления - центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре;
ПУ ЕДДС - пункт управления единой дежурно-диспетчерской службы города Ханты-Мансийска;
7 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по ХМАО - Югре - 7 пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре;
ПОО - потенциально опасный объект;
КСА - комплекс средств автоматизации;
КЧС и ОПБ - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Ханты-Мансийска;
ОШ ЛЧС - оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
АРМ - автоматизированное рабочие место;
МКУ "УГЗН" - муниципальное казенное учреждение "Управление гражданской защиты населения";
АИУС РСЧС - автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
МКА ЖКХ - федеральная система мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства;
АПК "Безопасный город" - аппаратно-программный комплекс "Безопасный город";
АТС - автоматическая телефонная станция;
ГЛОНАСС/GPS - глобальная навигационная спутниковая система;
ЛВС - локальная вычислительная сеть;
ОДС - оперативная дежурная смена;
РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ГЗ ТП РСЧС - городское звено территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
УКВ/КВ - ультракороткие волны/короткие волны;
ЭОС - экстренные оперативные службы;
"Личный кабинет ЕДДС" - инструмент информационной системы "Атлас опасностей и рисков", который позволяет автоматизировать обмен оперативной и плановой информацией в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий) между органами повседневного управления муниципального, регионального и федерального уровней.
II. Общие положения
2. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции, порядок работы, состав и структуру, требования к руководству и дежурно-диспетчерскому персоналу, помещениям, оборудованию, финансированию ЕДДС.
3. ЕДДС является органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры РСЧС и осуществляет обеспечение деятельности Администрации города Ханты-Мансийска в области:
защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС);
управления силами и средствами города Ханты-Мансийска ГЗ ТП РСЧС, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, а также в условиях ведения ГО;
организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Администрации города Ханты-Мансийска и организаций при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений и при решении задач в области защиты населения и территории от ЧС и ГО;
оповещения и информирования населения о ЧС;
координации деятельности органов повседневного управления Ханты-Мансийского ГЗ ТП РСЧС.
4. ЕДДС в пределах своих полномочий взаимодействует со всеми дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб и организаций (объектов) города Ханты-Мансийска независимо от форм собственности по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС (происшествий), и совместных действий при угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).
5. ЕДДС осуществляет свою деятельность с целью повышения готовности органов местного самоуправления и служб города Ханты-Мансийска к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств ГЗ ТП РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также обеспечения исполнения полномочий по организации и осуществлению мероприятий по ГО, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах города Ханты-Мансийска, защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
6. ЕДДС предназначена для приема и передачи сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления, сигналов на изменение режимов функционирования ГЗ ТП РСЧС, приема сообщений о ЧС (происшествиях) от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), координации совместных действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), оперативного управления силами и средствами ГЗ ТП РСЧС, оповещения руководящего состава муниципального звена и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).
7. ЕДДС является структурным подразделением МКУ "УГЗН".
8. Общее руководство ЕДДС осуществляет Глава города Ханты-Мансийска, оперативное - директор МКУ "УГЗН", непосредственное - начальник ЕДДС.
9. Координацию деятельности ЕДДС в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера осуществляет ЦУКС Главного управления.
10. ЕДДС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, определяющими порядок и объем обмена информацией при взаимодействии с ДДС, в установленном порядке правовыми актами МЧС России, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, настоящим Положением о ЕДДС, а также соответствующими муниципальными правовыми актами города Ханты-Мансийска.
III. Задачи ЕДДС
11. ЕДДС выполняет следующие основные задачи:
обеспечение координации сил и средств ГЗ ТП РСЧС и ГО, их совместных действий, расположенных на территории города Ханты-Мансийска, доведение до них задач при подготовке и выполнении мероприятий по ГО, угрозе или возникновении ЧС (происшествий), а также по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС (происшествий), доведение информации о принятии необходимых экстренных мер и решений в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС города Ханты-Мансийска, планом гражданской обороны и защиты населения города Ханты-Мансийска;
организация информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО с использованием информационных систем, в том числе АИУС РСЧС (через "Личный кабинет ЕДДС");
прием и передача сигналов оповещения и экстренной информации, сигналов (распоряжений) на изменение режимов функционирования органов управления и сил городского звена территориальной подсистемы РСЧС;
прием от населения, организаций, технических систем или иных источников информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествия), анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;
оповещение и информирование руководящего состава Администрации города Ханты-Мансийска, органов управления и сил ГЗ ТП РСЧС муниципального уровня, ДДС о ЧС (происшествии);
обеспечение оповещения и информирования населения о ЧС (происшествии);
организация взаимодействия в установленном порядке в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия) с органами управления ГЗ ТП РСЧС, Администрации города Ханты-Мансийска и ДДС, а также с органами управления ГО при подготовке к ведению и ведении ГО;
информирование ДДС, сил РСЧС, привлекаемых к предупреждению ЧС, а также ликвидации ЧС (происшествия), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
сбор и обработка данных, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также контроль их исполнения;
мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных информационных систем и оконечных устройств, в пределах своих полномочий;
регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений и вызовов, обобщение информации о произошедших ЧС (происшествиях) (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих донесений (докладов) по подчиненности, формирование отчетов по поступившей информации;
оповещение и информирование ЕДДС соседних муниципальных образований в соответствии с соглашением о порядке взаимодействия и информационном обмене при угрозе распространения ЧС на территорию соседних муниципальных образований;
организация реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе через систему 112 и контроля результатов реагирования;
взаимодействие в зоне своей ответственности с дежурными службами территориальных (местных) гарнизонов для оперативного предупреждения об угрозах возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера.
IV. Функции ЕДДС
12. На ЕДДС возлагаются следующие основные функции:
прием и передача сигналов оповещения и экстренной информации;
прием, регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений и вызовов;
анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
сбор от ДДС, действующих на территории города Ханты-Мансийска, сети наблюдения и лабораторного контроля ГО и защиты населения информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествия) и доведения ее до реагирующих служб;
обработка и анализ данных о ЧС (происшествии), определение ее масштаба и уточнение состава сил и средств, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования;
обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мерах по ликвидации ЧС (происшествия), подготовка и корректировка заблаговременно разработанных и согласованных со службами города Ханты-Мансийска вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествии);
самостоятельное принятие необходимых решений по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий);
оповещение руководящего состава Администрации города Ханты-Мансийска, органов управления и сил ГО и ГЗ ТП РСЧС города Ханты-Мансийска, ДДС о ЧС (происшествии);
информирование ДДС и сил РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
организация взаимодействия с органами управления ГО и ЕДДС соседних муниципальных образований по вопросам обеспечения выполнения мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС (происшествий);
обеспечение своевременного оповещения и информирования населения о ЧС по решению Главы города Ханты-Мансийска (председателя КЧС и ОПБ);
представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) в ЦУКС Главного управления;
представление оперативной информации о произошедших ЧС (происшествиях), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности, в установленном порядке;
уточнение и координация действий, привлеченных ДДС по их совместному реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе 112;
контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе 112;
фиксация в оперативном режиме информации о возникающих аварийных ситуациях на объектах жилищно-коммунального хозяйства города Ханты-Мансийска и обеспечение контроля устранения аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства города Ханты-Мансийска посредством МКА ЖКХ;
мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных информационных систем и оконечных устройств;
информационное обеспечение КЧС и ОПБ города Ханты-Мансийска;
накопление и обновление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных о городе Ханты-Мансийске, органах управления на территории города Ханты-Мансийска (в том числе их ДДС), силах и средствах ГО и ГЗ ТП РСЧС на территории города Ханты-Мансийска, ПОО, критически важных объектах, объектах транспортной инфраструктуры и среды обитания, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), в том числе с использованием АИУС РСЧС через "Личный кабинет ЕДДС";
мониторинг состояния комплексной безопасности объектов социального назначения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей;
контроль и принятие мер по обеспечению готовности к задействованию муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, а также обеспечение устойчивого и непрерывного функционирования системы управления и средств автоматизации;
организация профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов ЕДДС для несения оперативного дежурства на ГЗ ТП РСЧС;
осуществление информационного обмена по оперативной обстановке с органами повседневного управления ГЗ ТП РСЧС, в том числе с использованием АИУС РСЧС через "Личный кабинет ЕДДС" и АПК "Безопасный город";
представление в ЦУКС Главного управления отчета о проведенных превентивных мероприятиях в соответствии с полученным прогнозом возможных ЧС (происшествий) или оперативным предупреждением о прохождении комплекса опасных и неблагоприятных метеорологических явлений;
доведение экстренных предупреждений об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествий), об опасных (неблагоприятных) метеорологических явлениях, моделях возможного развития обстановки, рекомендаций по снижению рисков до руководящего состава Администрации города Ханты-Мансийска, ДДС, организаторов мероприятий с массовым пребыванием людей, туристических групп на территории города Ханты-Мансийска;
участие в проведении учений и тренировок с органами повседневного управления ГЗ ТП РСЧС и органами управления ГО по выполнению возложенных на них задач.
V. Порядок работы ЕДДС
13. Для обеспечения своевременного и эффективного реагирования на угрозы возникновения и возникновение ЧС (происшествий) в ЕДДС организуется круглосуточное дежурство ОДС.
14. К несению дежурства в составе ОДС ЕДДС допускается дежурно-диспетчерский персонал, прошедший стажировку на рабочем месте и допущенный в установленном порядке к несению дежурства.
Специалисты ЕДДС должны получать дополнительное профессиональное образование по соответствующим программам подготовки в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление дополнительного профессионального образования, в течение первого года со дня назначения на должность и не реже одного раза в пять лет.
15. Перед заступлением очередной ОДС на дежурство руководителем ЕДДС (или лицом, его замещающим) должен проводиться инструктаж дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС согласно утвержденному плану проведения инструктажа. В ходе инструктажа до дежурно-диспетчерского персонала доводятся оперативная обстановка, задачи на очередное дежурство, анализируются характерные недостатки в действиях персонала и указываются меры, исключающие их повторение.
Со сменяющейся ОДС ЕДДС руководителем ЕДДС (или лицом, его замещающим) проводится подведение итогов несения оперативного дежурства, в ходе которого осуществляется разбор действий дежурно-диспетчерского персонала за прошедшее дежурство, доводятся основные недостатки и указываются меры, исключающие повторение выявленных недостатков.
16. В ходе приема-сдачи дежурства специалисты заступающей ОДС принимают у специалистов сменяющейся ОДС документацию, средства связи, АРМ и другое оборудование с занесением соответствующих записей в журнал приема-сдачи дежурства.
17. Привлечение специалистов ОДС ЕДДС к решению задач, не связанных с несением оперативного дежурства, не допускается.
18. Во время несения дежурства специалисты ОДС ЕДДС выполняют функциональные задачи в соответствии с должностными инструкциями и алгоритмами действий.
При нарушении трудовой дисциплины, безопасности связи, правил эксплуатации техники (оборудования), техники безопасности и пожарной безопасности дежурно-диспетчерский персонал может быть отстранен от несения дежурства.
Право отстранения от дежурства дежурно-диспетчерского персонала принадлежит непосредственному начальнику ЕДДС (или лицу, его замещающему).
В зависимости от степени тяжести и последствий допущенных нарушений виновные лица ОДС привлекаются к установленной законом ответственности в соответствии с действующим законодательством.
19. Информация об угрозах возникновения и возникновении ЧС (происшествий) поступает в ЕДДС по всем имеющимся каналам связи и информационным системам.
Вся информация об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествия) регистрируется в установленном порядке дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС и незамедлительно передается в ЭОС, которые необходимо направить в зону ЧС (происшествия), а также в ЦУКС Главного управления.
20. Ежемесячно руководителем ЕДДС (или лицом, его замещающим) проводится анализ функционирования ЕДДС и организации взаимодействия с ДДС, действующими на территории города Ханты-Мансийска.
21. Результаты анализа функционирования ЕДДС и организации взаимодействия с ДДС, действующими на территории города Ханты-Мансийска, ежеквартально рассматриваются на заседании КЧС и ОПБ города Ханты-Мансийска.
22. Результаты анализа функционирования ЕДДС ежегодно рассматривается на заседании КЧС и ОПБ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
VI. Режимы функционирования ЕДДС
23. ЕДДС функционирует в режимах: повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС; повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС; чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
24. В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий). В этом режиме ЕДДС осуществляет:
прием от населения, организаций и ДДС информации (сообщений) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия);
сбор, обработку и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий) и обеспечения пожарной безопасности, с использованием информационных систем, в том числе АИУС РСЧС;
обобщение и анализ информации о ЧС (происшествиях) за сутки дежурства и представление соответствующих докладов в установленном порядке;
мероприятия по поддержанию в готовности к применению программно-технических средств ЕДДС, средств связи и технических средств оповещения муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения;
передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия) по подчиненности, в первоочередном порядке председателю КЧС и ОПБ города Ханты-Мансийска, директору МКУ "УГЗН" в ЭОС, которые необходимо направить к месту или задействовать при ликвидации ЧС (происшествий), в ЦУКС Главного управления и в организации (подразделения), обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС;
по решению Главы города Ханты-Мансийска с пункта управления ЕДДС проводит информирование населения о ЧС;
мониторинг и анализ данных информационных систем в целях получения сведений о прогнозируемых и(или) возникших ЧС и их последствиях, информации об опасных и неблагоприятных природных явлениях, о состоянии ПОО, опасных производственных объектов, а также о состоянии окружающей среды, в том числе от АПК "Безопасный город" и АИУС РСЧС;
внесение необходимых изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС (происшествия);
разработку, корректировку и согласование с ДДС, действующими на территории города Ханты-Мансийска, соглашений и регламентов информационного взаимодействия при реагировании на ЧС (происшествия);
контроль за своевременным устранением неисправностей и аварий на системах жизнеобеспечения города Ханты-Мансийска;
уточнение и корректировку действий ДДС, привлекаемых к реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе 112;
контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе 112;
направление в органы управления ГЗ ТП РСЧС по принадлежности прогнозов, полученных от ЦУКС Главного управления, об угрозах возникновения ЧС (происшествий) и моделей развития обстановки по неблагоприятному прогнозу в пределах города Ханты-Мансийска.
25. ЕДДС взаимодействует с ДДС, функционирующими на территории города Ханты-Мансийска, на основании заключенных соглашений об информационном взаимодействии, согласно которым оперативная информация о текущей обстановке в режиме повседневной деятельности передается в ЕДДС.
26. Сообщения, идентифицированные как сообщения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), поступившие в ДДС, в соответствии с соглашениями об информационном взаимодействии передаются в ЕДДС. Сообщения о ЧС (происшествиях), которые не относятся к сфере ответственности принявшей их дежурно-диспетчерской службы, незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению.
27. В режим повышенной готовности ЕДДС, привлекаемые ЭОС и ДДС организаций (объектов), переводятся решением Главы города Ханты-Мансийска при угрозе возникновения ЧС. В режиме повышенной готовности ЕДДС дополнительно осуществляет:
взаимодействие с руководителями соответствующих служб по вопросам подготовки сил и средств ГЗ ТП РСЧС, ЭОС и ДДС, организаций (объектов) на территории города Ханты-Мансийска к действиям в случае возникновения ЧС (происшествия);
оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС и ОПБ, Администрации города Ханты-Мансийска, взаимодействующих ДДС, ЭОС и организаций (объектов) на территории города Ханты-Мансийска и подчиненных сил ГЗ ТП РСЧС;
передачу информации об угрозе возникновения ЧС (происшествия) по подчиненности, в первоочередном порядке председателю КЧС и ОПБ города Ханты-Мансийска, директору МКУ "УГЗН", в ЭОС, которые необходимо направить к месту или задействовать при ликвидации ЧС (происшествия), в ЦУКС Главного управления и в организации (подразделения) органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС;
получение и анализ данных наблюдения и контроля за обстановкой на территории города Ханты-Мансийска, на ПОО, опасных производственных объектах, а также за состоянием окружающей среды;
прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых ЭОС и ДДС организаций, сил и средств ГЗ ТП РСЧС;
корректировку алгоритмов действий ЕДДС на угрозу возникновения ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ЭОС и ДДС организаций, силами и средствами ГЗ ТП РСЧС, действующими на территории города Ханты-Мансийска, в целях предотвращения ЧС;
контроль и координацию действий ЭОС и ДДС организаций, сил и средств ГЗ ТП РСЧС при принятии ими экстренных мер по предотвращению возникновения ЧС или смягчению ее последствий;
обеспечение информирования населения о ЧС;
по решению Главы города Ханты-Мансийска с пункта управления ЕДДС проводит оповещение населения о ЧС (в том числе через операторов сотовой связи);
представление докладов в органы управления в установленном порядке;
направление в ЦУКС Главного управления, другие органы управления в установленном порядке сведений о проведенных превентивных мероприятиях в соответствии с полученным прогнозом возможных ЧС или оперативным предупреждением о прохождении комплекса опасных и неблагоприятных метеорологических явлений.
28. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС, привлекаемые ЭОС и ДДС организаций (объектов) и силы ГЗ ТП РСЧС переводятся решением Главы города Ханты-Мансийска при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДДС дополнительно осуществляет выполнение следующих задач:
организует экстренное оповещение и направление к месту ЧС сил и средств ГЗ ТП РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС, осуществляет координацию их действий по предотвращению и ликвидации ЧС, а также реагированию на происшествия после получения необходимых данных;
самостоятельно принимает решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий);
осуществляет сбор, обработку и представление собранной информации, проводит оценку обстановки, дополнительное привлечение к реагированию ЭОС и ДДС организаций, действующих на территории города Ханты-Мансийска, в соответствии со схемой оповещения;
по решению Главы города Ханты-Мансийска с пункта управления ЕДДС производит оповещение населения о ЧС;
осуществляет сбор, обработку, уточнение и представление оперативной информации о развитии ЧС, а также координацию действий ЭОС, ДДС организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС, сил и средств ГЗ ТП РСЧС;
осуществляет постоянное информационное взаимодействие с руководителем ликвидации ЧС, Главой города Ханты-Мансийска, ОДС ЦУКС Главного управления, ОШ ЛЧС и тушения пожаров, ЭОС, ДДС организаций о ходе реагирования на ЧС и ведения аварийно-восстановительных работ;
осуществляет контроль проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ;
готовит и представляет в органы управления доклады и донесения о ЧС в установленном порядке;
готовит предложения в решение КЧС и ОПБ города Ханты-Мансийска на ликвидацию ЧС;
ведет учет сил и средств ГЗ ТП РСЧС, действующих на территории города Ханты-Мансийска, привлекаемых к ликвидации ЧС.
29. При подготовке к ведению и ведении ГО ЕДДС осуществляет:
получение сигналов оповещения и(или) экстренной информации, подтверждает ее получение у вышестоящего органа управления ГО;
организацию оповещения руководящего состава ГО города Ханты-Мансийска, сил ГО, дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов и ДДС организаций (объектов) на территории города Ханты-Мансийска;
обеспечение оповещения населения, находящегося на территории города Ханты-Мансийска;
организацию приема от организаций (объектов), расположенных на территории города Ханты-Мансийска, информации по выполнению мероприятий ГО с доведением ее до органа управления ГО города Ханты-Мансийска;
ведение учета сил и средств ГО, привлекаемых к выполнению мероприятий ГО.
30. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС осуществляется через ЕДДС. Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая в ЕДДС информация доводится до всех заинтересованных ДДС.
31. Функционирование ЕДДС при подготовке к ведению и ведении ГО осуществляется в соответствии с Планом приведения в готовность ГО и Планом ГО и защиты населения города Ханты-Мансийска, инструкциями дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС по действиям в условиях особого периода.
VII. Состав и структура ЕДДС
32. ЕДДС включает в себя персонал ЕДДС, технические средства управления, связи и оповещения.
33. В состав персонала ЕДДС входят:
руководство ЕДДС: руководитель ЕДДС, заместители руководителя ЕДДС;
дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС: старший дежурный оперативный, дежурные оперативные, помощники дежурного оперативного - операторы "112".
34. Штатная численность должностей ЕДДС утверждается директором МКУ "УГЗН".
VIII. Комплектование и подготовка кадров ЕДДС
35. Комплектование личным составом ЕДДС осуществляется директором МКУ "УГЗН" по предоставлению начальника ЕДДС. Начальник ЕДДС назначается на должность и освобождается от должности директором МКУ "УГЗН".
36. Личный состав ЕДДС обязан знать требования руководящих документов, регламентирующих его деятельность, и применять их в практической работе.
37. Основными формами обучения на местах персонала ЕДДС являются мероприятия оперативной подготовки (тренировки, учения), занятия по профессиональной подготовке, ежедневный инструктаж перед заступлением дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС на дежурство.
38. Мероприятия оперативной подготовки осуществляются в ходе проводимых ЦУКС Главного управления тренировок, а также в ходе тренировок с ДДС, действующими на территории города Ханты-Мансийска, при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами ГЗ ТП РСЧС.
39. На дополнительное профессиональное образование специалисты ЕДДС направляются решением начальника ЕДДС.
Дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области защиты от ЧС руководителей и специалистов ЕДДС проводят в Учебно-методическом центре по ГО и ЧС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, курсах ГО, учебных центрах и учебных пунктах федеральной противопожарной службы, государственной противопожарной службы, других образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности.
Специалисты ЕДДС должны проходить дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации не реже одного раза в пять лет. Для лиц, впервые назначенных на должность, дополнительное профессиональное образование проводится в течение первого года работы.
40. В целях поддержания уровня профессиональной подготовленности дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС, совершенствования его практических навыков в выполнении функциональных обязанностей, а также овладения новыми навыками, руководство ЕДДС организовывает подготовку дежурно-диспетчерского персонала по специально разработанной МЧС России программе, с последующим принятием зачетов не реже двух раза в год.
41. При необходимости дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС может быть направлен на прохождение стажировки в ЦУКС Главного управления.
IX. Требования к руководству и дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС
42. Руководство и дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС должны знать:
требования нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;
риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для города Ханты-Мансийска;
административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также другую информацию о городе и регионе;
состав сил и средств постоянной готовности ГЗ ТП РСЧС, их задачи, порядок их привлечения, дислокацию, назначение, тактико-технические характеристики специальной техники;
зону ответственности ЕДДС и зоны ответственности служб экстренного реагирования и взаимодействующих организаций, действующих на территории города Ханты-Мансийска;
ПОО, опасные производственные объекты, объекты социального назначения, объекты с массовым пребыванием людей, находящиеся в зоне ответственности, их адреса, полное наименование и характеристики;
порядок проведения эвакуации населения из зоны ЧС, местонахождение пунктов временного размещения, их вместимость;
порядок использования различных информационно-справочных ресурсов и материалов, в том числе паспорта территории;
назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, обеспечивающего функционирование ЕДДС;
общую характеристику соседних муниципальных образований;
функциональные обязанности и должностные инструкции;
алгоритмы действий персонала ЕДДС в различных режимах функционирования;
документы, определяющие действия персонала ЕДДС по сигналам управления и оповещения;
правила и порядок ведения делопроизводства.
43. Начальник (заместитель начальника) ЕДДС должен обладать навыками:
организовывать выполнение и обеспечивать контроль выполнения поставленных перед ЕДДС задач;
разрабатывать нормативно-методическую базу развития и обеспечения функционирования ЕДДС, в том числе соглашения и регламенты информационного взаимодействия с ДДС, действующими на территории города Ханты-Мансийска, и службами жизнеобеспечения города Ханты-Мансийска;
организовывать оперативно-техническую работу, дополнительное профессиональное образование персонала ЕДДС;
организовывать проведение занятий, тренировок и учений;
разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС;
уметь использовать в работе информационные системы.
44. Требования к начальнику (заместителю начальника) ЕДДС: высшее образование, стаж оперативной работы не менее трех лет на оперативных должностях в области обеспечения защиты населения и территорий и дополнительное профессиональное образование по установленной программе в соответствии с программой повышения квалификации в области защиты от ЧС руководителей и специалистов ЕДДС, допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).
45. Дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС должен обладать следующими навыками:
осуществлять постоянный сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения ЧС (происшествий) и контроль проведения работ по ликвидации ЧС (происшествий);
проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;
качественно и оперативно осуществлять подготовку управленческих, организационных и планирующих документов;
применять в своей работе данные прогнозов развития обстановки;
обеспечивать оперативное руководство и координацию деятельности органов управления и сил ГО и ГЗ ТП РСЧС;
осуществлять мониторинг средств массовой информации в сети интернет;
использовать все функции телекоммуникационного оборудования и оргтехники на АРМ, в том числе установленного комплекта видеоконференцсвязи;
применять данные информационных систем и расчетных задач;
работать на персональном компьютере на уровне уверенного пользователя (знание программ офисного пакета, умение пользоваться электронной почтой, Интернетом и информационно-справочными ресурсами);
уметь пользоваться программными средствами, информационными системами, используемыми в деятельности ЕДДС;
безошибочно набирать на клавиатуре текст со скоростью не менее 150 символов в минуту;
четко говорить по радиостанции и телефону одновременно с работой за компьютером;
своевременно формировать установленный комплект документов по вводной (в рамках мероприятий оперативной подготовки) или ЧС (происшествию);
в соответствии с установленными временными нормативами осуществлять подготовку оперативных расчетов, докладов, требуемых отчетных документов, а также информирование руководства города Ханты-Мансийска о ЧС, руководителей сил и средств, участвующих в ликвидации ЧС;
запускать аппаратуру информирования и оповещения населения;
использовать различные информационно-справочные ресурсы и материалы, в том числе паспорта территорий (объектов), необходимые для подготовки оперативных расчетов, докладов, требуемых отчетных документов.
46. Дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС запрещено:
вести телефонные переговоры, не связанные с несением оперативного дежурства;
предоставлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания руководства города Ханты-Мансийска;
допускать в помещения ЕДДС посторонних лиц;
отлучаться с места несения оперативного дежурства без разрешения начальника ЕДДС;
выполнять задачи, не предусмотренные должностными обязанностями и инструкциями, и использовать оборудование и технические средства не по назначению.
47. Требования к дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС:
наличие высшего или среднего профессионального образования;
умение пользоваться техническими средствами, установленными в зале ОДС ЕДДС;
знание нормативных документов в области защиты населения и территорий;
знание правил эксплуатации технических средств оповещения муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения, а также структуры, способов и порядка оповещения населения города Ханты-Мансийска;
наличие специальной подготовки по установленной программе по направлению деятельности;
наличие допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).
48. ЕДДС может предъявлять к дежурно-диспетчерскому персоналу дополнительные требования.
X. Требования к помещениям ЕДДС
49. ЕДДС размещается на ПУ ЕДДС, который представляет собой рабочие помещения для персонала ЕДДС (зал ОДС, кабинет руководителя ЕДДС, комната отдыха и приема пищи, серверная), оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией. ПУ ЕДДС размещается в помещениях, предоставляемых Администрацией города Ханты-Мансийска.
Расчет потребностей в площадях помещений ЕДДС производится на базе требований действующих санитарных правил и норм, устанавливающих обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда, и на основе значений количества специалистов ОДС.
50. Конструктивные решения по установке и монтажу технических средств в помещениях ПУ ЕДДС выбираются с учетом минимизации влияния внешних воздействий на технические средства с целью достижения необходимой работоспособности оборудования ПУ ЕДДС в условиях ЧС, в том числе и в военное время.
51. Электроснабжение технических средств ЕДДС должно осуществляться от единой энергетической системы России не ниже первой категории.
52. Для предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц зал ОДС ЕДДС оборудуется автоматическим запорным устройством и средствами видеонаблюдения. Порядок допуска в помещения ЕДДС устанавливается директором МКУ "УГЗН", начальником ЕДДС.
53. Каждый сотрудник ЕДДС обязан носить специальную форму во время исполнения служебных обязанностей.
XI. Требования к оборудованию ЕДДС
54. В целях обеспечения приема и передачи документов управления, обмена всеми видами информации со всеми взаимодействующими органами управления в установленные сроки и с требуемым качеством доведения сигналов оповещения до органов управления и населения в ЕДДС должна быть создана информационно-телекоммуникационная инфраструктура с соответствующим уровнем информационной безопасности.
55. КСА ЕДДС предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС возложенных функций и должен включать технически взаимосвязанные:
систему хранения, обработки и передачи данных;
систему видеоконференцсвязи;
систему отображения информации;
систему мониторинга стационарных объектов и подвижных транспортных средств.
56. Система хранения, обработки и передачи данных должна состоять из следующих элементов:
оборудование ЛВС;
оборудование хранения и обработки данных;
оргтехника.
57. Оборудование ЛВС должно обеспечивать объединение АРМ ЕДДС для обмена между ними информацией в электронном виде, подключение к внешним сетям. Подключение ЛВС к сети Интернет должно осуществляться только с применением сертифицированных средств защиты информации. При отсутствии сертифицированных средств защиты информации к сети Интернет могут подключаться АРМ, не включенные в ЛВС.
Оборудование ЛВС должно размещаться в телекоммуникационных шкафах в помещениях с соответствующими климатическими условиями. Для поддержания в телекоммуникационных шкафах установленной температуры и влажности должны быть установлены системы кондиционирования.
58. Система видеоконференцсвязи должна обеспечивать участие персонала ЕДДС, а также других должностных лиц, в селекторных совещаниях со всеми взаимодействующими органами управления. Система видеоконференцсвязи должна состоять из следующих основных элементов: видеокодек; видеокамера; микрофонное оборудование; оборудование звукоусиления.
59. Видеокамера должна обеспечивать возможность показа общего вида помещения ЕДДС, а также наведение на участника (участников) селекторного совещания. В видеокамере должны быть реализованы функции трансфокации, а также функции поворота с помощью пульта дистанционного управления или через интерфейс компьютера.
60. Система отображения информации (видеостена) должна обеспечивать вывод информации с АРМ, а также с оборудования видеоконференцсвязи.
Система отображения информации должна иметь возможность разделения видеостены на сегменты для одновременного вывода информации с различных источников. Должна быть предусмотрена возможность наращивания системы отображения информации за счет подключения дополнительных сегментов ввода-вывода.
61. Система мониторинга стационарных объектов и подвижных транспортных средств должна обеспечивать прием данных от объектов мониторинга, отображение объектов мониторинга, а также транспортных средств, оснащаемых аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, в соответствии с перечнем Министерства транспорта Российской Федерации.
62. Система связи и система оповещения должна включать в себя:
систему телефонной связи;
систему радиосвязи; систему оповещения населения, в том числе комплексную систему экстренного оповещения населения и оповещения должностных лиц;
систему внутренней связи.
63. Система телефонной связи ЕДДС должна состоять из следующих элементов: мини-АТС; телефонные аппараты; система записи телефонных переговоров.
64. Система записи телефонных переговоров должна обеспечивать запись всех исходящих и входящих телефонных разговоров со всех подключенных телефонных аппаратов персонала ЕДДС.
65. Система радиосвязи должна обеспечивать устойчивую связь с подвижными и стационарными объектами, оборудованными соответствующими средствами связи.
Система радиосвязи должна состоять из следующих основных элементов:
УКВ-радиостанция;
КВ-радиостанция.
Для организации радиосетей должны быть получены разрешения на частоты в Радиочастотной службе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
66. Система оповещения населения должна обеспечивать своевременное доведение сигналов оповещения и экстренной информации до руководящего состава ГО и ГЗ ТП РСЧС, сил ГО и РСЧС города Ханты-Мансийска, ДДС, населения на территории города Ханты-Мансийска об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
67. Система внутренней связи должна обеспечивать оповещение лиц, находящихся в ЕДДС, посредством задействования оборудования звукоусиления, установленного в помещениях ЕДДС.
Система внутренней связи должна состоять из следующих основных элементов:
микрофон диспетчера;
усилитель мощности;
акустические системы.
68. Многозадачная серверная платформа ориентирована на хранение и обработку данных.
XII. Финансирование ЕДДС
69. Финансирование создания и деятельности ЕДДС осуществляется за счет средств бюджета города Ханты-Мансийска, иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
XIII. Требования к защите информации
70. В ЕДДС должны выполняться требования по обеспечению защиты информации, предъявляемые к автоматизированным системам управления, государственным информационным системам и защите персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.